Ш. Монтескье о государстве и праве.
Разработка проблем общей теории государства и права в трудах Р. Паунда.
Монтескье о государстве и праве.
Монтескье (1689-1775). Знаменит тем, что создал теорию разделения властей, которая воплотилась в современных конституциях развитых государств. Труды – «О духе законов», «Персидские письма».
Содержание закона должно быть сжатым; Закон должен быть изложен на доступном языке; Законодательные нормы не должны содержать в себе формально-логических противоречий; Необходимо, "чтобы слова закона вызывали у всех людей одни и те же понятия; Законы не должны вдаваться в тонкости; они предназначаются для людей посредственных и содержат в себе здравые понятия. "не следует делать изменений в законе без достаточного к тому основания.
В государстве, чтобы пользоваться" политической "свободой, надо, чтобы каждый мог говорить то, что он думает; 'для"того, чтобы "сохранить политическую "свободу, опять-таки надо, чтобы каждый мог говорить то, что он думает".
На первых этапах развития чел.большое значение имели географические факторы. В странах с жарким климатом законы более суровые, чем в странах с холодным климатом. На севере люди формировались мужественными в борьбе за существование Ю. более мягкие законы.
Религия. Христианство нуждается в мягких законах, способствует умеренному правлению. Мусульманство – деспотизм. Женщины портят нравы, но формируют вкус.
Несколько черт деспотического гос-ва:
1.низкую производственную активность людей
2.тенденцию к наследственности профессий,
3.люди побуждаются к деятельности лишь надеждой на увеличение своих житейских удобств, государь может награждать только деньгами, а не почестями.
6.очень мало заботятся об имуществе, жизни и чести подданных, все тяжбы оканчиваются тем или другим решением очень быстро.
На современном этапе определяющим является полит. фактор. Различает монархические(принцип-честь), республиканские, деспотические(страх) гос-ва.
Чтобы законы соблюдались, реализовывались, торжествовали необходимо разделение властей. Три рода власти: зак., исп., суд. Каждой из них свойственна тенденция к злоупотреблению. Различные власти должны взаимно сдерживать друг друга. Судебная власть должна принадлежать тоже народу.
БИЛЕТ № 19
Древнекитайский мыслитель Конфуций о закономерностях политического управления.
Политические идеи Ж. Ж. Руссо.
Древнекитайский философ Конфуций о закономерностях политического управления
Он является автором множества высказываний по политической проблематике.
· Цель любого правления достижение общего блага.
· Гос-во – это большая семья, в которой правитель это отец, а все остальные это его дети. Правитель должен заботиться о детях, а дети должны быть послушными (патриархальная концепция гос-ва.).
· Каждый должен заниматься своим делом.
· Допускаются справедливые взятки, если народ ими не тяготится.
· Каждому дозволено, открыто высказывать свое мнение о стиле правления
· Если народ беднеет, то благополучие государя прекратится.
· Если подданные согрешат, то вина падает на государя.
· Если возвышать людей честных и преграждать путь нечестным, то нечестные станут честными.
· Не делай ничего другим, чего не хочешь себе.
II. Теория легизма Шан Яна
Основателем легизма считают Шан Яна (390—338 гг. до н.э.), правителя области Шан. Мысли его изложены в трактате «Книга правителя области Шан».
1). Шан Ян констатирует, что народ распустился, стремится к удовольствиям, забывает свое основное занятие — земледелие, предается побочным занятиям, доходы от которых не поступают в казну, и в результате государство клонится к упадку.
2). Государство должно ликвидировать распущенность, установить единообразие в мыслях и действиях. Если этого не сделать, развращенный народ подомнет под себя государство и оно погибнет.
3). Нужно укреплять чиновничий и карательный аппарат, вводить жесткие нормы, определяющие все сферы жизни, обязательные для всех и обеспеченные наказанием. Эти новые нормы называются законом — фа, в отличие от обычных норм ритуала — ли. Отсюда и латинизированное название школы — легизм.
4). «Государство, в котором унификация осуществлялась год, — рассуждает Шан Ян, — будет сильным 10 лет; если унификация осуществлялась 10 лет, будет сильным столетие». Унификация предполагала строгую систему наказаний, пресечение частнособственнических тенденций, приводящих к накоплению богатств у подданных, а не в казне, систему доносов и даже круговой поруки, т.е. коллективной ответственности, освободить от которой мог только своевременный донос. 5). В идеологии легизма государство превращалось в самодовлеющий институт, в смысл и цель существования общества. Это была теоретическая схема восточной деспотии, но лишенная инертности, активно себя защищающая.
Политические идеи Ж.Ж. Руссо.
«Об общественном договоре или принципы политического права», «Рассуждение о происхождении основания неравенства между людьми».
1)Говорит, что сначала человек находился в естественном состоянии. В этот период частной собственности и социального нер-ва не было, лишь физическое нер-во. Нер-во возникло в процессе совершенствования орудий труда и частной собственности. Люди, обманутые богатыми поступились своей естественной свободой и создали гос-во путем заключения общественного договора. Нер-во развивается вместе с обществом. 1)Первой ступенью нер-ва было установление имущественного нер-ва и права частной собственности. 2)Второй- установление гос-венной власти, т.е. полит.нер-во 3) когда начинается деспотия. Руссо пытается найти такую форму гос-ва (общества), которая охраняла и защищала бы личность, в котором чел-к оставался таким же, свободным, как и раньше. Свобода и рав-во – высшие блага людей.
2)В рез-те общ.договора вся власть переходит к суверену, образуемому из участников соглашения. Таким образом, суверенитет принадлежит народу. Суверенитет не может быть передан частному лицу.
3) Руссо говорит о неприемлемости народного представительства, он выражает идею прямого народоправства. Но допускает все-таки возможность народного представительства для стран с большой территорией, но здесь депутаты – это слуги народа (из закона только ч/з референдум).
4)Защищает мелкую частную собственность.
5)Руссо различает зак.( у народа) и исп.(прав-во) власть. Симпатии свои Руссо отдает республики. Лучшая форма правления, при которой должностные лица избираются народом. В целях предотвращения узурпации власти со стороны правительства предлагает проводить периодические народные собрания, перед которыми правительство обязано отчитываться. Если гос-во возникло в результате договора, то люди вправе расторгнуть этот договор в случае злоупотребления.
Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Руссо идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей.
БИЛЕТ № 20