Чек- листы аварийных ситуаций

1. Выход из строя главного двигателя

2. Выход из строя рулевого привода

3. Выход из строя гирокомпаса

4. Выход из строя системы управления с мостика/машинного телеграфа на мостике

5. Угроза столкновения/столкновение

6. Посадка на мель

7. Пожар

8. Затопление

9. Место посадки в спасательные шлюпки/плоты

10. Человек за бортом

11. Поиск и спасание

Перечень чек – листов данным списком не ограничивается.

Для проведения практического занятия придается перечень следующих проверочных листов:

1. Чек – лист 1. Ознакомление с мостиком.

2. Чек – лист 2. Подготовка судна к выходу в море.

3. Чек – лист 3. Подготовка судна ко входу в порт.

4. Чек – лист 4. Смена штурманской вахты на ходу.

5. Чек – лист 5. Смена штурманской вахты и стоянка на якоре.

6. Чек – лист 6. Плавание в ограниченной видимости.

7. Чек – лист 7. Плавание в прибрежных водах и системах РДС.

8. Чек – лист 8. При падении человека за борт.

9. Чек – лист 9. При приближении шторма и в штормовых условиях.

10. Чек – лист 10. При ледокольной проводке.

11. Чек – лист 11. Остановка главного двигателя.

12. Чек – лист 12. Внезапное получение судном крена.

13. Чек – лист 13. Обесточивание судна.

14. Чек – лист 14. Получение сигнала бедствия.

15. Чек – лист 15. Перед постановкой в док.

16. Чек – лист 16. Ликвидация последствий разлива нефтепродуктов.

17. Чек – лист 17. Нападение пиратов.

18. Чек – лист 18. Несчастный случай на судне.

Курсант должен ознакомится с выше перечисленными чек – листами и тем самым закрепить свои знания в морской судоводительской практике, быть готовым к проверке знаний по выше приведенным процедурам.

Литература:

1. Алексишин В.Г. и др. Международные и национальные стандарты безопасности мореплавання. – Одеса; Латстар, 2002

2. Ермолаев Г.Г. Морская лоция. – М.; Транспорт, 1969

3. Снопков В.И. Безопасность мореплавания. – М.; 1994

4. Морское и рыболовное право: Под ред. А.А. Волкова. – М.; Агропромиздат, 1986

5. В.Г. Торский, В.П. Топалов. Конвенция СОЛАС – 74 . Краткий обзор. – Одесса; 2003

6. Кадюкин А.А. МАРПОЛ – 73/78 : для практического применения на судне. – Одесса; 2003

7. В.Г. Торский, А.А. Позолотин. МКУБ в вопросах и ответах. – Одеса; 1998

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Проверочный лист 1 (Check list 1)

Ознакомление с мостиком:


Вновь прибывшие на судно помощники капитана обязаны до заступления на ходовую вахту ознакомиться с составом и расположением судового и навигационного оборудования, а также сдать зачет командованию судна по навигационному использованию технических средств судовождения.

Перечень объектов для ознакомления в общем виде включает в себя следующее:

1. Аварийная сигнализация, сигналы тревог.__________________________________

2. Включение освещения мостика, палубное и наружное освещение, шлюпки,

трапы._______________________________________________________________

3. Связь: а) внутренняя – телефоны, радиотрансляция; б) внешняя - тифоны

(ручное, автоматическое управление), УКВ, клотик, сигнальная лампа, пере-

носная - УКВ, флаги ММС, флаги Государств, сигнальные фигуры.___________

4. РЛС, САРП____________________________________________________________

5. Радиопеленгатор________________________________________________________

6. Лаг___________________________________________________________________

7. Эхолот________________________________________________________________

8. Гирокомпас, курсограф, репитеры, пеленгаторы_____________________________

9. Магнитные компасы__________________________________________________ 10. Хронометр, часы_______________________________________________________

