По специальности политология
При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ
Кафедра теории и истории права и государства
А. Г. Данилов
В. Н. Сергеев
ИСТОРИЯ
Учебно-методический комплекс
Ростов-на-Дону
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ
Кафедра теории и истории права и государства
Ответственный редактор: д.ю.н., профессор Д. Ю. Шапсугов
А. Г. Данилов, В. Н. Сергеев.
История: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д., 2012. 108 с.
Учебно-методический комплекс предназначен для занятий по отечественной истории на дневном и заочном отделениях РАНХиГС и включает в себя: программу курса, учебные планы прохождения данного курса, планы семинарских занятий, темы докладов, рефератов, списки литературы по всем формам занятий, методические указания, тесты, вопросы к экзамену.
Содержание пособия основано на требованиях Госстандарта по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Печатается по решению
кафедры. Протокол № 10
от 18 июня 2012 г.
Содержание
Общие сведения о курсе …………………………………………………..4
Учебно-тематический план……………………………………………….7
Программа курса ………………………………………………………...15
Планы семинарских занятий ..………………………………………….32
Рекомендуемая литература …………………………………………….63
Темы курсовых работ ……………………………………………………66
Вопросы к экзамену ……………………………………………………68
Тесты………………………………………………………………………70
Глоссарий ………………………………………………………………...80
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ
Рубеж XX – XXI веков, рубеж II и III тысячелетий – переломное время в истории нашей страны и человечества в целом. В эпоху общественных потрясений и перемен идет переоценка ценностей, отказ от незыблемых ранее теорий, поиск новых подходов в оценке прошлого и настоящего. Идет важный процесс самоидентификации России и поиск ее места в мировой цивилизации.
На крутых поворотах общественного развития в России всегда резко возрастал интерес к истории. В своем прошлом общество ищет вдохновляющих примеров исторических аналогий, способов решения схожих задач.
История – это средство «ориентации» людей в социальном пространстве. Она помогает понять, кто мы такие и куда идем.
История – это форма социальной памяти. Общество, лишенное исторической памяти, становится легким объектом для любых манипуляций.
Знание истории помогает яснее понять современность
Историческая наука анализирует прошлое и повествует о нем, но ее выводы обращены к настоящему и будущему. Она позволяет предвидеть будущее. История ограничивает веер возможных альтернатив будущего развития, поскольку современное состояние общества и традиции делают невозможным некоторые варианты развития событий.
В современной парадигме образования особое значение отводится его гуманитаризации, которая направлена на активизацию познавательной самостоятельности студентов, на развитие их творческих способностей, эстетического мировосприятия и этического отношения к действительности.
Важнейшую роль в решении названных задач играет учебная дисциплина «История». В данном курсе учебный материал по истории России изучается в контексте всемирной истории, что позволяет широко проводить сравнительное рассмотрение процессов и явлений истории стран Востока и Запада. По этой причине Государственным общеобразовательным стандартом дисциплина «История» включена в число базовых теоретических курсов для подготовки государственных служащих, менеджеров, экономистов, политологов.
Важнейшая функция предмета – воспитание молодого поколения. Глубокое знание побед и достижений наших предков является источником национальной гордости, воспитывает любовь к своему Отечеству, стремление быть достойным предшествующих поколений, которые защитили и сохранили нашу Родину.
Цель изучения курса «История» в системе подготовки государственных служащих – осмысление закономерностей развития человеческого общества, его базиса и настройки, воспитание молодого поколения на лучших традициях народов России, выработка у студентов современных мировоззренческих подходов к решению проблем общества.
Задачикурса:
- научить применять современную методологию исторического по-
знания прошлого и настоящего нашей страны; научить анализировать события и явления, происходящие в истории России;
- реализовать на материалах истории России и всеобщей истории эвристическую функцию исторической науки – находить в прошлом ответ на схожие вопросы современности;
- выработать умение рассматривать историю России как неотъемлемую часть всемирной истории;
- выявить место и роль России в истории мировых цивилизаций, определить ее влияние на развитие Евразии и обратное воздействие евразийских факторов на жизнь страны;
- показать общее и особенное в судьбах нашего отечества и других государств;
- выработать современные критерии оценки деятельности личности на разных этапах исторического развития.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать: закономерности и этапы исторического процесса, историю власти и государственного управления; экономическое, социальное, политическое и духовное развитие народов, населявших пространства нашей родины; деятельность выдающихся людей во всех сферах жизни общества; эволюцию общественной мысли; вклад отечественной науки и культуры в развитие мировой цивилизации; роль русской православной церкви в истории отечества; а также основные события и явления отечественной и мировой истории.
Студенты должны уметь определять влияние на развитие России (в разные исторические эпохи в разной степени) географического фактора, ее полиэтничности, региональных особенностей, внешнеполитических обстоятельств, колонизационных процессов, личностного фактора, православия, классовой борьбы и т.д.
Курс «История» тесно связан с другими дисциплинами, изучаемыми студентами: историей государственного управления в России, историей отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, политологией, философией, социологией, культурологией.
Методика изучения дисциплины построена на последовательном изучении ее тем путем чтения лекций, проведения семинарских и практических занятий и самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя.
Цель проведения семинарских и практических занятий – закрепление знаний, навыков и умений, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы студентов с научной и учебной литературой.
Цель самостоятельной работы студентов – закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовку к предстоящим занятиям и итоговому контролю, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний. Она должна носить систематический и непрерывный характер.
Контроль успеваемости и качества подготовки студентов подразделяются на текущий и итоговый. Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, управления образовательным процессом и стимулирования самостоятельной работы студентов. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Итоговый контроль предназначен для определения достижения учебных целей по изучаемой дисциплине. Формой контроля является экзамен.
