Понятие альтернативной службы
Происходящие изменения в России затрагивают разнообразные сферы жизнедеятельности человека и всего общества. Не вызывает сомнений, что принимаемые нормативно – правовые акты затрагивают практически все области человеческих взаимоотношений, существенно корректируют правовую политику государства и закладывают фундаментальную основу правовой системы России.
Часть 3 статьи 59 Конституции РФ гарантировала каждому гражданину право на отказ от военной службы и замену ее альтернативной гражданской службой. Только с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе»[68] каждый гражданин Российской Федерации может реализовать указанное право.
Альтернативная служба - особый вид государственной службы, содержанием которой является общественно полезная деятельность, в том числе в сфере здравоохранения и социальной сфере, осуществление которой возлагается на гражданина в мирное время.
Альтернативная служба не связана с военной службой, принятием Военной присяги, ношением и применением оружия или непосредственным участием в производстве и обслуживании оружия, боевых припасов и боевой техники.
Альтернативная служба имеет целью исполнение гражданином долга перед обществом, не является формой умаления его достоинства и не носит характер наказания.[69]
В законе альтернативная гражданская служба рассматривается как особый вид трудовой деятельности.
Трудовая деятельность лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу, осуществляется в интересах общества и государства. Любой гражданин согласно статье 59 Конституции РФ обязан защищать свое Отечество, причем его защита – моральный долг и обязанность каждого российского гражданина.[70] В то же время, если лицо в силу своих убеждений или вероисповедания не может нести военную службу, оно должно выполнить свою конституционную обязанность перед государством в иной форме, установленной законом. Общепризнанно, что деятельностью, заменяющей военную службу, является трудовая деятельность, причем в той форме и том объеме, которые определяет само государство, поэтому гражданин, реализуя свои трудовые способности, содействует укреплению экономической мощи России. Согласно п. 4 статьи 4 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также перечни организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством РФ. В то же время зарубежный опыт показывает, что лица, заявившие об отказе от военной службы, привлекаются к выполнению тяжелой и непрестижной работы. Кроме того, например, во Франции они используются на работах при ликвидации последствий стихийных бедствий, а также на добыче угля, песка, щебня и торфоразработках.
Граждане реализуют свое право на труд взамен военной службы по призыву. В соответствии со статьей 1 ФЗ от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе», на основании которой проводится призыв граждан на военную службу, граждане имеют право на замену военной службы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом. Необходимо учитывать, что альтернативная гражданская служба, заменяющая военную, не рассматривается в качестве принудительного труда (статья 4 Трудового кодекса РФ), хотя анализ отдельных положений ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» может привести к такому заключению (например, ограничение права выбора рода занятости, принудительное направление на работу в другую местность и др.).
Следует подчеркнуть, что положения российского законодательства полностью соответствуют международным пактам по правам человека. В частности, в п. «с» ч. 3 ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах специально оговаривается, что какая бы то ни была служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по политическим или религиозно – этическим мотивам, не относится к принудительному или обязательному труду, принуждение к которому запрещается Пактом.[71] Интересен тот факт, что еще в 2000 году, по данным Генерального штаба Вооруженных Сил России, желание выбрать альтернативную службу изъявили 1996 человек, из которых 506 человек были призваны на военную службу и направлены в войска, а 621 обжаловали в суде решение о призыве. Решениями судов 193 жалобы были удовлетворены.
Граждане должны трудиться, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они проживают. Однако при невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть трудоустроены в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают. Тем самым трудоустройство граждан осуществляется в централизованном порядке.
В этой связи хочется отметить, что по сравнению с Модельным законом «Об альтернативной гражданской службе», принятым на четырнадцатом заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ,[72] в котором предлагается прохождение гражданином трудовой службы на территории, где он постоянно проживает, или же по решению Правительства за ее пределами, российский законодатель закрепил обязанность прохождения такой службы прежде всего за пределами территории постоянного места жительства.
Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом РФ с учетом особенностей, предусмотренных иными федеральными законами. С учетом этого трудовая деятельность лица, проходящего альтернативную гражданскую службу, начинается с заключения с ним срочного трудового договора. Срок действия такого договора не должен превышать срока альтернативной гражданской службы. Согласно статье 5 рассматриваемого закона срок альтернативной гражданской службы составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования – 21 месяц. В случае, если гражданин проходит данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, продолжительность службы составляет 36 месяцев, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования – 18 месяцев.
Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.[73] Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.
Однако в отдельных случаях действие срочного трудового договора может быть продлено, если работник:
имел прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);
находился в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданину, обучающемуся в образовательном учреждении;
отбывал уголовное или административное наказание в виде ареста;
появлялся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Необходимо учитывать, что заключаемый срочный трудовой договор с гражданином, признанным годным для прохождения альтернативной гражданской службы, отличается от срочного трудового договора, заключаемого с работником в соответствии с общими положениями, предусмотренными Трудовым кодексом РФ.
Во – первых, в соответствии с ФЗ от 25.07.02 г. сторонами такого договора выступают гражданин России в возрасте от 18 до 27 лет и признанный призывной комиссией годным к прохождению такой службы и организация (работодатель), которая определяет указанной комиссией с учетом плана специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой. Согласно статье 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой должно быть подано в военный комиссариат, где граждане состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, подлежащие призыву на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, подлежащие призыву на военную службу в апреле - июне следующего года.
