Глава 18 динамика народонаселения
В наши дни студентам, поступающим в колледж, приходится легче, чем профессорам, желающим получить работу. Докторов наук слишком много, поэтому колледжи и университеты просто не могут принять на работу всех желающих. Чтобы понять причины такой ситуации, надо рассмотреть особенности периода окончания второй мировой войны. После войны федеральное правительство приняло законопроект (Билль о фронтовиках) о выделении субсидий на обучение участников войны. В результате в конце 40-х годов в колледжи хлынули студенты. Но в начале 50-х поступало уже меньше фронтовиков, а участников корейской войны не хватало, чтобы поддерживать прежнюю численность.
В то же время колледжи и университеты начали ощущать последствия Великой депрессии, во время которой уровень рождаемости снизился по сравнению с предыдущими годами. Представители поколения, родившегося в те годы, поступали в колледжи в 50-е. Таким образом, в результате войны и депрессии 50-с годы стали трудным временем для американских колледжей. Но ситуация должна была улучшиться в 60-е годы, когда ожидалось поступление в колледжи молодых людей, родившихся после войны (в период бума рождаемости).
Как и предполагалось, в 60-е годы прием в колледжи значительно увеличился. В период с 1957 по 1967 г. общее число принятых студентов ежегодно возрастало почти на 8 процентов, а после 1967 г. - лишь на 4 процента. При большой численности студентов остро ощущалась нехватка преподавателей. Для преодоления этого кризиса центры подготовки аспирантов расширяли свои программы и факультеты, улучшали условия обучения. Однако аспирантское обучение занимает несколько лет; и когда большое число преподавателей было готово включиться в рынок труда, численность студентов снова уменьшилась в связи с понижением рождаемости в период, последовавший за послевоенным бумом.
За процессами, о которых мы только что говорили, наблюдают демографы. Демография* - наука о народонаселении: его численности, составе , распределении по территории, происходящих в нем изменениях. Как мы только что узнали, тенденции в развитии народонаселения могут оказывать огромное воздействие на социальные институты, например, образование. Но это воздействие лишь часть того, что демографы изучают. С другой стороны, закономерности в развитии народонаселения обусловлены экономическими и социальными факторами. К ним в нашем примере относились вторая мировая война, корейская война, низкий уровень рождаемости в период Великой депрессии, его повышение после войны и последующее снижение в течение 60-х годов. Мы также узнали, каким образом группа людей, родившихся в одно и то же время, проходит свой жизненный цикл как единое целое, на каждом шагу оказывая влияние на социальную структуру. Группы людей, родившихся приблизительно в одни и те же годы, называются когортами. "Дети войны", достигшие студенческого возраста в 60-е годы, составляют когорту. То же .самое можно сказать и о преподавателях, которые в то время окончили колледж и аспирантуру и приступили к обучению этого потока студентов.
Когортный анализ показал нам один из тех случаев, когда численность людей влияет на социальные изменения и воздействует на социальную и экономическую структуру общества. Население и общество взаимосвязаны во многих отношениях. Существует взаимосвязь между людьми, землей и пищевыми ресурсами. От населения зависят также уровень технологии, развитие промышленности и богатство общества. Состав народонаселения оказывает влияние на наши самые главные социальные институты.
ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ
НАСЕЛЕНИЕ МИРА
В настоящее время население всего мира составляет более 4,8 млрд. человек (схема 18-1). Это драматическая цифра, но еще более драматичны темпы прироста населения. В 1960 г. в
* Более подробно об изучении динамики народонаселения см.: Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М., Наука, 1987; Основы демографии. М., Мысль, 1989; Демографический энциклопедический . словарь. М., Сов. Энцик., 1985; Кваша А. Я. "Что такое демография?'. М.. Мысль, 1985. (Ред.)
мире насчитывалось лишь 3 млрд. человек, а в 1930 г. - толь ко 2 млрд. Другими словами, лишь в течение полувека население мира увеличилось более чем в 2 раза. Этот рост кажется невероятным, если мы сравним его с медленным увеличением численности населения в течение прошлого тысячелетия.