11. Приемоиндикаторы навигационных систем: GPS, TRANSIT, LORAN, DECCA

и т.п._________________________________________________________________

12. Навигационные огни – ходовые, якорные, включая аварийное питание,«судно,

лишенное возможности управляться» и др. сигналы_________________________

13. Пиротехника, линеметательный аппарат___________________________________

14. Аварийное питание в случае обесточивания (запуск АДГ, аккумуляторы)_______

15. Управление рулем: ручное, автомат, из румпельного, процедура перехода на

аварийное управление___________________________________________________

16. Машинный телеграф, указатель оборотов, реверсограф, закрытие водонепро -

ницаенмых дверей______________________________________________________

17. ДАУ, подруливающее устройство_________________________________________

18. Спасательные жилеты, спасательные круги_________________________________

19. Карты, руководства для плавания, навигационные пособия, прокладочный

инструмент, секстаны, бинокли, приборы для метеонаблюдений_______________

20. Таблицы маневренных элементов судна; Информационная доска остойчивос-

ти и непотопляемости, теневые сектора РЛС, лоцманская карточка_____________

21. Автоматический податчик сигналов бедствия_______________________________

22. Пожарная сигнализация, расположение пожарных извещателей,пуск пожарно-

го насоса, выключение вентиляции по судну________________________________

23. Аварийная папка, расписание по тревогам__________________________________

Ознакомлен: помощник капитана __________________

Дата: «____»____________ 20… год

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3


Проверочный лист 2 (Check list 2)

Подготовка судна к выходу в море:


1.Включить гирокомпас и согласовать репитеры_______________________________

2.Осмотреть магнитный компас, проверить освещение, исправить; чистоту оптичес -

кой дистанционной передачи, работу дистанционных электрических передач_____

3. Проверить работу эхолота, РЛС, радиопеленгатора___________________________

4. Проверить состояние лага________________________________________________

5. Включить, если не был включен приемоиндикатор СНС_______________________

6. Проверить показания судовых часов, сличить с часами в МКО_________________

7. Проверить работу курсографа и реверсографа________________________________

8. Проверить исправность всех навигационных огней от бортового и аварийного

питания________________________________________________________________

9. Убедиться в отсутствии помех для работы винта и руля /плавсредств, тросов, пла-

вающих предметов, крупных льдин и т.п./___________________________________

10.Убедиться в исправности и правильном подсоединении к фалам огней и знаков

«судно, лишенное возможности управляться», «судно, стесненное своей осадкой»

______________________________________________________________________

11.Проверить перекладку руля с помощью всех видов управления________________

12.Проверить связь «мостик – румпельное»____________________________________

13.Проверить режимы переключения руля: «ручное» - «автомат»_________________

14.Проверить внешнюю и внутреннюю судовую связь__________________________

15.Проверить работу УКВ__________________________________________________

16.Убедиться в исправности сигнальных средств_______________________________

17.Проверить работу тифонов_______________________________________________

18.Проверить работу очистителей и подогревателей иллюминаторов рулевой рубки_

19.Проверить наличие питания на освещение палуб_____________________________

20.Проверить карты для выхода из порта, проверить наличие корректуры, предвари -

тельной прокладки и «подъема карты»_____________________________________

21.Проверить наличие последнего прогноза погоды по району____________________

22.Проверить готовность палубной команды к швартовке, проведения инструктажа

по ТБ_________________________________________________________________

23.Изготовить якоря к отдаче________________________________________________

24.Опробовать машинный телеграф, убедиться в готовности СЭУ_________________

25.Произвести пробный запуск СЭУ__________________________________________

26.Проверка работы ДАУ___________________________________________________

27.Запуск, проверка подруливающего устройства_______________________________

28.Проверка готовности лоцманского трапа (освещение, линь, круг)_______________

29.Проверка оформления судовых и грузовых документов_______________________

30.Принятие докладов командиров по заведованиям о готовности судна к выходу в

море (стармех, нач.рации, старпом, 3-й пом.капитана)________________________

Дата: «____»_____________ 20… г.

