Рксо юзуцавхп латокждш гнуталч

— Прочитайте зашифрованное слово. (Платок.)

CCXXXVI. Объясните лексическое значение слова. ( Платок - 1. Ку­сок ткани, обычно квадратный, повязываемый на голову или надеваемый на верхнюю часть туловища. 2. Небольшой кусок ткани для сморкания и вытирания носа, рта и лица.)

CCXXXVII. Послушайте стихотворение и определите, в каком значении автор употребляет слово.

Дождь стучит весь день но крыше, Стали лужи вырастать. Носовой платочек вышел, Чтобы слякоть собирать. Простудиться в день ненастный Могут быстро малыши. Все платку предельно ясно — Он на помощь всем спешит. - - Поставьте ударение в слове, обозначьте непроверяемую безударную гласную.

— Запишите слово, разделив его на слоги и для переноса.

Орфографическая минутка

(На доске записаны слова.)

Ребенок, утес, деревня, горе, молчание, болото.

CCXXXVIII. Запишите слова-синонимы. (Малыш, скала, село, беда, ти­шина, трясина.)

CCXXXIX. Обозначьте проверяемые безударные гласные. (Проверка. Ученик выполняет задания на откидной доске. Дети

по цепочке читают слова, доказывают написание орфограммы.)

CCXXXIX. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.)

Ромашка, она, мы, друзья, я, солнце, учебник, труд, оно.

CCXL. Выпишите слова, которые указывают на предмет, но не на­зывают его.

CCXLI. Как называются эти слова?

CCXLII. Почему эта часть речи так называется? ( Употребляются вместо существительных и прилагательных.)

CCXLIII. Назовите тему урока.

- Работа по теме урока

Упр. 175 (с. 102).

(Выполняется самостоятельно после предварительного разбо ра по шагам. Учащиеся делают вывод: подлежащее в преддожени и может быть выражено не только существительным, но и место имением.)

- Физкультминутка

Раз, два — выше голова, Три, четыре — руки шире, Пять, шесть — тихо сесть, Семь, восемь — лень отбросим.

- Закрепление изученного материала

Упр. 177 (с. 103).

CCXLIV. Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено?

CCXLV. Прочитайте предложения. Что вы заметили? Это текст?(Предложения не записаны по порядку. Это не текст.)

CCXLVI. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Придумайте заголовок.

(Текст записывают самостоятельно.) Упр. 178 (с. 104).

(Самостоятельное выполнение после предварительного раз­бора по шагам.)

- Рефлексия

(На доске запись.)

Наш класс, моя мама, увидеть его, рассказать ему, ее книга, его ра­бота, гордиться ею, твой портфель, жаль его, заботиться о ней.

CCXLVII. Найдите сочетания с местоимениями, которые употреб­ляются вместо прилагательных. ( Наш класс, моя мама, ее книга, его работа, твой портфель.)

CCXLVIII. Прочитайте. Какие слова здесь повторяются?

Весь день шел снег. Снег устлал все дороги. Ребята надели лыжи. Ребята весело мчатся по снежной целине. Вот и школа. Школа тоже в снежном уборе.

CCXLIX. Спишите, заменяя повторяющиеся слова местоимениями он, они, она.

VIII. Подведение итогов урока

CCL. Как вы думаете, есть ли еще местоимения, кроме тех, с ко­торыми мы познакомились? (Предположения детей.)

Как названье дать словам: . Я, ты, мы, и нам, и вам, Кто и что, какой и сколько, Этот, тот, такой и столько, Наш, и ваш, и мой, и твой, Их, его, ее и свой? Это, без сомнения, Все...(местоимения).

Домашнее задание

Выполнить упр. 176 (с. 103).

Урок 150. Что такое текст-рассуждение?

Цель: дать понятие о тексте-рассуждении, его отличительных признаках.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять вид текста (описание, повествование или рассуждение); составлять текст-рассуждение; применять правила правописания.

Ход урока

- Организационный момент

- Актуализация знаний

Словарная работа

CCLI. Закончите стихотворение.

Почему сегодня Петя Просыпался десять раз? Потому что он сегодня...(Поступает в первый класс).

Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу... (Потому что он хороший).

