Увольнение с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы
Увольнение с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы осуществляется в соответствии с подп. "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при истечении срока контракта о прохождении военной службы при отсутствии других оснований для увольнения. Рассматриваемое в данном параграфе основание не является "льготным".
Начало военной службы определено п. 10 ст. 38 указанного Федерального закона.
Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, указанных в п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Положении о порядке прохождения военной службы.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы устанавливается для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на срок, указанный в контракте о прохождении военной службы.
В соответствии с п. 6 ст. 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" командир (начальник) воинской части принимает решение о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действующего контракта.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, принявший решение об увольнении с военной службы по истечении срока контракта, подлежит увольнению с военной службы по основанию, рассматриваемому в данном параграфе.
Следует учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие не могут быть уволены с военной службы вопреки их желанию до приобретения права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения с военной службы. Указанное означает, что если военнослужащий не достиг предельного возраста пребывания на военной службе, соответствует требованиям, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не имеет права на пенсию за выслугу лет и у командования отсутствуют основания для его досрочного увольнения с военной службы, командир воинской части не вправе отказать в заключении контракта о прохождении военной службы такому военнослужащему.
Представление и другие необходимые документы для увольнения военнослужащего с военной службы по указанному основанию должны быть подписаны командиром (начальником) воинской части и направлены в адрес кадрового органа командира (начальника), имеющего право издания приказа об увольнении данного военнослужащего, с расчетом получения их этим кадровым органом за 2 месяца до истечения у военнослужащего срока военной службы.
В соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части считается днем окончания военной службы. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (срок военной службы указан в контракте), кроме случаев, которые по объективным причинам не позволяют это сделать. Таким образом, последний день, указанный в контракте, является последним днем военной службы и должен совпадать с днем исключения из списков личного состава воинской части, что подтверждается абз. 3 п. 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы.
Следует иметь в виду, что нормативных актов, которые бы четко определяли правовое положение военнослужащего, у которого истек срок контракта о прохождении военной службы и который не исключен из списков части, в настоящее время не существует.
Если срок контракта истек и военнослужащий не исключен из списков личного состава части без уважительных причин, указанных в п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", налицо нарушение его прав. Такой военнослужащий не может привлекаться для несения боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб.
В отношении привлечения указанных военнослужащих к уголовной ответственности достаточно убедительна позиция известного ученого А.А. Тер-Акопова, который подчеркивает, что "окончанием военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Этот момент единый для всех категорий военнослужащих. Пункт 11 статьи 38 указанного Закона требует, чтобы военнослужащий был исключен из списков части в день истечения срока его военной службы, кроме случаев, прямо предусмотренных в этой статье. Если срок службы истек и отсутствуют исключительные обстоятельства, то он не может признаваться субъектом преступления против военной службы, даже если он не исключен из списков части".
Н.А. Петухов и А.Т. Уколов, рассматривая применение к военнослужащим норм Общей части УК РФ, отмечают, что "в том случае, если преступление было совершено военнослужащим в период прохождения военной службы по контракту, а на момент вынесения приговора срок контракта истек и с военнослужащим не заключен новый контракт, уголовное наказание - ограничение по военной службе назначено быть не может".
В соответствии с п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью удовлетворен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
В настоящее время судебная практика по вопросам правомерности лишения военнослужащих, у которых истек контракт и которые не исключены из списков части, дополнительных выплат в том случае, если они фактически не исполняют обязанности военной службы, достаточно противоречива.
В одних случаях лишение военнослужащих, у которых истек срок контракта, дополнительных выплат судами признавалось незаконным (как, например, это следует из определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации N 2н-84/2003 по гражданскому делу Е.), в других суд признал, что до издания приказа об исключении военнослужащего из списков части он находится на воинской должности со всеми вытекающими из этого факта последствиями и лишение его ряда выплат за неисполнение должностных обязанностей является правомерным (определение Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2003 г. N Г-2684).