Порт: _________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Проверочный лист 3 (Check list 3)

Подготовка судна ко входу в порт:


1. Подготовить откорректированные карты крупного масштаба и произвести их

«подъем»______________________________________________________________

2. Подготовить навигационные пособия по подходу к порту_____________________

3. Уточнить и выписать отдельно данные по порту: подходные курсы, глубины,

связь с постом регулирования, лоцманской станцией и др._____________________

4. Произвести расчеты по приливам__________________________________________

5. Получить местный прогноз погоды_________________________________________

6. Проверить соответствие: осадки судна с проходной осадкой в порту, дифферента

судна и габаритов по высоте______________________________________________

7. Поднять все необходимые государственные и сигнальные флаги________________

8. Информировать лоцманскую станцию______________________________________

9. Выйти на связь с постом регулирования движения, получить от него информацию

о порядке движения, скорости, выходящих судах и др.________________________

10.Нести постоянную радиовахту на случай получения телеграфных указаний о

времени швартовки, направлении лоцмана, буксиров т.п._____________________

11.Держать постоянно включенной УКВ радиостанцию на объявленном для данного

порта канале___________________________________________________________

12.Подготовить лоцманский трап (подъемник) с соответствующего борта и прове -

рить соответствие их оборудования Конвенции СОЛАС______________________

13.Подготовить и заполнить недостающими данными лоцманскую карточку_______

14.Проверить в работе все ЭРН приборы______________________________________

15.Проверить машинный телеграф, связь с ЦПУ и МКО_________________________

16.Проверить тифон_______________________________________________________

17.Проверить ГД к маневрам, произведя, при необходимости, пробный реверс______

18.Подготовить, проверить подруливающее устройство_________________________

19.Проверить ДАУ________________________________________________________

20.Проверить рулевое управление, включить, где это возможно и необходимо вто -

рую рулевую машину в соответствии с Протоколом 1978 г. Конвенции

СОЛАС – 74___________________________________________________________

21.Проверить уборку стабилизаторов качки___________________________________

22.Сличить показания всех часов____________________________________________

23.Сделать отметки на лентах курсографа и реверсографа_______________________

24.Выставить на руль опытного рулевого_____________________________________

25.Проверить готовность команды к швартовке________________________________

26.Проверить швартовые лебедки, шпили, брашпиль____________________________

27.Произвести инструктаж по ТБ лиц, участвующих в швартовке_________________

28.Изготовить к отдаче якоря________________________________________________

29.Проверить все виды общесудовой связи____________________________________

30.Подготовить документы: для агента, таможни, иммиграционной полиции, капита-

на порта, грузополучателя (отправителя)___________________________________

31.Проверить закрытие кладовых и не посещаемых помещений__________________

Дата: «____»__________ 20___ г. Порт: ______________________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3


Проверочный лист 4 (Check list 4)

Смена штурманской вахты на ходу:

1. Проверить соответствие проложенного на карте курса и заданного на руль_______

2. Сличить магнитный компас с гирокомпасом_________________________________

3. Проверить работу гирокомпаса и курсографа, проверить временные отметки на

ленте курсографа________________________________________________________

4. Уточнить учет дрейфа и сноса от течения___________________________________

5. Ознакомиться с корректурными отметками на карте__________________________

6. Проверить полноту подъема карты и выяснить пределы возможного отклонения от

курса, исходя из навигационной обстановки и характера глубин________________

7. Ознакомиться по карте с характеристиками СНО и оптимальными способами

навигационных обсерваций в районе плавания_______________________________

8. Ознакомиться с навигационной и гидрометеорологической информацией, приня -

той по радио____________________________________________________________

9. Ознакомиться с прокладкой на следующей карте, выяснить ее соответствие

прокладке на текущей карте_______________________________________________

10.Выяснить режим работы СЭУ, заданный капитаном__________________________

11.Убедиться в исправной работе всех включенных технических средств навигации_

______________________________________________________________________

12.Принять место судна на карте, проверить его по счислению и путем выполнения

контрольной обсервации_________________________________________________

13.Ознакомиться с окружающей обстановкой визуально и по РЛС, опознать все

навигационные ориентиры, выяснить параметры движения судов в зоне видимо -

сти___________________________________________________________________

14.Проверить включение навигационных огней________________________________

15.Проверить состояние дверей в водонепроницаемых переборках________________

16.Проверить выставление координат места на АПСТБ__________________________

17.Проверить затемнение лобовых иллюминаторов в ночное время_______________

18.Проинструктировать вахтенных матросов с учетом условий и особенностей

района плавания________________________________________________________

Дата: «_____»_____________ 20… г.

