Обязанности и права судебных приставов-исполнителей
В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав - исполнитель:
1. судебный пристав - исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
2. предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
3. судебный пристав - исполнитель рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;
4. обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.
Судебный пристав - исполнитель имеет право:
1. получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;
2. проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
3. давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
4. судебный пристав - исполнитель имеет право входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
5. арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
6. судебный пристав - исполнитель имеет право налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
7. судебный пристав - исполнитель имеет право использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
8. в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;
9. судебный пристав - исполнитель имеет право объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
10. вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;
11. совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом об исполнительном производстве.
2.3.Служба в таможенных органах РФ.[67]
По оценке одного из ведущих ученых в области административного права Д.Н. Бахраха, 1:проблема государственной службы - это проблема реализации государственных отношений
2. Одним из наиболее интенсивно развивающихся в последнее десятилетие направлений государственных отношений являются отношения в сфере внешнеэкономической деятельности.
Ликвидация государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность, ее либерализация и снятие запрета на внешнеторговые контакты для физических и юридических лиц обусловили интенсивное развитие таможенной службы, потребовали активного законотворчества и интенсивного развития всей структуры таможенных органов, быстрого увеличения их численности, расширения функций и полномочий.
В настоящее время осуществляются анализ и разработка новых, оптимальных систем, методов функционирования таможенных органов. Перспективой этого процесса можно считать принятие 21 июля 1997 г. Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», способствовавшего совершенствованию системы подготовки кадров, увеличению объема информации путем ее оптимизации и внедрения автоматизированных систем управления и контроля.
Новые подходы, поиски путей более рациональной организации таможенного дела требуют научного предвидения, прогнозирования и разработки теории таможенной службы. Все эти вопросы объективно предполагают всестороннее изучение истории, опыта, традиций российской таможни.
Условно в истории развития службы в таможенных органах современной России автором выделено несколько этапов, которые неразрывно связаны с господствующим в данный период общественно-экономическим строем государства.
1.Первоначально на Руси речь шла только об организации таможенно-пошлинного обложения. О собственно таможенной службе можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени, по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения шло становление и развитие структур и институтов, которые составили ядро российской таможенной службы.
2.В период раздробленности Российского государства, а в последующем при его централизации управление таможнями, т.е. местами на рынке или ярмарке, где взыскивали пошлину, основывалось на так называемой 'верной' системе сбора пошлин и укомплектования таможен. Управление сосредоточивалось в руках 'таможенных голов', которым помогали 'целовальники'. Между ними и государством либо княжеством, как правило, и стояли откупщики таможенных сборов. Права и обязанности 'откупных таможенников', таможенные платежи, подлежащие взысканию, размеры, способы взимания, штрафные санкции за уклонение от уплаты и т.д. определялись особыми грамотами удельных князей и царей.
3.С момента принятия Указа от 25 октября 1653 г., который вошел в историографию таможенного дела, как Торговый Устав или Таможенный Устав, начался новый период, который характеризуется централизацией таможенного дела. Важной особенностью таможенной службы в этот период являлось то, что она выполняла лишь фискальные задачи. Поэтому предпочтение при выборе таможенников отдавалось купцам, т.е. людям, «сведующим в торговых делах», лицам, знающим грамоту, умеющим читать и писать.
4.Следующий этап в истории российского таможенного права приходится на петровские времена. Первоначально, с целью контроля за сбором пошлин, был учрежден институт бурмистров.
5.В 1718 г. была создана Коммерц-коллегия. Передача таможен под управление Коммерц-коллегии способствовала созданию более стройной организации таможенной службы. Коммерц-коллегия в своей деятельности опиралась на положения 'Регламента, по которому оная при отправлении своего дела поступать имеет', принятого в 1719 г. Коллегия была укомплектована за счет представителей русского дворянства, таможенных служащих и иностранцев.
