Подбор и управление персоналом. Работа с активистами
Существует тенденция превращения избирательных кампаний в сложные централизованные структуры, которые часто игнорируют либо недооценивают работу местных активистов. Это во многом обедняет кампании. Способность кандидата и его штаба замечать, отбирать, увлекать и поощрять преданных делу активистов и сторонников, имеет важное значение для достижения успеха.
Начиная предвыборную кампанию, кандидат обычно опирается на поддержку лично знакомых людей, которым он доверяет. Эти лица, в свою очередь, имеют определенный круг общения и знакомств. Чаще всего, из этого второго круга и начинается привлечение будущих членов команды. Лишь очень незначительная часть участников приходит в кампанию «по объявлениям».
Важным ресурсом активистов являются вузы. Имея в команде преподавателей вузов, кандидат получает возможность привлечения и мотивации студентов.
Другой ресурс - это пенсионеры. Они могут стать хорошими агитаторами в кампании, ведь здесь они преодолевают свою социальную невостребованность и одиночество. При работе с ними важен как идеологический мотив, так и личное доверие кандидату. Однако агитационные возможности этой категории активистов ограничены. Лучше всего их использовать для работы среди пенсионеров и политической «массовки». Следует также учитывать, что большая часть этой категории (прежде всего, не политизированная) легко подвержена «перевербовке».
Одними из лучших работников в избирательных кампаниях являются женщины от 40 до 55 лет с высшим образованием. Чаще всего они приходят в кампанию из-за денег, но потом «заряжаются» командным духом и готовы до конца бороться за кандидата, особенно, если его «полюбят».
Активисты добровольно участвуют в политической работе по ряду причин: одни знают кандидата и хотят ему помочь, другие поддерживают его политическую платформу, некоторые хотят больше узнать о политическом процессе или заработать. Но хорошая их работа гарантирована только тогда, когда они реально верят в кандидата и его цели.
Причины, по которым люди становятся политическими активистами, известны.
Социальное общение. Некоторым людям нравится знакомиться и общаться с новыми разнообразными людьми, а участие в политической кампании предоставляет такую возможность. Например, люди преклонного возраста, которые часто ощущают себя одинокими, относятся к такой категории.
Общность цели. Многие люди работают в избирательных кампаниях потому, что разделяют позиции политической партии или кандидата по отношению к целому ряду проблем, например, таких, как социальная защита, улучшение борьбы с преступностью или защита окружающей среды.
Людям нравится ощущать принадлежность к организации, которая борется за решение важных вопросов, - это придает им чувство собственной значимости.
Поощрение. Люди становятся активистами, если они видят, что могут достичь своей цели, и что их работа получает признание. Люди также становятся активистами из карьеристских соображений: поддержанный ими в ходе выборной кампании и получивший должность кандидат может отблагодарить их, предоставив место, например, на государственной службе.
Для того чтобы сотрудники плодотворно работали, необходимо использовать дополнительные (в том числе не материальные) стимулы.
В соответствии с «Теорией мотивации» А. Маслоу, люди имеют огромное число потребностей, которые можно разделить на пять основных категорий.
Это: физиологические потребности; потребности в безопасности и уверенности в будущем; социальные потребности (потребности в любви, сопричастности или принадлежности к чему-либо или кому-либо); потребности в уважении со стороны других людей; потребности в самоактуализации и самоуважении.
Поскольку потребности находятся в движении, нельзя рассчитывать, что мотивация, сработавшая один раз, будет работать все время.
Ниже перечислены некоторые способы, при помощи которых руководители могут мобилизовать активистов в ходе избирательной кампании.
Способы удовлетворения социальных потребностей: давать активистам работу, которая бы позволяла им общаться, создавать дух единой команды, проводить с активистами периодические совещания. Не разрушать возникающие неформальные группы, если они не наносят команде реального ущерба, создавать условия для проявления социальной активности членов команды вне ее рамок.
