Урок 32. Что такое родственные слова?
Цели:формировать умение видеть и образовывать родственные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты:учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока I.Организационный момент
П.Актуализация знаний
1.Орфографическая минутка
— Запишите слово по лексическому значению.
-Дерево с дрожащими листочками. (Осина.)
-Дерево с белым стволом. (Береза.)
-Изображение чего-либо при помощи красок и карандашей. (Рисунок.)
-Движение воздуха. (Ветер.)
-Приспособление для копки, выгреба, навалки и пересыпки
сыпучих веществ (Лопата.) (Проверка. Сверка с образцом па доске.)
- В каком слове все согласные звонкие? (Береза.)
- В каком слове ударный первый слог? (Ветер.)
- Это слово начинается с гласной буквы. (Осина.) В этом слове согласных букв больше, чем гласных. (Рисунок, ветер.)
2. Объяснительный диктант
(КИМы (с.46).)
III. Работа по теме урока
С какими словами мы познакомились на прошлом уроке? (С родственными словами.)
- Какие слова называются родственными? (Слова, близкие по значению, у которых есть общая часть.)
1. Работа по учебнику Упр. 80 (с. 59).
— Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Нет. У них нет общей части. Это слова — названия родственников.)
— Прочитайте слова второй группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. У них есть общая часть сын-, и они близкие по значению.) — Напишите родственные слова, выделите корень.
Самостоятельная работа
— Подберите родственные слова: вариант I — дедушка; вариант II — мама. (Проверка. Один из учащихся читает свои примеры родствен-
IV. Физкультминутка
Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз потянись, Окончательно проснись. Все ребята дружно встали И на месте зашагали. Как пружинки, мы присели, А потом тихонько сели.
V. Закрепление изученного материала Упр. 81 (с. 60).
— Прочитайте пары слов. Скажите, это родственные слова или синонимы? (Синонимы. У них близкое значение, но нет общей части.)
— Найдите среди синонимов «родственников» для таких слов, как быстрый, быстрота и липнуть, липучий. (Быстро, липкий.)
— Выделите в словах корень. Упр. 82 (с. 60).
— Прочитайте первую группу слов.
— Все ли слова родственные? (Летний — для лета; летом — то, что бывает в это время года; лететь — одинаковая часть лет-, но у слова другой смысл.)
— Выпишите только однокоренные слова. Выделите корень.
(Лето, летний, летом.)
(Далее учащиеся выполняют упражнение по вариантам: вариант I — второе предложение, вариант II — третье предложение.)
— Какое слово не записал вариант I? (Горевать — есть одинаковая часть, но слово не является родственным остальным словам.)
— Какое слово лишнее у варианта II? (Сырость — есть одинаковая часть, но слово не является близким по смыслу к другим словам.)
VI. Рефлексия
— Подчеркните в стихотворении родственные слова.
Снежная сказка.Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки, В снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут лед снегурки. А вокруг в снега одет Весь простор безбрежный. Чем не сказка белый свет — Снежный, снежный, снежный! С. Погореловский
(Учащиеся подчеркивают следующие слова: по снегам, снежные, снегири, снеговикам, у заснеженной, в снежном, снежки, снегурки, снежный.)
(Самопроверка. Самооценка с помощью «светофора».)
VII. Подведение итогов урока
— Какие слова называются родственными?
— Чем отличаются родственные слова от слов-синонимов? (У синонимов нет общей части.)
Урок 33. Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?
Цели: познакомить с понятиями корень, однокоренные слова, развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их и речи; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знанийОрфографическая минутка
(Па доске запись.)
Щуплый, чугунный, внучата, кувшин, прощальный, пружина, выращу, душистый.
—Разделите слова на три группы.
—На какие группы разделите слова? (По орфограммам ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.)