Западники, славянофилы и евразийцы как историки
Западники | Славянофилы | Евразийцы | |
Время возникновения | 30-40 годы XIX века | 30-40 годы XIX века | 20-30 годы XX века |
Основные идеологи | П.Я.Чаадаев; Т.Н.Грановский; П.В.Анненков; К.Д.Кавелин; С.М.Соловьев; В.Г.Белинский. | А.С.Хомяков; братья И.П. и П.В.Киреевские; К.С. и И.С.Аксаковы; Ю.С.Самарин. | П.Н.Савицкий; Н.С.Трубецкой; Г.В.Флоровский; В.Н.Ильин; Л.П.Карсавин; Г.В.Вернадский; Л.Н.Гумилев. |
Основные идеи | 1. Главная задача России – следовать европейскому пути развития. 2. Государство и власть – основные преобразовательные силы. | 1. Россия имеет особый, национально-самобытный славянский путь развития. 2. Соборность – основа единения власти и народа. 3. В России духовные устремления преобладают над материальными. | 1. Россия – это Евразия, синтез черт Европы и Азии с выраженным преобладанием азиатских черт. 2. Исторический путь развития России противоположен западному. 3. Залог процветания будущей России – незыблемость устоев православия. |
Взгляды на некоторые моменты истории | 1. Петр I вывел Россию в число великих держав мира. 2. Допетровская Россия – пример исторической стагнации и отставания. 3. Режим Николая Палкина – это 30-летний заморозок, отбросивший Россию на годы назад в экономике, культуре и военном деле. 4. Восстание декабристов было протестом лучшей части аристократии против возвращения азиатских нравов и тоталитарных порядков. | 1. Петр I «свернул» Россию с естественного пути развития. 2. Допетровская Россия – идеал естественного развития страны, когда власть находилась в гармонии с народом. 3. Царствование Николая I – расцвет российской промышленности и армии, в стране произошел великий культурный подъем. 4. Декабристы – масоны и изменники Родины. | 1. Монголо-татарское иго (и вообще «степь») сыграло положительную роль в исторической судьбе России. 2. Утверждение оправданности русских революций начала XX века. |
1.5.4. Сравнительная таблица взглядов некоторых русских историков
На различные моменты истории Руси-России
Н.М.Карамзин | В.О.Ключевский | Л.Н.Гумилев | М.Н.Покровский | |
Монголо-татарское иго | Способствовало утверждению в России самодержавия, объединению распавшихся русских земель. | Не оказало глубокого влияния на ход нашей истории; лишь ускорило процессы, начавшиеся еще до прихода монголо-татар. | Не существовало. | Ускорило развитие Руси, способствуя разрешению внутреннего кризиса. |
Опричнина Ивана Грозного | Проявление болезненного помешательства царя и его тиранических наклонностей. | Гипертрофированная централизация государственной власти. | Беспрецедентные и бессмысленные убийства ради убийств, проявление действия антисистемы. | Акт династической и личной самообороны царя, способствовавший установлению нового классового режима с подъемом «исстари сильной в Москве буржуазии». |
Смута рубежа XVI-XVII вв. | Разврат всех сфер русского общества. | Социальное движение, зародившееся в верхах русского общества и постепенно втянувшее в свою орбиту широкие слои населения. | Акматическая фаза российского этноса, которая сопровождается внутренним соперничеством и резней. Начинаются гражданские войны, которые сопровождаются огромным рассеиванием энергии. | Гражданская война в России. |
Личность и деятельность Петра I | Разрушитель традиционного уклада жизни государства и общества, насильственными способами насаждавший иноземные порядки. | Реформы Петра не столь глобальны и ситуационны. Они являются ответом на веление времени (война). «Встав на сторону нововведений, Петр горячо ополчился против мелочей, которыми прикрывались дорогие для русского человека предания старины» (бороды, кафтаны). | Идея о мудром царе–преобразователе, прорубившем окно в Европу, – это легенда, рожденная при Екатерине II. Реформы Петра – логическое продолжение реформаторской деятельности его предшественников. | Петр учредил торговый капитализм в России. Он «пытался учить капитал, загнав его дубиной в промышленность», хотя тот «опять просился в торговлю». |
Варианты тестовых заданий
Формы работы над тестом:
А – Выберите ЕДИНСТВЕННО правильный ответ.
Б–Установите соответствие между ЛЕВЫМ и ПРАВЫМ столбцом.
В – Выберите ВСЕ правильные ответы.
Г – Один или несколько вариантов ответов ЛИШНИЕ. Отметьте их.
Д – Расставьте ответы по степени наличия тех или иных признаков.
1. (Г)Классификация исторических источников:
а) вещественные; б) изобразительные; в) археологические; г) письменные;
д) фонетические; е) архивные; ж) аудиовизуальные.
2. (Б)Соотнесите названия отраслей истории и их определения:
1) Сфрагистика а) наука, изучающая процесс накопления исторических знаний;
2) Бонистика б) наука о бумажных деньгах;
3) Геральдика в) наука о печатях;
4) Историография г) наука, изучающая сложные неравновесные системы;
5) Синергетика д) наука о гербах.
3. (Г)Основные функции исторического знания:
а) духовная; б) этническая; в) социализации; г) коммуникативная;
д) познавательная; е) формирования исторического сознания; ж) информационная.