Мы очень мало знаем о населении доисторических времен. Но согласно расчетам, 1 млн. лет назад население всего мира составляло лишь около 125 000 человек. Большинство людей входило в кочевые племена и занималось охотой, собиранием плодов. 300 000 лет назад численность населения Земли выросла примерно на 1 млн человек. К Рождеству Христову она достигла почти 285 млн (Диви, 1960).
В начале новой эры население мира продолжало увеличиваться, но это происходило очень неравномерно. После падения Римской империи началась децентрализация населения. В течение 1000 лет европейцы жили главным образом небольшими общностями, и в этот период, видимо, произошло резкое уменьшение численности людей. Иногда целые области погибали от голода, войны или чумы. Самой страшной была эпидемия "черной смерти", разразившаяся в XIV в. За 27 лет от нее погибла половина' пятимиллионного населения Англии.
В XVII и XVIII вв. численность населения земного шара удвоилась, она увеличилась примерно от 500 млн человек до
миллиарда. Вероятно, это произошло главным образом благодаря увеличению запасов пищи, а также улучшению систем транспорта и торговли, способствовавших эффективному распределению этих запасов. Поэтому неурожай и голод стали менее серьезными проблемами, и уменьшилось число людей, умиравших от голода (Матрас, 1973). Однако первый настоящий "демографический взрыв" начался лишь в XIX в., когда индустриальное развитие привело к резкому снижению уровня смертности.
Каковы состав и принципы расселения людей в мире в настоящее время? С одной стороны, население распределено неравномерно. Как видно на схеме 18-2, более половины землян живет в Азии. На этой же схеме показано, что значительный Прирост населения в период от наших дней до 2025 г. ожидается тоже в Азии. Следовательно, рост населения также происходит неравномерно. Самые быстрые темпы его увеличения и нашем веке наблюдаются в Латинской Америке, где с 1900 По 1950 гг. численность населения повысилась на 160 процентов.
Однако численность людей увеличивается не только в нескольких регионах земного шара. Население мира возрастает С поразительной быстротой. Согласно одному прогнозу, если прирост населения сохранится на уровне 20 человек на 1000, к 2400 г. плотность населения Земли в пять раз превысит Плотность населения современного Манхэттена (т. е. центрального района Нью-Йорка - ред.).
США
Рост населения США происходил скачкообразно в течение довольно кори тис периода. Этот рост был обусловлен не просто высоким уровнем рождаемости и относительно низкой смертностью, но и прибытием в США множества людей из других частей мира. Влияние миграции на увеличение на-1гшипя США представлено на схеме 18-3. По мере возрастания населения Сиропы люди уезжали в Северную Америку в поисках экономических возможностей. В период с 1790 по 1850 г. население США увеличилось почти на 1ИН1 процентов. Но в результате овладения новыми землями и переселения на Мнил плотность населения (число людей, проживающих на одной квадратов миле) оставалась довольно низкой.
К началу Гражданской войны период экспансии на Запад почти закончился, плотность населения начала интенсивно возрастать. Эпоха после Гражданской войны отмечена также переходом от увеличения преимущественно сельского населения к росту численности жителей городов. Эта тенденции сохранялась и в XX в. После 1850 г. население продолжало переме-
О динамике структуры народонаселения в СССР и в России см.: "Демографический ежегодник СССР", "Население СССР", "Население РФ" и т.д. (Ред.)
щаться на Запад, но это происходило медленнее, чем в первой половине XIX и. Резкое увеличение численности американцев в период с 1790 по 1984 г. показано на схеме 18-4.
СОСТАВ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ
Обычно мы употребляем слово народонаселение (более упрощенно - население) для обозначения совокупности людей, проживающих в границах определенного политического объединения. Например, мы говорим о населении стран, штатов, округов и городов. Этот термин также может относиться к людям, живущим в определенной географической или экономической зоне (например, на Юге Америки, в Азии или Восточной Европе). Или мы иногда употребляем это слово для обозначения определенного экономического района (например, Большой Нью-Йорк, включающий части Нью-Йорка, Нью-Джерси и Коннектикут).
