Тема № 13: Экономическое положение Казахстана в XVIII-XIX веках.
Экономика.
В 1-й пол.XIX в. казахское хозяйство постепенно приспособляется к нуждам экономики России. В 1-й пол.XIX в. казахи-ремесленники занимались изготовлением юрт, арбы, мебели, ткачеством, обработкой кожи, дерева, металла. Поборы ХIХ в. народ обозначил 1-м словом шыгын.
Скот – главный товар в торговле с Россией в XVIII – 1-й пол.XIX вв. У казахов растет число коров. В мае 1803 г. Россия для безопасности караванов в казахской степи разрешило держать вооруженные отряды. В нач. ХIХ в. казаки охраняли караваны в Китай.
С 1830-х гг. за проход караванов через города Казахстана увеличена таможенная плата. Кто не платил, у того конфисковывали имущество. Казахские султаны, опираясь на поддержку Сибирской пограничной комиссии участвовали в караванной торговле.
В XIX веке караванная торговля казахов с западно-китайскими городами зависела от русско-китайских отношений.
Казахская степь – посредник в караванной торговле России и Китая. Казахстан – центральный пункт торга России и Китая. Россия через посредничество казахов вывозила готовые изделия на ярмарки в Синьцзян. Между Китаем и Россией не было соглашения и это мешало торговле. На границе не было ярмарок и поэтому казахская торговля была в основном меновой. Приграничные казахи обменивали скот на Китайские изделия. Казахстан открыл для России еще Тибет и Северную Индию.
Главные пункты торговли с Китаем в нач. XIX в. – Семипалатинск, Бухтарма, Петропавловск (в 1-й пол. XIX в. торговле со Средней Азией не было равных Петропавловску), в конце XIX в. - Семипалатинск и Петропавловск.
В 1-й пол.XIX в. хозяйственная обособленность казахского аула исчезает т.к.:
· расширяется казахско-русская торговля;
· возрастает политическая зависимость жузов от России;
· организуется ярмарочная торговля;
· идёт процесс приспособления хозяйства Казахстана к нуждам Российской экономики.
В 1832 г. в Западном Казахстане (Букеевская Орда) открыта 1-я ярмарка.
В 1848 г. в Каркаралинском уезде купец Ботов открыл одну из крупных ярмарок – Кояндинскую, которая станет культурным центром.
В конце XIX в. наряду с Ирбитской ярмаркой (в России) и Кояндинской, в русско-китайской торговле в Жетысу особо выделяется Каркаринская.
До 1851 г. главный центр торговли между Россией и Цинами – Кяхта (в Китае).
Кульджинский договор от 25 июля 1851 г. был подписан в г. Кульдже (Китай): от России – Е.Ковалевский, от Китая – И.Шанем и Буянь-таям. Это договор о нормализации русско-китайской торговли на среднеазиатской границе и содержит 17 статей. Предусматривал:
• порядок торговли;
• охрана караванов;
• наказание за грабёж;
• разрешение конфликтных вопросов.
Русские купцы получили доступ в районы р.Или и гор Тарбагатая. Наблюдение за делами русских подданных возлагалось на русского консула, а за делами китайских подданных – на чиновника китайского правительства.
Договор содействовал развитию торговли между Россией и Китаем. Это соглашение между Россией и Китаем означало для Казахстана то, что:
1. в Восточном Туркестане открывались российские консульства и русские торговые фактории;
2. права таможен (Оренбурга, Семипалатинска) расширились;
3. торговля с соседними городам и Жаркентом, Аксу, Чугучаком усилилась;
4. расширен ассортимент товаров.
В 1855 г. торговля Казахстана и Синьцзяна остановилась, т.к. в Чугучаке ограбили русских купцов, а торговые фактории были сожжены.
Петербургский договор от 12 (24) февраля 1881 г. был подписан в Петербурге министром иностранных дел Гирсом и Бюцовым. Этот договор предусматривал:
• возвращение Россией Илийского края вместе с Музартским перевалом и долиной р. Текес;
• исправления в пользу России пограничной линии в районе оз. Зайсан и р. Чёрный Иртыш.
Это соглашение дало возможность:
1. развивать приграничную торговлю России и Китая через Казахстан;
2. выбор подданства России или Китая.
Вследствие притеснений со стороны Китая уйгуры и дунгане переселились в Жетысу. После заключения договора в пределы России перешли 70 тыс. человек (уйгур и дунган), пожелавших принять российское подданство. Они были расселены в приграничной полосе и во внутренних районах Южного Казахстана. Только за 1881-1882 гг. переселилось 5 тыс. дунган (с кон.XIX в. выращивали в Южном Казахстане рис), а в 1883-1883 гг. – 45 тыс.уйгур. Уйгуры заселяли удобные для земледелия речи, долины. Им выделяли по 5-10 десятин земли.
В 1883 г. открылось прямое водное сообщение Казахстана с Китаем по Или. 1-м это осуществил на судне купленном в Англии купец из Верного Юлдашев. В 1890 г. в Семипалатинске открыли торговый округ для активизации торговли с Китаем.
Промышленность. Урбанизация.
Промышленность в Казахстане зарождается в середине XIX в. под влиянием капитализма России.
Казахский мальчик нашел уголь в Казахстане. Угольные залежи Караганды были куплены купцом Ушаковым за 255 руб. Во 2-й пол. XIX в. преимущественно развивается горнодобывающая отрасль, где в конце века в основном работают рабочие Казахстана. Разрабатывались месторождения цветных металлов и угля в Восточном и Центральном Казахстане. В 1890-е гг. на рудниках Казахстана стал применяться труд детей.
На 1-х забастовках конца ХIХ в. преобладали экономические требования. После забастовки 1888 г. в горной промышленности в Усть-Каменогорске повысили зарплату. В 1889 г. прошла забастовка железнодорожников г. Омска. Введение в строй Сибирской железной дороги в 1894 г. усилило торговлю Китая с Казахстаном.
Осип Мамнев начал производство меда в Заилийском Алатау в cep.XIX в.
В 1857 г. в Верном в районе Татарской слободки была построена 1-я водяная мельница.
Вследствие освоения природных богатств и развития торга появились банки и кредитные учреждения. В конце XIX в. отделения Госбанка открыли в Петропавловске и Семипалатинске.
В кон. ХIХ в. в Казахстане было 19 городов. Самыми крупными городами по 1-й переписи населения 1897 г. в Казахстане были Уральск, Семипалатинск и Верный. Население городов в конце XIX в. росло за счет приписанных в городское сословие переселенцев, казахов оторвавшихся от аулов, внутреннего демографического роста и роста торговли.