Чек- листы аварийных ситуаций
1. Выход из строя главного двигателя
2. Выход из строя рулевого привода
3. Выход из строя гирокомпаса
4. Выход из строя системы управления с мостика/машинного телеграфа на мостике
5. Угроза столкновения/столкновение
6. Посадка на мель
7. Пожар
8. Затопление
9. Место посадки в спасательные шлюпки/плоты
10. Человек за бортом
11. Поиск и спасание
Перечень чек – листов данным списком не ограничивается.
Для проведения практического занятия придается перечень следующих проверочных листов:
1. Чек – лист 1. Ознакомление с мостиком.
2. Чек – лист 2. Подготовка судна к выходу в море.
3. Чек – лист 3. Подготовка судна ко входу в порт.
4. Чек – лист 4. Смена штурманской вахты на ходу.
5. Чек – лист 5. Смена штурманской вахты и стоянка на якоре.
6. Чек – лист 6. Плавание в ограниченной видимости.
7. Чек – лист 7. Плавание в прибрежных водах и системах РДС.
8. Чек – лист 8. При падении человека за борт.
9. Чек – лист 9. При приближении шторма и в штормовых условиях.
10. Чек – лист 10. При ледокольной проводке.
11. Чек – лист 11. Остановка главного двигателя.
12. Чек – лист 12. Внезапное получение судном крена.
13. Чек – лист 13. Обесточивание судна.
14. Чек – лист 14. Получение сигнала бедствия.
15. Чек – лист 15. Перед постановкой в док.
16. Чек – лист 16. Ликвидация последствий разлива нефтепродуктов.
17. Чек – лист 17. Нападение пиратов.
18. Чек – лист 18. Несчастный случай на судне.
Курсант должен ознакомится с выше перечисленными чек – листами и тем самым закрепить свои знания в морской судоводительской практике, быть готовым к проверке знаний по выше приведенным процедурам.
Литература:
1. Алексишин В.Г. и др. Международные и национальные стандарты безопасности мореплавання. – Одеса; Латстар, 2002
2. Ермолаев Г.Г. Морская лоция. – М.; Транспорт, 1969
3. Снопков В.И. Безопасность мореплавания. – М.; 1994
4. Морское и рыболовное право: Под ред. А.А. Волкова. – М.; Агропромиздат, 1986
5. В.Г. Торский, В.П. Топалов. Конвенция СОЛАС – 74 . Краткий обзор. – Одесса; 2003
6. Кадюкин А.А. МАРПОЛ – 73/78 : для практического применения на судне. – Одесса; 2003
7. В.Г. Торский, А.А. Позолотин. МКУБ в вопросах и ответах. – Одеса; 1998
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Проверочный лист 1 (Check list 1)
Ознакомление с мостиком:
Вновь прибывшие на судно помощники капитана обязаны до заступления на ходовую вахту ознакомиться с составом и расположением судового и навигационного оборудования, а также сдать зачет командованию судна по навигационному использованию технических средств судовождения.
Перечень объектов для ознакомления в общем виде включает в себя следующее:
1. Аварийная сигнализация, сигналы тревог.__________________________________
2. Включение освещения мостика, палубное и наружное освещение, шлюпки,
трапы._______________________________________________________________
3. Связь: а) внутренняя – телефоны, радиотрансляция; б) внешняя - тифоны
(ручное, автоматическое управление), УКВ, клотик, сигнальная лампа, пере-
носная - УКВ, флаги ММС, флаги Государств, сигнальные фигуры.___________
4. РЛС, САРП____________________________________________________________
5. Радиопеленгатор________________________________________________________
6. Лаг___________________________________________________________________
7. Эхолот________________________________________________________________
8. Гирокомпас, курсограф, репитеры, пеленгаторы_____________________________
9. Магнитные компасы__________________________________________________ 10. Хронометр, часы_______________________________________________________
11. Приемоиндикаторы навигационных систем: GPS, TRANSIT, LORAN, DECCA
и т.п._________________________________________________________________
12. Навигационные огни – ходовые, якорные, включая аварийное питание,«судно,
лишенное возможности управляться» и др. сигналы_________________________
13. Пиротехника, линеметательный аппарат___________________________________
14. Аварийное питание в случае обесточивания (запуск АДГ, аккумуляторы)_______
15. Управление рулем: ручное, автомат, из румпельного, процедура перехода на
аварийное управление___________________________________________________
16. Машинный телеграф, указатель оборотов, реверсограф, закрытие водонепро -
ницаенмых дверей______________________________________________________
17. ДАУ, подруливающее устройство_________________________________________
18. Спасательные жилеты, спасательные круги_________________________________
19. Карты, руководства для плавания, навигационные пособия, прокладочный
инструмент, секстаны, бинокли, приборы для метеонаблюдений_______________
20. Таблицы маневренных элементов судна; Информационная доска остойчивос-
ти и непотопляемости, теневые сектора РЛС, лоцманская карточка_____________
21. Автоматический податчик сигналов бедствия_______________________________
22. Пожарная сигнализация, расположение пожарных извещателей,пуск пожарно-
го насоса, выключение вентиляции по судну________________________________
23. Аварийная папка, расписание по тревогам__________________________________
Ознакомлен: помощник капитана __________________
Дата: «____»____________ 20… год
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Проверочный лист 2 (Check list 2)
Подготовка судна к выходу в море:
1.Включить гирокомпас и согласовать репитеры_______________________________
2.Осмотреть магнитный компас, проверить освещение, исправить; чистоту оптичес -
кой дистанционной передачи, работу дистанционных электрических передач_____
3. Проверить работу эхолота, РЛС, радиопеленгатора___________________________
4. Проверить состояние лага________________________________________________
5. Включить, если не был включен приемоиндикатор СНС_______________________
6. Проверить показания судовых часов, сличить с часами в МКО_________________
7. Проверить работу курсографа и реверсографа________________________________
8. Проверить исправность всех навигационных огней от бортового и аварийного
питания________________________________________________________________
9. Убедиться в отсутствии помех для работы винта и руля /плавсредств, тросов, пла-
вающих предметов, крупных льдин и т.п./___________________________________
10.Убедиться в исправности и правильном подсоединении к фалам огней и знаков
«судно, лишенное возможности управляться», «судно, стесненное своей осадкой»
______________________________________________________________________
11.Проверить перекладку руля с помощью всех видов управления________________
12.Проверить связь «мостик – румпельное»____________________________________
13.Проверить режимы переключения руля: «ручное» - «автомат»_________________
14.Проверить внешнюю и внутреннюю судовую связь__________________________
15.Проверить работу УКВ__________________________________________________
16.Убедиться в исправности сигнальных средств_______________________________
17.Проверить работу тифонов_______________________________________________
18.Проверить работу очистителей и подогревателей иллюминаторов рулевой рубки_
19.Проверить наличие питания на освещение палуб_____________________________
20.Проверить карты для выхода из порта, проверить наличие корректуры, предвари -
тельной прокладки и «подъема карты»_____________________________________
21.Проверить наличие последнего прогноза погоды по району____________________
22.Проверить готовность палубной команды к швартовке, проведения инструктажа
по ТБ_________________________________________________________________
23.Изготовить якоря к отдаче________________________________________________
24.Опробовать машинный телеграф, убедиться в готовности СЭУ_________________
25.Произвести пробный запуск СЭУ__________________________________________
26.Проверка работы ДАУ___________________________________________________
27.Запуск, проверка подруливающего устройства_______________________________
28.Проверка готовности лоцманского трапа (освещение, линь, круг)_______________
29.Проверка оформления судовых и грузовых документов_______________________
30.Принятие докладов командиров по заведованиям о готовности судна к выходу в
море (стармех, нач.рации, старпом, 3-й пом.капитана)________________________
Дата: «____»_____________ 20… г.