Необходимо отметить, что в рассматриваемый период служба в таможне становится чиновничьей, с упразднением службы 'верной'. Таможенники стали получать денежное вознаграждение за свою службу по сбору податей с товаров, прибывающих в Российское государство. Хотя при этом сохранялись и традиционные формы комплектования штатов таможен. В целом кадры таможенников комплектовались из числа дворян, имеющих высшее или среднее специальное образование.
В дореволюционной России была сформирована стройная система таможенных органов, обеспеченная необходимой правовой базой, деятельность которых приносила весомые доходы в государственную казну. Достаточно высокоразвитой была и служба в таможенных органах. Законодательство данного периода подробно регламентировало вопросы организации и прохождения этого вида службы. Основы правового статуса служащих таможенных органов современной России во многом базируются на тех положениях, которые были разработаны именно в тот период.
Особое место в истории развития института службы в таможенных органах занимает 'советский' период развития государства. Он характеризуется тем, что таможенные органы в условиях сложившейся административно-командной системы перестали играть самостоятельную роль в действующем государственно-правовом механизме. Служба в таможенных учреждениях признавалась государственной, о чем свидетельствует наличие внешней атрибутики (форма, звания, флаг, эмблема и т.п.), но при этом труд их сотрудников регулировался нормами КЗоТ РСФСР.
В период 'перестройки' 1986-1989 гг. функции таможенных органов фактически остались прежними, т. к. почти не изменился порядок экспортно-импортных операций. Как и раньше, главной задачей таможен был контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли. Все служащие таможенных органов считались 'гражданскими' государственными служащими.
Этот период можно охарактеризовать двумя принципиальными положениями: во-первых, реализация организационной обособленности в связи с образованием в 1986 г. Главного управления государственного таможенного контроля (ГУГТК) при Совете Министров СССР, а 25 октября 1991 г. - Таможенной службы России, и, во-вторых, отнесение таможенных органов к разряду военизированных организаций по Указу Президента РФ №2252 от 22 декабря 1993 г.
Особое значение имеет принятие Таможенного кодекса 1993 г., в котором впервые нормативно закреплялись видовое единство сотрудников таможенных органов, основы их правового статуса, а также специфика организации прохождения службы. Итогом определения службы в таможенных органах РФ в качестве самостоятельного вида государственной службы следует признать принятие Федерального закона ?114 'О службе в таможенных органах Российской Федерации' от 21 июля 1997 г.
В современной теории права термин «служба в таможенных органах» или «таможенная служба» употребляется в различных значениях. Условно можно различить этот термин в широком и узком смысле слова.
В широком смысле «таможенная служба» - это совокупность таможенных органов, таможенной полиции, иные звенья и структуры, непосредственно участвующие в осуществлении таможенного дела, правовой статус должностных лиц таможенных органов, а также порядок и условия приема на государственную службу в таможенные органы.
Таможенная служба в узком смысле слова - это вид государственной службы, т.е. в данном случае речь идет только о порядке и условиях прохождения ее в таможенных органах.
В Федеральном законе «О службе в таможенных органах Российской Федерации» под таможенной службой (или службой в таможенных органах) понимается особый вид государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждан), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Можно обозначить основные признаки службы в таможенных органах:
- особый вид публичной службы, т.е. служба в органах публичной власти и сопутствующих им специально создаваемых учреждениях;
- профессиональная деятельность в таможенных органах и учреждениях, за осуществление которой служащие получают денежное содержание из средств федерального бюджета;
- деятельность по исполнению полномочий таможенных органов, т.е. деятельность служащих, находящихся в подчинении таможенных органов;
- деятельность, организованная на постоянной основе, т.е. служащие таможенных органов осуществляют их полномочия в качестве основной работы;
- деятельность лиц, которым присвоены специальные звания таможенной службы - сотрудников таможенных органов.
Основным субъектом таможенного дела является государственный таможенный служащий -как вид, во-первых, служащего в широком смысле, и, во-вторых, государственного служащего РФ, имеющего определенные особенности.