А. Барто

CCLII. В стихотворении есть новое словарное слово потому что.В чем особенность этого слова? ( Оно пишется раздельно, в два слова.)

Точно так же в два слова пишется так как.

CCLIII. Запишите эти слова, запомните их написание.2. Орфографическая минутка

(На доске записаны слова.)

Футбол, хоккей, волейбол, городки, лапта, баскетбол, теннис.

CCLIV. Прочитайте названия спортивных игр.

CCLV. Спишите названия в алфавитном порядке. Допишите на­звание еще одной спортивной игры.

CCLV. Самоопределение к деятельности

(На доске запись.)

Куница — зверек хищный. Гибкая, ловкая, быстрая, она хорошо ла­зает по деревьям, отлично бегает по земле.

CCLVI. Прочитайте текст.

CCLVII. Определите вид теста. ( Текст-описание.)

CCLVIII. Докажите. ( Описан внешний вид, особенности поведения жи­вотного. В тексте много прилагательных.)

К этому тексту можно поставить вопрос какой предмет ?.

CCLIX. Прочитайте еще один текст.

Еще зимой в трескучие морозы у медведицы рождаются медвежата. Они маленькие, с рукавичку, и мать еще в берлоге кормит их молоком.

CCLX. Определите вид теста. ( Текст-повествование.)

CCLXI. Докажите. ( Рассказывается о событиях и действиях.) К этому тексту можно поставить вопрос что произошло ?.

CCLXII. Прочитайте третий текст.

Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами? Как ты думаешь, почему?

Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звездо­чек. Атак как ломается их сразу очень много — вот мы и слышим треск.

К этому тексту можно поставить вопрос почему? Это текст- рассуждение. Рассуждение — это объяснение какого-либо явления.

CCLXIII. Назовите тему урока.

- Работа по теме урока

Упр. 180 (с. 105).

(Устное выполнение с комментированием.)

CCLXIV. Найдите в тексте-рассуждении три части:

- Мысль, требующую доказательств. (Сова — уникальная птица.)

- Объяснение, доказательство ( Оба глаза «на лице», поворачи­вает голову, летает бесшумно, видит и днем, и ночью.)

- Вывод. ( Сова — птица-чудо.)

- Физкультминутка

Сначала буду маленьким, К коленочкам прижмусь, Ну а потом я вырасту, До лампы дотянусь.

- Закрепление изученного материала

Упр. 181 (с. 106).

(Устное выполнение с комментированием.)

- Рефлексия

Карточка

- Соедини тип текста и вопрос, на который он отвечает.

Текст-описание Что произошло?

Текст-повествование Какой?

Текстграссуждение Почему?

- Приведи примеры своих текстов.

- Подведение итогов урока

CCLXV. С каким текстом мы познакомились?

CCLXVI. На какой вопрос отвечает текст-рассуждение?

CCLXVII. Из каких частей состоит?

Домашнее задание

Выполнить упр. 182 (с. 106).

Урок 1 5 1. Проверка знаний

Цель: проверить умение писать местоимения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять сооб­щение по данному плану; писать местоимения отдельно от других слов; определять тип текста; отвечать на вопросы по содержанию текста; применять правила правописания.

Ход урока

— Организационный момент

— Актуализация знаний

Словарная работа

(На доске записаны слова.)

Дрожащая ..., цветная ..., детский ..., зеленая ..., деревянная ..., сту­деный ..., тростниковый ..., чайная ..., богатый ..., фигурные ....

CCLXVIII. Дополните словосочетания словарным словом. Обозначь­те непроверяемую безударную гласную. (Осина, капуста, рисунок, лягушка, лопата, декабрь, сахар, посуда, урожай, коньки.)

Орфографическая работа

(На доске записаны слова.)

Работа, неприятель, путешествие, слякоть, трепет, трусливый, по­клажа.

CCLXIX. К данным словам подберите слова-синонимы. (Труд, враг, поездка, грязь, дрожь, робкий, груз.)

CCLXX. Какое правило повторили? Допишите еще два слова на это правило.

CCLXX. Самоопределение к деятельности

CCLXXI. Выпишите местоимения.

Ребята, они, дело, оно, она, метла, снег, он, горка, учитель, я, ты, друг, вы, ученики.