Район: _______________________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3


Проверочный лист 5 (Check list 5)

Смена штурманской вахты и стоянка на якоре:

1. Произвести обход судна вместе со сдающим вахту помощником________________

2. Осмотреть якорное устройство, положение и натяжение якорь – цепи , уточнить

количество вытравленной якорь – цепи и время, когда производилось ее перетрав -

ливание, в случае длительной стоянки______________________________________

3. Уточнить степень готовности главных двигателей____________________________

4. Проверить работу эхолота, просмотреть окружающие глубины и грунт__________

5. Нанести на карту стоящие поблизости суда и дистанции до них________________

6. Проверить и уточнить наличие и воздействие постоянных и приливо – отливных

течений________________________________________________________________

7. Проверить время, высоты полной и малой воды______________________________

8. Уточнить синоптическую обстановку, фактическое состояние и прогноз погоды__

9. Уточнить осадку судна, дифферент и крен___________________________________

10.Выяснить и уточнить рыскание судна______________________________________

11.Проверить работу РЛС, приемника НАВТЕКС и других ТСН__________________

12.Произвести контрольные определения места судна и в течение вахты следить

за контрольными пеленгами и дистанциями до опознанных береговых объектов

____________________________________________________________________

13.Уточнить: наличие плавсредств у борта, проведение грузовых операций, №№

трюмов и количество груза, выгруженного и оставшегося, балластные операции,

работы по судну и распоряжение по вахте, состав машинной вахты, наличие

экипажа на борту и посторонних лиц______________________________________

14.Проверить работу всех средств связи, тифона, №№ телефонов для связи с берего -

выми объектами и ответственными лицами_________________________________

15.Проверить ведение журнала учета посещения посторонними лицами___________

16.Проверить состояние и оборудование парадного трапа (спасательный круг, линь,

сетка и т.д.)____________________________________________________________

17.Ознакомиться и проверить стояночное расписание по тревогам________________

18.Осуществить постоянное наблюдение за состоянием погоды, окружающей

обстановкой, другими судами, отсутствием дрейфа__________________________

19.Систематически проверять глубину под килем, состояние якорного устройства,

натяжение якорной цепи, надежность крепления стопоров, отсутствие самопроиз-

вольного вытравливания якорь – цепи _____________________________________

20.При усилении ветра доложить капитану и. сообразуясь с обстановкой произвести

протравливание якорь – цепи_____________________________________________

Дата: «_____»_____________ 20___ г.

Порт: __________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3


Проверочный лист 6 (Check list 6)

Плавание в ограниченной видимости:

1. Предупредить МКО______________________________________________________

2. Установить безопасную скорость в соответствии с МППСС -72_________________

3. Включить РЛС и вести непрерывное радиолокационное наблюдение и прокладку,

либо обработку целей по САРП____________________________________________

4. Начать подачу туманных сигналов согласно МППСС – 72_____________________

5. Перейти на ручное управление рулем, включить дублирующую рулевую машину

_______________________________________________________________________

6. Доложить капитану______________________________________________________

7. Дать команду вахтенному механику находиться у пульта управления ГД_________

8. Усилить слуховое и визуальное наблюдение, выставить впередсмотрящего на бак,

проинструктировав его о способе и порядке связи с мостиком__________________

9. Сделать оповещение по УКВ для находящихся вблизи судов___________________

10.Включить ходовые огни _________________________________________________

11.При плавании вблизи берегов уточнить место судна, если место судна вызывает

сомнение, рассмотреть возможность постановки на якорь_____________________

12.Задраить водонепроницаемые закрытия____________________________________

13.Сличить часы в ходовой рубке и МКО, сделав отметку на ленте курсографа и

распечатку реверсограммы_______________________________________________

14.Сделать запись в судовом журнале о времени ухудшения видимости и подготовке

судна к плаванию в условиях ограниченной видимости_______________________

Дата: «____»____________ 20___ г.