Порт: _________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Проверочный лист 3 (Check list 3)
Подготовка судна ко входу в порт:
1. Подготовить откорректированные карты крупного масштаба и произвести их
«подъем»______________________________________________________________
2. Подготовить навигационные пособия по подходу к порту_____________________
3. Уточнить и выписать отдельно данные по порту: подходные курсы, глубины,
связь с постом регулирования, лоцманской станцией и др._____________________
4. Произвести расчеты по приливам__________________________________________
5. Получить местный прогноз погоды_________________________________________
6. Проверить соответствие: осадки судна с проходной осадкой в порту, дифферента
судна и габаритов по высоте______________________________________________
7. Поднять все необходимые государственные и сигнальные флаги________________
8. Информировать лоцманскую станцию______________________________________
9. Выйти на связь с постом регулирования движения, получить от него информацию
о порядке движения, скорости, выходящих судах и др.________________________
10.Нести постоянную радиовахту на случай получения телеграфных указаний о
времени швартовки, направлении лоцмана, буксиров т.п._____________________
11.Держать постоянно включенной УКВ радиостанцию на объявленном для данного
порта канале___________________________________________________________
12.Подготовить лоцманский трап (подъемник) с соответствующего борта и прове -
рить соответствие их оборудования Конвенции СОЛАС______________________
13.Подготовить и заполнить недостающими данными лоцманскую карточку_______
14.Проверить в работе все ЭРН приборы______________________________________
15.Проверить машинный телеграф, связь с ЦПУ и МКО_________________________
16.Проверить тифон_______________________________________________________
17.Проверить ГД к маневрам, произведя, при необходимости, пробный реверс______
18.Подготовить, проверить подруливающее устройство_________________________
19.Проверить ДАУ________________________________________________________
20.Проверить рулевое управление, включить, где это возможно и необходимо вто -
рую рулевую машину в соответствии с Протоколом 1978 г. Конвенции
СОЛАС – 74___________________________________________________________
21.Проверить уборку стабилизаторов качки___________________________________
22.Сличить показания всех часов____________________________________________
23.Сделать отметки на лентах курсографа и реверсографа_______________________
24.Выставить на руль опытного рулевого_____________________________________
25.Проверить готовность команды к швартовке________________________________
26.Проверить швартовые лебедки, шпили, брашпиль____________________________
27.Произвести инструктаж по ТБ лиц, участвующих в швартовке_________________
28.Изготовить к отдаче якоря________________________________________________
29.Проверить все виды общесудовой связи____________________________________
30.Подготовить документы: для агента, таможни, иммиграционной полиции, капита-
на порта, грузополучателя (отправителя)___________________________________
31.Проверить закрытие кладовых и не посещаемых помещений__________________
Дата: «____»__________ 20___ г. Порт: ______________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Проверочный лист 4 (Check list 4)
Смена штурманской вахты на ходу:
1. Проверить соответствие проложенного на карте курса и заданного на руль_______
2. Сличить магнитный компас с гирокомпасом_________________________________
3. Проверить работу гирокомпаса и курсографа, проверить временные отметки на
ленте курсографа________________________________________________________
4. Уточнить учет дрейфа и сноса от течения___________________________________
5. Ознакомиться с корректурными отметками на карте__________________________
6. Проверить полноту подъема карты и выяснить пределы возможного отклонения от
курса, исходя из навигационной обстановки и характера глубин________________
7. Ознакомиться по карте с характеристиками СНО и оптимальными способами
навигационных обсерваций в районе плавания_______________________________
8. Ознакомиться с навигационной и гидрометеорологической информацией, приня -
той по радио____________________________________________________________
9. Ознакомиться с прокладкой на следующей карте, выяснить ее соответствие
прокладке на текущей карте_______________________________________________
10.Выяснить режим работы СЭУ, заданный капитаном__________________________
11.Убедиться в исправной работе всех включенных технических средств навигации_
______________________________________________________________________
12.Принять место судна на карте, проверить его по счислению и путем выполнения
контрольной обсервации_________________________________________________
13.Ознакомиться с окружающей обстановкой визуально и по РЛС, опознать все
навигационные ориентиры, выяснить параметры движения судов в зоне видимо -
сти___________________________________________________________________
14.Проверить включение навигационных огней________________________________
15.Проверить состояние дверей в водонепроницаемых переборках________________
16.Проверить выставление координат места на АПСТБ__________________________
17.Проверить затемнение лобовых иллюминаторов в ночное время_______________
18.Проинструктировать вахтенных матросов с учетом условий и особенностей
района плавания________________________________________________________
Дата: «_____»_____________ 20… г.