- Работа по теме урока

(«Проверь себя» (с. 107). Проводится по заданиям учебника.)

- Физкультминутка

Мелкие шажки — раз, два, три. Легкие прыжки — раз, два, три. Движенья эти повтори. Вот и вся зарядка — раз, два, три. Мягкая посадка — раз, два, три.

- Закрепление изученного материала

CCLXXII. Запишите текст, вставляя местоимения.

... живем (в)красивом небольшом гор..де. ... ст..ит на берегу (А, а) зовского моря. Море редко замерзает. ... волны плещутся (о) пологий берег.... нравятся з.леные улицы, т..нистые скверы, изумрудный шатер парка.... любим свой город.

- Рефлексия

CCLXXIII. Определите вид текста.

На весеннем лугу цветут лютики. За что же эти веселые цветы по­лучили такие страшные имена? Сок у всех лютиков ядовит — попадет на кожу, и это место будет жечь, щипать. Да и само название «лютик» происходит от слов «лютый», «жестокий». Из-за жгучего сока лютики в старину часто применяли вместо горчичников. Стебли многих люти­ков в разной степени ядовиты, но при высушивании (в сене) ядовитость теряется. (Текст-рассуждение.)

Цветки у лютика желтые, лепестки снаружи матовые, а внутри бле­стящие, так и сверкают на солнце. Хоть и невелики у лютиков цветочки, но по весне их бывает так много, что даже в пасмурный день луг кажется солнечным. (Текст-описание.)

Научное название в переводе с латинского означает «лягушонок» и дано за сходство вкусов у лягушек и лютиков, выбирающих одни и те же места обитания. Лютик растет в тех местах, где весной бывает вода, — он как бы память земли о весеннем половодье*. (Текст-пове- ствование.)

VIII. Подведение итогов урока

CCLXXIV. Что такое местоимение?

CCLXXV. Какие вы знаете местоимения?

CCLXXVI. Какое задание было для вас наиболее сложным?

Урок 152. Контрольньвй диктант

Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать под дик­товку учителя; проверять написанный текст; писать предлоги от­дельно от других слов; применять правила правописания.

Ход урока

- Организационный момент

- Актуализация знаний

Словарная работа

CCLXXVII. Запишите слова.

Быстро, платок, потому что, малина, шел, антонимы, желтый, алфа­вит, до свидания, ягода, рисунок, снегирь, облако, здравствуй.

CCLXXVII. Самоопределение к деятельности

CCLXXVIII. Я говорю слово, а вы называете орфограмму.

— Чаща — (правописание сочетаний).

— Сказка — ... (правописание согласных в корне слова).

— Мальчики — ... (мягкий знак для обозначения мягкости со­гласных).

— Вьюга — ... (правописаниеразделительного мягкого знака).

— Россия — ... (заглавная буква в именах собственных).

— Гроза — ... (проверяемые безударные гласные).

— Сахар — ... (непроверяемые безударные гласные).

— В море — ... (правописание предлогов).

CCLXXIX. Контрольный диктант

Гроза

Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и реч­ки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг по­явилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как все кругом стало радостно!

Грамматические задания

CCLXXIX. В первом предложении подчеркните главные члены пред­ложения, обозначьте части речи.

CCLXXIX. Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.

CCLXXIX. Разделите слова для переноса.Сильный, длинные, пыль.

CCLXXX. Рефлексия

- Довольны ли вы своей работой?

- Кто сомневается в правильности выполнения работы?

- Какое задание было для вас наиболее сложным?

- Подведение итогов урока

- Что такое местоимение?

- Какие вы знаете местоимения?

Урок 1 5 3. Работа над ошибками

Цели: формировать умения находить и исправлять ошибки; повторить и закрепить изученный материал.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить и ис­правлять ошибки; классифицировать ошибки в соответствии с из­ученными правилами; применять правила правописания.

Ход урока

— Организационный момент

— Актуализация знаний

Словарная работа

- Напишите словарные слова в алфавитном порядке. Суббота, скоро, апрель, синонимы, октябрь, одежда, алфавит.

— Самоопределение к деятельности

(Учитель сообщает результаты контрольной работы.)