Район:________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3


Проверочный лист 7 (Check list 7)

Плавание в прибрежных водах и системах РДС:

1. Предупредить вахтенного механика о возможных реверсах и переводе СЭУ в

маневренный режим_____________________________________________________

2. Сделать распечатку на ленте реверсографа и сличить его время с судовым, сделать

временную отметку на курсографе_________________________________________

3. Проверить наличие корректуры, подъем карты, прокладку курсов, пеленгов и

дистанций ограждения опасности__________________________________________

4. Проверить и учитывать:

- установленное направление движения___________________________________

- достаточность глубин_________________________________________________

- приливно – отливные и постоянные течения______________________________

- прогнозы погоды на период плавания___________________________________

- дальность видимости_________________________________________________

- поправки навигационных приборов_____________________________________

- наличие рыболовных и других судов____________________________________

5. Производить отметки на карте о прохождении буев, траверзов приметных объек -

тов____________________________________________________________________

6. Контролировать место судна с периодичностью не реже 20 мин, особенно в систе-

мах разделения движения_________________________________________________

7. периодически проверять положение буев по береговым объектам_______________

8. Определить поправку ГК при первой возможности___________________________

9. Учитывать вероятность встречи с судами местного плавания без навигационных

огней__________________________________________________________________

10.Проверять проседание судна на мелководье_________________________________

11.контролировать все движущиеся цели, представляющие опасность_____________

12.Отметить на карте границу территориальных вод и специальных зон государств,

вблизи берегов которых проходит судно____________________________________

Дата: «_____»_____________ 20 __ г.

Район: ________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3


Проверочный лист 8 (Check list 8)

При падении человека за борт:

1. Перейти на ручное управление и дать команду о перекладке руля в сторону борта,

с которого замечено падение человека с расчетом отклонения от первоначального

курса на 600 и выходом на контр курс_______________________________________

2. Выбросить спасательный круг со светящим буем_____________________________

3. Объявить тревогу «ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ», распорядиться о спуске шлюпки___

_______________________________________________________________________

4. Выставить наблюдателя, а до его прибытия на мостик обеспечить наблюдение за

упавшим за борт________________________________________________________

5. Завершить маневр для выхода судна на обратный курс________________________

6. Доложить капитану, информировать вахтенного механика_____________________

7. Поднять сигнал «ОСКАР» по МСС_________________________________________

8. Сделать оповещение по УКВ для находящихся вблизи судов. Если необходимо,

запросить их помощь, а в случае потери пострадавшего, дать извещение серии

«ХХХ СQ» на 500 кГц___________________________________________________

9. Подать судовым свистком, если это необходимо, три продолжительных звука и

повторять их по мере необходимости (приближении других судов)______________

10.Передать координаты места падения человека с соответствующей информацией__

______________________________________________________________________

11.Нанести точку падения человека на карту и вести тщательную прокладку

маневрирования судна___________________________________________________

12.Зафиксировать точку падения человека на приемоиндикаторе спутниковой

навигации или САРПе___________________________________________________

13.В темное время суток включить поисковые прожекторы ______________________

14.При подходе к месту падения человека, исходя из преобладающих метеоусловий

и сноса судна, своевременно уменьшить ход и остановить движение судна______

______________________________________________________________________
15.Дать команду о спуске шлюпки и иметь с ней надежную связь по УКВ__________

______________________________________________________________________

Дата: «____»_____________ 20 ___ г.

Район: ________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Проверочный лист 9 (Check list 9)


При приближении шторма и в штормовых условиях:

1. Предупредить экипаж и пассажиров о приближающемся шторме_______________

2. Закрепить все смещающиеся предметы на палубе, в жилых и служебных поме -

щениях, проверить крепление грузов на палубе и в трюмах____________________

3. Задраить иллюминаторы (бортовые – на глухари), люки, водонепроницаемые

двери__________________________________________________________________

4. Все швартовые концы убрать с палубы в кладовые, тросы на вьюшках подкрепить

найтовыми_____________________________________________________________

5. Зацементировать палубные клюзы_________________________________________

6. Раструбы наружных вентиляторов развернуть по ветру и закрыть чехлами_______

7. Проверить крепление шлюпок, якорей, грузовых стрел, кранов, забортных трапов

_______________________________________________________________________

8. Основать штормовые леера на верхней палубе_______________________________

9. Предупредить вахту в МКО_______________________________________________

10.Ограничить или запретить хождение по открытым палубам___________________

11.Вести периодический контроль за показаниями барометра, направлением и

скоростью ветра________________________________________________________

12.Организовать возможно частые получения сводок погоды_____________________

13.Рассчитать предполагаемое направление и скорость движения центра циклона

(урагана) с помощью сводок прогнозов погоды, факсимильных карт погоды и

волнения, местных признаков_____________________________________________

14.Определить место судна относительно центра циклона_______________________

15.Выбор курсов и скорости осуществить с учетом данных универсальной штормо -

вой диаграммы, избегать резонансной бортовой качки, слемминга, избегать

следование на попутной волне, особенно когда длина судна близка к длине вол -

ны, а скорость его равна скорости распространения волн_____________________

16.Если судно попало «на гребень» волны и длительное время находится в таком

положении, резко изменить скорость и по возможности изменить курс во

избежание потери остойчивости и опрокидывания___________________________

17.Использовать схему маневрирования судна в зоне тропического циклона________

18.Следить за надежной работой ГД, в случае необходимости заблаговременно

снижать его нагрузку, контролировать метацентрическую высоту по периоду

бортовой качки, не реже одного раза за вахту производить осмотр груза и его

крепления, каждую вахту производить замеры в льялах, а при невозможности -

контрольную откачку воды из льялов______________________________________

19.В случае угрозы безопасности судна, следовать в порт – убежище, либо

осуществлять штормование, т.е. удерживать судно на месте против волны или

следовать курсом и скоростью, наиболее благоприятными относительно ветра

и волн________________________________________________________________

20.Направить предостережение в соответствии с СОЛАС – 74 Гл. 5______________

21.При наличии на судне грузов с малым удельным погрузочным объемом направить

информацию судовладельцу______________________________________________

Дата: «____» ___________ 20__ г. Район: ____________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3


Проверочный лист 10 (Check list 10)

При ледокольной проводке:

1. Произвести подготовку судна в соответствии с Проверочным листом 4__________

2. Согласовать порядок движения в караване с начальником проводки - капитаном

ледокола_______________________________________________________________

3. Сохранять установленные ледоколом место в караване и дистанцию____________

4. Следить за положением судов в караване, за льдом в канале, шириной канала,

направлением и состоянием кромок канала__________________________________

5. Предупреждать идущие сзади суда об изменениях скорости своего судна, обнару -

жении в канале тяжелых обломков льда_____________________________________

6. Вести ледовое счисление_________________________________________________

7. Следить визуально и с помощью УКВ – радиотелефона за всеми сигналами и

распоряжениями ледокола и сообщениями с судов____________________________

8. Производить каждый час замеры воды в льялах, льяльных колодцах и танках,

обшивка которых может получить ледовое повреждение______________________

9. При сильных ударах о лед замеры проводить немедленно______________________

10.Для избегания застревания во льду при поворотах, начинать поворот, придержи -

ваясь внутренней кромки канала__________________________________________

11.При угрозе столкновения предупредить впереди идущее судно, что оно должно

на короткое время дать самый полный передний ход_________________________

12.Выполнить подготовительные операции на баке на случай буксировки судна

вплотную за ледоколом (пропускают в якорные клюзы проводник из стального

троса, готовят деревянную подушку и растительный трос для бензеля)__________

13.При вынужденной постановке на якорь, отдавать минимальное количество якорь-

цепи, с постоянным контролем за дрейфом__________________________________

14.Строго соблюдать Правила для судов, проводимых за ледоколом,опубликованные

в выпуске №1 Извещений мореплавателям_________________________________

Дата: «____» ______________ 20 ___ г.


