По специальности политология

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ

Кафедра теории и истории права и государства

А. Г. Данилов

В. Н. Сергеев

ИСТОРИЯ

Учебно-методический комплекс

Ростов-на-Дону

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ

Кафедра теории и истории права и государства

Ответственный редактор: д.ю.н., профессор Д. Ю. Шапсугов

А. Г. Данилов, В. Н. Сергеев.

История: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д., 2012. 108 с.

Учебно-методический комплекс предназначен для занятий по отечественной истории на дневном и заочном отделениях РАНХиГС и включает в себя: программу курса, учебные планы прохождения данного курса, планы семинарских занятий, темы докладов, рефератов, списки литературы по всем формам занятий, методические указания, тесты, вопросы к экзамену.

Содержание пособия основано на требованиях Госстандарта по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Печатается по решению

кафедры. Протокол № 10

от 18 июня 2012 г.

Содержание

Общие сведения о курсе …………………………………………………..4

Учебно-тематический план……………………………………………….7

Программа курса ………………………………………………………...15

Планы семинарских занятий ..………………………………………….32

Рекомендуемая литература …………………………………………….63

Темы курсовых работ ……………………………………………………66

Вопросы к экзамену ……………………………………………………68

Тесты………………………………………………………………………70

Глоссарий ………………………………………………………………...80

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ

Рубеж XX – XXI веков, рубеж II и III тысячелетий – переломное время в истории нашей страны и человечества в целом. В эпоху общественных потрясений и перемен идет переоценка ценностей, отказ от незыблемых ранее теорий, поиск новых подходов в оценке прошлого и настоящего. Идет важный процесс самоидентификации России и поиск ее места в мировой цивилизации.

На крутых поворотах общественного развития в России всегда резко возрастал интерес к истории. В своем прошлом общество ищет вдохновляющих примеров исторических аналогий, способов решения схожих задач.

История – это средство «ориентации» людей в социальном пространстве. Она помогает понять, кто мы такие и куда идем.

История – это форма социальной памяти. Общество, лишенное исторической памяти, становится легким объектом для любых манипуляций.

Знание истории помогает яснее понять современность

Историческая наука анализирует прошлое и повествует о нем, но ее выводы обращены к настоящему и будущему. Она позволяет предвидеть будущее. История ограничивает веер возможных альтернатив будущего развития, поскольку современное состояние общества и традиции делают невозможным некоторые варианты развития событий.

В современной парадигме образования особое значение отводится его гуманитаризации, которая направлена на активизацию познавательной самостоятельности студентов, на развитие их творческих способностей, эстетического мировосприятия и этического отношения к действительности.

Важнейшую роль в решении названных задач играет учебная дисциплина «История». В данном курсе учебный материал по истории России изучается в контексте всемирной истории, что позволяет широко проводить сравнительное рассмотрение процессов и явлений истории стран Востока и Запада. По этой причине Государственным общеобразовательным стандартом дисциплина «История» включена в число базовых теоретических курсов для подготовки государственных служащих, менеджеров, экономистов, политологов.

Важнейшая функция предмета – воспитание молодого поколения. Глубокое знание побед и достижений наших предков является источником национальной гордости, воспитывает любовь к своему Отечеству, стремление быть достойным предшествующих поколений, которые защитили и сохранили нашу Родину.

Цель изучения курса «История» в системе подготовки государственных служащих – осмысление закономерностей развития человеческого общества, его базиса и настройки, воспитание молодого поколения на лучших традициях народов России, выработка у студентов современных мировоззренческих подходов к решению проблем общества.

Задачикурса:

- научить применять современную методологию исторического по-

знания прошлого и настоящего нашей страны; научить анализировать события и явления, происходящие в истории России;

- реализовать на материалах истории России и всеобщей истории эвристическую функцию исторической науки – находить в прошлом ответ на схожие вопросы современности;

- выработать умение рассматривать историю России как неотъемлемую часть всемирной истории;

- выявить место и роль России в истории мировых цивилизаций, определить ее влияние на развитие Евразии и обратное воздействие евразийских факторов на жизнь страны;

- показать общее и особенное в судьбах нашего отечества и других государств;

- выработать современные критерии оценки деятельности личности на разных этапах исторического развития.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать: закономерности и этапы исторического процесса, историю власти и государственного управления; экономическое, социальное, политическое и духовное развитие народов, населявших пространства нашей родины; деятельность выдающихся людей во всех сферах жизни общества; эволюцию общественной мысли; вклад отечественной науки и культуры в развитие мировой цивилизации; роль русской православной церкви в истории отечества; а также основные события и явления отечественной и мировой истории.

Студенты должны уметь определять влияние на развитие России (в разные исторические эпохи в разной степени) географического фактора, ее полиэтничности, региональных особенностей, внешнеполитических обстоятельств, колонизационных процессов, личностного фактора, православия, классовой борьбы и т.д.

Курс «История» тесно связан с другими дисциплинами, изучаемыми студентами: историей государственного управления в России, историей отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, политологией, философией, социологией, культурологией.

Методика изучения дисциплины построена на последовательном изучении ее тем путем чтения лекций, проведения семинарских и практических занятий и самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя.

Цель проведения семинарских и практических занятий – закрепление знаний, навыков и умений, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы студентов с научной и учебной литературой.