Район: _______________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Проверочный лист 5 (Check list 5)
Смена штурманской вахты и стоянка на якоре:
1. Произвести обход судна вместе со сдающим вахту помощником________________
2. Осмотреть якорное устройство, положение и натяжение якорь – цепи , уточнить
количество вытравленной якорь – цепи и время, когда производилось ее перетрав -
ливание, в случае длительной стоянки______________________________________
3. Уточнить степень готовности главных двигателей____________________________
4. Проверить работу эхолота, просмотреть окружающие глубины и грунт__________
5. Нанести на карту стоящие поблизости суда и дистанции до них________________
6. Проверить и уточнить наличие и воздействие постоянных и приливо – отливных
течений________________________________________________________________
7. Проверить время, высоты полной и малой воды______________________________
8. Уточнить синоптическую обстановку, фактическое состояние и прогноз погоды__
9. Уточнить осадку судна, дифферент и крен___________________________________
10.Выяснить и уточнить рыскание судна______________________________________
11.Проверить работу РЛС, приемника НАВТЕКС и других ТСН__________________
12.Произвести контрольные определения места судна и в течение вахты следить
за контрольными пеленгами и дистанциями до опознанных береговых объектов
____________________________________________________________________
13.Уточнить: наличие плавсредств у борта, проведение грузовых операций, №№
трюмов и количество груза, выгруженного и оставшегося, балластные операции,
работы по судну и распоряжение по вахте, состав машинной вахты, наличие
экипажа на борту и посторонних лиц______________________________________
14.Проверить работу всех средств связи, тифона, №№ телефонов для связи с берего -
выми объектами и ответственными лицами_________________________________
15.Проверить ведение журнала учета посещения посторонними лицами___________
16.Проверить состояние и оборудование парадного трапа (спасательный круг, линь,
сетка и т.д.)____________________________________________________________
17.Ознакомиться и проверить стояночное расписание по тревогам________________
18.Осуществить постоянное наблюдение за состоянием погоды, окружающей
обстановкой, другими судами, отсутствием дрейфа__________________________
19.Систематически проверять глубину под килем, состояние якорного устройства,
натяжение якорной цепи, надежность крепления стопоров, отсутствие самопроиз-
вольного вытравливания якорь – цепи _____________________________________
20.При усилении ветра доложить капитану и. сообразуясь с обстановкой произвести
протравливание якорь – цепи_____________________________________________
Дата: «_____»_____________ 20___ г.
Порт: __________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Проверочный лист 6 (Check list 6)
Плавание в ограниченной видимости:
1. Предупредить МКО______________________________________________________
2. Установить безопасную скорость в соответствии с МППСС -72_________________
3. Включить РЛС и вести непрерывное радиолокационное наблюдение и прокладку,
либо обработку целей по САРП____________________________________________
4. Начать подачу туманных сигналов согласно МППСС – 72_____________________
5. Перейти на ручное управление рулем, включить дублирующую рулевую машину
_______________________________________________________________________
6. Доложить капитану______________________________________________________
7. Дать команду вахтенному механику находиться у пульта управления ГД_________
8. Усилить слуховое и визуальное наблюдение, выставить впередсмотрящего на бак,
проинструктировав его о способе и порядке связи с мостиком__________________
9. Сделать оповещение по УКВ для находящихся вблизи судов___________________
10.Включить ходовые огни _________________________________________________
11.При плавании вблизи берегов уточнить место судна, если место судна вызывает
сомнение, рассмотреть возможность постановки на якорь_____________________
12.Задраить водонепроницаемые закрытия____________________________________
13.Сличить часы в ходовой рубке и МКО, сделав отметку на ленте курсографа и
распечатку реверсограммы_______________________________________________
14.Сделать запись в судовом журнале о времени ухудшения видимости и подготовке
судна к плаванию в условиях ограниченной видимости_______________________
Дата: «____»____________ 20___ г.
Район:________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Проверочный лист 7 (Check list 7)
Плавание в прибрежных водах и системах РДС:
1. Предупредить вахтенного механика о возможных реверсах и переводе СЭУ в
маневренный режим_____________________________________________________
2. Сделать распечатку на ленте реверсографа и сличить его время с судовым, сделать
временную отметку на курсографе_________________________________________
3. Проверить наличие корректуры, подъем карты, прокладку курсов, пеленгов и
дистанций ограждения опасности__________________________________________
4. Проверить и учитывать:
- установленное направление движения___________________________________
- достаточность глубин_________________________________________________
- приливно – отливные и постоянные течения______________________________
- прогнозы погоды на период плавания___________________________________
- дальность видимости_________________________________________________
- поправки навигационных приборов_____________________________________
- наличие рыболовных и других судов____________________________________
5. Производить отметки на карте о прохождении буев, траверзов приметных объек -
тов____________________________________________________________________
6. Контролировать место судна с периодичностью не реже 20 мин, особенно в систе-
мах разделения движения_________________________________________________
7. периодически проверять положение буев по береговым объектам_______________
8. Определить поправку ГК при первой возможности___________________________
9. Учитывать вероятность встречи с судами местного плавания без навигационных
огней__________________________________________________________________
10.Проверять проседание судна на мелководье_________________________________
11.контролировать все движущиеся цели, представляющие опасность_____________
12.Отметить на карте границу территориальных вод и специальных зон государств,
вблизи берегов которых проходит судно____________________________________
Дата: «_____»_____________ 20 __ г.
Район: ________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Проверочный лист 8 (Check list 8)
При падении человека за борт:
1. Перейти на ручное управление и дать команду о перекладке руля в сторону борта,
с которого замечено падение человека с расчетом отклонения от первоначального
курса на 600 и выходом на контр курс_______________________________________
2. Выбросить спасательный круг со светящим буем_____________________________
3. Объявить тревогу «ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ», распорядиться о спуске шлюпки___
_______________________________________________________________________
4. Выставить наблюдателя, а до его прибытия на мостик обеспечить наблюдение за
упавшим за борт________________________________________________________
5. Завершить маневр для выхода судна на обратный курс________________________
6. Доложить капитану, информировать вахтенного механика_____________________
7. Поднять сигнал «ОСКАР» по МСС_________________________________________
8. Сделать оповещение по УКВ для находящихся вблизи судов. Если необходимо,
запросить их помощь, а в случае потери пострадавшего, дать извещение серии
«ХХХ СQ» на 500 кГц___________________________________________________
9. Подать судовым свистком, если это необходимо, три продолжительных звука и
повторять их по мере необходимости (приближении других судов)______________
10.Передать координаты места падения человека с соответствующей информацией__
______________________________________________________________________
11.Нанести точку падения человека на карту и вести тщательную прокладку
маневрирования судна___________________________________________________
12.Зафиксировать точку падения человека на приемоиндикаторе спутниковой
навигации или САРПе___________________________________________________
13.В темное время суток включить поисковые прожекторы ______________________
14.При подходе к месту падения человека, исходя из преобладающих метеоусловий
и сноса судна, своевременно уменьшить ход и остановить движение судна______
______________________________________________________________________
15.Дать команду о спуске шлюпки и иметь с ней надежную связь по УКВ__________
______________________________________________________________________
Дата: «____»_____________ 20 ___ г.
