Проект закона о правоохранительной службе.
1.Правоохранительная служба в системе государственной службы.
В соответствии со ст. 2 ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" государственная служба включает в себя следующие виды:
государственная гражданская служба;
военная служба;
правоохранительная служба.
Правоохранительная служба схожа с военной службой по ряду параметров:
1.Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы и находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
2.Военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов могут проходить службу, и не замещая должность в государственной организации. Это возможно в случаях: нахождения в распоряжении определенного ведомственного органа, командования.
3.Милитаризованный служащий может находиться на службе, не занимая конкретную должность, что значительно отличает данные виды государственной службы от гражданской государственной службы.
4.Личные права милитаризованных служащих, их отношения с командованием полностью или в основном урегулированы не трудовым, а административным правом.
5. Сама же служба осуществляется не в трудовых, а административных коллективах.
Правоохранительная служба является также "милитаризованной" и обладает общими признаками последней, а именно
1.система специальных званий
2.внешняя атрибутика
3.жесткая дисциплина.
Хотя по правовой природе она сходна с военной службой, но по причине наличия принципиальных особенностей военной службой не считается и к ней не приравнивается. Это же обстоятельство подчеркивают и положения ст. ст. 2 и 7 Федерального закона от 27.05.2003 г. "О системе государственной службы в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 7 указанного закона, правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина, которым присваиваются специальные звания и классные чины.
Этот вид государственной службы логично было бы определить термином "полицейская служба", поскольку по указанным в законе признакам к ней относятся
1. служба в милиции (в подразделениях службы криминальной милиции и милиции общественной безопасности);
2. в федеральных органах юстиции РФ (служба судебных приставов, служба сотрудников уголовно-исполнительной системы);
3. в таможенных органах РФ; в МЧС РФ (служба пожарной охраны);
4. в Государственном комитете Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
5. в Федеральной службе фельдъегерской связи.
Данный вид службы объединяет особые административные органы, располагающие вооруженными отрядами, задачами которых является поддержание порядка, борьба с преступностью и правонарушениями, защита существующего общественного и государственного строя.
Правоохранительная служба осуществляется сотрудниками различных государственных органов в особых формах: следствие, дознание, проведение оперативно-розыскных мероприятий, контролируемые поставки наркотических средств и психотропных веществ, производство по делам об административных правонарушениях и т.п.
Особенностью государственной правоохранительной службы является и то обстоятельство, что она организована исключительно в федеральных органах государственной исполнительной власти, а также и в различных службах, учреждениях, подведомственных этим органам. Так, например, к данному виду службы относится исполнение обязанностей преподавателями образовательных учреждений, сотрудниками учреждений здравоохранения системы МВД России, ГТК России, сотрудниками Главной таможенной лаборатории и др.
При этом главное, чтобы этим сотрудникам были присвоены специальные звания. Таким образом, можно выделить еще один важнейший признак государственной правоохранительной службы - наличие у субъектов данного вида деятельности статутного элемента - присвоенного специального звания. Кроме того, если воинские звания не связаны с конкретным ведомством, то к званиям сотрудников правоохранительных органов, как правило, добавляется название правоохранительного ведомства (милиции, внутренней службы, таможенной службы и т.п.).
Правоохранительная служба, как относительно новый вид государственной службы, пока не имеет единого правового источника, регулирующего вопросы ее организации и прохождения, хотя его принятие предусмотрено ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации". Формально объединяя несколько самостоятельных видов служебной деятельности, правоохранительная служба урегулирована множеством разнообразных по юридической силе и содержанию нормативных правовых актов.
Например, федеральные законы о соответствующих видах государственно-служебной деятельности (закон РСФСР "О милиции", Федеральный закон "О применении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О милиции"" от 17 июля 1999 г. № 177", Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Федеральный закон "О судебных приставах", ФЗ "Об исполнительном производстве", ФЗ "О федеральной фельдъегерской связи", Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. №№ 924, 925, 926 "Об окружных подразделениях МВД России", "О подразделениях криминальной милиции", "О подразделениях милиции общественной безопасности" и множество других.