Тема № 14: Развитие культуры Казахстана в XVIII-XIX веках.
Школы.
В XVIII-XIX вв. крепости превратились в центры торговли со Средней Азией и Восточным Туркестаном, поэтому необходимы были переводчики (толмачи).
В 1789 г. открыта Азиатская школа, готовившая переводчиков и писарей из имущих слоев коренного населения.
Главная цель открываемых русско-казахских школ в 1-й пол.XIX в. – это подготовка кадров чиновников для правящей колониальной администрации из казахов. Пример тому открытое Военное училище в Омске в 1813 г., которое в 1847 г. будет преобразовано в Сибирский кадетский корпус, а в 1841 г. во Внутренней Орде Джангир-ханом открыли русско-казахскую школу с обучением на татарском языке.
В 1850 г. в Оренбурге открыли школы для обучения казахов русскому языку, а в Гурьеве открылась школа мореплавания.
Для открытия при мечетях мектебов нужно было получить специальное разрешение от уездного правления, а позже от генерал-губернатора.
В борьбе с исламом правительство наложило ограничения на образование в мектебах и медресе, которые до реформ 1867-1868 гг. работали без ограничений. В 1867 г. губернатор Оренбурга Крыжановский (с 1865 г.) издал «Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России». Правительство видело в мектебах и медресе «рассадники пантюркизма и панисламизма».
В 1870 г. принимается указ «Об особых правилах…преподавания русского языка…» изменивший работу мектебов, в результате русский язык стал обязательным, иначе закрывали мектебы. Т.е. в образовании учитывались в основном интересы Империи.
Развитие просвещения во 2-й пол.XIX в. в Казахстане тормозило:
· скудость средств (на человека тратили от 5,5 до 19,5 коп.);
· нехватка учебных пособий и учителей (низкая оплата их труда).
Во 2-й пол.XIX в. в медресе изучали предметы:
· фараиз (закон о наследовании и разделе имущества);
· усул-фшш (исследование мусульманских законов);
· акаид (догматика);
· монтик (логика);
· хикмет (энциклопедию наук);
· наху (грамматика арабского языка);
· арифметика, русский язык и др.
В 1831 г. при военном училище в Оренбурге открыт музей, который показывал историю края и быт населения, а в 1844 г. это училище преобразовано в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус.
В 1883 г. в г. Орске Оренбургской губернии открылась 1-я казахская учительская школа.
Во 2-й пол .XIX в. в Семипалатинске открылась 1-я публичная библиотека.
Исследование Казахстана.
Исследовали Казахстан в XVIII в.:
· Миллер – представил ценные данные о Среднем Жузе в книге «Сибирская история»;
· Рычков – сыграл значительную роль в изучении истории Казахстана.
В 1-й пол.XIX в. Казахстан исследовали:
· Левшин – пишет 3-томный труд по истории Казахстана («Описание киргиз-кайсацких орд...»;
· Карелин (вместе с ним изучает Казахстан Старков) – участвует в экспедиции по изучению северо-восточного берега Каспия;
· Вольховский - составил «Карту племен Младшего Жуза»;
· Бутаков – участвует в экспедиции по изучению Арала в 1848-1849 гг.;
· Пушкин - цель его приезда в Казахстан в 1830-ые гг. – это запись поэмы «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» (в Уральске) и сбор материала для «Истории Пугачевского бунта» (в Оренбурге), которая вызвала интерес в России к жизни казахов.
В конце XIX в. исследованием Казахстана занимались:
· Вельяминов-Зернов – изучал историю Казахстана (XV-XVI вв.) и Младшего Жуза (cep.XVIII в.);
· Семенов-Тяншанский – исследовал в конце ХIХ-нач. ХХ вв. Казахстан и написал книги «Киргизы», «Туркестанский край»;
· Коровков – пишет очерк «Поездка в Илийскую крепость»;
· Радлов (знал казахский язык), востоковед и академик – автор «Образцов народной литературы тюрок...»;
· В.Даль – автор повести «Бокей и Маулен», где описал жизнь казахов Оренбургского края;
· Художник Н.Хлудов рисовал картины на казахские темы;
В 1845 г открылись отделы Русского Географического Общества (РГО) в Оренбурге, Омске, Семипалатинске.
Областные статистические комитеты сыграли большую роль в изучении Казахстана. В 1878 г. в Семипалатинске открыт областной статистический комитет. Этот город во 2-й пол. XIX в был 1-м из центров научных исследований Казахстана. В конце XIX в. здесь открыт подотдел РГО, внесший вклад в изучение края.