Район: ___________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Проверочный лист 11 (Check list 11)

Остановка главного двигателя:

1. Доложить капитану______________________________________________________

2. Развернуть судно против волны (или под углом к волне), действуя рулем и

подруливающим устройством для придания судну лучшего положения относи -

тельно волны ___________________________________________________________

3. При плавании на мелководье и вблизи берегов изготовить к отдаче якоря________

4. В случае ожидаемого дрейфа в сторону берега приспустить оба якоря в воду на

нужную глубину с целью уменьшения дрейфа_______________________________

5. При дальнейшем приближении к берегу один из приспущенных якорей выбрать

_______________________________________________________________________

6. Поднять сигналы по МППСС – 72 для судна, лишенного возможности управляться

_______________________________________________________________________

7. В условиях ограниченной видимости подавать туманные сигналы, до остановки

судна – один продолжительный и два коротких, после остановки судна – два

пролдолжительных_______________________________________________________

8. При волнении проверить крепление груза___________________________________

9. Сделать отметку на курсографе____________________________________________

10.При необходимости, сделать оповещение по УКВ____________________________

11.Сделать запись в судовом журнале________________________________________

12.Сообщить в судоходную компанию (оператору)_____________________________

При выходе из строя ДАУ, или машинного телеграфа:


1. Передать управление ГД в ЦПУ (машинное отделение)_______________________

2. Сообщить вахтенному механику___________________________________________

3. Доложить капитану______________________________________________________

4. Согласовать с вахтенным механиком запасной вид связи из ЦПУ (МО) __________

5. Сделать запись в судовом журнале_________________________________________

Дата: «____» _______________ 20 __ г.

Район: ____________________________

Координаты: _______________________

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Проверочный лист 12 (Check list 12)

Внезапное получение судном крена:

1. По возможности развернуть судно носом / либо в крайнем случае кормой на

волну. не допуская при этом положения бортом к волне_______________________

2. Объявить общесудовую тревогу___________________________________________

3. Доложить капитану______________________________________________________

4. Информировать вахтенного механика______________________________________

5. Уменьшить ход, если позволяют обстоятельства, лечь в дрейф_________________

6. Подготовить к спуску спасательные средства, всему экипажу надеть спасательные

жилеты________________________________________________________________

7. В темное время суток включить палубное освещение_________________________

8. Уточнить координаты судна, выставить их на АПСТБ_________________________

9. Приготовить к использованию пиротехнические средства_____________________

10.Закрыть водонепроницаемые двери, произвести герметизацию судна, закрыть

вентиляционные и другие отверстия, в первую очередь накрененного борта______

11.Осмотреть груз в трюмах и на палубе______________________________________

12.Произвести контрольные замеры в цистернах, определить причину возникновения

крена_________________________________________________________________

13.Оценить остойчивость судна и принять меры по ее восстановлению и спрямле -

нию судна, если положение судна стабилизировалось, следовать с осторожностью

в ближайший порт – убежище для устранения причин возникновения крена_____

14.Немедленно информировать судовладельца и при необходимости ближайший

спасательно – координационный центр_____________________________________

15.Сообщить о происшедшем в судоходную компанию и поддерживать постоянную

связь__________________________________________________________________

16.Если несмотря на предпринимаемые меры, крен продолжает увеличиваться, дать

сигнал бедствия, а экипажу команду «ПОКИНУТЬ СУДНО»___________________

Дата: «____» _______________ 20 ___ г.

Район: ____________________________

Координаты: _______________________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Проверочный лист 13 (Check list 13)

Обесточивание судна:

1. Запустить аварийный дизельгенератор (АДГ)________________________________

2. Перейти на ручное управление рулем и проверить его работу при электропитании

от АДГ. При необходимости перейти на аварийное управление рулем из

румпельного____________________________________________________________

3. Доложить каитану_______________________________________________________

4. Поднять два шара, либо включить два красных огня__________________________

5. Переключить электропитание всех навигационных огней на аварийное__________

6. При наличии достаточной инерции направить судно в сторону от близлежащих

опасностей, пути другого судна, к возможному месту постановки на якорь_______

7. Приготовить якоря к отдаче_______________________________________________

8. В случае ограничения видимости начать подачу звуковых сигналов согласно

МППСС – 72___________________________________________________________

9. По УКВ оповестить находящихся поблизости суда и ПРД об обесточивании

_______________________________________________________________________

10.Уточнить место судна, определить дрейф, в случае нахождения вблизи берегов

или в узкости – включить РЛС и эхолот____________________________________

11.При дрейфе судна в сторону опасности принять меры по предотвращению

посадки судна на мель___________________________________________________

12.Информировать судоходную компанию____________________________________

Дата: «_____» __________________ 20 __ г.