Государственная служба в таможенной сфере осуществляется только сотрудниками таможенных органов, причем, законодательно устанавливается, что они же являются должностными лицами таможенных органов РФ. Ст. 3 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» дает следующее определение: «Должностными лицами таможенных органов (далее - сотрудники таможенных органов) являются граждане Российской Федерации, занимающие должности в таможенных органах, которым в порядке, установленном Федеральным законом, присвоены специальные звания».
Каждый сотрудник таможенного органа должен быть занят выполнением определенных задач, обусловленных занимаемой должностью. Основополагающий признак любой должности заключается в том, что должность - это организационное звено, организационный фактор, связующий определенную структуру (в нашем случае - таможенный орган) с физическим лицом - сотрудником, который замещает должность и затем исполняет установленные по должности полномочия.
Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» введена новая градация должностей в таможенных органах. Должности, занимаемые сотрудниками таможенных органов, подразделяются на следующие группы: должности младшего состава; среднего начальствующего состава; старшего начальствующего состава; высшего начальствующего состава.
Желающие занять должности в таможенных органах, должны отвечать условиям и требованиям, установленным законодательством, для осуществления таможенной службы. Так, глава II (ст. 6-11) Федерального закона «О службе в таможенных органах РФ» устанавливает ряд условий, необходимых для реализации закрепленного ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации права каждого гражданина на государственную службу, в том числе и в таможенных органах.
Чтобы поступить на службу в таможенные органы, необходимо быть:гражданином Российской Федерации;
достичь возраста 18 лет;
иметь соответствующий уровень образования;
отвечать требованиям, установленным для сотрудников таможенных органов Федеральным законом 'О службе в таможенных органах РФ'.
Уровень образования является необходимым условием принятия на службу гражданина в качестве должностного лица таможенного органа и последующего успешного выполнения им своих обязанностей; требование наличия общего и специального, а зачастую и высшего образования, вытекает из характера задач и функций, выполняемых должностными лицами таможенных органов. Наличие специального образования необходимо для всех категорий должностных лиц таможенных органов - от руководителя ГТК России и его основных ведущих подразделений (управлений и отделов) до начальников региональных таможенных управлений, таможен, их структурных подразделений и таможенных постов. Так, например, в Уральском таможенном управлении удельный вес сотрудников, имеющих юридическое образование, составляет 10,5%, а экономическое - 15,2% (по состоянию на 1 января 2000 г.).
Квалификационные требования к сотрудникам таможенных органов Российской Федерации утверждены Приказом ГТК №160 'Об утверждении перечня должностей младшего состава, среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава и соответствующих им специальных званий, а также квалификационных требований к сотрудникам таможенных органов' от 20 марта 1998 г., принятым в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона «О службе в таможенных органах РФ».
Граждане, поступающие на службу в таможенные органы, и сотрудники таможенных органов, занимающие соответствующие должности, должны быть способны по состоянию здоровья выполнять возложенные на них функции.
Требования к состоянию здоровья устанавливаются Правительством Российской Федерации. Особенно важно соблюдение этого условия теми, кто непосредственно осуществляет таможенное дело, находится на оперативной работе, связанной с таможенным оформлением и таможенным контролем, проведением дознания и оперативно-розыскной деятельности, производством по делам о нарушениях таможенных правил. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ №1537 «О медицинском освидетельствовании должностных лиц таможенных органов Российской Федерации и граждан, поступающих на службу в таможенные органы Российской Федерации» от 11 декабря 1997 г.12 на должностных лиц таможенных органов РФ, а также на граждан, поступающих на службу, распространяются нормы Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ №390 от 20 апреля 1995 г.13 в части, касающейся сотрудников органов внутренних дел РФ. В развитие этих постановлений ГТК РФ был издан приказ №40 «Об утверждении Временной инструкции по организации военно-врачебной экспертизы в таможенных органах РФ» от 27 января 1998 г., который, к сожалению, не опубликован, хотя непосредственно касается прав и свобод человека и гражданина, что вызывает определенные сомнения в правомерности его применения. Дело в том, что на основании применения норм данного акта на службу в таможенные органы не могут быть приняты, например, лица ростом ниже 155 см, а на отдельные должности и ниже 170 см. Кроме того, вводятся иные ограничения по состоянию здоровья. Важно заметить, что все должностные лица таможенных органов, а также поступающие на службу в таможенные органы в зависимости от подразделений, в которых они либо служат, либо собираются служить, делятся на группы по графам расписания болезней, установленных приказами МВД РФ №370 от 2 октября 1995 г. и МО РФ №315 от 22 сентября 1995 г. Совокупность данных положений позволяет сформулировать следующее определение: государственным служащим таможенных органов является гражданин Российской Федерации, занимающий в установленном Федеральным законом порядке включенную в штатное расписание должность в соответствующем таможенном органе, имеющий специальное звание, заключивший с таможенным органом контракт, принявший присягу на верность Российской Федерации, осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия, получающий денежное вознаграждение за счет средств бюджета РФ и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус.
