Порядок избрания и прекращения полномочий Президента
Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина РФ в выборах Президента РФ является свободным и добровольным.
Порядок проведения выборов Президента РФ регулируется гл. 4 Конституцией РФ, Федеральным законом от 12.06. 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», Федеральным законом от 10.01. 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ».
Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.
Срок полномочий Президента РФ по Конституции РФ 1993 года 6 лет. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд.
Не имеет права избирать Президента РФ и быть избранным Президентом РФ, участвовать в иных избирательных действиях гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
Не имеет права быть избранным Президентом РФ гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.
Не имеет права быть избранным Президентом РФ гражданин РФ:
осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, преступления экстремистской направленности, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за эти преступления;
подвергнутый административному наказанию за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, производство и распространение экстремистских материалов; в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт экстремистской деятельности; вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности.
Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ.
Проведение выборов Президента РФ в сроки, установленные Конституцией РФ и Федеральным законом, является обязательным.
В соответствии с Конституцией РФ выборы Президента РФ назначает Совет Федерации Федерального Собрания РФ.
25 ноября 2011 года Совет Федерации назначил выборы Президента РФ на 04 марта 2012 года.
Основанием для рассмотрения Советом Федерации вопроса о назначении выборов Президента может быть истечение срока его пребывания в должности, а также досрочное прекращение Президентом своих полномочий. В случае отставки Президента и стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия вопрос о назначении выборов Президента вносится на обсуждение Совета Федерации Председателем Правительства, исполняющим обязанности Президента РФ.
Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ и в котором четыре года тому назад был избран Президент РФ.
Если Совет Федерации не назначит выборы Президента РФ выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ.
Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения.
Каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования решения о назначении выборов Президента РФ вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента РФ. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом.
Выдвижение кандидата политической партией производится после официального опубликования решения о назначении выборов Президента РФ. Политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата и не вправе выдвигать кандидатом гражданина РФ, являющегося членом иной политической партии.
Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку, а политическая партия в поддержку выдвинутого ею кандидата обязаны собрать не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ.
Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих данным выборам Президента РФ выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, вправе не собирать подписи избирателей в поддержку выдвинутого ею кандидата.
Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата начинается со дня, следующего за днем регистрации уполномоченных представителей политической партии, выдвинувшей кандидата, группы избирателей. До регистрации уполномоченных представителей сбор подписей избирателей не допускается.
Все документы для регистрации кандидата представляются кандидатом или уполномоченным представителем политической партии, выдвинувшей кандидата, в Центральную избирательную комиссию РФ одновременно - не ранее чем за 80 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования - до 18 часов по московскому времени.
Центральная избирательная комиссия РФ не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента РФ производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета.
Кандидат обязан создать собственный избирательный фонд. Он может формироваться только за счет следующих денежных средств: собственных средств кандидата; средств, которые выделены кандидату выдвинувшей его политической партией; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Предельная сумма всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда не может превышать 400 миллионов рублей.
Выборы всегда должны быть альтернативными. Все зарегистрированные кандидаты включаются в бюллетень. Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Состоявшимися выборы признаются, если в них приняло участие не менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.
Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президента РФ, Центральная избирательная комиссия РФ назначает повторное голосование на выборах Президента РФ по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.
По итогам повторного голосования избранным на должность Президента РФ считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата (при этом уже не требуется, чтобы в повторном голосовании участвовало обязательно не менее половины зарегистрированных избирателей).
Центральная избирательная комиссия РФ признает выборы Президента РФ не состоявшимися в одном из следующих случаев:
если в выборах приняли участие менее половины избирателей, включенных в списки избирателей;
если голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
если в избирательный бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
если все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования.
Центральная избирательная комиссия РФ признает выборы Президента РФ недействительными:
если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают в себя не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;
по решению суда.
Если выборы Президента РФ признаны несостоявшимися или недействительными, либо если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры или выбыли по иным обстоятельствам, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента РФ, Совет Федерации РФ назначает повторные выборы Президента РФ.
По результатам голосования по выборам Президента РФ 02.03.2008 года Президентом РФ был избран Медведев Д.А. на 4 года. Число избирателей, принявших участие в выборах 74 746 649; (52 млн. 530 тыс. 712) проголосовало за Медведева Д.А. В.В. или 70,28% в процентах от числа избирателей, принявших участие в голосовании.
По результатам голосования по выборам Президента РФ 04.03.2012 года Президентом РФ был избран Путин В.В. на 6 лет. 45 602 075 (63,60 %)
Торжественное и официальное вступление в должность Президента РФ 07.05.2008 года (инаугурация (инавгурация) - лат. inaugurare посвящать) связано было с принесением им в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда присяги, текст которой определен Конституцией ст. 82. Присяга даваемая Президентом перед лицом своего народа, при всех обстоятельствах соблюдать Конституцию и другие законы своей страны, имеет большое общественно-политическое значение. Это обязательство является одним из ключевых элементов легитимности всего института президентства, неотъемлемым условием доверия народа к главе государства.