Термин население многозначен, и социологи используют его в различных значениях в зависимости от изучаемого аспекта демографии. Но большинство статистических данных о населении основано на сведениях о жителях всего государства, поскольку в них правительственные организации заинтересованы больше всего. Помимо сбора данных об общей численности людей и их расселении (т.е. размере, плотности и распределении населения), демографы классифицируют людей и по некоторым другим признакам.
ВОЗРАСТ
Возрастная структура народонаселения меняется в различные периоды истории страны. Рассмотрим "пирамиды населения", характеризующие население США в 1870 и 1984гг. (схема 18-5). В 1870 г. молодые люди составляли большинство населения. К 1984 г. процент пожилых значительно повысился, а процент молодых понизился., Демографы склонны считать США периода 1870 г. молодой страной, а в наши дни - старой.
Эта перемена произошла по нескольким причинам. В XIX в. женщины, как правило, имели больше детей, чем в наше время. Поэтому нижняя часть пирамиды расширена. В то же время в прошлом веке средняя продолжительность жизни людей была ниже, чем в наши дни. Поэтому пожилые составляли намного меньшую часть населения, чем сейчас.
Считая каждую возрастную группу в пирамиде 1984 г. (представленную на пирамиде в виде ступени) когортой, мы глубже поймем причины сложившейся ситуации. Пирамида напоминает гигантского питона, который голодал в период с 20-х по 30-е годы нашего столетия (когда уровень рождаемости был относительно низким).,Потом он сожрал огромную свинью (когорты, родившиеся в 40-е и 50-е годы), которую все еще не переварил. В настоящее время этот питон снова испытывает голод в связи с падением рождаемости. Мы уже узнали, как изменения структуры населения повлияли на положение докторов наук на рынке труда. Но эти тенденции воздействуют на все аспекты нашей жизни. Когорта, родившаяся в период бума рождаемости, в 60-е годы достигла студенческого возраста и в наши дни буквально заполнила рынок труда. По мере ее приближения к среднему возрасту увеличится потребность ее членов в медицинском обслуживании. А когда они станут пожилыми людьми, нас ждет кризис системы социального обеспечения, так как огромное количество людей будет нуждаться в пенсиях.
Таблица 18-1. Численность людей моложе 15 лет в некоторых странах (в %) | |
Страна Процент | |
23 США 25 Канада 22 Франция 44 Бразилия 45 Эфиопия 46 Мексика 41 Индия 44 Филиппины 42 Колумбия Источник: U.S. Bureau of the Census, 1981-1982. |
Что же происходит в остальной части мира? В нескольких регионах, например в Канаде, Новой Зеландии и Западной Европе, сложилась аналогичная ситуация. Но большинство стран сталкивается с противоположными проблемами. Темпы роста их населения значительно опережают реальные возможности накормить людей, обеспечить жильем, дать им образование и медицинскую помощь. Эта серьезная ситуация, поскольку во многих из этихстран население очень молодо. Например, в Бразилии большинство составляют люди моложе 25 лет (самой крупной группе нет еще пяти лет), среднийвозраст населения снижается через каждые несколько лет, поскольку многиемолодые женщины имеют детей и таким образом увеличивают число и а ли венцев в обществе по сравнению с числом работающих. В табл. 18-1 представлена численность населения в возрасте моложе 15 лет в ряде стран.
