Уйгурский каганат (744-840 гг.).
Возник на территории восточных тюрок. Его разгромили енисейские киргизы, вынудив уйгур переселиться в оазис Турфана (Восточный Туркестан) и Гань Че Чжоу (провинция Китая Синь Цзянь).
Караханиды (942-1212 гг.).
В середине X в. в Жетысу и в части Восточного Туркестана (от Испиджаба до Кашгара) было создано государство караханидов.
Столица Баласагун (потом г.Кашгар).
Основатель государства – это внук Бильге кагана – хакан Сатук-Богра-хан (власть наследственна), выходивший из племени ягма. В 942 г. он сверг правителя карлуков и объявил себя верховным хаканом. Он принял ислам и пользовался поддержкой династии Саманидов. Этнический состав был разнообразен: жикил, ягма, карлуки и др. Именно из племени ягма и жикил избирались правители.
· Икта – земельный надел.
· Иктадар – землевладелец, собирал налоги и нес военную службу.
· Вакф – земли религиозных учреждений, с которых налоги не взимались.
· Коммендация – это когда слабый человек передавал свой земельный участок под защиту сильного.
· Коль-еркин – советник (по сведению М.Кашгари значение слова «Коль-еркин» - «ум глубокий, подобный озеру»).
· Правители уделов могли чеканить свою собственную монету.в X в. при карлуках и караханидах серебряные дирхемы чеканили в Испиджабе и Таразе.
· Основное занятие – коневодство. За счет оседания обедневших скотоводов росло число городов и городского населения.
Государство караханидов не являлось продолжением тюркских каганатов, т.к. это было государство с развитой системой общественного строя, сильное политические и экономически.
Сын Сатук-Богра-хана – Мусса Богра-хан в 960 г. объявил ислам государственной религией. Караханиды – это первое государство, принявшее ислам. В конце X в. караханиды возобновили свои завоевательные походы в Среднюю Азию и в 999 г. захватили Бухару (столицу Саманидов) и Мавераннахр.
В 1130-х гг. с востока в Жетысу вторглись каракитаи. В 1141 г. в Катаунской битве (у Самарканда) они разбили караханидов и сельджуков, после чего караханиды разделились на 2 ханства:
· Восточное в Жетысу и Восточном Туркестане (столица Орда, позже Кашгар).
· Западное в Мавераннахре (столица Узгенд, затем Самарканд).
Граница между ними проходила по р. Сырдарье. Обе части стали вассалами каракитаев (они не уничтожили систему правления караханидов). Но уже в 1212 г. Хорезм шах захватывает Западное ханство, а хан найманов Кучлук – Восточное.
Ханства найманов и кереитов.
Найманы, с монгольского «8 племён», населяли восток Центральной Азии (центр и запад Монголии)/между Хангаем, Орхоном и Алтаем (Иртышем и Тарбагатаем). Ставка найман – г. Балыкты (на р. Орхон). С X в. найманы начинают проникать в Казахстан. В 1007 г. приняли христианство несторианского толка.
Во 2-ой половине XII в. найманы достигают расцвета при ханах Даяне и Инанч-бильге, который стремился приобщить найманов к искусству и за это в народе его прозвали Бильге-ханом (Знающим ханом). Но Чингиз-хан и кереи разбили найман.хан найманов Ван бежал к енисейским кыргызам.
В 1201 г., опасаясь возвышения Чингиз-хана, кыргызы, меркиты, найманы и другие племена созвали курултай. Но в 1204 г. Чингиз-хан повторно и окончательно разбивает найман (Даян-хана). Таким образом, в 1203-1206 гг. найманы вытеснены из Монголии Чингис-ханом.
Кучлук-хан (сын Даяна) бежит в Жетысу. Здесь в 1212 г. найманы подчинили каракитаев. В Жетысу Кучлук преследовал мусульман, что вызвало межрелигиозное противостояние.
Кереиты селились западнее найман. Ставка – г.Битобе у горы Хан-Тенгри (под Улан-Батором). По сведениям персидского историка Рашид-ад-Дина у кереитов была высокая культура, пользовались он древнетюркской письменностью. В XI в. в состав государства кереитов входило 8 аймаков – районов. Укрепилось ханство при хане Тогруле, известном в Европе как пресвитер Иоанн (или король Иоганн). В конце XII в. Керейское государство распалось на 2 части, и часть кереитов объединившись с тюркоязычными племенами в Западной Сибири образовали новое государство – Сибирское ханство.
О существовании государства жалаиров говориться только в монгольских летописях. Основным местом их расселения было Жетысу. Жалаиры – покорённое Чингиз-хану племя. Власть осуществлялась по улусной системе.
Каракитаи (1125-1212 гг.).