Способы удовлетворения потребности в уважении: предлагать людям содержательную работу, обеспечивать им положительную обратную связь, в соответствии с достигнутыми результатами, высоко оценивать и поощрять достижения, привлекать людей к формулировке целей и выработке решений, делегировать им дополнительные права и полномочия, обеспечивать обучение и переподготовку.
Способы удовлетворения потребности в самовыражении: обеспечивать активистам возможность для обучения и развития, давать им престижную работу.
Особенно важно соблюдение этих правил при работе именно в политической сфере, где обычно работают люди с очень высоким уровнем потребностей и притязаний.
Несмотря на то, что эти правила общеизвестны, руководители кампаний умудряются их не соблюдать, в результате чего команда или распадается (заменяется), или работает недостаточно эффективно. Очень часто наблюдаются случаи перехода членов команды в команду соперника. Поэтому надо серьезно подумать, перед тем как включать в команду нового человека, а члену команды создать необходимые мотивы для полной отдачи работе на период кампании.
Существенным является тот факт, что, в основном, в штабе работают временные сотрудники, так как и сам штаб - временная структура. Поэтому необходимо думать о более длительной мотивации сотрудников, настраивающей их на победу.
Подбор сотрудников и организация их работы. Необходим четкий план подбора и обучения сотрудников. Первый этап - назначение ответственного сотрудника за работу с кадрами и акти-
вистами, в обязанности которого входят подбор, обучение, расстановка сотрудников и руководство их деятельностью.
Важно помнить о необходимости постоянно просить людей о помощи. Большинство людей, которые готовы работать в кампании на добровольных началах, ждут, чтобы их попросили об этом.
После того, как люди подобраны, каждому надо определить участок работы, где бы он мог наиболее полно и эффективно раскрыть себя.
Второй этап работы с активистами - непосредственная организация их деятельности. Для обеспечения эффективной работы необходимо: составить график работы, подготовить и проинструктировать активистов, наладить контроль, создать в штабе удобную обстановка для общения, ведь именно в штабе члены команды получают эмоциональный заряд для дальнейшей деятельности. Каждый, кто посетит штаб, должен уйти «подзаряженным». Чтобы штаб вызывал у посетителей настроение приподнятости и восхищения, можно использовать различные атрибуты и символику (флаг России, воздушные шары, плакаты кампании и т. д.).
Сотрудникам и активистам необходимо ставить четкие и разумные задачи, потому что самый верный способ отбить у добровольных помощников охоту помогать - это поручить им бессмысленную работу или относиться к ним «свысока». Нужны подробные инструкции относительно того, что и как делать.
Информационное обеспечение. Штаб - это место, где люди должны получить информацию «из первых рук». (Естественно, что это должна быть такая информация, которую надо распространить). В этих целях можно использовать: карты округов, графики, отражающие различные данные, например количество голосов, планируемое получить на выборах, результаты обхода избирателей, вырезки из газет, результаты опросов общественного мнения, аналитические материалы о политических противниках и т. д.
Задачи, которые могут быть возложены на активистов:
• комплектование, учет, разноска агитационно-пропагандистских материалов.
• оповещение по телефону о предстоящем выступлениикандидата, работа в телефонном центре.
• опрос населения с целью выяснения их впечатлений оходе предвыборной кампании и проблемах округа,составление различных справок и т. д.
• телефонный опрос избирателей и общественных организаций, участие в проведении социологических исследований.
• подбор газетных вырезок о ходе предвыборной кампаниии наиболее актуальных проблемах.
• составление аналитических материалов о политическихпротивниках.
• набор новых помощников и агитаторов.
• создание информационных листков кампании.
• поддержка связи с теми людьми, которые предлагаликандидату различную помощь, например распечаткуматериалов, доску объявлений, юридические услуги и т. д.
• участие в пикетах, массовых мероприятиях.
Особенно важна такая работа с активистами и членами команды в малозатратных кампаниях. Ведь недостающие в кампании финансовые средства могут заменить именно такие людские и интеллектуальные ресурсы.