Цель самостоятельной работы студентов – закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовку к предстоящим занятиям и итоговому контролю, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний. Она должна носить систематический и непрерывный характер.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов подразделяются на текущий и итоговый. Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, управления образовательным процессом и стимулирования самостоятельной работы студентов. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Итоговый контроль предназначен для определения достижения учебных целей по изучаемой дисциплине. Формой контроля является экзамен.

Учебно-тематический план курса

По специальности ГМУ

    Наименование темы Количество часов
Очная форма обучения Заочная форма обучения
Лек. Сем. Лек. Сем.
1. Актуальность, цель и задачи курса. Анализ источников и литературы. Возникновение древнерусского государства (VIII - IX вв.).      
2. Русь в X – XIII вв.      
3. Образование и развитие Древнерусского государства в IX – XI вв.      
4. Древняя Русь, ее сопредельные государства и народы      
5. Образование единого Российского централизованного государства. XIV – XVI вв.      
6. Русь и Золотая Орда. Специфика формирова­ния единого российского государства (XIV-XV вв.).      
7. Особенности развития Московского государ­ства в XVI в.      
8. Российское централизованное государство в XVI в.    
9. Россия в XVII – XVIII вв.      
10. Развитие России в XVII в.      
11. Формирование россий­ского абсолютизма в первой четверти XVIII в.      
12. Становление абсолютизма в России. Сравнительная характеристика отечественного и европейского абсолютизма (XVIII в.).    
13. Эпоха дворцовых переворотов. «Просвещенный абсолютизм» в России.      
14. Россия во второй половине XVIII в.      
15. Россия в XIX в. – 1917 г.      
16. Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX в.      
17. Россия и мир в первой половине XIX в.      
18. Развитие России в пореформенное время.      
19. Российская демократическая революция и ре­формы начала XX в. Первая мировая война. Февраль 1917 года.      
20. Постмонархическая Россия между револю­циями 1917 г. Начало советской модернизации. Выход из мировой войны.      
21. Попытки либерально-демократичес-кой модернизации России (февраль – октябрь 1917 г.).    
22. Россия в условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны.      
23. СССР в 1922 – 1991 гг.      
24. Мир и Советский Союз в 20-е – 1945 г.    
25. СССР во второй мировой, Великой Отечест­венной войне. Его послевоенное развитие.      
26. Советский Союз в 50-е – первой половине 80-х гг. ХХ в.: попытки реформ и нарастание кризисных явлений.    
27. Попытки «перестройки» в СССР: причины, ход, итоги. Распад СССР.    
28. Модернизация России в конце XX – начале XXI вв.      
Итого:
Самостоятельная работа
Зачет

Учебно-тематический план курса

по специальности политология

Наименование темы Количество часов
Очная форма обучения Заочная форма обучения Сокращен форма обучения
Лек. Сем. Лек. Сем. Лек. Сем.
1. Актуальность, цель и задачи курса. Анализ источников и литературы. Возникновение древнерусского государства (VIII - IX вв.).          
2. Русь в X – XIII вв.          
3. Образование и развитие Древнерусского государства в IX – XI вв.        
4. Древняя Русь, ее сопредельные государства и народы.          
5. Русь и Золотая Орда. Специфика формирова­ния единого российского государства (XIV-XV вв.).          
6. Западная Европа и Русь в XIV – XV вв. Варианты перехода от политической раздробленности к централизованному государству.          
7. Особенности развития Московского государ­ства в XVI в.          
8. Российское централизованное государство в XVI в.          
9. Образование единого Российского централизованного государства. XIV – XVI вв.        
10. Развитие России в XVII в.        
11. Россия в XVIII в. – 1917 г.        
12. Формирование россий­ского абсолютизма в первой четверти XVIII в.          
13. Становление абсолютизма в России. Сравнительная характеристика отечественного и европейского абсолютизма (XVIII в.).      
14. Эпоха дворцовых переворотов. «Просвещенный абсолютизм» в России.          
15. Россия во второй половине XVIII в.          
16. Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX в.          
17. Россия и мир в первой половине XIX в.          
18. Развитие России в пореформенное время.        
19. Российская демократическая революция и ре­формы начала XX в. Первая мировая война. Февраль 1917 г.          
20. Россия и мир в начале XX в.          
21. Постмонархическая Россия между револю­циями 1917 г. Начало советской модернизации. Выход из мировой войны.          
22. Попытки либерально-демократичес-кой модернизации России (февраль – октябрь 1917 г.).        
23. Россия в условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны.          
24. СССР в 1922 – 1991 гг.        
25. Мир и Советский Союз в 20-е – 1945 г.        
26. СССР во второй мировой, Великой Отечест­венной войне. Его послевоенное развитие.          
27. Советский Союз в 50-е – первой половине 80-х гг. ХХ в.: попытки реформ и нарастание кризисных явлений.        
28. Попытки «перестройки» в СССР: причины, ход, итоги. Распад СССР.        
29. Модернизация России в конце XX – начале XXI вв.          
30. Россия на пути радикальной модернизации (1992 г. – настоящее время).            
Итого:
Самостоятельная работа, в том числе
Экзамен

Учебно-тематический план курса

Наши рекомендации