Каракитаи – это потомки киданей (по китайским источникам с IV в.), создавшие империю Ляо (924-1125 гг.)/от Алтая до Тихого океана. Мусульманские историки называют киданей каракитаями.
Это монголоязычное кочевое племя, по вероисповеданию буддисты. Титул правителя – гурхан.
В 1125 г. империя Ляо была разбита и гурхан Елюй Даши откочевал в Жетысу, где были ослабевшие караханиды. Смешавшись с тюрками, кидани тюркизировались и стали называться каракитаями.
В 1141 г. кидани в Катауанской битве у Самарканда разбили караханидов и сельджуков. В результате, караханиды стали вассалами буддистов киданей (платили дань). Вскоре кидани подчинили и Хорезм.
У г. Баласагун кидани основали свою ставку Гуз орду. Приграничные племена кидани обязали нести пограничную службу. Опасаясь своих приближённых, правители не раздавали уделов. Используемые деньги – динары. Особенность управления – правом наследования трона обладали не только мужчины, но и женщины, которая должна была быть потомком ханского рода (например, ханша Табуян – жена Елюй Даши, Бусуган - дочь Елюй Даши). Ещё в 1-ой пол. XII в. при сыне Елюй Даши, Им, была проведена перепись населения.
В 1208 г. и 1212 г. кидани были разбиты найманами. Гурхан киданей попал в плен к найманам Кучлука и погиб. Земли каракитаев стали землями найманов.
Огузы (конец IX-начало XI вв.).
Ещё в VII в. ядро огузов формируется в Западном Жетысу - между Иссык-Кулем и Чу (по М.Кашгари). Затем огузов карлуки вытесняют на Сыр-Дарью. В упорной борьбе теперь уже сами огузы вытесняют с Сырдарьи печенегов (дальше на запад).
Столица - Янгикент на Сыр-Дарье.
· М.Кашгари считал, что огузы делились на 24 племени: 12 – бузуки, 12 – учуки.
· Джабгу (ябгу) – титул правителя (власть наследственна).
· У огузов и жёны правителя принимали участие в управлении: они носили титул «хатун».
· Иналы – наследники джабгу.
· «Коль еркины» - советники джабгу. Впоследствии из-за усиления аристократии «коль еркины» стали собирать совет знати (канкаш).
· Сюбаши – глава войска.
· Огузское государство опиралось на «военную демократию».
· Народное собрание собиралось раз в год. С расцветом огузского общества власть перешла к Великому и Малому курултаю (по эпосу «Огуз-наме»).
· В X в. территория огузов называлась «Муфазат аль-гуз» (от Сырдарьи до Волги).
Продолжительная война с печенегами консолидировала огузов (в союзе с хазарами, подчинили печенегов между Волгой и Уралом (по «Огуз-наме»)), затем огузы попытались захватить пастбища по Дону и Причерноморью у хазар. В союзе с киевским князем Святославом огузы разбивают в 965 г. хазар. В 985 г. князь Владимир в союзе с огузами организовал поход на булгар на Волге. Часть печенегов и кангаров (по языку индоевропейцы и финно-угры) вошли в состав тюркоязычных огузов.
Огузы вместе с Древней Русью пытались контролировать торговые пути из Европы в Азию (через Мангыстау и Устюрт). Огузы торговали скотом со Средней Азией и Китаем.
Расцвет огузского государства начался в период правления последнего хана Али-Шахмалика. В 1041 г. он завоевал Хорезм. Однако в 1043 г. в борьбе с сельджуками Шахмалик погиб.
Войны, рост налогов вызвали недовольство народа. С берегов Арала и Сырдарьи огузов вытеснили в XI в. кыпчаки. Государство огузов перестало существовать.
Сельджуки (входящие в состав огузов) ушли в Восточную Европу и Малую Азию, положив, таки образом, начало туркам.
Кимаки (конец IX-начало XI вв.).
В начале VII в. кимаки сформировались в северо-западной Монголии (по китайским летописям). Ранний этап их истории связан с племенем «яньмо».
В cep.VII в. кимаки отошли на северный Алтай и Иртыш. Обособились от других племен в 656 г. после распада Западно-Тюркского каганата. Персидский историк аль-Гардези (XI в.) писал о 7 кимакских племенах. Самым крупным и сильным племенем, находящимся под влиянием Кимакского каганата, были кыпчаки.
В 766-840 гг. кимаки заняли территорию Западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины. После разгрома в 840 г. Уйгурского каганата, часть его племен отошла к кимакскому государству. Частично оттеснили огузов. В XI в. занимали северо-восточного и центрального Казахстана.
Столица - г. Имакия (на Иртыше). Вторая столица – г. Карантия (побережье оз.Алаколь).
Каган – титул правителя, джабгу стоял на 2 ступени ниже. Власть передавалась по наследству. Такой же была и власть 11 наместников. За службу они получали новые уделы. В X в. кимаки приняли ислам.
Кимаки совершали набеги на сибирских киргизов, захватили часть земель огузов, но с XI в. кимаков атакуют караханиды. Это, а также междоусобица с кыпчаками, стали причинами упадка государства кимаков.
Кыпчаки (начало ХI в. -1219 г.).
В XI в. земли кимаков вошли в Кыпчакский каганат. В это время кыпчаки господствуют в Казахстане (на всей территории, кроме Жетысу).
Дешт-и-Кыпчак (историко-географическая область/«Степь кыпчаков» в арабских источниках) располагалась между Алтаем (Иртышем) и Волгой.
Русские кыпчаков звали «половцами», венгры (и европейцы) - «куманами».
Хан – титул правителя, избирался из знати племени «ельборили» (арабские историки называли его племенем ханской династии). Соответственно, тотемное животное у тюрок – волк.
У кыпчаков формируется однородная народность (об этом писал итальянский путешественник Плано Карпини). В X-XIII вв. многие тюркские племена брали имя «кыпчак». Процесс образования кыпчакской народности был закономерным процессом, но этому помешало монгольское нашествие. Этот процесс был заторможен до XV в. Кыпчакский язык составил основу современного казахского языка (образец фольклора на языке кыпчаков «Кодекс куманикус»).
В середине XI в. кыпчаки мигрируют на запад от Волги, вступая в контакт с Русью, Византией и Венгрией. Волга станет границей между Западными и Восточными кыпчаками. Войско также делилось на Правое (более сильное) и Левое крылья.
Ставка Правого крыла находилась на р.Урал (у Сарайчика), а Левого - в г.Сыгнаке.
Кочевые кыпчаки стремились к захвату городов Средней Азии и Руси, а также они вели упорную борьбу со среднеазиатскими государствами, в особенности с Хорезмом. В начале XIII в. кыпчаки воевали с Хорезмом за Приаралье, города Отрар и Сыгнак (препятствием этому были огузы). Монголы остановили это соперничество и прервали формирование кыпчакской народности.
Распространением ислама среди кыпчаков занимались хорезмийцы.
Культура Средних веков.
ВШП функционировал с сер.II в. до н.э. до XIV в., его длина 7 тыс. км.:
· Северная ветка ВШП проходила через Жетысу и юг Казахстана.
· Другая, через Туркестан и низовья Сырдарьи, в обход Арала и Черного моря шла до Европы.
· Жетысу – главные ворота на восток.
· Южный Казахстан – ворота Пути на запад.
· Самый оживлённый участок ВШП в VI-VII вв. – это путь, идущий из Китая на Запад, через Жетысу и Южный Казахстан. Здесь шло взаимообогащение культур (оседлой городской и кочевой), росли города, торговля, и внешние связи. Расширению хозяйств скотоводов и земледельцев способствовала заинтересованность во взаимной торговле.
· Города Жетысу (более 100), возникшие вдоль Пути, сформировались на месте зимовок. Все города Жетысу средневековья лежали на ВШП. Города ВШП часто стояли на границе кочевого и оседлого миров.
· Главные торговые центры ВШП в Южном Казахстане – гг. Тараз и Испиджаб (по Кашгари – это г. Сайрам/до XIII в.). Эти города (а также Сауран) были самыми крупными в Казахстане. Испиджаб – «источник ископаемых всего мира», там были найдены караван-сараи (тимы), где торговали тканями. В китайских дорожниках этот город называют «городом на Белой реке».
· Тараз - «место торговли мусульман с тюрками», «город славных и благословенных тюрок-чаруков»/самый богатый город при карлуках и караханидах.
· Суяб – крупный торговый город долины Чу, «в нём смешанно живут торговцы разных стран, а половину города составляют купцы».
· Янгикент – колония Хорезма X в.
· Свидетельство развития международной торговли в Средневековом Казахстане – это серебряный клад из Отрара. В VIII-IX вв. в Жетысу центр производства серебряных изделий. Купцы Тараза торговали добываемым в верховьях Таласа серебром. Золотые солиды Византии на ВШП были международной валютой.
· При карлуках (до конца Х в.) в Казахстане использовали тюргешские монеты. В XI в. на монетных дворах в Таразе, Испиджабе чеканят серебряные дирхемы. При караханидах чеканили все виды дирхемов. В XI-XII вв. наступает «серебряный кризис»: дирхемы чеканят из меди и покрывают слоем серебра. В XII-XV вв. монеты 3-х номиналов (из серебра, меди и золотые динары) чеканили в Отраре.
· В городах ВШП были караван-сараи (тимы).
· Ярмарочная торговля IX-XII вв. наиболее интенсивно развивается в пограничных с кочевниками городах. Из Китая тюркам шли шелк, бумага, зеркала. С Ближнего и Среднего Востока - ковры, жемчуга, стекло и др. Китай вывозил шелк на продажу, но технологию его производства держал в тайне.
· Вдоль караванных путей строили сардобы – колодцы с куполом.
· ВШП способствовал торговли и установлению дипломатических отношений Востока и Запада.
· Торговые и культурные связи по ВШП были прерваны в XIII-XIV вв. нашествием монгол.
Главная функция городов в VII-VIII вв. – административная. В X-XII вв. в Центральном и Восточном Казахстане наблюдается рост числа городов и развитие оседлой культуры. Росло не только число городов, но росли и их размеры (за счет рабада – пригород, где жили ремесленники – бедные простолюдины, основные потребители ремесленной продукции в X-XII вв.) и за счет оседания кочевников (бедные земледельцы), которые жили на окраинах). Хисар – центр города. Шахристан – район, где жила знать, служители религиозного культа, купцы, дружина. Цитадель – укреплённая часть города, крепость.
Главы городов подчеркивали свою независимость выпуском монет.
В X-XI вв. на развитие городской культуры в Казахстане повлиял ислам. В Отраре найдены руины 2-х бань (XI-ХII вв.). Они отапливались жаропроводящими каналами.
Северотуркестанская архитектура связана со степным искусством.
Очаг у всех народов символ единства семьи и изобилия народа. Тандыр (печь) стоял справа от входа в дом.
Тюрки плавили металл с V в. Луки у них были составные. Терракота – керамика из цветной глины. Майолика – керамика из цветной глины, покрытая глазурью.
Религиозные верования.
До ислама в Казахстане было язычество:
· Тенгри – небо/тенгризм.
· Культ предков.
· Умай – богиня очага, здоровья, детей, плодородия.
· Кок-бори – бог Волка.
· Ер-Суб - Земля-Вода.
· Эрклиг – бог смерти, владыка подземного мира.
· Аруахи – духи предков.
С приходом тюрок стали возводить балбалы (каменные изваяния) на могилах знатных людей. Тюрки в V-VII вв. тела умерших сжигали, а золу хоронили. Обряд «очищения» - прохождение между кострами. Иногда даже скот прогоняли между кострами. От сглаза изготавливали бойтумары, т.е. обереги. Вешали на шею детей или молодняка скота. Могилы доисламского периода в виде юрты называются дын.
Также на территории Казахстана исповедовали буддизм (буддийские храмы были в г.Акбешиме и г.Суябе). Согдийцы с I в. до н.э. распространяли буддизм в Центральной Азии. Тюрки испытывали его влияние с VI в. широко распространен буддизм был на юге Казахстана и в Жетысу. Главная археологическая находка у г. Испиджаб – подземный буддийский монастырь VI-VIII вв.
Также согдийцы занесли зороастризм/VI-VII вв. (оссуарии – глиняные сосуды с костями умершего у зороастризма) и манихейство. Манихейство зародилось в Иране в III в. В Таразе был найден медальон с манихейским богом. Глава манихеев в начале VIII в. жил в Самарканде.
В VII-VIII вв. в городах Южного Казахстана и Жетысу распространено христианство-несторианство. Эта ересь зародилась в V в. в Восточной Римской империи. В VII-VIII вв. появились намогильные каменные плиты с надписями (кайраки – надгробные камни с несторианскими надписями). О христианах Илийской долины и церкви в Коялыке будет сообщать в XIII в. Рубрук.
Исламизация населения началась с VIII в., в Южном Казахстане с X в. После принятия ислама балбалы перестали строить. До ислама вещи покойного хоронили с ним (теперь это запретили).
В соответствии с канонами ислама в X-XII вв. развивается архитектура зданий (мечети, бани и др.).
Мавзолеи – надгробные монументы. Самые известные – это мавзолей Кара-хана в Жамбыле (Таразе)/здесь же церковь обращена в мечеть, и мавзолей Арыстан-баба у Отрара на Сырдарье.
Свидетельством высокого уровня развития архитектуры являются мавзолеи Коркыта (Кзылординская область), Бабаджи-Хатун (X-XI вв.) и Айша-Биби (XI-XII вв.) у Тараза.
Мечети начали строить со 2-й пол.IХ в.
Причиной быстрого распространения ислама было то, что суфизм был близок шаманизму тюрок. В целом, исламизация Казахстана благотворно повлияла на науку и знания.
Письменность.
Первое сообщение о письме тюрок принадлежит М.Протектору. Источники Китая подтверждают наличие в VI в. письма у тюрок. Это был древнетюркский алфавит, т.н. руническая (тайная) письменность, состоящая из 35 букв-рун (на основе родовых тамг). Тамга – письменный знак родового имени тюрок.