Район: _______________________________

Координаты: __________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Проверочный лист 14 (Check list 14)


Получение сигнала бедствия:

1. Текст сообщения записать в судовой журнал и радиожурнал___________________

2. Уточнить свои координаты_______________________________________________

3. Нанести на карту координаты аварийного судна______________________________

4. Определить дистанцию, курс, время следования в точку аварии для определения

возможности оказания помощи____________________________________________

5. Включить магнитофон и все сообщения записывать на магнитофон_____________

6. Подтвердить время приема сигнала бедствия________________________________

7. Продублировать сигнал на ближайшую береговую радиостанцию и в региональ-

ный спасательно – координационный центр_________________________________

8. Взять радиопеленг на бедствующее судно___________________________________

9. Установить постоянную радиовахту на международных частотах бедствия_______

10.Следовать с максимальной скоростью в район бедствия_______________________

11.Сообщить терпящему бедствие судну:

а) название своего судна; б) координаты; в) курс; г) скорость; д) ЕТА в район

бедствия_______________________________________________________________

12.Дать сообщение в судовую компанию______________________________________

13.Выяснить у терпящего бедствие судна характер аварии_______________________

14.Выяснить наличие других судов в районе бедствия___________________________

15.Объявить экипажу о следовании на помощь_________________________________

16.На подходе к району – установить постоянное визуальное и РЛС – наблюдение__

17.Подготовить:

- спасательные средства (шлюпки, ПСН, круги и др.);

- линеметательный аппарат;

- буксир;

- швартовные тросы, проводники, выброски;

- переносные водоотливные насосы;

- грузовые сетки;

- бурундуки, штормтрапы (вывесить за борт);

- грузовые стрелы, краны с сетками_______________________________________

18.Продготовить пункт медицинской помощи_________________________________

19.Подготовить помещения для размещения спасенных_________________________

20.Подготовить горячую пищу и питье_______________________________________

21.При подходе к месту бедствия объявить ОБЩЕСУДОВУЮ ТРЕВОГУ__________

22.Запросить у береговой радиостанции, координирующей спасение, участие в

спасательных операциях авиации, судов, их позывные, названия, кто возглавляет

спасательную операцию и пр.____________________________________________

23.На подходе к месту бедствия, связаться по УКВ с терпящим бедствие судном
определить возможную помощь___________________________________________
24.На подходе к месту бедствия связаться с судном, возглавляющим спасательные

операции и действовать по его указанию___________________________________

Дата: «____» ____________ 20 __ г. Район: _____________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Проверочный лист 15 (Check list 15)

Перед постановкой в док:

1. Произвести инструктаж экипажа__________________________________________

2. Произвести балластировку в соответствии с Информацией об остойчивости и

указаниями докмейстера__________________________________________________

3. Задраить клинкеты всех забортныхотверстий________________________________ 4. Задраить водонепроницаемые двери, иллюминаторы, палубные люки___________

5. Закрепить все тяжелые предметы и грузы в кладовых и на палубе, которые могут

перемещаться___________________________________________________________

6. Завалить внутрь судна и закрепить грузовые стрелы, краны, забортные трапы и

другие детали устройств и оборудования, выступающие за габариты судна_______

7. Произвести замеры всех емкостей (бункер, вода, балласт, льяла трюмов, пики и

др.____________________________________________________________________

8. Проверить закрытие всех горловин междудонных танков и цистерн (топливных,

балластных и др.) в трюмах, кладовых и т.п._________________________________

9. Перекрыть и опломбировать сточную и фановую системы_____________________

10.Закрыть санитарно – бытовые помещения__________________________________

11.Проверить в действии балластную и осушительную системы, чистоту льял,

колодцев______________________________________________________________

12.Перекрыть все секущие, входные и выходные клапана систем балла

Наши рекомендации