Сотрудник таможенных органов имеет определенный правовой статус. Для него определены особые условия поступления на службу, прохождение и прекращение службы. Характеристику отдельных его элементов необходимо начать с определения 'статутного', основополагающего элемента - системы специальных званий. Именно с этим связано правовое установление должностных лиц таможенных органов в качестве служащих особого вида государственной службы. Для службы в таможенных органах, как разновидности милитаризованной государственной службы, характерно значительное влияние специальных званий на условия ее прохождения. Звание отражает уровень общей и специальной подготовки, служебное положение и авторитет каждого служащего таможенных органов. В условиях таможенной службы объем служебных, особенно властных полномочий, прав на некоторые льготы и гарантии зависит не только от занимаемой должности, но и от специального звания. Лицам, назначенным на соответствующие должности в таможенных органах, присваиваются специальные звания, за исключением лиц, назначенных на должность стажером. Порядок их присвоения устанавливается Федеральным законом, указами Президента РФ, приказами ГТК РФ.
Особенностью службы в таможенных органах является то, что в определенных случаях порядок присвоения специальных званий зависит от вида структурного подразделения системы ГТК. Так, например, для должностных лиц подразделений собственной безопасности Приказом ГТК РФ ?343 от 26 мая 1998 г. предусмотрено следующее. Первое и очередное специальное звание заместителям начальника РТУ - начальникам отдела собственной безопасности (далее - ОСБ), их заместителям, а также начальникам ОСБ таможен присваивается начальником Управления собственной безопасности ГТК РФ (УСБ). При этом необходимо письменное согласование с начальником РТУ. Остальным же должностным лицам ОСБ звание присваивается по представлению начальника РТУ по согласованию с УСБ ГТК РФ.
Правоограничения являются одним из наиболее значимых элементов правового положения сотрудников таможенных органов, т.к. именно они определяют правовой статус путем устранения признаков негативного влияния на деятельность, характеризующуюся как государственная служба.
Основной элемент любой должности - обязанности. Это ее ядро, смысл существования. Права по должности лишь прямо или косвенно создают условия для надлежащего выполнения обязанностей. Лица, находящиеся на службе в таможенных органах, подпадают под специальный правовой режим, отличающийся от общеправового режима. Законодательством на сотрудников таможенных органов возлагаются дополнительные служебные обязанности наряду с наиболее общими обязанностями государственных служащих. Конкретные обязанности сотрудников таможенных органов по соответствующей должности таможенной службы определяются должностными инструкциями и положениями.
Правам служащего таможенных органов посвящаются ст. 16 ФЗ-114, а также п. 36 Дисциплинарного устава таможенной службы РФ. Сотрудники таможенных органов осуществляют предоставленные им права в пределах, установленных по должности. Они выступают в качестве эффективного инструмента стимулирования функционирования таможенной службы. Сотрудник таможенных органов, как и всякий субъект права - гражданин Российской Федерации, имеет конституционно установленные права. Однако, с точки зрения служебной деятельности, важнейшим аспектом являются служебные права.