Район: ________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Проверочный лист 9 (Check list 9)
При приближении шторма и в штормовых условиях:
1. Предупредить экипаж и пассажиров о приближающемся шторме_______________
2. Закрепить все смещающиеся предметы на палубе, в жилых и служебных поме -
щениях, проверить крепление грузов на палубе и в трюмах____________________
3. Задраить иллюминаторы (бортовые – на глухари), люки, водонепроницаемые
двери__________________________________________________________________
4. Все швартовые концы убрать с палубы в кладовые, тросы на вьюшках подкрепить
найтовыми_____________________________________________________________
5. Зацементировать палубные клюзы_________________________________________
6. Раструбы наружных вентиляторов развернуть по ветру и закрыть чехлами_______
7. Проверить крепление шлюпок, якорей, грузовых стрел, кранов, забортных трапов
_______________________________________________________________________
8. Основать штормовые леера на верхней палубе_______________________________
9. Предупредить вахту в МКО_______________________________________________
10.Ограничить или запретить хождение по открытым палубам___________________
11.Вести периодический контроль за показаниями барометра, направлением и
скоростью ветра________________________________________________________
12.Организовать возможно частые получения сводок погоды_____________________
13.Рассчитать предполагаемое направление и скорость движения центра циклона
(урагана) с помощью сводок прогнозов погоды, факсимильных карт погоды и
волнения, местных признаков_____________________________________________
14.Определить место судна относительно центра циклона_______________________
15.Выбор курсов и скорости осуществить с учетом данных универсальной штормо -
вой диаграммы, избегать резонансной бортовой качки, слемминга, избегать
следование на попутной волне, особенно когда длина судна близка к длине вол -
ны, а скорость его равна скорости распространения волн_____________________
16.Если судно попало «на гребень» волны и длительное время находится в таком
положении, резко изменить скорость и по возможности изменить курс во
избежание потери остойчивости и опрокидывания___________________________
17.Использовать схему маневрирования судна в зоне тропического циклона________
18.Следить за надежной работой ГД, в случае необходимости заблаговременно
снижать его нагрузку, контролировать метацентрическую высоту по периоду
бортовой качки, не реже одного раза за вахту производить осмотр груза и его
крепления, каждую вахту производить замеры в льялах, а при невозможности -
контрольную откачку воды из льялов______________________________________
19.В случае угрозы безопасности судна, следовать в порт – убежище, либо
осуществлять штормование, т.е. удерживать судно на месте против волны или
следовать курсом и скоростью, наиболее благоприятными относительно ветра
и волн________________________________________________________________
20.Направить предостережение в соответствии с СОЛАС – 74 Гл. 5______________
21.При наличии на судне грузов с малым удельным погрузочным объемом направить
информацию судовладельцу______________________________________________
Дата: «____» ___________ 20__ г. Район: ____________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Проверочный лист 10 (Check list 10)
При ледокольной проводке:
1. Произвести подготовку судна в соответствии с Проверочным листом 4__________
2. Согласовать порядок движения в караване с начальником проводки - капитаном
ледокола_______________________________________________________________
3. Сохранять установленные ледоколом место в караване и дистанцию____________
4. Следить за положением судов в караване, за льдом в канале, шириной канала,
направлением и состоянием кромок канала__________________________________
5. Предупреждать идущие сзади суда об изменениях скорости своего судна, обнару -
жении в канале тяжелых обломков льда_____________________________________
6. Вести ледовое счисление_________________________________________________
7. Следить визуально и с помощью УКВ – радиотелефона за всеми сигналами и
распоряжениями ледокола и сообщениями с судов____________________________
8. Производить каждый час замеры воды в льялах, льяльных колодцах и танках,
обшивка которых может получить ледовое повреждение______________________
9. При сильных ударах о лед замеры проводить немедленно______________________
10.Для избегания застревания во льду при поворотах, начинать поворот, придержи -
ваясь внутренней кромки канала__________________________________________
11.При угрозе столкновения предупредить впереди идущее судно, что оно должно
на короткое время дать самый полный передний ход_________________________
12.Выполнить подготовительные операции на баке на случай буксировки судна
вплотную за ледоколом (пропускают в якорные клюзы проводник из стального
троса, готовят деревянную подушку и растительный трос для бензеля)__________
13.При вынужденной постановке на якорь, отдавать минимальное количество якорь-
цепи, с постоянным контролем за дрейфом__________________________________
14.Строго соблюдать Правила для судов, проводимых за ледоколом,опубликованные
в выпуске №1 Извещений мореплавателям_________________________________
Дата: «____» ______________ 20 ___ г.