ПОЛ
Пирамиды населения (на схеме 18-5) показывают, что в 1980 г. число мальчиков превышало численность девочек. Это представлено более наглядно в табл. 18-2, показывающей соотношение мужчин и женщин из различных возрастных групп в США в 1984 г. Такое соотношение называется коэффициентом пола. Он подсчитывается путем деления числа мужчин (скажем, 2 100 000) на число женщин (допустим, 1 900 000) и умножения полученного результата на 100 (2,1 -1,9 х 100 = 110,6). Другими словами, если население составляет 10 мужчин и 10 женщин - коэффициент пола равен 100. Если коэффициент пола выше 100, это означает преобладание мужчин. Если он ниже 100, в обществе больше женщин', чем мужчин. В США мужской пол преобладает «в грудном возрасте и в детстве, однако с годами коэффициент пола постепенно выравнивается. Это происходит потому, что обычно мужчины умирают в более молодом возрасте, чем женщины
В дальнейшем коэффициент пола изменяется в пользу женин.
Возраст и пол - самые главные факторы, влияющие на сорт населения. Общество, в котором нарушено равновесие этих элементов, сталкивается с особыми проблемами. Это |видно на примере населения Советского Союза в конце 50-х Вдов. Обращают на себя внимание два момента. Во-первых, группа молодых людей обоего пола в возрасте 10-19 лет была тень малочисленной. Во-вторых, численность мужчин старше 30 лет была намного ниже, чем число женщин такого же возраста. Небольшая численность подростков обусловлена лавным образом падением рождаемости во время второй мировой войны, когда большинство мужчин были разлучены со своими семьями. Дефицит мужчин в возрасте 30 лет и старше также вызван последствиями войны. Советский Союз понес, огромные потери в периоды первой мировой войны, гражданкой войны, второй мировой войны и сталинских "чисток" Хиэр, 1975. Такое нарушение равновесия чревато серьезными последствиями. Даже несколько примеров свидетельствуют о том, что небольшая численность подростков вскоре приведет к нехватке рабочей силы. И если представители этой когорты не создадут необычно большие семьи, следующее поколение тоже будет малочисленным. Недостаток взрослых мужчин также имеет серьезные последствия. Это означает множество одиноких женщин (среди них много вдов) и множество детей, лишенных отцов.
ПРИНЦИПЫ РАССЕЛЕНИЯ
Население можно классифицировать также по принципам расселения людей в крупных и малых городах, поселках или сельской местности. Это имеет важное значение, ведь образ
жизни людей в значительной мере определяется тем, где они живут. Различия наиболее очевидны, когда мы наблюдаем контраст между городской и сельской жизнью. В 8-й главе мы кратко ознакомились с различными условиями жизни в ирландских поселках и урбанизированных центрах. Жители I крупных городов и сельских поселков по-разному устраивают свою жизнь. Они по-своему проводят досуг, имеют неодинаковые возможности получения образования, у них складываются различные образцы взаимодействия с членами своей общности. Жизнь в городе более многообразна, чем в сельской местности. Жители городов чаще, чем деревенские люди, создают небольшие семьи или остаются одинокими и не имеют детей.
Наблюдаются также значительные культурные различия между городом и деревней. Как правило, искусство, процветает в городах просто потому, что в них больше людей, способных ценить и поддерживать его развитие. Крупнейшие оперные коллективы, балетные труппы, театры и концертные залы находятся в городах. В отличие от горожан сельские жители создали свою собственную "народную" культуру, ведь ониредко имеют возможность поддерживать так называемую высокую культуру.