Первые и крупнейшие каменные стелы с рунами найдены на р.Орхон. Посвящены они Бильге-кагану и Кюль-Тегину. Эти дастаны (исторические поэмы) «Культегин» и «Тонъюкок» - основные памятники древнетюркской литературы (написаны в Восточно-Тюркском каганате). Это образцы ораторского искусства и политической прозы, баллады о батырах. Также руны были найдены и на р.Талас.
Древнетюркский шрифт (орхоно-енисейские руны) использовался до XII в. Именно исламизация привела к исчезновению рун.
Вместе с рунами в VI-IX вв. использовали согдийское письмо.
Письмена «Тоньюкок» - первые яркие образцы тюрков.
К литературе VIII-IX вв. относят эпосы «Коркыт-Ата» и «Огузнаме». Передаваемые устно, в XI в. их записали. Один из вариантов записан персидским историком Рашид-ад-Дином.
Послы Западных тюрок доставили в Византию послание со скифскими письменами.
Вместе с исламом к тюркам проникает арабский язык (с IX в. распространяется арабский алфавит). Возникает тюркское письмо на основе арабской графики (с распространением ислама).
Таким образом, тюрки перешли на арабицу. С X в. в южном Казахстане книги стали писать на арабском языке из-за распространения ислама. Литература и наука также перешли на арабский язык.
Мыслители.
В Х-ХII вв. у тюрок появились известные научные труды и литерные произведения.
Арыстан-баба (учитель Ясави) занимал высшую ступень в иерархии святых региона. Паломникам надо было в первую очередь посетить его могилу.
Ю.Баласагуни (1021-1075 гг.) – автор «Кутадгу билик» («Наука быть счастливым» или «Благодатные знания»), один из первых светских трудов на тюркском языке (много сведений об истории, общественно-политической жизни, обычаях, традициях, религии, т.е. отражены общественное сознание и политические концепции). За этот труд каган Караханидов дал ему титул «главный визирь».
А.Р.Аль-Бируни – изобрел глобус, определил координаты 600 городов. За 600 лет до Коперника и Галилея предсказал гелиоцентризм и всемирное тяготение.
Ахмед Иугнеки – автор дастана на тюркском языке «Дар истины» (призывает людей к добросердечию и честности).
Х.А.Йасауи/Ясави (1103-1067 гг.) – мыслитель, поэт из Сайрама. Долго жил в Туркестане (Йасы/Яссы). Ученик Арыстан-бабы. Основатель суфизма (аскетического и мистического направления в исламе), распространял духовную поэзию в Казахстане. В память о пророке, отрешился от мирской жизни и жил в подземной келье, проповедуя ислам среди тюрков раннефеодальных государств (кочевников и оседлых). Автор «Диуан-и-Хикмет» («Книги о премудрости»), включающей этические нормы, язык исследования, этнографические и социально-бытовые нормы, а также проповедь смирения и аскетизма. Написана на тюркском языке арабскими буквами. В Туркестане (вторая Мекка) построен мавзолей Ясави (по приказу эмира Тимура в 1397 г.), подчеркивающий духовное единство исламских народов. Купол мавзолея Ясави к XVIII в. был полуразрушен и восстановлен в XIX-XX вв. Рузбихан считал его «1-ой из самых монументальных построек».
Сулеймана Бакыргани (Хаким-ата) – поэт, ученик Ясави. По учебникам Ясави и его ученика Бакыргани учились в медресе Казахстана и Средней Азии несколько веков.
М. Кашгари(1030-1090 гг.) – автор «Диуани лугат-ат тюрк» («Словарь тюркских наречий») – энциклопедии тюркоязычных народов. Изучал топонимы, историю, этнографию тюрок (изучал язык и обычаи тюрков в XI в.); внес вклад в языкознание. По Баскакову – был первопроходцем в изучении тюркских языков. По Кононову – Кашгари доказал что тюркский язык не ниже арабского.
Коркут – жырау, сказитель, одаренный композитор.
Фараби (870-950 гг.) – выходил из округа Отрар (учился на кыпчакском языке). Писал книги арабским письмом. Первый ученый Востока, известный всему миру/«Второй Учитель мира» (после Аристотеля). Автор трактата «Возникновение наук» (написана на арабском языке).
Тема № 6: Монгольское нашествие.
Монгольские племена первоначально населяли междуречье Онона (Орхона) и Керулена, к середине XII в. они продвинулись на запад, оттеснив с территории Монгольского Алтая и верховьев Иртыша найманов и кыпчаков. С этого времени монголы располагались на территории от Байкала, верховьев Енисея и Иртыша на севере до пустыни Гоби на юге.
