Александр Коновалов: Неизбежна ли война цивилизаций?
"Эксперт Волга" No26(30) / 16 октября 2006
http://www.pfo.ru/?id=10209
Проблема предотвращения конфликтов цивилизаций или хотя бы минимизации их проявлений может быть решена только за счет реального сплочения полиэтнического социума. Историей оказались востребованы различные пути такого объединения, включая уникальный опыт сосуществования различных народов и конфессий в России
Справедливость наблюдения Ясперса об "усреднении" индивидуальности в современном мире, предпочтительности посредственности, предсказуемости поведения индивида находит подтверждение в выстроившейся в западной цивилизации системе ценностей и общих подходах к организации общественной жизни. Отношения между индивидами в социуме, между индивидами и государством настолько прагматичны, что не поощряется индивидуальность, заметно выдающаяся за рамки принятой за образец константы.
Наиболее яркого и последовательного применения эта концепция достигла в наши дни, когда за внешне благими идеями расширения контактов между людьми и государствами, повышения благосостояния, уровня безопасности скрывается доктрина всемирной глобализации, которая предполагает фактически полное уничтожение различий личностей, усредненное стремление всякого и каждого к единому для всех набору материальных (в основном) и духовных ценностей, жесткое (вплоть до физического уничтожения) подавление инакомыслия под лозунгом обороны идеалов демократии и свободы личности.
Современная западная демократия - это колоссальный сетевой мегапроект
Западная демократия и "восстание масс"
Современный западный мир материально ориентирован и эклектичен. Он впитал в себя опыт прошедших веков, образов и моделей поведения прошлого; он не желает ошибаться и стремится свести затраты на обеспечение своего существования к минимуму. В области управления массами людей посредством формирования межнациональной идеологии эта задача проявляется в провозглашении единых, доступных всякому индивиду с предсказуемым поведением целей и устремлений; общих для всех принципов и правил взаимоотношений в социуме.
Вся материальная и, что особенно страшно, духовная сфера существования личности разлагается на составляющие, претерпевающие унификацию посредством определенной обработки и в виде типовых стандартных "кирпичиков", синтезирующихся затем в новых одинаковых людей и новое универсально и безошибочно управляемое общество. Все приобретает определенные стандарты, соблюдать которые считается правильным и приличным, а не соблюдать - подозрительным. Открытое же противодействие всеобщему внедрению этих "демократических ценностей" приравнивается к посягательству на всеобщее благо, заслуживающему и требующему (в общих интересах) безжалостного уничтожения.
Происходящее выглядит логическим продолжением процессов, которые Ортега-и-Гассет в первой трети ХХ столетия именовал восстанием масс: "Сегодня мы видим торжество гипердемократии, при которой масса действует непосредственно, вне всякого закона, и с помощью грубого давления навязывает свои желания и вкусы... Масса сминает непохожее, недюжинное и лучшее. Кто не такой, как все, кто думает не так, как все, рискует стать изгоем... Мир обычно был неоднородным единством массы и независимых меньшинств. Сегодня весь мир стал массой".
Современная глобализация - не только и не столько результат торжества "восстания масс", сколько умелое направление генерируемой массами духовной энергии в нужные рамки и формы, преследующее в качестве цели предотвращение неконтролируемых всплесков этой энергии. Современная западная демократия - это колоссальный сетевой мегапроект, возродивший с учетом пережитого и обобщенного многовекового опыта умело мимикрировавший под свободомыслие тоталитаризм, подавляющий индивидуальную волю и высокотехнологичными способами ввергающий огромные массы людей в состояние унифицированного существования.
Для сохранения национальных языков и национальной культуры в России делается, скорее всего, больше, чем в любой стране Европы