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.Г. Стрекозова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина М.А. Жидкова и О.С. Пильникова установил:
В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации граждане М.А. Жидков и О.С.Пильников оспаривают конституционность статьи 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", которая устанавливает порядок подачи гражданами заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Как следует из представленных материалов, М.А. Жидков в ноябре 2004 года был вызван повесткой в военный комиссариат Кунцевского района города Москвы для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, а 1 апреля 2005 года обратился с заявлением о замене военной службы альтернативной гражданской службой. Однако решением призывной комиссии от 19 апреля 2005 года он был призван на военную службу, и в этот же день под личную подпись ему была выдана повестка о явке 27 июня 2005 года для отправки к месту прохождения военной службы. Кунцевский районный суд города Москвы решением от 5 октября 2005 года отказал в удовлетворении жалобы М.А. Жидкова на действия призывной комиссии военного комиссариата, посчитав, что заявитель нарушил сроки подачи заявления, предусмотренные статьей 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе". Кроме того, суд пришел к выводу, что заявитель не имеет системы твердых взглядов и убеждений, которые не позволяли бы ему проходить военную службу.
О.С. Пильников 17 июля 2004 года был отчислен из Московской государственной академии приборостроения и информатики, в связи с чем у него прекратилось основание для отсрочки от призыва на военную службу, предусмотренное подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". В ноябре 2004 года он был вызван повесткой в военный комиссариат Бабушкинского района города Москвы для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, а 17 декабря 2004 года подал в военный комиссариат письменное заявление о предоставлении ему права на прохождение альтернативной гражданской службы, мотивировав его тем, что несение военной службы противоречит его убеждениям. Призывная комиссия военного комиссариата отказала О.С. Пильникову в удовлетворении его требования, поскольку он пропустил установленный статьей 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" срок для подачи заявления (10 дней со дня прекращения основания для отсрочки) и не приложил к заявлению автобиографию и характеристику с места учебы или работы. Бабушкинский районный суд города Москвы решением от 8 июля 2005 года отказал в удовлетворении жалобы О.С. Пильникова на действия призывной комиссии военного комиссариата.[74]
Гражданин признается годным к прохождению альтернативной гражданской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Степень годности к выполнению какой – либо трудовой деятельности определяется медицинским освидетельствованием, которое проводится на основании решения призывной комиссии о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места его работы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.
Следует отметить, что право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не ставится в зависимость от принадлежности к какой – либо религиозной организации. Тем самым законодатель принял во внимание Постановление Конституционного Суда РФ от 23 ноября 1999 г.[75], в котором Конституционный Суд РФ указал, что право на альтернативную службу является непосредственно действующим, притом именно индивидуальным правом, т.е. связанным со свободой вероисповедания в ее индивидуальном, а не коллективном аспекте. Оно должно обеспечиваться независимо от того, состоит гражданин в какой – либо религиозной организации или нет.
Интересен тот факт, что Россия единственная из стран – участниц СНГ, которая признает право на альтернативную гражданскую службу за гражданами независимо от их членства в религиозных организациях. Очевидно, другие страны – участники СНГ использовали за основу статью 2 Модельного закона «Об альтернативной гражданской службе», в которой перечисляются основания, по которым гражданин вправе проходить альтернативную гражданскую службу. Одним из них является обязательное членство в зарегистрированной в установленном законом порядке религиозной организации, вероучение и устав которой не допускает пользование оружием и службу в вооруженных силах.
Во – вторых, перед заключением срочного трудового договора гражданин получает под расписку предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы. Этот документ выдается военным комиссаром в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти. На основании предписания работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для трудоустройства, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в этой организации и в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.
В – третьих, статус гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, определен статьей 18 Закона от 25.07.02 года. Статус включает в себя совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также их обязанностей и ответственности, установленных нормативно – правовыми актами Российской Федерации, в том числе и Трудовым кодексом РФ.[76]
Одной из особенностей срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, являются основания изменения и прекращения трудовых правоотношений. Перевод гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую осуществляется по основаниям и в порядке, которые определяются специальным положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы. По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных этим органам, могут привлекаться к ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.
Прекращение трудовых правоотношений между гражданином и работодателем по их инициативе является невозможным. Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы: 1) по истечении срока альтернативной гражданской службы; 2) в связи с признанием его военно – врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе; 3) в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе; 4) в связи со вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.
Решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается должностными лицами, определяемыми руководителем федерального органа исполнительной власти или руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу.
Решение должностного лица соответствующего федерального органа исполнительной власти либо должностного лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу. Работодатель производит соответствующую запись в трудовой книжке гражданина о причинах прекращения срочного трудового договора и выдает ее гражданину в последний день увольнения (последний день работы).[77]
Становится очевидным, что вступивший в силу с 1 января 2004 года закон поможет решить проблемы организаций, которые нуждаются в работниках, а граждане, не желающие проходить военную службу, смогут заменить ее альтернативной гражданской службой на законных основаниях. При этом нельзя не учитывать, что трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения.