ВОПРОС № 8. РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Следует иметь в виду: в нашей стране по советской инерции5 «новое время», как правило, отсчитывают от Нидерландской революции 1566 года до большевистской Октябрьской революции 1917 года. Меж тем, общепризнанным «новым временем» считается период между открытием Америки (1492 г.) и началом Первой мировой войны (1914 г.). Впрочем, ни одна из этих систем отсчета не мешают любому белорусскому «ученому» считать по-своему, помещая» новое время» где-то в пределах XVII-XIX веков.
Особенности политической мысли нового времени:
- великое множество разнообразных доктрин, каждая из которых похваляется своей научной новизной и правильностью;
- ни одна доктрина не может долго удержаться на пике популярности;
- авторами абсолютного большинства идей считаются не те, кто первым высказался, – а кто последним был в моде с аналогичными высказываниями;
- «двоецарствие» всеобъемлющего разума и чувственного опыта. Причем мыслители постоянно критикуют друг друга и за слабую логику, и за игнорирование реальных фактов. В этой связи ученых, полагающих, будто уму доступны истины, выходящие за пределы опыта, относят к рационалистам, а отрицающих истинность внеопытного знания – к эмпирикам;
- вся наука зацикливается на человеке, его правах и свободах («естественных правах»). Общественные отношения, в том числе политические, выводятся из человеческой природы (социальной и биологической). Индивидуализм, считавшийся чем-то постыдным в прежние времена, превращается в нечто достойное всеобщего уважения;
- господствуют представления о договорном характере государств, разделении властей и народе как источнике власти;
- идеалы свободы и равенства непререкаемы (особенно равенство перед законом);
- доминирует апологетика прогресса на фоне постоянной борьбы между консервативными, реформистскими и революционными концепциями дальнейшего совершенствования человечества;
- популярные теоретики рассматривают политику как разновидность борьбы за существование - естественного отбора и смеются над малоизвестными идеологами, склонными считать политику видом сотрудничества, временно извращенным неудачным развитием общества;
- стремительно нарастает массовая поддержка «теорий», предвещающих уничтожение всяческой политики и торжество свободных общественных объединений.
Начинается новое время попытками ограничить процветающий абсолютизм в пользу неотъемлемых прав подданных, а заканчивается господством радикально демократических доктрин, провозглашающих всеобщее право на участие в политике, включая всеобщее избирательное право. В то же самое время происходит полное отделение церкви от государства.
К концу нового времени лавинообразно нарастает политическое влияние «трудящихся классов». К концу периода «массами овладевают» социалистические доктрины, объявляющие себя «научным социализмом или коммунизмом» (Сен-Симон, Фурье, Оуэн, Прудон, Лассаль, Маркс и т.п.) и перерастающие из прожектов будущего в наукообразные обоснования революционных преобразований (в том числе насильственных).
Начиная отсчет «нового времени» в буржуазных Нидерландах, первым из достойных внимания политических мыслителей этого периода у нас называют голландцаГроция (1583-1645), утверждавшего, что в политике справедливость постепенно вытесняет силу. В результате чего в международных отношениях якобы все добросовестней соблюдаются договоры, а внутри государств формируются подлинные союзы свободных людей, построенные на взаимопомощи и распределении политических обязанностей.
Гоббс (1588-1679) «подарил» политологии очень детальную аналогию между государством и живым организмом. Называя государство «смертным богом», представлял его подобием библейского чудовища Левиафана. Гоббс – автор термина«политическое государство», долгое время использовавшегося учеными для обозначения государств, основанных на всеобщем соглашении (общественном договоре). Оптимальной формой самоорганизации общества Гоббс считал соглашение, при котором монарх получает право на неограниченное и беспощадное подавление«естественной войны всех против всех», разжигаемой человеческим эгоизмом, а заодно и на поощрение полезных видов деятельности. Разделение властей для Гоббса равноценно разрушению власти. Этому философу приписывают авторство очень популярных в политологии и правоведении афоризмов: «разрешено все, что не запрещено», «благо народа – высший закон».
Спиноза (1632-1677) («Богословско-политический трактат» «Политический трактат») рассматривал государство как один из механизмов Всеобъемлющего Единства, призванный обеспечивать разумное согласование всех человеческих стремлений, преумножая коллективную мощь и индивидуальную свободу, устраняя конфликты интересов. Спиноза – едва ли не самый искренний в истории политической мысли защитник свободы: по его мнению, свободная личность в наибольшей степени реализует себя в качестве клеточки Всеобщего Разума, тождественного и Богу, и Вселенной.
Локк (1632-1704) («Два трактата о государственном правлении») – классик политической мысли, идейно близкий абсолютному большинству нынешних политологов. У него и государство ограничено, и свобода не беспредельна. Выступал за договорную политику и поддержание баланса политических сил. Для Локка государство – продукт общественного договора, призванный сделать профессиональным и постоянным управление общими делами, а политическая власть – право действовать во имя общественного блага. При этом договаривающиеся стороны (граждане) частично отказываются от самостоятельной реализации некоторых прав во имя более полной реализации всего комплекса прав и свобод. Властные злоупотребления согласно Локку можно предотвратить «системой сдержек и противовесов» (взаимным обузданием госорганов и разнообразными методами общественного контроля), а также строгим соблюдением принципа «никто не вправе ставить себя вне закона и, тем более, над ним».
Вико (1668-1744) – автор одной из популярных теорий цикличности форм правления. Его циклы таковы: 1) из хаоса вырастает эпоха богов, где нет потребности в государстве, ибо жрецы диктуют волю Богов, 2) в эпоху героев (выродившихся Богов) аристократия жестоко подавляет и эксплуатирует плебеев, 3) в эпоху людей, оттеснивших от власти аристократию, государство демократизируется и вырождается в хаос.
Монтескье (1689-1775) – автор одно из самых знаменитых в политологии трудов -«О духе законов». По Монтескье у каждого народа в каждый период истории - своя оптимальная форма правления, зависящая от просвещенности народа, размера государства, географического расположения, климата, способа добычи средств к существованию и многого-многого другого. У англичан Монтескье хвалил разделение властей на законодательную, исполнительную (фактически внешнеполитическую) и судебную (фактически внутриполитическую) как причину высокого уровня свобод, – за что и признан автором господствующей сегодня доктрины разделения властей. Сам в качестве основы всякой политики (базовой политической классификации) называл 3 образа правления: республику, монархию и деспотию – весьма произвольно связывая необходимость того или иного образа правления со всевозможными факторами. Наиболее известны следующие «закономерности Монтескье»:
- малые государства должны быть республиками, средние – монархиями, огромные – деспотиями либо федерациями монархий и республик;
- деспотиями движет страх, монархиями – честь, республиками – добродетели.
Вольтер (1694-1778) – остроумнейший критик любой политики (да и всего вообще). Сам предпочитал полное равенство, свободу слова, веротерпимость (включая светскость государства), прогресс, жизнь по законам разума. Главную задачу государства видел в борьбе с невежеством.
Руссо (1712-1778) своей горячей проповедью абсолютной раскрепощенности индивида (фактически крайней распущенности) и книгой «Об общественном договоре» снискал себе славу ученого, много сделавшего для современной политологии, особенно для либерализма и договорной теории государства. Фактически призывал: «Назад в пампасы!» и отвергал любую политику как форму подавления-извращения прирожденных влечений личности – вместо этого предлагал абсолютное самоуправление. По его мнению, договор, создавший государство, был навязан богатеями обманным путем, поэтому подлежит замене на добровольное и сознательное соглашение, защищающее полную свободу и равенство, – иначе существующий порядок будет уничтожен революционным путем. Такой вывод сделал Руссо авторитетом для всех революционеров.
Французские материалисты (Дидро (1713-1784), Гольбах (1723-1789), Гельвеций (1715-1771) и другие) считали, что:
- интересы – источник любой человеческой деятельности, особенно политической;
- среда формирует человека;
- люди объединяются вплоть до создания государств, чтобы совместными усилиями добывать необходимое;
- для каждого народа лучше та форма государства, которая обеспечивает наиболее длительное и спокойное правление, а так же всеобщее материальное благополучие.
Кант(1724-1804). «Поступай, как могли бы действовать все» – таков вкратце категорический императив Канта – нравственный закон, внушаемый Божеством посредством наделения нас практическим разумом (руководством к действию). Если государство обеспечивает всестороннюю реализацию такого «императива» – оно«правовое государство». (Этот термин завоевал себе огромную популярность, хотя «императив» немецкого классика давно заменили верховенством весьма расплывчато понимаемого «права» или «закона»). Для Канта народный бунт – катастрофа, для избегания которой необходимо предоставить народу свободу «критики» властей. Во внешней политике Кант проповедовал вечный мир, соблюдение международных договоров, невмешательство во внутренние дела государств, развитие международных культурных и торговых связей.