Район: ___________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Проверочный лист 11 (Check list 11)
Остановка главного двигателя:
1. Доложить капитану______________________________________________________
2. Развернуть судно против волны (или под углом к волне), действуя рулем и
подруливающим устройством для придания судну лучшего положения относи -
тельно волны ___________________________________________________________
3. При плавании на мелководье и вблизи берегов изготовить к отдаче якоря________
4. В случае ожидаемого дрейфа в сторону берега приспустить оба якоря в воду на
нужную глубину с целью уменьшения дрейфа_______________________________
5. При дальнейшем приближении к берегу один из приспущенных якорей выбрать
_______________________________________________________________________
6. Поднять сигналы по МППСС – 72 для судна, лишенного возможности управляться
_______________________________________________________________________
7. В условиях ограниченной видимости подавать туманные сигналы, до остановки
судна – один продолжительный и два коротких, после остановки судна – два
пролдолжительных_______________________________________________________
8. При волнении проверить крепление груза___________________________________
9. Сделать отметку на курсографе____________________________________________
10.При необходимости, сделать оповещение по УКВ____________________________
11.Сделать запись в судовом журнале________________________________________
12.Сообщить в судоходную компанию (оператору)_____________________________
При выходе из строя ДАУ, или машинного телеграфа:
1. Передать управление ГД в ЦПУ (машинное отделение)_______________________
2. Сообщить вахтенному механику___________________________________________
3. Доложить капитану______________________________________________________
4. Согласовать с вахтенным механиком запасной вид связи из ЦПУ (МО) __________
5. Сделать запись в судовом журнале_________________________________________
Дата: «____» _______________ 20 __ г.
Район: ____________________________
Координаты: _______________________
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Проверочный лист 12 (Check list 12)
Внезапное получение судном крена:
1. По возможности развернуть судно носом / либо в крайнем случае кормой на
волну. не допуская при этом положения бортом к волне_______________________
2. Объявить общесудовую тревогу___________________________________________
3. Доложить капитану______________________________________________________
4. Информировать вахтенного механика______________________________________
5. Уменьшить ход, если позволяют обстоятельства, лечь в дрейф_________________
6. Подготовить к спуску спасательные средства, всему экипажу надеть спасательные
жилеты________________________________________________________________
7. В темное время суток включить палубное освещение_________________________
8. Уточнить координаты судна, выставить их на АПСТБ_________________________
9. Приготовить к использованию пиротехнические средства_____________________
10.Закрыть водонепроницаемые двери, произвести герметизацию судна, закрыть
вентиляционные и другие отверстия, в первую очередь накрененного борта______
11.Осмотреть груз в трюмах и на палубе______________________________________
12.Произвести контрольные замеры в цистернах, определить причину возникновения
крена_________________________________________________________________
13.Оценить остойчивость судна и принять меры по ее восстановлению и спрямле -
нию судна, если положение судна стабилизировалось, следовать с осторожностью
в ближайший порт – убежище для устранения причин возникновения крена_____
14.Немедленно информировать судовладельца и при необходимости ближайший
спасательно – координационный центр_____________________________________
15.Сообщить о происшедшем в судоходную компанию и поддерживать постоянную
связь__________________________________________________________________
16.Если несмотря на предпринимаемые меры, крен продолжает увеличиваться, дать
сигнал бедствия, а экипажу команду «ПОКИНУТЬ СУДНО»___________________
Дата: «____» _______________ 20 ___ г.
Район: ____________________________
Координаты: _______________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Проверочный лист 13 (Check list 13)
Обесточивание судна:
1. Запустить аварийный дизельгенератор (АДГ)________________________________
2. Перейти на ручное управление рулем и проверить его работу при электропитании
от АДГ. При необходимости перейти на аварийное управление рулем из
румпельного____________________________________________________________
3. Доложить каитану_______________________________________________________
4. Поднять два шара, либо включить два красных огня__________________________
5. Переключить электропитание всех навигационных огней на аварийное__________
6. При наличии достаточной инерции направить судно в сторону от близлежащих
опасностей, пути другого судна, к возможному месту постановки на якорь_______
7. Приготовить якоря к отдаче_______________________________________________
8. В случае ограничения видимости начать подачу звуковых сигналов согласно
МППСС – 72___________________________________________________________
9. По УКВ оповестить находящихся поблизости суда и ПРД об обесточивании
_______________________________________________________________________
10.Уточнить место судна, определить дрейф, в случае нахождения вблизи берегов
или в узкости – включить РЛС и эхолот____________________________________
11.При дрейфе судна в сторону опасности принять меры по предотвращению
посадки судна на мель___________________________________________________
12.Информировать судоходную компанию____________________________________
Дата: «_____» __________________ 20 __ г.