В течение 20 лет сын предводителя монгольского племени рода киятов-борджигитов Есугей-бахадура – Темучин (1155-1227 гг./воспитывался при дворе хана кереитов) в жесткой борьбе подчинил себе разрозненные племена Алтая. Отец Темучина погиб, когда ему было 9 лет.
В 1206 г. на курултае (хурале) монгольской знати, проходившем на берегу р. Орхон и Керулен, было объявлено об образовании Монгольского государства, и Темучин был провозглашен верховным правителем - Чингис-ханом. Его жена, Борте, выходила из племени конырат (их брак положил начало династии чингизодов).
Столица - Каракорум.
Таким образом, в начале XIII в. в Центральной Азии образовалось новое монгольское военно-феодальное государство.
Государственный строй:
· Империя Чингиз-хана основывалось на принципах военно-административной организации. Территория и население были разделены на 3 округа/крыла (аймака):
1. Правое крыло - барунгар;
2. Левое крыло - джунгар;
3. Центр - кул.
· Аймаки делились на 95 «туменов» (каждый по 10 тыс.). Тумены делились на «тысячники», каждая тысяча на - «сотники», далее сотники на - «десятники». Начальники аймаков и туменов были из числа родственников Чингиз-хана.
· Армия отличалось железной дисциплиной и высокой боеспособностью. Чингиз-хан выдвигал на видные командные должности смелых и решительных людей, независимо от их этнического и социального происхождении. Оружие монгол: сабля, пика, лук, тараны, катапульты.
· У Чингиз-хана была личная гвардия из 10 тыс. отборных воинов - «кушук».
· Для укрепления власти и государства в 1206 г. Чингис-ханом издан свод законов - «Ясак», имевший для Казахстана положительное значение. Согласно этому закону, высший орган государства – курултай, который проходил 1 раз в год летом. На курултае решались все важные государственные дела, например вопросы войны-мира и т.д.
· Монгольское общество разделялось на два сословия: господствующая часть - нойоны и зависимые скотоводы - араты. Основное занятие населения – экстенсивное скотоводство.
· В китайских источниках XIII в. население Монголии называлось «татарами», сам же Чингиз-хан своих племена называл монголами, а государство - монгольским.
Основные причины монгольских походов:
· Необходимость в расширении границ государства.
· Необходимость в расширении пастбищных угодий.
· Для монгольской знати новые завоеванные народы - это новые плательщики дани и военный резерв для ведения войн.
· Желание прославиться и быть повелителем мира.
· Для удовлетворения требований кочевой знати, пресечь внутренние раздоры и междоусобицы.
В 1211-1215 гг. Чингиз-хан покорил Северный Китай, и монголы вооружились китайской военной техникой (заимствовали метательные и стенобитные орудия). В это время в Жетысу и Южном Казахстане воевали караханиды, каракитаи, найманы. Используя это, монголы в 1218 г. вторгаются в Жетысу.
В 1218-1219 гг. Чингиз-ханом были покорены народы Сибири (якуты, буряты), Енисейские кыргызы. Уйгурское и Турфанские княжества в Восточном Туркестане сдались без боя.
Следующая задача - покорение Казахстана, Средней Азии, Ирана, Ближнего Востока, Закавказья и Восточной Европы.
В 1218 г. монгольское войско во главе Жебе-нойоном (запретил грабежи в крае) разгромило ханство найманов в Семиречье. Население Семиречья, уставшее от войн, не сопротивлялось монголам, и приняли их как избавителей от гонений хана найманов Кучлука на мусульман. Сам Кучлук не оказав монголам, сопротивление бежал в Среднюю Азию, был настигнут монголами в Бадахшане и убит.
Захват Восточного Туркестана и Семиречья открыл монголам путь в Среднюю Азию через Южный Казахстан. В Средней Азии в это время существовало сильное и крупное в Средней Азии и Южном Казахстане государство Хорезм. В 1218 г. между Чингиз-ханом и Хорезм шахом Мухаммедом было заключено торговое соглашение. Но ещё в 1216 г. Мухаммед-шах во время похода на кыпчаков случайно столкнулся с Чингиз-ханом. (его государство было одним из самых). Главной причиной, остановившей долгое соперничество кыпчаков и Хорезм-Шахов, стало появление монгол в Казахстане.
Повод нашествия на территорию Казахстана - «Отрарская катастрофа». Летом 1218 г. Чингиз-хан направляет в Отрар (самый большой город на Юге Казахстана) торговый караван из 450 человек и 500 верблюдов, везший огромные ценности и подарки. Правитель Отрара кыпчак Каир-хан Инальчик, заподозрив купцов в шпионаже, приказал их убить и разграбил караван. В ответ на требование Чингиз-хана выдать Каир-хана Хорезм-шах Мухаммед убил монгольских послов. Это событие в истории получило название «Отрарская катастрофа» и ускорило вторжение монгол в Центральную Азию.