— Работа по теме урока

(Учитель раздает детям листочки со списком орфограмм.) 1. Правописание сочетаний.

CCLXXX. Правописание согласных в корне слова.

CCLXXX. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.

CCLXXX. Правописание разделительного мягкого знака.

CCLXXX. Проверяемые безударные гласные.

CCLXXX. Непроверяемые безударные гласные.

CCLXXX. Правописание предлогов.

- Назовите орфограммы, которые встретились в диктанте.

- Запишите слово, в котором допущена ошибка, в таблицу. Вспомните правило. Если нужно, напишите рядом прове­рочное слово.

             

(По ходу выполнения учитель оценивает работу детей.)

— Физкультминутка

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали, Покружились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.

— Закрепление изученного материала

Диктант

Утро

Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в густой листве деревьев. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрасились в цвет зари. Заблестели на листьях капли росы. Над цветами стали кружить золо­тистые пчелки. Они жадно пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и легкие крылья.

— Рефлексия

- Из текста диктанта запишите по одному слову с орфограм­мами в нашу таблицу.

(Учитель выбирает подготовленных детей для проверки вы­полненной работы.)

— Подведение итогов урока

- На какое правило больше всего выписано слов?

- Что надо сделать дома, чтобы не испытывать затруднений в следующий раз?

- Что особенно понравилось на уроке?

ПОВТОРЕНИЕ

Урок 154. Повторение по теме «Текст»

Цель: повторить изученный материал по теме «Текст». Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать текст от предложения; определять виды текстов; применять правила правописания.

Ход урока

CCLXXXI. Организационный момент

CCLXXXII. Актуализация знаний

CCLXXXII. Словарная работа

(На доске схема.) о-о-о—у-а

- е — е — а — о -------- и

- е ------ ы — о ------- я ----------

- Найдите и выпишите из словаря слова, которые соответ­ствуют схемам.(Скоро, береза, желтый, посуда, /соныси, ок­тябрь.)

- Обозначьте непроверяемую безударную гласную.

- Орфографическая минутка

- Запишите слова в столбики так, чтобы разделительный мяг­кий знак был второй буквой, пятой и шестой.

Бью платье воробьи

{Лью, пью, шью, волчьи, дробью, ученье, соловьи, муравьи, варе­нье, счастье.)

- Кто больше нашел слов?

- Какое правило повторили?

— Самоопределение к деятельности

(На доске запись.)

Прошли метели и вьюги. Наступила весна. Днем на солнце тают со­сульки. Прилетят певуньи-птички. Хорошо весной!

- Что написано на доске? {Текст.)

- Докажите, что это текст. (Предложения связаны по смыслу, объединяются одной темой.)

- Дайте название тексту.

- Назовите тему урока.

— Работа по теме урока

Упр. 193 (с. 116).

(Самостоятельное выполнение.)

Упр. 194 (с. 116).

Вариант I. Спишите текст, который отвечает на вопрос что произошло?

Вариант II. Спишите текст, который отвечает на вопрос почему?

Вариант III. Спишите текст, который отвечает на вопрос какой?

CCLXXXIII. Физкультминутка

Поднимает руки класс — это раз,

Повернулась голова — это два,

Руки вниз, вперед смотри — это три,

Руки в стороны пошире развели мы на четыре,

С силой их к плечам прижать — это пять.

Всем ребятам тихо сесть — это шесть.

CCLXXXIV. Закрепление изученного материала

Упр. 194 (с. 116-117).

(Вторая часть. Выполняется устно.)

CCLXXXV. Рефлексия

(Учитель раздает детям распечатки теста.)

Растет по всей стране, кроме Крайнего Севера, вдоль дорог, на лугах, пустырях.

Двулетнее растение с пучком корней вместо главного корня и розет­кой голых листьев с 3—7 жилками, имеющих длинные черешки, по кото­рым вся вода, попадающая на лист, сбегает к корню. Соцветия — узкие длинные колосья длиной до 50 см. Цветет растение с мая по август. Опы­ляется подорожник в основном ветром. Плод — коробочка с многочис­ленными семенами.