Район: _______________________________
Координаты: __________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Проверочный лист 14 (Check list 14)
Получение сигнала бедствия:
1. Текст сообщения записать в судовой журнал и радиожурнал___________________
2. Уточнить свои координаты_______________________________________________
3. Нанести на карту координаты аварийного судна______________________________
4. Определить дистанцию, курс, время следования в точку аварии для определения
возможности оказания помощи____________________________________________
5. Включить магнитофон и все сообщения записывать на магнитофон_____________
6. Подтвердить время приема сигнала бедствия________________________________
7. Продублировать сигнал на ближайшую береговую радиостанцию и в региональ-
ный спасательно – координационный центр_________________________________
8. Взять радиопеленг на бедствующее судно___________________________________
9. Установить постоянную радиовахту на международных частотах бедствия_______
10.Следовать с максимальной скоростью в район бедствия_______________________
11.Сообщить терпящему бедствие судну:
а) название своего судна; б) координаты; в) курс; г) скорость; д) ЕТА в район
бедствия_______________________________________________________________
12.Дать сообщение в судовую компанию______________________________________
13.Выяснить у терпящего бедствие судна характер аварии_______________________
14.Выяснить наличие других судов в районе бедствия___________________________
15.Объявить экипажу о следовании на помощь_________________________________
16.На подходе к району – установить постоянное визуальное и РЛС – наблюдение__
17.Подготовить:
- спасательные средства (шлюпки, ПСН, круги и др.);
- линеметательный аппарат;
- буксир;
- швартовные тросы, проводники, выброски;
- переносные водоотливные насосы;
- грузовые сетки;
- бурундуки, штормтрапы (вывесить за борт);
- грузовые стрелы, краны с сетками_______________________________________
18.Продготовить пункт медицинской помощи_________________________________
19.Подготовить помещения для размещения спасенных_________________________
20.Подготовить горячую пищу и питье_______________________________________
21.При подходе к месту бедствия объявить ОБЩЕСУДОВУЮ ТРЕВОГУ__________
22.Запросить у береговой радиостанции, координирующей спасение, участие в
спасательных операциях авиации, судов, их позывные, названия, кто возглавляет
спасательную операцию и пр.____________________________________________
23.На подходе к месту бедствия, связаться по УКВ с терпящим бедствие судном
определить возможную помощь___________________________________________
24.На подходе к месту бедствия связаться с судном, возглавляющим спасательные
операции и действовать по его указанию___________________________________
Дата: «____» ____________ 20 __ г. Район: _____________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Проверочный лист 15 (Check list 15)
Перед постановкой в док:
1. Произвести инструктаж экипажа__________________________________________
2. Произвести балластировку в соответствии с Информацией об остойчивости и
указаниями докмейстера__________________________________________________
3. Задраить клинкеты всех забортныхотверстий________________________________ 4. Задраить водонепроницаемые двери, иллюминаторы, палубные люки___________
5. Закрепить все тяжелые предметы и грузы в кладовых и на палубе, которые могут
перемещаться___________________________________________________________
6. Завалить внутрь судна и закрепить грузовые стрелы, краны, забортные трапы и
другие детали устройств и оборудования, выступающие за габариты судна_______
7. Произвести замеры всех емкостей (бункер, вода, балласт, льяла трюмов, пики и
др.____________________________________________________________________
8. Проверить закрытие всех горловин междудонных танков и цистерн (топливных,
балластных и др.) в трюмах, кладовых и т.п._________________________________
9. Перекрыть и опломбировать сточную и фановую системы_____________________
10.Закрыть санитарно – бытовые помещения__________________________________
11.Проверить в действии балластную и осушительную системы, чистоту льял,
колодцев______________________________________________________________
12.Перекрыть все секущие, входные и выходные клапана систем балла