Критерии оценки политико-правовых доктрин.

БИЛЕТ № 1

1. Критерии оценки политико-правовых доктрин.

2. Политические воззрения Т. Джефферсона.

Критерии оценки политико-правовых доктрин.

Каждая доктрина должна соответствовать закономерностям существования государственно-организационного общества.

Закономерности:

1. Гос-во живет тогда, когда все трудятся.

2. Люди должны существовать в мире и согласии (гос-во должно развивать совместную деятельность людей).

3. Правовая система гос-ва должна быть понятна гражданам, доступной, не противоречивой и максимально простой.

4. Принуждение как право (инструмент) принадлежит только гос.органам.

+ каждое гос-во преследует какие-то цели и задачи.

Каждая доктрина должна способствовать прогрессу общества (он выражается в улучшении качества жизни каждого отдельного индивидуума).

Соответствие доктрине иерархия цели и гос-ва: те доктрины, которые не соответствуют этим критериям признаются неэффективными, бесполезными и иногда даже подрывными и мятежными.

Политические воззрения Джефферсона

«заметки о штате Вирджиния», «Декларация независимости США». В своей работе «Общий обзор прав Британской Америки» обосновывал тезис о необходимости вернуть народу права, полученные по законам природы.

В «заметках о штате Виргиния» высказывается по вопросу о будущем демократии в Америке. Надеется, что человечество в ближайшем будущем научиться извлекать пользу из всякого права и власти. Не следует доверять деньги и свободу тем, кто заполняет учреждения зак., исп., суд. властей, особенно в тех случаях, когда они не испытывают никаких ограничений. Он убежден, что в будущем коррупция в этой стране, как и в Англии охватит правительство и распространиться на основную массу народа. Надо остерегаться коррупции и тирании, пока они не завладели нами.Дж. относил право на свободу вероисповедания к естественным правам и потому непереуступаемых никакому правительству.Он твердо держался принципа правления большинства, полагая, что лекарством от зла, приносимого демократией, является еще большая демократизация, поскольку от народа можно ожидать несправедливости в целом меньше, чем от правящего меньшинства. Он склонялся к мысли о необходимости и желательности такой организации управления гос-вом, при которой традиционная аристократия богатства и статуса уступила бы место естественной аристократии талантов и способностей.

БИЛЕТ № 2

1. Политические идеи в нецивилизованном обществе.

2. Статьи «Федералиста» как памятник политической мысли.

1.Политические идеи в нецивилизованном обществе.

Под цивилизацией понимают довольно обширную совокупность культурных достижений человечества (письменность, проф.специализацию и город как тип поселения).

В нецивилизованных политических организациях присутствуют группы охотников и собирателей, а также примитивных землевладельцев и скотоводов.

В ней можно выделить несколько основных компонентов.

1. Полит. организация общ. рассматривается функционирующей сист., если полит. лидеры оказываются способными удовл. сист. нужд её людей.

2. Человек, который отдает своим партнёрам значительное кол-во материальных и духовных благ, чем получает от них, пользуется большим политическим влиянием (авторитетом), чем эти люди.

3. Максимально влиять на ход правового регулирования в конкретных сферах общественной жизни могут люди, которые лучше остальных знают закономерности этих сфер человеческой жизнидеятельности.

4. При обсуждении полит. проблем позиция, занятая старшим человеком, для общественного мнения более весома, чем аргументированное мнение младшего.

5. Окружающие полит. организацию общества природные объекты одушевляются и рассматриваются в кач-ве таких же её членов, как и составляющие полит. организацию общ-ва люди.

6. Полит. организация общ-ва, в к. люди живут признается ими лучшей, чем окружающие её подобные образования. Их членам зачастую приписываются «-» кач-ва, которыми они обладают. Это способствует сплочённости полит.орг.общ-ва.

7. Имеют место простейшие способы осознания един-ва коренных долговремен. интересов всех членов полит.орг.общ-ва.

8. Мужчина обладает большими политическими правами, чем женщина.

9. Наибольшим полит.влиянием пользуется мужчина зрелого возроста, но не престарелый.

БИЛЕТ № 3

1. Политическая доктрина в древнеиндийском трактате «Артхашастра».

2. Основы политической теории И. Бентама.