Важнейшая веха в развитии политической мысли «нового времени» – появление в конце XVIII века первых писанных Конституций – основных законов, определяющих госустройство и неотъемлемые права-свободы личности. В Беларуси принято интересоваться Конституцией Речи Посполитой от 3 мая 1791 г. (этим радикальным, но мгновенно погибшим актом пытались, но не смогли спасти государство от окончательного раздела). В мировой политологии много говорят о Французских конституциях, принимавшихся революционерами всех мастей, начиная с 1791 года. Но незыблемым ориентиром в этой области сделалась нынешняя Американская конституция, принятая в 1787 году и вступившая в силу 21 июня 1788 года. В ней влиянием Гамильтона(1757-1804) объясняют культ сильного государства и разделение властей, а трудами Джефферсона (1743-1826) – защиту прав человека (десять поправок о правах).
Фихте (1762-1814) рассматривал государство как средство для совершенствования общества в соответствии с велениями (внутренней логикой) Разума. Полагал, что для налаживания разумного общежития потребуются миллиарды лет, в течение которых необходимы жесткая регламентация материальной жизни и полная свобода духовного творчества.
Политологи очень любят поговорить о Гегеле (1770-1831) как о создателе неких системных представлений о диалектически развивающейся политике, якобы наиболее полно отраженных в «Философии права». К сожалению, разговоры эти – чаще всего сбивчивый лепет, переполненный очень сложной терминологией и уродующий гегелевскую систему, согласно которой:
- государство – всеобъемлющая и самосовершенствующая система социального единения, постепенно обеспечивающая каждому индивиду свободу самореализации в соответствии с его подлинной – духовной сущностью;
- политическая деятельность – разрешение (снятие) противоречий между складывающимися элементами государства;
- государство – не предел самосовершенствования Духа, недостаточность политических форм преодолевается всемирно-историческим развитием и глобальным единением народов, а далее – саморазвитием искусства, религии и, наконец, философии – наивысшей формы духовного совершенства.
С середины XIХ века классическое мышление деградировало и разваливалось, а политическая мысль, почувствовав веяние времени, пыталась совместить мечту о свободном общежитии с необходимостью «временного» усиления государственной власти. Комбинации предлагались самые разные. Укажем лишь самые серьезные из них:
1) Утилитаризм. Его родоначальник Бентам(1748-1832) создал систему, призванную исчислять наиполезнейшее применение человеческой свободы вообще и политических свобод в частности. Государство, по его мнению, должно стать главной бухгалтерией по подсчету вреда и пользы от каждого человеческого деяния, чтобы под бдительным контролем общественности создавать и поддерживать механизмы, обеспечивающие наибольшую пользу наибольшему числу людей, подавляющие асоциальные и поощряющие социально-полезные наклонности человека.
2) Историческая школа права. Ее яркий представитель – Савиньи (1779-1861) утверждал, что госустройство складывается спонтанно, как язык, но в конечном итоге целиком и полностью соответствует историческим трансформациям народного духа (национальной культуры).
3) Позитивизм. Книги основателя этой «философской системы» Конта (1798-1857), особенно «Система позитивной политики», нацеливают на описание политических процессов (как они происходят?), объявляя поиск причин происходящего (почему так?) – пустым умствованием. Конту принадлежит очень модное сегодня деление всей истории, в том числе истории политической мысли на три периода: 1) религиозный, 2) метафизический, 3) позитивно-научный. При этом политика считается отражением эволюции человеческого сознания от мистических фантазий до позитивного знания, адекватного собранным наукой фактам.
4) Спенсер (1820-1903) создал «органическую теорию государства». У него общество в целом развивается, как живой организм, на определенном этапе вычленяющий и обособляющий политические функции в качестве особых профессий и организаций. После чего неуклонно усиливается специализация и усложняется структура госорганов. Внутреннюю и международную политику Спенсер рассматривал как борьбу за существование между государствами и другими общественными формированиями, в которой выживают наиболее приспособленные («умелые»).
Кроме того, в новое время появились малоизвестные теоретики политическогоконсерватизма и скандально известные проповедники расового господства или власти сверхлюдей.