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Семейное положение населения определяется путем подсчета числа людей, которые входят в категории одиноких, состоящих в браке, вдов и вдовцов, разведенных. Данные о семейном положении тесно связаны со способностью к воспроизведению потомства и показателем росла населения. Высокий уровень браков способствует повышению рождаемости.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Место рождения, раса, язык и этническая, принадлежность, а также статус переселенца или беженца - основные факторы, характеризующие любое население. Группируя людей в соответствии с их расой и местом жительства, бюро переписинаселения имеет возможность учитывать перемещение населения в центральные крупные города и прилегающие кним районы. Как упоминалось в 8-й главе, большое число белых выехало из центральных городов в 50-е и 60-е годы, хотя их массовый исход несколько замедлился в 70-е годы. Переселение черных в пригороды было незначительным, - они стремились в центральные города. Население можно также оцени-
рать с точки зрения рода занятий, занятости, грамотности, образования и дохода. Но возраст и пол, видимо, самые важные факторы. Как только мы узнаем возрастной и половой состав населения, выявляются многие данные. Мы можем узнать, в какой мере некоторые члены общества зависят от других - дети и очень старые люди обычно нуждаются в экономической помощи. Мы можем составить некоторое представление о возрастной структуре рабочей силы. Можно понять также особенности потребления, меняющиеся на разных этапах жизненного пути человека. Например, когда люди вступают в брак и обзаводятся домашним хозяйством, они приобретают дома, пылесосы, посудомоечные машины и, может быть, газонокосилки. На более поздних этапах жизни они меньше нуждаются в этих вещах и проявляют интерес к другому (например, к путешествиям), стимулируя развитие рынка услуг.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ
. ФЕРТИЛЬНОСТЬ
"Движение" населения выражается в его росте, застое или упадке. Одной из самых очевидных причин этих тенденций является уровень фертильности населения.
Уровень фертильности обозначает число детей, которых женщина рожает в течение всей своей жизни. Этот термин не следует путать со способностью к деторождению, т.е. максимальным числом детей, которых женщина способна родить.
Один из широко распространенных показателей фертильности - "грубый" уровень рождаемости - ежегодное число новорожденных на 1000 человек. Этот показатель не всегда точен, поскольку он не определяет уровень рождаемости среди способных к деторождению женщин в возрасте от 15 до 44 лет. Для получения этой информации демографы используют другой показатель - общий уровень фертильности. Это число рождений на 1000 женщин от 15 до 44 лет. Другими словами, подсчитывается количество детей, которые действительно имеются. Поскольку лишь немногие женщины рожают в возрасте до 15 лет или после 45 лет, общий уровень воспроизводства представляет собой более точный показатель, чем приблизительный уровень рождаемости. В 1980 г. общий уровень воспроизводства в США составлял 68,4 (схема 18-6).
Экономические и социальные факторы
На общий уровень фертильности населения воздействуют различные социальные и экономические факторы. В начале этой, главы мы говорили о большом числе студентов, которые поступили в колледжи в 60-е годы. Эти студенты родились в послевоенные годы, когда благоприятные социальные и экономические условия вселяли в людей веру, что они смогут обеспечить детей. Перед этим, в течение 20-х и 30-х годов, произошло резкое снижение рождаемости. Отчасти это было вызвано Великой депрессией. Люди были озабочены. Они чувствовали, что просто не могут позволить себе иметь детей. В самом деле уровень рождаемости колеблется под воздействием факторов подобного рода.
Уровень рождаемости населения США за последние два века постепенно понизился. В настоящее время женщины, имеют меньше детей, чем было принято 200 или даже. 50 лет назад. На схеме 18-6 показан уровень воспроизводства населения США в период с 1910 по 1984 г.
Как мы видим, он постепенно снижался с 1910 по 1940 г., а затем снова начал повышаться. После второй мировой войны
Он стремительно возрос и начал снижаться лишь в 60-е годы. (незначительное повышение рождаемости произошло в 70-е, она сохранялась на том же уровне и в 80-е годы. Это было вызвано главным образом увеличением числа рожающих старше 30 лет). Такая же тенденция наблюдалась почти во всех промышленно развитых странах в последние 150 – 200 лет, хотя в разных странах это происходило в различные периоды.