Поскольку основу таможенных органов составляют служащие в них должностные лица, постольку их социальная защищенность, забота об оплате их труда и материально-бытовом обеспечении в решающей степени определяют эффективность функционирования таможенной системы в целом и каждого звена в отдельности. Поэтому закрепление в ФЗ-114 достаточно подробных правовых предписаний в области обеспечения социальной защиты должностных лиц таможенных органов имеет в определенной мере и концептуальное значение, т. к. по существу формирует сам подход к вопросу о социальной защите всех категорий таможенных служащих.
Прохождение государственной службы является одним из наиболее существенных ее аспектов. Традиционно под прохождением службы понимается совокупность юридических фактов, вызывающих изменение служебно-правового положения служащего.
В действующем законодательстве с прохождением государственной службы связывается система юридических фактов, порождающих издание субъектом исполнительной власти индивидуальных актов, влияющих на правовой статус государственного служащего15. Прохождение рассматривается как процесс пребывания в должности, ограниченный началом и прекращением служебных отношений.
На основе правоприменительной деятельности Уральского таможенного управления выявлены некоторые проблемы, связанные с определением начала службы в таможенных органах. Во-первых, датой начала службы в соответствии с Приказом ГТК РФ считается дата подписания контракта. Но очень часто в практике дата подписания и дата начала фактического исполнения обязанностей не совпадают. Во-вторых, законом предусмотрено испытание при приеме на службу в таможенные органы без присвоения специального звания до шести месяцев. Можно ли в этом случае считать статус стажера статусом сотрудника таможенных органов? По мнению автора, безусловно нет. Тогда встает следующий вопрос: 'Кем же является лицо, занимающее государственную должность в этот период времени? Каковы его полномочия?'.
Поступление на службу является первоочередной стадией процесса, именуемого прохождением службы, и урегулировано нормами главы Федерального закона «О службе в таможенных органах РФ».
Поступление на службу в таможенные органы является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе.
Необходимо отметить, что при приеме на службу в таможенные органы важное значение имеет целенаправленная и организующая деятельность кадровых подразделений таможенных органов, на которые в соответствии со ст. 56 ФЗ-114 возложены функции по осуществлению подбора и расстановки кадров, а также обеспечения кадровой политики в организации. Практика деятельности отделов кадров таможен Уральского регионального таможенного управления показывает, что планирование потребности в кадрах происходит на основании изменений, связанных с уходом на пенсию, увольнением и самым незначительным добавлением штатных единиц, которые распределяются вышестоящим органом в связи с расширением профессиональных функций организации. Резерв кадров формируется с учетом квалификационных требований к сотрудникам таможенных органов, которые утверждаются председателем Государственного таможенного комитета России. Необходимо отметить, что подбор кадров на службу в таможенные органы осуществляется с учетом требований, установленных приказом ГТК РФ №704 от 22 ноября 1995 г., которым была принята Инструкция о порядке отбора кандидатов на службу в таможенные органы РФ.
Особо хотелось бы остановиться на требованиях приказа ГТК РФ, согласно которому в оперативно-технические подразделения таможенных органов принимаются граждане, прошедшие срочную службу в армии. Данное условие приема на службу в таможенные органы является ярким примером ограничения конституционных прав граждан, тем более, что Федеральный закон 'О службе в таможенных органах Российской Федерации' данного ограничения не устанавливает. Вместе с тем, в практике возможны случаи, когда на службу в таможенные органы поступают лица, имеющие законное право на отсрочку, либо освобождение от призыва в Вооруженные Силы РФ, и их право на службу ограничивается действием настоящего приказа. Кроме того, согласно Федеральному закону 'О воинской обязанности и военной службе' лица, проходящие службу в таможенных органах РФ, освобождаются от призыва в ВС РФ на время службы. Также встает вопрос, связанный с возможностью занятия должностей в этих подразделениях женщинами.