Представители Российского освободительного движения в Казахстане.
Особенностью общественной жизни Казахстана XIX в. является пребывание здесь представителей освободительного движения.
29 августа 1881 г. принято решение «О распространении ссылки на Степное генерал-губернаторство». Наибольшая концентрация ссыльных наблюдалась в Восточном и Центральном Казахстане, т.е. в Акмолинской и Семипалатинской областях.
1880-е гг. – стали периодом массовой ссылки.
Ещё до восстания 1825 г. некоторые будущие декабристы работали и посещали Казахстан. П после разгрома восстания 1825 г. декабристы были сосланы в Сибирь и северный Казахстан.
Политические ссыльные внесли вклад в просвещение Казахстана.
Декабристы:
· Семенов сослан в Усть-Каменогорск и участвовал в немецких экспедициях;
· Муравьев-Апостол – в 1-й пол. XIX в. «много лечил, много помог в Бухтарме»;
· Т.Шевченко – украинский поэт, был в ссылке в 1847-1857 гг. в Казахстане (в стихе «Мои думы» сравнивает жизнь казаха и украинца).
Петрашевцы распространяли русские демократические идеи среди казахов:
· Достоевский – русский демократ, после 4 лет каторги в Омске, сослан в Семипалатинск солдатом за политические взгляды. Здесь он собирал археологические памятники края.
Народовольцы:
· Михаэлис изучал Тарбагатай в 1880-х гг.
Особое место в социально-политической жизни России занимает национально-освободительное движение в Польше 1863-1864 гг. 10 тыс. участников этого восстания сослали в Казахстан.
· Зелинский Г. – автор поэмы «Киргиз» («Казах»), сослан в Семипалатинск;
· Гросс С. – друг Абая, автор «Материалов по юридическим обычаям киргиз» (труд написан на основе сведений о обычаях и суде биев в Семипалатинских уездах), сослан в Семипалатинск.
Подъем в 1880-е гг. российского освободительного движения привел к притоку ссыльных революционеров. Невзирая на полицейский надзор, они организовали здесь подпольные кружки.
В 1890-е гг. ссыльные открыли в городах Казахстана публичные библиотеки. Деятельность ссыльных повлияла и на периодическую печать в крае.
Ч.Валиханов (1835-1865 гг.).
Родился в крепости Кусмурун. Имя при рождении – Мухаммед-Канапия. Большое влияние на него оказала бабушка Айганым.
Учился в Сибирском кадетском корпусе (Омск) в 1847-1853 гг. Здесь он познакомился с востоковедом Березиным и благодаря ему занялся изучением средневековых восточных хроник. Закончил корпус в звании корнета.
Изучал русский язык с 12 лет. Его друг Достоевский, будучи в Семипалатинске оказал влияние на него и высоко ценил поиски молодого ученого.
Об обучении в мектебах аулов сказал: «Чудовищная фанатика, мертвая схоластика...».
Внес огромный вклад в изучение народов Центральной Азии.
В 1856 г. участвует в экспедиции на Иссык-Куль, где осуществляет съёмку бассейна озера. Знакомится с Семеновым-Тян-Шанский, который впоследствии принимал участие в его экспедициях. Записал отрывок эпоса «Манас».
С 1857 г. Чокан член РГО.
1858-1859 гг. совершил поездку в Кашгарию, где занимался изучением Восточного Туркестана. В результате составил труд «О состонии Алтышара...» (переведён на английский язык), который принёс ему мировую известность.
В 1859-1861 гг. жил в Питере, в 1864 г. в Верном. В этом же году принимает участие во взятии Аулие-Аты.
В 1865 г. вышел его последний труд о восстании дунган в Китае.
Умер в Алтын Емеле.
Ыбрай Алтынсарыулы.
Получил главное воспитание от деда Байгожи. Закончил школу в 1857 г. с золотой медалью.
В 1864 г. открыл 1-ю казахскую школу. Автор стиха «Идите дети учиться».
Выдающийся просветитель, педагог-новатор. Основоположник женского образования (открыл 1-ю женскую гимназию в Иргизе) и этим вошел в историю Казахстана. Как просветитель организовал ремесленные, и сельскохозяйственные школы.
С 1879 г. был назначен инспектором школ в Тургайской области. В этом же году была опубликован его труд «Киргизская хрестоматия» для русско-казахских школ, написанная русским алфавитом, что способствовало вытеснению арабицы. Также одним из его главных трудов является «Руководство по обучению киргиз русскому языку».
Свои земли Ыбрай завещал сельскохозяйственной школе в Тургае. Также он осуждал аграрную политику царизма.