В соответствии со ст. 92 Конституции РФ Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Именно с этого момента начинается отсчет срока полномочий вновь избранного и прекращаются полномочия прежнего Президента РФ.
Официальной резиденцией Президента РФ является Московский Кремль. Президент РФ имеет штандарт (флаг) Президента РФ как один из символов его власти.
Досрочное прекращение исполнения полномочий Президента происходит по следующим основаниям (ч. 2 ст. 92):
а) отставка;
б) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия;
в) отрешение от должности.
Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно берет на себя Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. В случае досрочного прекращения исполнения президентских полномочий не позднее 3-х месяцев с момента прекращения должны состоятся выборы Президента РФ.
Президент обладает неприкосновенностью. Это означает, что он не может быть подвергнут наказанию во время пребывания в должности (ст. 91).
Отрешение Президента РФ от должности возможно в связи с государственной изменой или совершением иного тяжкого преступления.
В ст. 93 Конституции определяется процедура такого отрешения, которая включает несколько стадий:
1) обвинение выдвигается Государственной Думой по инициативе не менее 1\3 её депутатов и при наличии заключения специальной комиссии Государственной Думы. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента принимается квалифицированным большинством - не менее 2\3 голосов от общего числа её депутатов;
2) обвинение подтверждается заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления. Конституционный Суд по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения;
3) само решение об отрешении Президента от должности принимается Советом Федерации квалифицированным большинством в 2\3 голосов от общего числа членов Совета Федерации;
4) решение Совета Федерации об отрешении от должности Президента РФ должно быть принято не позднее чем в 3-х месячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
Компетенция Президента РФ
В соответствии с Конституцией РФ можно выделить следующие группы полномочий Президента РФ:
1. Полномочия Президента РФ в связи с формированием федеральных органов государственной власти:
- назначает с согласия Государственной Думы председателя Правительства РФ;
- принимает решение об отставке Правительства РФ;
- по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
- представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения Председателя Центробанка РФ и ставит вопрос об его освобождении;
- представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, кандидатуру Генерального Прокурора;
- вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора;
- формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
- формирует администрацию Президента РФ;
- назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ
2. Полномочия в связи с деятельностью Федерального Собрания :
- назначает выборы Государственной Думы РФ;
- назначает референдум;
- вносит законопроекты в Государственную Думу;
- подписывает и обнародует федеральные законы;
- обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Президент может распустить Государственную Думу в следующих случаях:
а) после трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ (ч. 4 ст. 111);
б) при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев (ч.3 ст. 117);
в) если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству после постановки такого вопроса Председателем Правительства РФ.
Государственная Дума не может быть распущена Президентом:
- в течение года после ее избрания;
- с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
- в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;
- в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.
3. Полномочия в связи с деятельностью Правительства:
- имеет право председательствовать на заседании Правительства;
- издает указы, определяющие основные направления деятельности Правительства РФ;
- может отменять постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам.
4. Полномочия в сфере внешнеполитической деятельности РФ:
- определяет основные направления внешней политики и осуществляет руководство ею;
- ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;
- подписывает ратификационные грамоты;
- принимает верительные грамоты.
5. Полномочия в сфере военной политики, обороны и в связи с чрезвычайными обстоятельствами:
- утверждает военную доктрину;
- является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;
- присваивает высшие воинские звания;
- в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию;
- при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, вводит на территории или в отдельных местностях РФ чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию.
6. Президент РФ имеет и некоторые другие полномочия:
- решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища;
- награждает государственными наградами РФ;
- присваивает почетные звания РФ;
- осуществляет помилование.
Как глава государства Президент РФ выступает своего рода арбитром в споре между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации, а также между органами государственной власти РФ. Для этого он может прибегать к согласительным процедурам, а также передавать разрешение споров на рассмотрение соответствующего суда.
Свои полномочия Президент РФ осуществляет, издавая Указы и Распоряжения, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и обязательны для исполнения на всей территории РФ. Распоряжения всегда представляют собой акты применения права.
Для обеспечения выполнения своих полномочий Президент формирует Администрацию Президента (п. и, ст. 83 Конституции). Администрация Президента РФ является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ и осуществляющим контроль за исполнением решений Президента РФ.
Нормативная база:
Конституция РФ гл. 4
Федеральный закон от 10.01. 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ»
Федеральный закон от 12.06. 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»
[1] Амнистия не отменяет ни уголовного закона, ни приговора суда, освобождает от уголовной ответственности или заменяет назначенное судом наказание более мягким, освобождает от судимости и т.д. Акты амнистии применяются к определенным категориям или группам лиц, которые в акте амнистии индивидуально не обозначены.
Помилование осуществляется Указами Президента РФ (ст. 89 Конституции РФ). В отличии от амнистии, помилование касается одного конкретного лица или ряда конкретных лиц.
[2] Ратификация, утверждение международного договора высшим органом власти государства - участника этого договора.
[3] Денонсация, одностороннее правомерное расторжение международного договора одним из его участников.