В соответствии с законом гражданин не может быть принят на службу в таможенные органы в случаях наличия у него неснятой или непогашенной судимости (ч. 1 ст. 7 ФЗ-114). Данное положение представляется весьма спорным в силу коллизий, возникающих при применении Уголовного кодекса РФ. Так, например, в 1998 г. один из сотрудников Уральского таможенного управления был осужден судом Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга по ч. 1 ст. 293 УК РФ к одному году исправительных работ с удержанием 15% заработка. Однако, в соответствии с актом амнистии, был освобожден от реального исполнения наказания. В силу ч. 2 ст. 86 УК РФ это является обстоятельством, исключающим судимость у данного сотрудника. Кадровая служба УТУ на основании применения данной нормы сочла возможным оставление его на службе в таможенных органах, т.к. признала отсутствие оснований для увольнения. Такие случаи не единичны в таможенных органах России, с ними сталкиваются и военнослужащие, и сотрудники милиции. Необходимо менять норму, касающуюся определения судимости для государственных служащих.
Федеральным законом 'О службе в таможенных органах РФ' с 1 января 1998 г. введена контрактная система государственной службы в таможенных органах. Контрактная система предполагает заключение письменного трудового договора (контракта) о службе между гражданином РФ и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок, определяемый названным Федеральным законом, в котором уточняются права и обязанности сторон, ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств. Приказом ГТК России №701 от 26 ноября 1997 г. утверждено Положение о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах РФ. Данное Положение определяет типовую форму контракта и Перечень должностей сотрудников таможенных органов, при назначении на которые контракт заключается вышестоящими таможенными органами. Существующая система заключения срочных трудовых контрактов о службе в таможенных органах снижает общий уровень гарантий для сотрудников таможенных органов и нарушает принцип 'неухудшения условий труда'.
Особенностью контракта о службе в таможенных органах является большая степень несамостоятельности сторон (таможенного органа и сотрудника) в установлении прав и обязанностей сторон, отличных от закрепленных в законе или подзаконных нормативных актах, в силу специфики выполняемых должностных обязанностей сотрудником таможенного органа. Если условия контракта полностью совпадают с установленными законодательством нормами, то, представляется, нет необходимости дублировать законодательство и заключать контракт о службе в таможенных органах. Дело в том, что контракт лишь систематизирует все то, что касается особенностей организации прохождения службы в таможенных органах и правового положения должностного лица таможенного органа. Иногда стороны могут и не знать о существовании норм, которые, тем не менее, действуют и регулируют их отношения. Возможности сторон контракта ограничены также в связи с бюджетным источником финансирования службы в таможенных органах, установлением лимитов фонда оплаты труда.
Таким образом, права и обязанности, установленные в контракте о службе в таможенных органах с сотрудником, должны соответствовать законодательно установленным правилам. При этом недействительными будут являться не только те положения контракта, которые ухудшают положение сотрудника таможенного органа по сравнению с трудовым законодательством, но и те, которые приняты в противоречие специальных актов о статусе должностных лиц таможенных органов.
Проводимые радикальные реформы государственной службы в РФ обусловливают повышение роли и значения службы в таможенных органах как эффективного инструмента, призванного обеспечивать реализацию задач и функций государства в сфере внешнеэкономической деятельности. Проблемы развития и совершенствования таможенной службы, в т. ч. ее правового обеспечения, недостаточно исследованы, несмотря на их важность, хотя внимание к ним за последние годы заметно возросло.
К сожалению, следует признать, что юридическая наука ничем не смогла помочь при разработке Федерального закона 'О службе в таможенных органах Российской Федерации', поскольку сама концепция правовой организации государственной службы в России находится даже не в стадии разработки, а в стадии постановки проблемы. При таких условиях законотворческая практика, инициированная ГТК России, Федеральным законом 'О службе в таможенных органах Российской Федерации', вынуждена идти впереди правовой теории, формулируя перед последней конкретные задачи, решение которых ей предстоит обосновать.