Мы не знаем все причины снижения рождаемости населения ,но некоторые из них вполне понятны. Урбанизация и введение законов, регулирующих детский труд, привели к тому, что дети представляют меньшую ценность для горожан, чем для сельской местности. В странах с высокими доходами на душу населения обычно наблюдается более низкий уровень рождаемости населения, чем там, где сравнительно низкие доходы. Так как высокие доходы людей связаны с развитием промышленности, это подтверждает, люди склонны иметь меньше детей, потому что не могут устроить их на работу. В большинстве стран рождаемость населения выше в сельской местности, чем в городах. На ферме каждый ребёнок-это не только ещё один едок, но и руки, пригодные для работы. Кроме того, в некоторых обществах родители могут надеяться, что дети будут заботиться о них в старости (Хиэр,1975)
Другие факторы
Рождаемость связана и с другими факторами. Как правило, люди чей статус высок, склонны иметь меньше детей, чем люди с низким статусом, хотя за последние десятилетия это различие стало менее заметным. То же самое относится и к образованию. Высокообразованные женщины обычно имеют меньше детей, чем те у кого уровень образования ниже, хотя этот разрыв также сокращается. Религия и раса , вероятно, тоже воздействуют на фертильность. Католики имеют больше детей, чем протестанты, в то время как у иудаистов уровень воспроизводства ниже, чем у христиан. Исторически сложилось так, что в США негры имели больше детей, чем белые. Возникает искушение выхватить какой-то фактор и с его помощью объяснить различия. Например, можно предположить, что уровень рождаемости среди католиков выше, чем у протестантов и иудаистов, потому что католическая церковь выступает против контроля рождаемости и абортов. Но вряд ли это обусловлено лишь одним фактором. По-видимому, доход, образование , религия и раса находятся в таком сложном взаимодействии, что нельзя на основе какого-то одного фактора объяснить различия в уровне производства.
Решение иметь детей
Рождение ребенка не просто физиологический акт, это коренное изменение всей жизни: На решение иметь, ребенка воздействуют мощные психологические факторы. Наверное, и мужчины, и женщины сталкиваются с трудностями при решении этого вопроса. В 11-й главе мы говорили о том, что желание женщин иметь детей, по-видимому, обусловлено главным образом социальными и историческими факторами. Многие женщины чувствуют себя неполноценными, если у них нет детей. Другие считают, что дети не нужны для самореализации. Но для большинства женщин решение иметь детей глубоко эмоционально. У мужчин тоже складывается сложное отношение к этой проблеме. Вероятно, оно связано с ощущением своей мужской силы, мечтой о бессмертии, материальными заботами.
Было предпринято несколько попыток понять мотивы, побуждающие иметь детей. Экономист Джозеф Шпенглер (1966) полагает, что это решение обусловлено тремя основными факторами. Во-первых, следует учитывать ценности и жизненные цели супругов и выяснить, соответствует ли им наличие ребенка. Шпенглер называет это "системой предпочтений" супружеской пары. Две другие переменные - "совокупность возможных затрат" и доход супругов - связаны с экономической стороной жизни. Люди учитывают, сколько необходимо затратить денег, времени, энергии для воспитания ребенка. Наряду с этим принимается во внимание то, чем располагают муж и жена, - количество имеющегося времени, энергии и денег. Итак, Шпенглер считает, что люди производят элементарный подсчет возможных затрат, чтобы определить, могут ли они позволить себе иметь ребенка. Однако, по-видимому, наряду с экономическими факторами следует учитывать ценности, связанные с представлениями о семье и родительских обязанностях, половыми ролями и религиозными верованиями.
Блэйк (1981) пыталась показать воздействие размера семьи на качество жизни ребенка. Говоря о "качестве", она подразумевала намерение детей учиться в колледже. В общем, чем больше детей в семье, тем меньше вероятность продолжения учебы в колледже. Этот факт играет важную роль, и, согласно данным, полученным Блэйк, большие семьи в большей мере препятствуют получению хорошего образования, чем даже неблагополучные малые семьи. Очевидно, здесь действуют экономические факторы. В зажиточной семье большее число детей имеет возможность поступить в колледж. Но даже если родители имеют постоянный доход, большой размер семьи все равно становится препятствием.
СМЕРТНОСТЬ
Для полного понимания динамики народонаселения следует рассматривать не только уровень рождаемости, но и другую сторону медали - смертность. Если уровни рождаемости и смертности одинаковы (и в обществе нет миграции ни в страну, ни из нее), численность населения не изменяется.