№8 – политическая доктрина в древнеиндийском трактате «Артхашастра»

БИЛЕТ № 4

1. Древнегреческие софисты, Сократ и Демокрит о закономерностях политической организации общества.

2. Д. Остин о политической организации общества и праве.

Древнегреческие софисты, Сократ и Демокрит

о закономерностях политической организации общества

1. Кто думает, что он может причинить зло своим ближним и при этом он сам не испытывать зла, тот неразумен».

2. Политическая организация общества и право – это музыка и ноты.

3. Согласно учению софиста Крития бога выдумали древние политики для усиления контроля над действиями своих подчинённых, приписав ему роль надзирателя.

Политическое учение Сократа характеризуется теоретическими представлениями о правильном образе жизни человека в государственной организации.

1. Человек, став правителем государства должен улучшать качество жизни граждан и все делать им во благо.

2. Сократ говорил, что если государство проигрывает в соревновании с соперниками, то надо взять за образец тех, кому теперь принадлежит первое место, и завести такие же порядки, что у них. Тогда при одинаковом укладе жизни» ваше государство «было бы ничуть не хуже» любого другого, «а при более строгом даже и лучше».

3. Сократ советовал пренебрегать общественными делами, если можно способствовать их улучшению.

4. Согласно убеждению Сократа, работающий человек более нравственен, чем праздный. Самые лучшие люди в государстве – те, которые хорошо выполняют свою работу.

5. Сократ выражал мысль, что функции политического деятеля есть сводничество. Хороший политический деятель не тот, кто разжигает борьбу различных политических партий и фракции, а тот, кто водворяет между ними согласие.

Почти всё содержание политических произведений Демокрита утрачено. Сохранилось лишь несколько небольших отрывков.

Благодаря правопорядку граждане не тратят время на свою защиту, а тратят на обслуживание жизненных потребностей. И могут посвящать себя занятию, которое им наиболее нравится.

БИЛЕТ № 5

1. Платон о государстве, праве и политике.

2. Политические воззрения К. Маркса и Ф. Энгельса.

Платон о государстве, праве и политике

Учение Платона о государстве, праве и политике изложено в его работах «Государство», «Законы»:

1. основа государства – это кооперация людей при разделении труда.

2. цель гос-ва и законодательства: не сделать кого-то особенно счастливым, а сделать счастливыми всех.

3. Если ошибется сапожник – страдает один человек, если ошибется правитель страдают все.

4. необходимые качества правителя: правитель должен страстно стремиться к познанию, быть исключительно любопытным, должен обладать способностью абстрактного мышления.

5. необходимо всемирно вовлекать в политическую жизнь женщин.

6. достичь общую пользу можно только с помощью законов.

7. законодатель не должен пренебрегать мелочами, он врач, которому доверен весь организм.

8. гражданам необходимо заниматься политическими делами, чтобы они были сами себе хозяевами.

9. Законы правильные если делают счастливыми тех, кто ими пользуется, предоставляя им все блага.

Есть два рода благ: одни - человеческие, другие - божественные ...

Меньший блага - это те, во главе которых стоит здоровье, затем идет красота, сила в беге и в остальных телесных движениях, богатство.

Первое же и главенствующее в божественных благ - это разумение. Второе – соответствующее разуму здравое состояние души. Из их смешения с мужеством возникает третье благо - справедливость. Четвертое благо - мужество.

БИЛЕТ № 6

1. Политическое учение Аристотеля.

2. Д. С. Милль о формах правления.

Милль о формах правления.

Д.С.Милль –английский обществовед, классик полит. науки. Теоретические положения:

1)Форма правления должна определяться правящими здесь соц.силами при учете обстоятельств: а)«если народ возмущается казнью, но не негодует на убийство, - то этому народу необходимо правит-во с более широкими полномочиями; б)«различные материальные трудности служат непреодолимой преградой к установлению известных форм правления»; в)В гос-ве «большинство часто подчинено меньшинству», несмотря на то, что на стороне первого «может быть перевес и богатство, и интеллекта»; г)«отличительна черта людей, рожденных рабами, - выполнение только того, что им приказывают, и только тогда, когда приказывают», поэтому для обеспечения быстрого соц.прогресса «народа рабов нужен патриархальный деспотизм или аристократия, вроде сен-симоновского социализма».

