Общественный и политический строй Южной Аравии.

В конце - начале I тысячелетия до н. э. в регионе наметился рост имущественного не­равенства. Выделились знатные роды, которые постепенно сосредоточили в своих руках политическую власть. Образовались такие социальные группы, как жречество и купечество. Распространяется рабство.

Земля находилась в собственности сельских и городских общин. Они регулировали водоснабжение, осуществляли передел участков земли между общинниками, выплачивавшими налоги и выполнявшими повинности в пользу государства, храмов, общинной администра­ции.

Основной хозяйственной ячейкой была большая патриархальная семья. Она могла владеть не только общинным участком, но приобретать другую землю или получать ее по наследству. Орошенная земля переходила в собст­венность того, кто «оживил» ее.

Особую категорию земель составляли храмовые владения. Много земли было в руках государства. Этот фонд пополнялся за счет завоеваний, конфискаций, принудительной скупки земли. Весьма значительным был личный фонд земель правителя и его рода. На государственных землях работало покоренное население, выполнявшее целый ряд повинностей и являвшееся, по существу, государственными рабами. В храмовых владениях работали в порядке выполнения повинностей свободные люди, лица, посвященные тому или иному божеству, и храмовые рабы.

Рабы в основном рекрутировались из числа военнопленных, приобретались путем купли-продажи, обычно из других областей древневосточного мира. Долговое рабство было распространено слабо. В больших патриархальных семьях рабы приравнивались к младшим членам семьи. Рабы, принадлежавшие правителю, могли иногда возвыситься, занять привилегированное положение среди себе подобных, выполнять административные функции.

Политическое устройство южноаравийских государств можно показать на примере Сабейского царства. Оно состояло из 6 «племен», из которых три принадлежали к числу привилегированных, а три занимали подчиненное положение. Каждое племя делилось на крупные ветви, последние - на более мелкие, а они, в свою очередь, - на отдельные роды. Племена управлялись вождями - кабирами, образовывавшими коллегиальный орган.

Привилегированные племена выбирали из представителей знатных родов на определенный срок (в Сабе - на 7 лет, в Катабане - на 2 года и т. д.) эпонимов - должностных лиц, выполнявших жреческие обязанности и некоторые функции по организации земле- и водопользования. По эпонимам датировались государственные и частноправовые документы, велось летосчисление. Эпонимы вступали в должность в возрасте 30 лет и по истечении срока полномочий входили в совет старейшин.

Высшими должностными лицами, обладавшими исполнительной властью и осуществлявшими управление государством до III—II вв. до н. э. были наследственные правители - мукаррибы. В их функции входили хозяйственная, главным образом строительная, деятельность, издание государственных документов, юридических актов, установление границ городских территорий, частных владений, внешняя политика и т. д.

Во время войны мукаррибы были предводителями ополчением, получая на время титул «малик» - царь. Постепенно они сосредоточили в своих руках прерогативы царской власти и в мирное время.

Верховным органом Сабейского государства был совет старейшин. В него входили муккариб и представители всех шести сабейских «племен», причем непривилегированные племена имели право лишь на половинное представительство. Совет старейшин имел сакральные, судебные и законодательные функции и административно-хозяйственные. Примерно аналогичное устройство имели и другие южноаравийские государства.

Постепенно в южноаравийских государствах наряду с племенным возникло и территориальное деление. Основу его составляли города и поселения с примыкающей к ним сельской округой, имевшие свою автономную систему управления. Каждый сабейский гражданин принадлежал к одному из кровнородственных племен и в то же время входил в состав определенной территориальной единицы.

Наши рекомендации