Формирование кадрового составагражданской службы в российской федерации

Формирование кадрового состава гражданской службы в государственном органе обеспечивается на основе следующих принципов:

■ назначение на должность гражданской службы гражданских служащих с учетом их заслуг в профессиональной служебной деятельности и деловых качеств;

■ совершенствование профессионального мастерства гражданских служащих.

Приоритетными направлениями формирования кадрового состава гражданской службы являются:

■ профессиональная подготовка гражданских служащих, их переподготовка, повышение квалификации и стажировка в соответствии с программами профессионального развития;

■ содействие должностному росту гражданских служащих на конкурсной основе;

■ ротация гражданских служащих;

■ формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование;

■ оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих посредством проведения аттестации или квалификационного экзамена;

■ применение современных кадровых технологий при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении.

Профессиональная подготовка кадров для гражданской службы осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Законом о государственной гражданской службе РФ.

Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку, которые осуществляются в течение всего периода прохождения им гражданской службы.

Основаниями для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются:

■ назначение на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;

■ включение в кадровый резерв на конкурсной основе;

■ результаты аттестации.

Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Стажировка гражданского служащего осуществляется непосредственно в государственных органах и иных организациях. Ежегодно формируется государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих.

Размещение указанного государственного заказа осуществляется государственными органами по согласованию с соответствующим органом по управлению государственной службой с учетом функций государственных органов и их специализации, а также с учетом профессионального образования по должностям гражданской службы, замещаемым в этих государственных органах.

Кадровый резерв на гражданской службе формируется для замещения вакантной должности гражданской службы;

■ в государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;

■ в другом государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;

■ назначение, на которую и освобождение от нее гражданского служащего осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ.

Федеральный государственный орган по управлению государственной службой формирует Сводный кадровый резерв Российской Федерации для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации на основе федерального кадрового резерва, кадровых резервов субъектов РФ, федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ,ПЕРЕПОДГОТОВКИ

И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

СЛУЖАЩИХ

В последние годы подготовка квалифицированных профессиональных государственных служащих становится настоятельным требованием времени. Страны Запада первыми встали на путь научной организации труда государственных служащих, что обусловливает интерес специалистов к опыту этих стран[22].

Во Франции система обучения государственных служащих отличается стройностью и продуманностью, в нее входит ряд специальных учебных заведений. Важнейшее из них ‒ Национальная школа администрации (ЭНА). Она готовит государственных служащих высшей категории. Окончание ЭНА открывает путь к самым высоким административным должностям. Во главе ЭНА стоит административный совет, председателем которого является вице-президент Государственного совета. В него входят представители министерств, государственные служащие высшей квалификации, представители учащихся, персонала и профсоюзов.

В пяти городах (Бастиа, Лилль, Лион, Мец, Нант) работают региональные институты администрации (РИА), готовящие кадры для центральной государственной службы. Каждый из них набирает ежегодно по конкурсу 100‒120 человек. Отдельные конкурсы организуются для тех, кто получил университетское образование, для служащих администраций со стажем четыре года и для тех, кто имеет общий трудовой стаж не менее пяти лет. Успешно сдавшим все экзамены и прошедшим стажировки предоставляются на выбор должности в административных органах. Невыдержавшие экзамен должны либо начать все сначала (пересдача не допускается), либо, если они уже работают, возвратиться на свое место, не получив желаемого повышения. РИА готовят кадры для всех министерств, но в некоторых из них есть и собственные специализированные школы.

В Германии подготовка чиновников повышенного ранга осуществляется разветвленной сетью так называемых высших профессиональных школ государственного управления. Наряду с соответствующей высшей школой Федерации работают аналогичные школы в федеральных землях. Кроме того, специальные учебные заведения и учебные центры имеют некоторые ведомства, занимающиеся также и повышением квалификации чиновников. Условием приема в высшую профессиональную школу является поступление на государственную службу.

В США за организацию обучения и повышение квалификации служащих отвечает Управление по руководству персоналом, оно разрабатывает методики ежегодных оценок работы служащих и контролирует их проведение департаментами и ведомствами.

Одной из целей ныне действующей администрации является обновление госаппарата. Это, в частности, относится и к Службе высших руководителей (СВР). Свою задачу правительство США видит во внесении корректив в функционирование СВР, которые позволили бы лучше выполнять поставленные перед ней задачи и повысить эффективность работы федеральных органов власти.

Все министерства и ведомства имеют систему оценок выполнения работы для членов СВР с учетом миссии организации и рекомендаций службы управления персоналом. Цели и система показателей оценки выполнения определяются совместно служащим и руководителем и обычно включают: производительность, качество, время выполнения, издержки, результативность. Ежегодно в письменной форме дается оценка работы члена СВР. Одна копия отчета направляется руководителю ведомства, а другая передается в совет по исполнению, созданный для большей объективности и последовательности в этой работе.

В законе о СВР определены по меньшей мере три шкалы оценок: неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо. При оценке «хорошо» возможно получение премии за выполнение. Более низкие оценки являются основанием для корректировки действий служащего или увольнения его из СВР. Однако существуют ограничения. Высших руководителей нельзя оценивать в течение 90-120 дней после поступления на новую должность или в течение 120 дней после прихода нового президента. В 1989 г. был принят закон, согласно которому каждые три года все карьерные чиновники обязаны проходить аттестацию с целью повысить результативность деятельности карьерных членов Службы высших руководителей, в том числе посредством поощрения их творческого развития и для оказания помощи тем руководителям, которые испытывают определенные трудности, но обладают потенциалом для достижения хороших результатов.

Руководитель ведомства по результатам оценок делает заключение: аттестовать, условно аттестовать, не аттестовать. Если член СВР аттестовывается условно, то он остается на своей должности, но ему может быть снижена заработная плата, и он обязан разработать план по устранению недостатков в работе. Через 12 месяцев он снова проходит аттестацию. Если результат отрицательный, то его увольняют.

В последнее время наряду с сокращением численности государственного аппарата много делается для повышения престижа работы в органах исполнительной власти, улучшения имиджа государственной службы.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение и объясните понятие «государственная служба».

2. Укажите и поясните основные цели государственной службы.

3. В чем состоит правовое и организационное обеспечение государственной службы?

4. Раскройте основное содержание Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

5. Дайте определение понятия «государственный орган».

6. Охарактеризуйте принцип демократизма как основной принцип государственной службы.

7. Что применяет государственная служба, как и вся система государственного устройства, для поддержания порядка?

8. Какие категории государственных должностей существуют в Российской Федерации?

9. Относятся ли к государственной службе государственные должности: Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и т.п.?

10. Кого называют государственными служащими?

11. Что входит в понятие «государственная должность»?

12. Если рассматривать такие параметры государственной службы, как принципы найма, подготовки, отбора, продвижения по службе и другие элементы организации государственной службы, то на какие системы они делятся?

13. Как происходит формирование кадрового состава гражданской службы.

14. Как происходит подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих во Франции?

15. Чем отличается подготовка государственных служащих в Германии?

16. В течение какого периода нельзя по закону оценивать работу высших руководителей госаппарата в США?


Наши рекомендации