Профессия, профессионализм, профессиональная
ПРИГОДНОСТЬ
Профессионализм, профессиональная культура не даны человеку изначально, они также не могут быть получены только из непосредственного опыта или же только путем изучения какого-либо предмета вне его практического применения. Для того чтобы стать профессионалом, необходимо не только учиться своему делу, но и овладевать профессией практически. Профессионализм связан с субъективной стороной человеческой деятельности, с потребностью индивида реализовывать свои потенции. Профессия человека заставляет служить себе. Определим это понятие «профессия»‒ основа связи индивида с другими людьми, способ его социализации, а также средство самоутверждения в обществе[1].
Социализация человека начинается в семье, школе, высшем учебном заведении. Профессия ‒ род трудовой деятельности человека, обладающего определенным набором знаний в результате подготовки и опыта работы. Профессию выбирают в соответствии с наклонностями, культурными и духовными запросами, с учетом требований социально-экономической системы общества.
Главное, что делает индивида профессионалом, ‒ это знания, прежде всего по своей профессии, делу, специальности. Провозглашенный в самом начале XVII в., но популярный и в наши дни лозунг Френсиса Бэкона «Знание‒ сила» верен потому, что знания, будучи духовной формой деятельности, становятся силой в том случае, если они направлены на их реализацию, практическое применение.
Российское общество на рубеже XX‒XXI вв. весьма своеобразно отреагировало на вызовы времени. Крах идеологического пресса и рыночная экономика самым естественным образом способствовали расцвету лженаучной индустрии. Высокий уровень спроса на паранаучную и сенсационную продукцию лишь на первый взгляд может показаться удивительным явлением. Советское прошлое оставило в наследство,с одной стороны, «поголовную грамотность населения», а с другой ‒ очень поверхностное владение «поголовно грамотным населением» основами наук хотя бы на уровне учебника средней школы. Грандиозная масса учившихся, но необразованных людей в эпоху крушения привычного политического строя, потрясения социальных связей и идеалов, общей нестабильности представляет собой очень привлекательный рынок, на который выплескиваются различные лженаучные «продукты».
Люди, нисколько не утратившие крестьянского недоверия к окружающему миру, вдруг стали пристально всматриваться в небо в поисках НЛО, цеплять на руки всемогущие циркониевые браслеты, покупать недешевые приборы для исцеления сразу от всех болезней, заряжать воду у радиоприемников, разыскивать энергетические столбы, бьющие прямо из космоса. Как ни странно, высокий спрос на псевдонаучную продукцию отчасти связан с укоренившимся в умах большим почтением к достижениям советской науки. Именно поэтому авторы лженаучных проектов активно используют терминологию и внешний антураж физики, химии, биологии, медицины и прочих наук, оставаясь на деле весьма далекими от реальной науки дилетантами, а их «открытия» не имеют никакого отношения к славным страницам истории познания. В этой психологической тонкости сокрыто главное различие между лженаучными построениями в естественных и гуманитарных областях. Если различные псевдофизические, биологические, химические, энергетические и прочие проекты маскируются под ультрановые «академические» разработки, то лженаучные теории в гуманитарной сфере, строго наоборот, подаются под видом разоблачения «насквозь лживой официальной науки».
Ученые-гуманитарии, по мнению таких авторов, на протяжении веков хранят некую сокровенную тайну и никому о ней не рассказывают, потому что истина может открыть глаза всем несправедливо пострадавшим от этого заговора молчания.
Профессионал знает свое дело в совершенстве, основательно. Как правило, профессионал не имеет какого-либо одного, единственного источника знаний. Он всегда и везде учится, нацелен на знание, на факты, на сведения о своем деле, ремесле и эту информацию черпает из окружающего мира.
Нельзя определить минимальный объем знаний профессионала ‒ он не поддается исчислению. Профессионализм обнаруживается в умении найти и применить отвечающие конкретной ситуации и конкретным обстоятельствам методы, средства, приемы для эффективного достижения результата. Именно профессиональный управленец обладает знаниями, умениями и навыками, которые он применяет соответственно особенностям объекта управления.
Профессионал бесконфликтен, избегает столкновений во взаимоотношениях между коллегами по работе; он тем самым демонстрирует высокий уровень культуры общения, грамотность и воспитанность в сфере межличностных отношений. У профессионала просто нет времени участвовать в ссорах и сварах, он выше этого: конфронтация‒ не его стиль жизни. Контроль за своим поведением, постоянное сохранение собственного достоинства, уважение к себе и к своему делу, культура общения‒ все это основы поведения профессионала. Как правило, он всегда сосредоточен на деле, спокоен, уверен в себе, в своей работе, которую делает качественно, первоклассно.
Особой сдержанностью должна отличаться деятельность на политическом или государственном поприще. Совокупность и структура психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения общественно приемлемой эффективности управленческого труда, определяют его профессиональную пригодность. Профессионализм ‒ мера качества деятельности в государственном управлении, и в этой сфере нет места легкомысленному отношению к делу. Поэтому работа государственных служащих должна быть рациональной, рассчитанной и разумной. Процесс подготовки человека к определенному виду трудовой деятельности включает освоение необходимых трудовых навыков и функций, и, что особенно важно для людей, занятых в государственном и муниципальном управлении, социальных норм поведения и системы моральных ценностей.