Сентябрь 1219 г. – вторжение 150 тыс. монгол от Иртыша через Жетысу в Мавераннахр. В 1218 г., без боя сдался монголам г. Баласагун (так как уже был в свое время разрушен Кучлуком), прозванный монголами «Гобалык», что означает «Кроткий».
Чингиз-хан направил к Отрару несколько туменов во главе со своими сыновьями Чагатаем и Угедеем. Правитель Отрара Каир-хан 5 месяцев держал оборону города. Лишь предательство военачальника Хорезма Караджа-хаджиба привело к падению города, который ночью открыл ворота «Суфи-хана». Еще 1 месяц Каир-хан с отрядом воинов оборонялся в цитадели.
Отрар пал в феврале 1220 г., население изгнано из города, монголы разграбили все имущество, город превратили в руины. В горло Каир-хана монголы залили серебро, а с лица была снята посмертная серебряная маска (в назидание непокорным потомкам).
Наибольшее сопротивление оказал Южный Казахстан – г. Сыгнак (на Сырдарье) и Ашнас, где монголы уничтожили всё население. В 1219-1220 гг. все присырдарьинские города были захвачены монголами.
К весне 1221 г. завоевание Средней Азии монголами было завершено. Монголы захватили территории Ирана, Афганистана, Северной Индии.
В 1223 г. на р. Калка монголы разбили кыпчаков (половцев) и русских, разорив южные окраины Руси.
За 5 лет (к 1224 г.) монголы покорили весь Казахстан и Среднюю Азию. В 1224 г. Чингиз-хан через степи Казахстана вернулся в Монголию. Таким образом, в 1219-1224 гг. в результате завоевательной политики монголов территория Казахстана вошла в состав монгольской империи.
Плано Карпини, проследовавший через Южный и Юго-восточный Казахстан в 1245-47 гг., отметил, что в низовьях Сырдарьи он увидел «бесчисленные истребленные города, разрушенные крепости и много опустошенных селений». О походах монгол писал М.Поло.
Последствия монгольских захватов: пепелища, поля вытоптаны, сады вырублены, запустение, веками сооружаемая система орошения разрушена (в целом, производительные силы ослабли).
Покоренные народы отвечали восстаниями. Одно из них – восстание Тараби в Бухаре (1-я половина ХIII в.). По свидетельству Марко Поло (XIII в.), городам запретили иметь стены и ворота.
Возрождение городов наступило только к сер.XIII в. Свою независимость и самостоятельность правители городов подчеркивали выпуском монет. Признаком оживления жизни городов - монетный двор в Отраре. После монгол в Южном Казахстане ходили золотые динары. С монголами в Туркестане появляются племена конгратов и жалаиров.
Однако, монголы не притесняли культуру племен Казахстана - языки, религии, обычаи и традиции, а наоборот сами монголы приняли тюркскую культуру.
В XIII в. завоевания монгол охватили огромные земли в Азии и Европе. Огромные территории, захваченные в Евразии в XIII в. монголами, Чингиз-хан поделил между 4 сыновьями. Территория Казахстана вошла в состав трех объединений:
Сыновья Чингиз-хана | Выделенная территория | Количество выделенных воинов | |
Джучи (Жошы) – самый большой улус в Казахстане | Земли к востоку от Иртыша до Восточной Европы (Восточный Дешт-и-Кыпчак, Приаралье, нижняя Сырдарья) | 4 тыс. человек | |
Шагатай (Чагатай) | Южный Казахстан, Жетысу, Восточный Туркестан, Средняя Азия | 4 тыс. человек | |
Угедей | Западная Монголия, Алтай, Тарбагатай и верховье Иртыша | 4 тыс. человек | |
Тулуй | Собственно монгольские земли | 101 тыс. человек |
Уже тогда в Европе и Китае монгол называли «татарами». Сами монголы были в меньшинстве, а большую часть армии составляли кыпчаки (отсюда еще 1 название - «кыпчакское войско»).
Чингиз-хан умер в 1227 г. в возрасте 72 лет. Покорил «Сотрясатель Вселенной» четыре пятых территорий Старого Света с населением свыше 1 млрд. человек. На ханской трон в монгольской империи, согласно воле Чингиз-хана был избран его третий сын Угедей (1228-1241 гг.).
В 1241 г. после смерти Угедея, в монгольской империи начался смутный период. На территории Семиречья шли бесконечные войны претендентов за власть между потомками Чагатая и Угедея. В 60-х гг. XIII в. единству Монгольской империи был нанесен окончательный удар. В 1251 г. улус Угедея был ликвидирован. Земли были розданы сторонникам великого хана Мунке (старший сын Тулуя). В 1259 г. после смерти Мунке началась междоусобная война между его братьями. В результате, в 1260 г. великая империя Чингиз-хана распалась на независимые улусы.