Это называется нулевым приростом народонаселения (НПН). Если уровень смертности выше, чем уровень рождаемости, численность населения уменьшается. Она повышается, когда уровень рождаемости превышает уровень смертности. Так же как фертильность часто определяется по "грубому" уровню рождаемости, показателем смертности обычно считается "грубый" уровень смертей или ежегодное число умирающих на 1000 человек.
Как и "грубый" уровень рождаемости, показатель смертности не является точным. Подобно тому как женщины обычно рожают детей в определенном возрасте, люди также. чаще умирают, достигнув какого-то возраста. Обычно среди молодежи уровень смертности ниже, чем у пожилых людей. Средняя продолжительность жизни женщин дольше, чем у мужчин, и это указывает на то, что пол также имеет важное значение. Для объяснения этих различий демографы составляют таблицы дожития, показывающие уровень смертности мужчин и женщин в каждой возрастной группе (Хиэр, 1975).
На схеме 18-7 представлены различия в уровне смертности мужчин и женщин из разных возрастных групп. На ней показана кривая смертности мужчин и женщин различных возрастов в Италии я» конце 50-х годов. В то время как уровни смертности отличаются в зависимости от особенностей общества и исторического периода, эта кривая остается типичной. Следует отметить высокий уровень смертности среди детей моложе пяти лет.
Младенческая смертность обозначает число детей до. 1 года, умирающих в данном году на каждую 1000 новорожденных. Хотя достижения медицины способствовали снижению младенческой смертности, дети до 1 года имеют меньше шансов выжить, чем дети более старшего возраста. Главным образом это объясняется тем. что у них еще в недостаточной мере выработан иммунитет к заболеваниям. В более развитых странах уровни младенческой смертности ниже, чем в сравнительно слаборазвитых. В некоторых развивающихся странах уровень младенческой смертности настолько высок, что это может повлечь за собой исчезновение населения. Обычно наиболее безопасен в жизни детей период от 10 до 14 лет. К этому времени у них уже вырабатывается иммунитет к мно-
гим заболеваниям. В то же время они ещё не подвержены опасностям, которые часто вызывают смерть взрослых - они еще слишком молоды, чтобы водить автомобиль или отправиться на войну. С 10-летнего возраста уровни смертности (связанные с определенными причинами) постепенно повышаются, достигая предела после 60 лет.
Средняя продолжительность жизни - это среднее число лет, которое проживают люди. Обычно она подсчитывается как среднее число лет, которые ребенок должен прожить с момента рождения. На табл. 18-3 представлены данные о средней продолжительности жизни в ряде стран, выбранных, для исследования. В развитых странах вроде США и Швеции средняя продолжительность жизни достигла одинакового уровня в середине 70-х годов. В менее развитых странах наблюдается более низкая средняя продолжительность жизни. Это обусловлено главным образом более низким уровнем борьбы с болезнями и менее благоприятными экономически-
страна | Средняя продолжительность жизни, 1950 – 1955гг. | Средняя продолжительность жизни,1980 - 1985 | Изменение в годах | Изменение, % |
Бангладеш | +27 | |||
Индия | +33 | |||
Индонезия | +31 | |||
Иордания | +44 | |||
Тайланд | +38 | |||
Кения | +40 | |||
Мали | +26 | |||
Нигерия | +61 | |||
Южная Африка | +41 | |||
Заир | +26 | |||
Швеция | +7 | |||
Соединенные штаты | +6 | |||
СССР | +13 | |||
Югославия | +25 | |||
Источник: United Nations, 1982 |
ми условиями. Но, как показывает таблица, некоторые из этих стран (например, Нигерия и Таиланд) достигли значительных успехов в период с 1950 по 1980 г.