2)При представительной форме – допускается гласность и свобода слова всему народу сразу, «полная свобода критики всякого чиновника, всякого действия» чиновника и всякой правительственной меры.

При деспотической форме – некоторые классы лишены возможностей влиять на принятие политических решений, «их интересы лишены обеспечения, данного интересам других.

3)Высшее достоинство» формы правления «заключается в развитии» её учреждениями народа в умственном, нравственном, волевом и практическом отношениях.

4)О представительной форме правления как наилучшей. Если нет безусловной необходимости введения либо представительного, либо деспотического правления, то в гос-ве следует установить именно представительное правление. Т.к человеч.интересы обеспечиваются лучше тогда, когда человек сам заботится о них; представит.правление процветает, если недовольные им люди стремятся его изменить. « прогресс- результат деят-сти недовольных». Предст. правление укрепляет нравственность граждан. Предст. форма правления является средством произвести с помощью умственного развития и честности, нравственных качеств лучших и умнейших людей, непосредственное давление на правительство.

5)Основополагающий принцип предст.правления – то, что «единственная цель, оправдывающая вмешательство отдельных лиц или общ-ва в свободу действий любого человека, есть самозащита», принуждение «может быть справедливо применено» по отношению к человеку только ради «предотвращения вреда для других людей».

6)Обязанность представительного собрания заключается в наблюдении за тем, чтобы люди, решающие указанные вопросы, были наиболее для этого пригодными. В зак.деят-сти, собрание должно выбрать, кому именно предоставить роль подготовки законопроекта. Когда же он будет выработан, собранию следует либо санкционировать его, либо отвергнуть. Обязанность представительного собрания составляют «разговоры и прения».

7)(недостаток интеллектуальных качеств у народных представителей и невежество), - Бороться с указанной опасностью нужно путем развития интеллектуальных и моральных способностей народных масс.

БИЛЕТ № 7

БИЛЕТ № 8

Политические идеи Спенсера

Спенсер (1820-1903). 1)Основатель органической теории гос-ва и права. Гос-во= живому организму. Деньги– кровь, питающая все органы. Связь – нервы, ж/д – сосуды, прав-во – ноги. 2) Все институты(соц., полит.) – единое целое, функционирование каждого зависит от деятельности других. Каждый институт удовлетворяет определённые общественные потребности. 3) полит.институты, в т.ч. гос-во, не должны вмешиваться чрезмерно в жизнь человека.4) Исходящие от гос-ва законы основываются на нравственности. Если они лишены её, то могут быть отвергнуты.5) 2 типа гос-ва: *примитивные (военные, хищнические),цель- война, деспот.режим; *высшие (индустриальные). Цель- благо индивида.

По словам Спенсера политически организованное общ-во как целое не может содействовать развитию мало одарённых индивидов. Выигрывают в борьбе между социальными организмами те, которые предоставляют свободное действие естественному закону, который гласит что благосостояние человека должно изменяться прямо пропорционально успешности затраченных на его усилий.

По его мнению наивысшая форма семейного строя достигается тогда, когда смертность понижается до минимума.

О военном и промышленном типах политически организованного общ-ва. Первые приспособлены для борьбы с окружающими враждебными общ-ми. В промышленных должно быть представительное управление, неограниченная свобода составлять союзы, множество разнообразных верований.

Он рассматривает соц.гос-во на работах Маркса, и Энгельса. как разновидность военного типа общ-ва.

Он утверждал что свойственные воинственному типу общ-ва человеческие нравственные черты порождают различными путями две категории обрядов. одна из них делает возможным сотрудничества враждующих людей, вторая выражает покорность подчинённых лиц начальникам.

БИЛЕТ № 9

БИЛЕТ № 10

БИЛЕТ № 11

БИЛЕТ № 12

БИЛЕТ № 13

БИЛЕТ № 14

Учение о праве Г. Харта.

БИЛЕТ № 15

БИЛЕТ № 16

БИЛЕТ № 17

БИЛЕТ № 18

БИЛЕТ № 19

II. Теория легизма Шан Яна

Основателем легизма считают Шан Яна (390—338 гг. до н.э.), правителя области Шан. Мысли его изложены в трактате «Книга правителя области Шан».

1). Шан Ян констатирует, что народ распустился, стремится к удовольствиям, забывает свое основное занятие — земледелие, предается побочным занятиям, доходы от которых не поступают в казну, и в результате государство клонится к упадку.