Абай Кунанбаев (1845-1904 гг.).
Настоящее имя Абая – Ибрагим, из рода табыкты. Его нежно Абаем называла мама Улжан. Учился в медресе Ахмета Ризы в Семипалатинске. Отец не дал ему доучиться, привлекая к управлению народом.
На творчество Абая повлиял Л.Толстой. Через русскую литературу узнал о культуре Запада. Его другом был Северин Гросс.
Абай – основоположник письменной казахской литературы, занимался переводами, в частности перевёл Гете.
В 1884 г. избран (по предложению политических ссыльных) членом областного статистического комитета.
Ему принадлежат строки: «Я презрел познанье, юноша пустой...».
Одна из его знаменитых песен «Козымнын карасы».
Раздумья Абая о жизни воплотились в замечательном памятнике художественно-философской прозы «Гаклии»/«Слова назидания». Также ему принадлежат «Заметки о происхождении родов Средней киргизской орды» (1900 г.).
Сын Абая Абдрахман учился в Питере. После смерти второго сына Магауи через 40 дней Абай умер.
Традиционная казахская культура.
В 1-й пол. XIX в. (1820-е гг.) на средства царского правительства был построен ханский дворец в Букеевской Орде, в местности Жаскус.
По заказу хана Жангира казахами Зайсана была изготовлена юрта (вышита золотом, серебром и шелком), которую преподнесли в дар русскому царю Николаю I.
В 1868 г. казахские ювелирные изделия и костюмы показывали на выставке в Париже.
Почти все поэты XVIII в. писали о последствиях ойратской агрессии. Например, Бухар-Жырау Калкаманов писал историко-философские сочинения, а также описывал политическую историю Казахского государства. Один из лучших вариантов «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» принадлежит Жанаку.
В XIX в. были широко распространены кюи, жыр, толгау, терме.
Айтыс – состязание акынов-импровизаторов.
В 1-й пол.XIX в. в Казахстане работали:
· Абыл – поэт, сохранивший эпический цикл и передавший поколениям «40 ногалинских батыров»;
· Акан Серы – автор песен «Макпал», «Сырымбет», «Балхадиша», «Манмагер», «Кулагер»;
· Жанторе, хан Младшего Жуза (убит в 1809 г.) – автор кюя «Шалкыма»;
· Сармалай – крупный композитор и сыбызгист;
· Сегиз Серы – композитор-песенник;
· Шернияз – акын, поэт и оратор, в чьем творчестве развились традиции импровизаторства.
Во 2-ой пол. XIX в. в Казахстане работали:
· Биржан Кожагулулы – на его талант выдающегося композитора повлияла встреча с Абаем;
· Дулат Бабатайулы – автор сборника стихов «Осиет-нама» (1880 г.), который был запрещен царской цензурой. На его творчество повлияли жырау, дастаны;
· Даулеткерей Шигайулы (1820-1887 гг.) – на его взгляды повлияло восстание 1836-1838 гг. Тайманова в Букеевской Орде. В кюях «Кос-алка», «Кудаша», «Акбала-кыз», «Кыз Акжелен» он создал женский портрет и стал основоположником лирического направления в домбровой музыке;
· Ыкылас Дукенулы (1843-1916 гг.) – кобызист, кюйши-композитор, возродивший традицию кобыза времен Коркута;
· Жаяу Муса – композитор и поэт-публицист. По обвинению сыновей султана Шормана выслан в 1860 г. в Тобольск, подвергался гонениям и притеснениям. Он написал тексты к своим 70 песням, а для стиха Алтынсарина написал музыку. На его творчество повлияли декабристы и петрашевцы.
· Шоже Каржабайулы – записал лучший в художественном отношении вариант «Козы-Корпеш и Баян-Сулу»;
· Муса Бен Сайрами – уйгур, автор «12 Мукамов»;
· Таттинбет Казангапулы – выдающийся кюйши-композитор, один из основоположников классической домбровой музыки стиля шертпе. Получил в 1855 г. серебряную медаль в Питере. Его привлекали кюи-легенды XIII-XVII вв.;
· Курмангазы Сагырбайулы (1818-1889 гг.) – гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки из Букеевской Орды. В его кюе «Сары арка» слышатся мотивы несгибаемой воли народа к свободе и безграничной степи. Свой 1-й кюй «Кишкентай» посвятил И.Тайманову. До нас дошло 60 его кюев;
· Суюнбай – самый популярный поэт Жетысу (его лучший ученик – Жамбыл). Он воспевал народных защитников, поднимал социальные проблемы и т.д.