Причины общей смертности
Помимо врожденных биологических механизмов, на уровень смертности воздействуют и другие факторы. Среди них следует отметить политическую обстановку (например, войны или их отсутствие), социальные факторы и уровень образования, санитарные условия, качество медицины, улучшение питания и социальные реформы, способствующие укреплению здоровья. Все эти факторы представляются важными, но мы не знаем, какой из них стал главной причиной исторической тенденции к снижению смертности, наметившейся в западных странах, потому что многое из перечисленного было значительно усовершенствовано примерно в одно и то же время. Но главная тенденция ясна. В развитых странах с растущими доходами смертность снижается. В менее развитых странах смертность выше, хотя после окончания второй ми-
ровой войны она понизилась в некоторых странах Азии, Африки и Латинской Америки. Например, в период с 1935 по 1*39 г. уровень смертности в Мексике составлял примерно 23,3. К 1981 г. эта цифра понизилась до 6,0. Уровень смертности в Китае понизился с 23 в 1950 г. до 10 в 1980 г. В целом слаборазвитых странах в период с 1950 по 1980 г. смерти понизилась с 28 до 13 (Эберштадт, 1980).
В общем, сочетание уже упомянутых нами факторов способствовало понижению уровня смертности. В развитых странах этот уровень различен для разных слоев населения. Что же является причиной этих различий?
Влияние социальных условий
Три основных фактора объясняют, почему члены одних социальных групп живут дольше других.
Первый фактор - война. В этом отношении жителям США изрядно повезло. Даже во время второй мировой войны на полях сражений погибло менее 300 000 американцев, а 6 млн гражданских лиц умерли "нормальной" смертью. Другие народы оказались менее удачливыми. Как мы уже знаем, советские люди понесли тяжелые потери в войне. В период второй мировой войны уровень смертности в Советском Союзе достиг примерно 53. Из 3 млн ленинградцев около 1 млн погибли от холода. артобстрелов и голода зимой 1941-42 г. (Хиэр, 1975).
Второй фактор связан с материальным благополучием. В развитых странах уровень смертности ниже, а средняя продолжительность жизни выше. Внутри общества важную роль играют социально-экономические различия - в группах, находящихся на более низких социально-экономических уровнях, наблюдается более высокий показатель смертности. Белые мужчины в возрасте от 25 до 64 лет, окончившие менее пяти классов (один из показателей социально-экономического статуса), имеют более высокий уровень смертности, чем выпускники колледжей. Смертностьсредималообразованных белых женщин вдвое выше, чем среди женщин сравнительно высокого уровня образования (Китагава, 1971).
Третий фактор - это раса. Белые в США живут дольше, чем "цветные". Однако этот разрыв уменьшается. В 1980 г. средняя продолжительность жизни "цветных" составляла 69,9 лет, а белых - 74,4 года, разница - 4,5 года. В 1920 г. соответствующие цифры были 45,3 и 54,9, разрыв - 9 лет. (11.5. Вигеаи ог хЪе Сетиз, 1981.) Евреи различного возраста в Израиле живут дольше, чем не евреи (Матрас, 1973). И "цветные" в Америке, и евреи в Израиле имеют более низкие доходы и уровень жизни, чем белые американцы или израильские евреи.
Демографический переход
В течение длительного времени демографы объясняли быстрый рост населения в периоды индустриализации с помощью теории демографического перехода. Согласно этой теории, процесс роста* населения состоит из трех этапов. На первом наблюдаются высокие уровни рождаемости и смертности населения, что способствует его стабильности. Высокий уровень рождаемости связан с отсутствием противозачаточных средств, а также с традиционными общественными ценностями. Среди них следует отметить желание отцов иметь сыновей (будущих носителей их фамилии и наследников земли, принадлежащей семье) и долг детей уважать родителей и заботиться о них в старости. Высокая смертность вызвана голодом, болезнями и низким уровнем медицинского обслуживания.
На втором этапе смертность снижается по мере роста экономического благосостояния, способствующего улучшению медицинской помощи и санитарных условий. Уровень рождаемости населения остается высоким, что содействует интенсивному росту населения. Это происходило в Англии с 1850 по 1875 г.