2). Государство должно ликвидировать распущенность, установить единообразие в мыслях и действиях. Если этого не сделать, развращенный народ подомнет под себя государство и оно погибнет.

3). Нужно укреплять чиновничий и карательный аппарат, вводить жесткие нормы, определяющие все сферы жизни, обязательные для всех и обеспеченные наказанием. Эти новые нормы называются законом — фа, в отличие от обычных норм ритуала — ли. Отсюда и латинизированное название школы — легизм.

4). «Государство, в котором унификация осуществлялась год, — рассуждает Шан Ян, — будет сильным 10 лет; если унификация осуществлялась 10 лет, будет сильным столетие». Унификация предполагала строгую систему наказаний, пресечение частнособственнических тенденций, приводящих к накоплению богатств у подданных, а не в казне, систему доносов и даже круговой поруки, т.е. коллективной ответственности, освободить от которой мог только своевременный донос. 5). В идеологии легизма государство превращалось в самодовлеющий институт, в смысл и цель существования общества. Это была теоретическая схема восточной деспотии, но лишенная инертности, активно себя защищающая.

Политические идеи Ж.Ж. Руссо.

«Об общественном договоре или принципы политического права», «Рассуждение о происхождении основания неравенства между людьми».

1)Говорит, что сначала человек находился в естественном состоянии. В этот период частной собственности и социального нер-ва не было, лишь физическое нер-во. Нер-во возникло в процессе совершенствования орудий труда и частной собственности. Люди, обманутые богатыми поступились своей естественной свободой и создали гос-во путем заключения общественного договора. Нер-во развивается вместе с обществом. 1)Первой ступенью нер-ва было установление имущественного нер-ва и права частной собственности. 2)Второй- установление гос-венной власти, т.е. полит.нер-во 3) когда начинается деспотия. Руссо пытается найти такую форму гос-ва (общества), которая охраняла и защищала бы личность, в котором чел-к оставался таким же, свободным, как и раньше. Свобода и рав-во – высшие блага людей.

2)В рез-те общ.договора вся власть переходит к суверену, образуемому из участников соглашения. Таким образом, суверенитет принадлежит народу. Суверенитет не может быть передан частному лицу.

3) Руссо говорит о неприемлемости народного представительства, он выражает идею прямого народоправства. Но допускает все-таки возможность народного представительства для стран с большой территорией, но здесь депутаты – это слуги народа (из закона только ч/з референдум).

4)Защищает мелкую частную собственность.

5)Руссо различает зак.( у народа) и исп.(прав-во) власть. Симпатии свои Руссо отдает республики. Лучшая форма правления, при которой должностные лица избираются народом. В целях предотвращения узурпации власти со стороны правительства предлагает проводить периодические народные собрания, перед которыми правительство обязано отчитываться. Если гос-во возникло в результате договора, то люди вправе расторгнуть этот договор в случае злоупотребления.

Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Руссо идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей.

БИЛЕТ № 20

БИЛЕТ № 22

Вопросы теории государства и права в трактовке Л. Фуллера.

БИЛЕТ № 23

1. Древнегреческий поэт VII в. до н. э. Гесиод о качествах образцового политического руководителя и правилах примерной жизни в государстве.

БИЛЕТ № 1

1. Критерии оценки политико-правовых доктрин.

2. Политические воззрения Т. Джефферсона.

Критерии оценки политико-правовых доктрин.

Каждая доктрина должна соответствовать закономерностям существования государственно-организационного общества.

Закономерности:

1. Гос-во живет тогда, когда все трудятся.

2. Люди должны существовать в мире и согласии (гос-во должно развивать совместную деятельность людей).

3. Правовая система гос-ва должна быть понятна гражданам, доступной, не противоречивой и максимально простой.

4. Принуждение как право (инструмент) принадлежит только гос.органам.

+ каждое гос-во преследует какие-то цели и задачи.

Каждая доктрина должна способствовать прогрессу общества (он выражается в улучшении качества жизни каждого отдельного индивидуума).

Соответствие доктрине иерархия цели и гос-ва: те доктрины, которые не соответствуют этим критериям признаются неэффективными, бесполезными и иногда даже подрывными и мятежными.

Наши рекомендации