Государство Хайду.
Весной 1269 г. на берегу Таласа состоялся курултай, на котором было провозглашено образование государства Хайду (внук Угедея).
В начале XIV в. роль династии Шагатаидов в Средней Азии и Семиречье восстановилась. После смерти Хайду хана, в 1306-1307 гг. власть перешла Туве (Дуве) хану (1307-1318 ГГ.), правнук Чагатая, который являлся «подлинным основателем чагатайской державы» (Сведение академика В.В.Бартольда).
В XIV в. Кебек хан порвал с кочевыми обычаями, переселился из Семиречья в Мавераннахр, провел денежную и административную реформы, содействовал восстановлению и строительству городов в Средней Азии и Южном Казахстане. Преемник Кебек хана, его брат Тармаширин, продолжил централизаторскую политику, объявив ислам государственной религией. Пренебрежение кочевыми обычаями и принятие ислама вызвало у военно-кочевой знати недовольство, вылившиеся в открытое восстание. Тармашин хан был убит. Возобновились феодальные смуты, продолжавшиеся более 10 лет. В середине XIV в. от государства Шагатаидов (Хайду) отделился Могулистан. Разложилось государство в конце XIV в.
Улус Джучи. Казахстан в составе Золотой Орды.
Улус Жушы (Джучи) – самый большой в Казахстане. Его сын и преемник Батый после 7-летнего похода в 1236(37)-1242 гг. грандиозного набега на запад и в Восточную Европу, основал Золотую Орду/так назвали Улус в русских летописях в конце XVI в.
При бату Орда занимала территорию от Алтая до нижнего Дуная.
Столица - Сарай-Бату (у Астрахани), позднее - Сарай-Берке (у г. Волгограда).
Золотая Орда была многонациональным государством. Основную массу кочевников составляли тюркские племена. Соответственно, язык и религия народа были разные. Монголы в Золотой Орде были меньшинстве. Основной язык - кыпчакский. В результате тюркизации население Золотой Орды в XIII-XIV вв. стало называться «татарами».
Северный Кавказ, Крым, Русь стали зависимыми от Улуса и платили дань. Русские князья, признавая зависимость от Золотой Орды, получали из рук ее ханов «ярлыки на княжество» и выплачивали дань.
Общественное устройство:
· Общественное устройство Золотой Орды было по образцу, введенному Чингис-ханом.
· Хан – титул правителя.
· Курултай – общее собрание знати во главе с членами правящей династии.
· Той – собрание в улусах, созывалось один раз в год.
· Беклербек – ведал армией и дипломатическими отношениями с другими странами.
· Диван – центральный исполнительный орган, ведавший финансами, налогами, внутренней жизнью государства. Во главе дивана – стоял визирь, секретари – назывались битикчи.
· Даруга – собирали налоги.
· Баскаки – правили местным населением, а также собирали налоги.
· Нойоны, беки, бахадуры – командовали темниками, тысячниками, сотниками.
· В Золотой Орде была улусная система.
· Территорию Золотой Орды Батый разделил на две части:
1. Правое крыло – управлял сам Бату. Большое внимание он уделял развитию городов.
2. Левое крыло – управлял старший сын Джучи - Орда Еджен.
Основная часть территории Казахстана входила в левое крыло Золотой Орды. Первоначально при Бату хане (1227-1256 гг.) Золотая Орда была зависима от монгольской империи. При Берке хане (1255-1266 гг.) Золотая Орда стала независимой от Монголии. Он перестал принимать участие в общемонгольских курултаях. Также при Берке укрепились связи с султаном Бейбарысом (Египет/государство мамлюков). Берке лично принял ислам, но не навязывал его населению. Он использовал ислам для укрепления связей с мусульманским миром.
Монке (Менгу) хан (1266-1280 гг.) в Золотой Орде стал чеканить собственную монету. В 1271 г. он организовал поход на Византию, т.к. она мешала связям с Египтом.
Наибольшего могущества Золотая Орда достигла в первой половине XIV в., особенно при Узбек-хане (1312-1342 гг.) и Жанибек-хане (1342-1357 гг.). Власть ханов усилилась, прекратился созыв курултаев, централизовалась власть. Византийский император заключил с Золотой Ордой мирный договор, который способствовал торговле с городами Средиземноморья.
В 1312 г. Узбек-хан объявил ислам государственной религией, т.е. Орда стала исламским государством.
Во второй половине XIV вв. происходит усиление междоусобиц в Орде (1357-80 гг. - «Великая смута» - на ханском троне сменилось 20 ханов).
В 1380 г. фактический правитель, темник Мамай был разбит на Кулик