Учебно-тематический план курса
По специальности ГМУ
№ | Наименование темы | Количество часов | |||
Очная форма обучения | Заочная форма обучения | ||||
Лек. | Сем. | Лек. | Сем. | ||
1. | Актуальность, цель и задачи курса. Анализ источников и литературы. Возникновение древнерусского государства (VIII - IX вв.). | ||||
2. | Русь в X – XIII вв. | ||||
3. | Образование и развитие Древнерусского государства в IX – XI вв. | ||||
4. | Древняя Русь, ее сопредельные государства и народы | ||||
5. | Образование единого Российского централизованного государства. XIV – XVI вв. | ||||
6. | Русь и Золотая Орда. Специфика формирования единого российского государства (XIV-XV вв.). | ||||
7. | Особенности развития Московского государства в XVI в. | ||||
8. | Российское централизованное государство в XVI в. | ||||
9. | Россия в XVII – XVIII вв. | ||||
10. | Развитие России в XVII в. | ||||
11. | Формирование российского абсолютизма в первой четверти XVIII в. | ||||
12. | Становление абсолютизма в России. Сравнительная характеристика отечественного и европейского абсолютизма (XVIII в.). | ||||
13. | Эпоха дворцовых переворотов. «Просвещенный абсолютизм» в России. | ||||
14. | Россия во второй половине XVIII в. | ||||
15. | Россия в XIX в. – 1917 г. | ||||
16. | Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX в. | ||||
17. | Россия и мир в первой половине XIX в. | ||||
18. | Развитие России в пореформенное время. | ||||
19. | Российская демократическая революция и реформы начала XX в. Первая мировая война. Февраль 1917 года. | ||||
20. | Постмонархическая Россия между революциями 1917 г. Начало советской модернизации. Выход из мировой войны. | ||||
21. | Попытки либерально-демократичес-кой модернизации России (февраль – октябрь 1917 г.). | ||||
22. | Россия в условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны. | ||||
23. | СССР в 1922 – 1991 гг. | ||||
24. | Мир и Советский Союз в 20-е – 1945 г. | ||||
25. | СССР во второй мировой, Великой Отечественной войне. Его послевоенное развитие. | ||||
26. | Советский Союз в 50-е – первой половине 80-х гг. ХХ в.: попытки реформ и нарастание кризисных явлений. | ||||
27. | Попытки «перестройки» в СССР: причины, ход, итоги. Распад СССР. | ||||
28. | Модернизация России в конце XX – начале XXI вв. | ||||
Итого: | |||||
Самостоятельная работа | |||||
Зачет |
Учебно-тематический план курса
по специальности политология
№ | Наименование темы | Количество часов | |||||
Очная форма обучения | Заочная форма обучения | Сокращен форма обучения | |||||
Лек. | Сем. | Лек. | Сем. | Лек. | Сем. | ||
1. | Актуальность, цель и задачи курса. Анализ источников и литературы. Возникновение древнерусского государства (VIII - IX вв.). | ||||||
2. | Русь в X – XIII вв. | ||||||
3. | Образование и развитие Древнерусского государства в IX – XI вв. | ||||||
4. | Древняя Русь, ее сопредельные государства и народы. | ||||||
5. | Русь и Золотая Орда. Специфика формирования единого российского государства (XIV-XV вв.). | ||||||
6. | Западная Европа и Русь в XIV – XV вв. Варианты перехода от политической раздробленности к централизованному государству. | ||||||
7. | Особенности развития Московского государства в XVI в. | ||||||
8. | Российское централизованное государство в XVI в. | ||||||
9. | Образование единого Российского централизованного государства. XIV – XVI вв. | ||||||
10. | Развитие России в XVII в. | ||||||
11. | Россия в XVIII в. – 1917 г. | ||||||
12. | Формирование российского абсолютизма в первой четверти XVIII в. | ||||||
13. | Становление абсолютизма в России. Сравнительная характеристика отечественного и европейского абсолютизма (XVIII в.). | ||||||
14. | Эпоха дворцовых переворотов. «Просвещенный абсолютизм» в России. | ||||||
15. | Россия во второй половине XVIII в. | ||||||
16. | Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX в. | ||||||
17. | Россия и мир в первой половине XIX в. | ||||||
18. | Развитие России в пореформенное время. | ||||||
19. | Российская демократическая революция и реформы начала XX в. Первая мировая война. Февраль 1917 г. | ||||||
20. | Россия и мир в начале XX в. | ||||||
21. | Постмонархическая Россия между революциями 1917 г. Начало советской модернизации. Выход из мировой войны. | ||||||
22. | Попытки либерально-демократичес-кой модернизации России (февраль – октябрь 1917 г.). | ||||||
23. | Россия в условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны. | ||||||
24. | СССР в 1922 – 1991 гг. | ||||||
25. | Мир и Советский Союз в 20-е – 1945 г. | ||||||
26. | СССР во второй мировой, Великой Отечественной войне. Его послевоенное развитие. | ||||||
27. | Советский Союз в 50-е – первой половине 80-х гг. ХХ в.: попытки реформ и нарастание кризисных явлений. | ||||||
28. | Попытки «перестройки» в СССР: причины, ход, итоги. Распад СССР. | ||||||
29. | Модернизация России в конце XX – начале XXI вв. | ||||||
30. | Россия на пути радикальной модернизации (1992 г. – настоящее время). | ||||||
Итого: | |||||||
Самостоятельная работа, в том числе | |||||||
Экзамен |
Учебно-тематический план курса