4. (Б)Соотнесите названия отраслей истории и их определения:
1) Нумизматика а) наука, изучающая историю письма;
2) Фалеристика б) наука, изучающая надписи, сделанные на твердом материале;
3) Археология в) наука о монетах;
4) Эпиграфика г) наука, изучающая вещественные источники, находящиеся в земле;
5) Палеография д) наука об орденах и медалях.
5. (Г)Уровни исторического сознания:
а) обыденный; б) эмоционально-целостный; в) образный; г) интегративный;
д) познавательный; е) конкретно-исторический; ж) теоретический.
6. (Б)Соотнесите фамилии ученых и вклад в историческую науку:
1) Л.Н.Гумилев а) выделил этапы русской истории: древняя, средняя и новая история;
2) В.Н.Татищев б) положил начало российской исторической географии;
3) В.О.Ключевский в) утвердил объективный подход в исторической науке;
4) Н.М.Карамзин г) выделил критерии изучения истории: пространство, время и этнос;
5) С.М.Соловьев д) составил историю России XVII-XVIII вв.;
е) рассмотрел историю в контексте формирования государства.
7. (Б)Соотнесите фамилии ученых-историков и названия их трудов:
1) Л.Н.Гумилев а) «История государства Российского»;
2) В.Н.Татищев б) «От Руси к России»;
3) В.О.Ключевский в) «Курс русской истории»;
4) Н.М.Карамзин г) «История Российская»;
5) С.М.Соловьев д) «История России с древнейших времен»;
6) И.Е.Забелин е) «Очерки по истории Смуты в Московском государстве в XVII-XVIII вв.»;
7) С.Ф.Платонов ж) «Домашний быт русских царей».
8. (Б)Соотнесите функции истории и их сущность:
1) воспитательная а) выявление закономерностей исторического развития;
2) познавательная б) способ объединениялюдей в общность, составляющую единый народ;
3) прогностическая в) способ интеграции индивида в систему общественных отношений;
4) этническая г) формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств;
5) социализации д) способ взаимосвязи между людьми;
е) предвидение будущего.
9. (Б)Соотнесите методы истории и их значение:
1) социологический а) описание исторических событий и явлений;
2) идеографический б) классификация исторических явлений, событий и объектов;
3) компаративный в) преимущественное внимание к человекув истории;
4) типологический г) раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития;
5) системный д) преимущественное внимание к истории общества;
е) сопоставление исторических объектов в пространстве и времени.
10. (Б)Соотнесите понятие и его смысл:
1) формация а) теория открытых сложных неравновесных нелинейных систем;
2) пассионарность б) общество на определенной ступени исторического развития;
3) цивилизация в) учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов;
4) синергетика г) изучение названий географических пунктов;
5) детерминизм д) непреодолимое стремление человека к деятельности, к реализации целей;
е) целостная общественная система (экономика, политика, социальная организация, религия, искусство и др.).
11. (А)Методологический подход, предполагающий всеобщность, однолинейность, поступательное развитие истории и смену пяти основных стадий исторического развития:
а) пассионарный; б) формационный; в) цивилизационный; г) мир-системный; д) демографический детерминизм.
12. (А)Методологический подход, предполагающий, что вся история человечества есть бесконечное повторение множества одинаковых процессов, совокупность дискретных циклов и изучающий в рамках истории целостные общественные системы:
а) пассионарный; б) формационный; в) цивилизационный; г) мир-системный; д) демографический детерминизм.
13. (Б)Соотнесите методологические подходы и имена ученых, работающих в рамках этих подходов:
1) технический детерминизм а) О.Шпенглер;
2) мир-системный подход б) К.Поппер;
3) цивилизационный подход в) О.Тоффлер;
4) географический детерминизм г) Х.Ортега-и-Гассет;
5) классический волюнтаризмд) А.Л.Чижевский;
е) А.Г.Франк.
14. (А)Историко-культурная концепция, согласно которой режим Николая I отбросил Россию на годы назад в экономике, культуре и военном деле:
а) евразийство; б) западничество; в) панславизм; г) славянофильство;
д) субъективизм; е) объективизм.
15. (Г)Отрасли истории, изучающие вещественные источники:
а) сфрагистика; б) археология; в) палеография; г) нумизматика;
д) геральдика; е) фалеристика; ж) генеалогия.
16. (В)Ученые-славянофилы:
а) Ю.С.Самарин; б) Н.С.Трубецкой; в) П.Я.Чаадаев; г) А.С.Хомяков;
д) Л.П.Карсавин; е) И.С.Аксаков; ж) П.Н.Савицкий.
17. (Д)Расположите в правильной последовательности (от самого раннего по времени появления собственной исторической теории до самого позднего) фамилии историков:
а) Л.Гумилев; б) Г.Байер; в) Н.Карамзин; г) С.Соловьев; д) О.Шпенглер.
18. (А)Отрасль истории, которую историк А.В.Арциховский называет «историей, вооруженной лопатой»:
а) историография; б) метрология; в) эпиграфика; г) бонистика; д) археология.
19. (А)Методологический подход, предполагающий, что действия отдельных крупных политических личностей определяют движение истории:
а) субъективизм; б) марксизм; в) мир-системный подход; г) экологический детерминизм;
д) объективизм.
20. (А)Отрасль истории, изучающая историю родов, происхождение отдельных лиц:
а) историография; б) метрология; в) хронология; г) генеалогия; д) археология.