Урок Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Цели: формировать умение отличать слова, отвечающие на вопросы кто? от слов, отвечающих на вопрос что?, учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные; вырабатывать навыки грамотного письма. Планируемые результаты: учащиеся научатся находить имена существительные в тексте; использовать специальную терминологию при определении части речи; самостоятельно подбирать имена существительные; классифицировать имена существитель­ные одушевленные и неодушевленные; делать звуко-буквенный разбор слов, соотносить произношение и написание; подбирать синонимы, пользуясь словарем.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Словарная работа

— Отгадайте загадки, запишите отгадки.

Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице. {Морковь.) Сидит дед,

Многими шубами одет. Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (Лук.) Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява. Кто любит щи, Меня ищи. (Капуста.) Желта, а не масло, Кругла, а не луна, С хвостом, а не мышь. (Репа.)

Неказиста, шишковата, А придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка.)

— Как назвать эти имена существительные одним словом' Запишите. (Овощи.)

— Сделайте звуко-буквенный анализ слова овощ.

— В каком месте слова написание и произношение расходится?

— Запомните, как пишется слово.

Орфографическая минутка (Письмо под диктовку.)

Повар заправил овощной суп капустой, морковкой, картофелем.

3.Самоопределение к деятельности — Прочитайте информацию на «Страничках для любознательных» (Учащиеся читают текст по цепочке. По ходу чтения учитель задает вопросы на усвоение прочитанного.) — Почему эта часть речи получила такое название?

— Придумайте свой пример в группу слов с общим лексиче­ским значением.

— В какую группу вы отнесете слова из домашнего задания? (Качества людей.)

(На доске записаны слова.)

стол мальчик

гроза белка

праздник слон

— Посмотрите на доску. По какому признаку имена существи­тельные распределены на две группы? (Слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?.)

— Сегодня на уроке мы будем учиться классифицировать слова по этому признаку.

4.Работа по теме урокаРабота по учебнику Упр. 80 (с. 48).

(Выполнение с комментированием.)

— Прочитайте правило от тетушки Совы на с. 48.

— Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос «кто?»?

— Прочитайте правило от тетушки Совы на с. 51. — Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос «что?»? — Игра «Кто или что?»

(Учитель называет имена существительные. Учащиеся поднимают руки вверх, если это одушевленные имена существительные, сидим неподвижно, если названы неодушевленные существительные)

Физкультминутка

Закрепление изученного материала

Упр. 81 (с. 49).

(Работа в парах. Одна пара после выполнения работы выхо­дит для отчета к доске. Дети называют слова, которые подобрали в каждую группу. Остальные учащиеся делают хлопок в ладоши, если согласны.) Упр. 84 (с. 50).

(Самостоятельная работа. Фронтальная проверка.)

— Какое словарное слово встретилось в стихотворении? {Кар тина.)

— Проговорите его хором.

— Назовите непроверяемую гласную.

Рефлексия

— Выпишите имена существительные: вариант I — одушевленные, вариант II — неодушевленные.

Комар, одежда, снег, картина, художник, пилот, друг, скромность, хитрец, девочка.

Подведение итогов урока

— Что интересного вы узнали об именах существительных?

— Какое задание показалось трудным?

— Кто справился с проверкой знаний?

— Кому нужно объяснить тему еще раз?

Домашнее задание

Выполнить упр. 82 (с. 49).

Урок 111. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных

Цели: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слом самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; проверить знание изученных словарных слов; развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать имени существительные собственные и нарицательные; использовать специальную терминологию при определении части речи; проверять

собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Словарная работа

Тарелка, товарищ, щавель, метель, народ, вдруг, сапог, обезьяна, месяц, январь, февраль, картина.

Игра «Исправь ошибки Незнайки»

Машина мчялась по глаткой дароге. Мы едем к бабушке дарйе. Скоро Москва. Бабушка жывет на улице пушкинской. (Всего ошибок.)

Наши рекомендации