Становление общегосударственной коллегиальной, представительной законодательной власти. Зарождение советской формы народного представительства.
Становление общегосударственной коллегиальной, представительной законодательной власти. Зарождение советской формы народного представительства. Одной из ветвей власти является законодательная (представительная власть). Эта ветвь власти выражает полномочия высших государственных органов издавать законы. Под термином «законодательная власть» понимаются также сами законодательные органы. История представительных учреждений в России коротка – немного более ста лет. Только в условиях Революции 1905 г. царское правительство вынуждено было пойти на определенные изменения системы государственной власти в России. В феврале 1905 г. Николай II объявил о разработке закона о привлечении избранных от населения лиц к участию в разработке и обсуждении законов. В августе 1905г. приняты Манифест об учреждении Государственной Думы, Положение о выборах в Государственную Думу. По этим законам Государственная Дума была представительным органом, избираемым на 5 лет. По указу императора Дума могла быть распущена досрочно. По Манифесту от 17 октября 1905г. «Об усовершенствовании государственного порядка», расширялись права Думы. Никакой закон не мог быть принят без одобрения Думы, ей предоставлялось право контроля за исполнительными органами власти. 20 февраля 1906 г. было принято новое положение о Государственной Думе, которая наделялась законодательными правами, но законопроекты, принятые Думой, подлежали утверждению в Государственном Совете и Императором. Устанавливалось, что дума может выступить с законодательной инициативой по всем вопросам, за исключением Основных государственных законов. Верхней палатой российского парламента стал Государственный Совет. Он получил в области законодательства права, одинаковые с Думой. Он имел право законодательной инициативы, без его утверждения законопроект не передавался царю на утверждение. Согласно ст.7 Основных государственных законов Российской империи, Император осуществлял законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думой. Законопроекты, не принятые Советом и Думой, не подлежали утверждению императора и считались отклоненными. Государственный Совет и Государственная Дума по Основным государственным законам сохраняли право законодательной инициативы по всем вопросам. На первом этапе Великой Российской Революции – становление конституционной монархии не произошло создания независимой законодательной власти. Законодательный процесс по прежнему находился во власти монарха. Несмотря на то, что по закону никакой законодательный акт не мог быть принят без одобрения Госдумы, Император не был ограничен в законотворчестве. В начале второго этапа Великой Российской Революции, формирования республиканского строя в России, по всей стране стали создавать представительные органы непривилегированных социальных групп – Советы. В России сложилась противоречивая система управления – двоевластие, где «Временному правительству принадлежала власть, а Советам – сила.» В ходе второго этапа Революции не произошло слома прежней правовой системы, но существенно сменились субъекты законотворчества. Временное правительство создавало свои НПА, в развитие и дополнение Основных государственных законов и Свода законов Российской Империи, для чего было создано Юридическое совещание. Совещание должно было разработать проблемы публичного права, давать предварительные юридические заключения по законодательным предложениям Временного правительства. 1 сентября 1917г. Россия была провозглашена республикой. Законодательным органом власти должен стать Временный Совет Республики (предпарламент). 7 октября предпарламент начал работу. Однако правительство перед ним не отвечало, и Временный Совет стал совещательным органом при правительстве. Активное законотворчество началось в начале третьего этапа Великой Российской Революции, этапа становления советской государственности. На II Всероссийском съезде рабочих и солдатских депутатов (25 октября 1917) была закреплена Советская власть в России и намечена программа первоочередных мероприятий Советского государства. Съезд избрал Всероссийский Центральный комитет – высший орган власти в период между съездами. Первым председателем ВЦИК был избран Каменев, позже его заменил Свердлов. Съезд Советов и ВЦИК должны были сосредоточить в себе в основном законодательную власть.