В безлюдных местах подорожника не бывает. Чем ближе к населен­ному пункту, тем его больше. Осенью, во время дождей, из оболочек се­мян выделяется слизь. Семена становятся клейкими и цепляются к обуви или к копытам домашних животных. Поэтому и больше его в тех местах, где ходят люди.

Подорожник — путешественник, хотя вроде и сидит в земле непо­движно. Один экземпляр подорожника осенью дает примерно 14 тысяч семян. Растение очень быстро расселяется по всем дорогам — везде, где ступает нога человека.

Семена подорожника переправились через океан и попали в Америку вместе с грязью на сапогах завоевателей и первых поселенцев. В Америке не было такого растения; оно появилось вместе с европейцами, вокруг их жилищ и по дорогам, где они проходили. Индейцы с ужасом смотрели на подорожник и метко назвали его «след белого». Он быстро распростра­нился по континенту*.

CCLXXXVI. Используя статью словарика, составьте текст. (Дети работают в парах.)

CCLXXXVII. Расскажите, что у вас получилось. Определите вид текста.

CCLXXXVIII. Какое задание вам понравилось?

CCLXXXIX. Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

CCXC. Назовите виды текстов.

CCXCI. На какие вопросы они отвечают?

Домашнее задание

Выполнить упр. 195 (с. 117).

Урок 1 5 5. Сочинение по картине

Цель: формировать навыки описания картины. Планируемые результаты:учащиеся научатся соотносить сло­весные и зрительные образы; выражать свое отношение к карти­не; понимать идейный замысел художника; применять правила правописания; оценивать правильность выполнения действия.

Ход урока

CCXCI. Организационный момент

CCXCI. Актуализация знаний

Словарная работа

CCXCII. Отгадайте загадку.

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (Медведь.)

CCXCIII. Напишите слово, поставьте ударение, обозначьте орфо­граммы. Назовите их. ( Непроверяемая безударная гласная, парная согласная, мягкий знак, — показатель мягкости.)

CCXCIV. Образуйте от слова медведь однокоренные слова.(Медведи­ца, медвежата, медвежий, медвежатник.)

CCXCV. Обозначьте орфограммы.

- Самоопределение к деятельности

Упр. 195 (с. 117).

CCXCVI. Рассмотрите репродукцию картины. Кто ее автор? (И.И. Шишкин.)

Иван Иванович Шишкин — русский художник-пейзажист, родился в купеческой семье в Елабуге, на реке Каме.

CCXCVII. Назовите тему урока.

- Работа по теме урока

- Беседа

CCXCVIII. Как называется картина? Кто на ней изображен?

CCXCIX. Придумайте свои названия. {«Медвежата», «Сосновыйлес».)

CCC. Какое название точнее отображает замысел художника?

CCCI. Где происходит действие?

CCCII. Какими художник изобразил медвежат? Где они играют? Что делают? ( Мохнатые, косолапые, неуклюжие медвежата залезли на сваленное дерево.)

CCCIII. Каким художник изобразил третьего медведя? (Это медве­дица. Она беспокойно озирается, боится за медвежат.)

CCCIV. Какой лес на картине? ( Непроходимая чаща, темно, лучи солнца едва освещают верхушки деревьев.)

CCCV. Какие краски на картине? Какие чувства они вызывают?(Теплые краски вызывают чувства радости, бодрости.)

- Орфографическая подготовка

(Учитель на доске записывает прилагательные.) Утро (какое?) летнее, раннее, свежее. Лес (какой?) дремучий, непроходимый, сказочный. Сосны (какие?) старые, высокие, прямые, могучие. Медвежата (какие?) забавные, косолапые, неуклюжие, мохнатые, любознательные.

Медведица (какая?) беспокойная.

- Работа над сочинением

План рассказа

- Утро.

- Медвежья семейка.

- Мое отношение к картине.

(Учитель предлагает нескольким ученикам пересказать со­чинение устно. Потом дети пишут сочинение самостоятельно.)

- Рефлексия

CCCVI. Трудно ли вам было писать сочинение?

CCCVII. Где испытывали затруднения?

CCCVIII. Что понравилось?

- Подведение итогов урока

CCCIX. Репродукцию какой картины рассматривали?

CCCX. Назовите автора картины.

Домашнее задание

Отредактировать сочинение.

Наши рекомендации