Дилетант ‒ человек, который занимается чем-либо без специальной подготовки, обладает поверхностными знаниями, демонстрирует любительское отношение к делу. Если профессионал является специалистом в одной области, то дилетант ‒ «знаток» во всех или почти во всех сферах деятельности. Он всегда все легко решает, без труда находит ответы на сложнейшие вопросы. Дилетанты не подчиняются привычным нормам и правилам, законам и принципам, у них свои мораль и логика поведения ‒ чаще всего вопреки интересам большинства.
Стать профессионалом не так уж просто: надо долго учиться, вникать в тонкости дела. Однако дилетант к этому не стремится, для него главное, ‒ произвести впечатление, поразить эрудицией, ему важен эффект. Дилетант‒ это невежда, профан, не осознавший глубины своей безграмотности. Только он знает простые ответы на сложные вопросы, всем и всегда готов дать советы, вынести категоричное суждение, он безапелляционен, одним словом,‒ человек, для которого в мире нет ничего таинственного, трудного, сложного, сокрытого, сокровенного. Наша жизнь переполнена дилетантами, избегающими трудностей в познании и деятельности, полузнайками и недоучками, которые мешают профессионалам выполнять свое дело.
Как правило, дилетант не может спокойно наблюдать за успехами компетентного человека, он завистлив, испытывает стойкое чувство досады, вызванное благополучием и успехом мастера, по этой причине он так неуживчив. Дилетант анархичен, способен внести беспорядок и бестолковщину в любой вид деятельности, создать хаос и неорганизованность, принести массу неудобств. Он не признает никаких авторитетов, кроме своего мнения, своей точки зрения. Многие проблемы связаны с разрушительной, погромной деятельностью людей, не освоивших принципов и основ какого-либо дела.
Причин здесь, видимо, много, но большая часть их связана с недостатками и промахами в воспитании и образовании – в семье, школе, коллективе. Особую опасность представляют дилетанты в сфере государственного управления, в политической области, там, где любительство меньше всего показано. Здесь дилетантство чревато несчастьями, страданиями многих десятков и сотен тысяч людей. Это дает основание утверждать, что любитель, дилетант не может быть назван культурным человеком, он стоит вне культуры, вне творческой деятельности. Дилетант и профессионал‒ антиподы, профессионал ‒ в полной мере трудоголик, дилетант с большой долей холодности относится к своему делу.
Не все люди, занятые в определенной сфере деятельности, становятся мастерами, специалистами высокого класса. Подавляющая часть застревает на уровне ничем не примечательных служащих, благополучных ремесленников. Скорее всего, это вина и беда самого человека, отсутствие у него механизма профессиональной адаптации. Профессиональная адаптация‒ это приспособление человека к новым условиям труда[2]. Адаптация предполагает ценностную ориентацию человека в рамках профессии, сближение устремлений человека и профессиональной группы, вхождение в ролевую структуру профессиональной группы.
К адаптации не сводится профессиональное развитие человека, вслед за ней следует творческое преобразование профессионального опыта. В целом критериями адаптации являются время, затраченное на усвоение новых норм, и сам характер усвоенных способов профессионального поведения.
В ходе адаптации человек приспосабливается к профессиональной общности и усваивает ее «моральные нормы». Иногда норма, присущая человеку, входящему в коллектив, может быть выше, чем та, которая уже сложилась в коллективе. Тогда желательно стимулировать адаптацию ядра коллектива к вновь прибывшему. Например, молодые работники, новички нередко привносят в коллектив более высокий профессиональный уровень, стремление к поиску нового, более критичное отношение к недостаткам. Если же новый работник вынужден приспосабливаться к более низким, чем у него нормам, то возникает неудовлетворенность, текучесть кадров.
Для осуществления профессиональной деятельности человек должен обладать рядом профессионально важных качеств (далее ‒ ПВК). Это качества человека, влияющие на эффективность его труда по основным характеристикам (производительность, надежность, эффективность и др.). Они являются предпосылкой профессиональной деятельности и совершенствуются человеком в ходе работы. В качестве ПВК могут выступать психические процессы (мыслительные, сенсорные, речевые, мнемонические), а также мотивы, отношения (к труду, к другим людям). Надо отметить, что важным психологическим ресурсом, который вкладывает профессионал в процесс труда, являются его профессиональные способности.
Профессиональные способности‒ индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения. Профессиональные способности не сводятся к конкретным знаниям, умениям, навыкам, приемам. Они формируются на основе анатомо-физиологических особенностей, задатков человека, но в большинстве профессий жестко не определяются ими.
Можно выделить общечеловеческие способности, общие профессиональные и специальные способности. Общечеловеческие способности‒ это психологические свойства, необходимые для включения человека в любую трудовую и профессиональную деятельность. К ним относят способность:
‒ к труду (трудоспособность);
‒активности и саморегуляции, включающим прогнозирование, целеполагание, предвосхищение результата;
‒ общению, сотрудничеству с другим человеком и сопереживанию;
‒ усвоению принципов профессиональной этики, ответственности за социальные результаты труда;
‒ преодолению жизненных препятствий, противостоянию неблагоприятным воздействиям среды и др.
На основе общечеловеческих способностей возникают специальные способности (технические, гуманитарные, художественные и др.)как индивидуально-психологические характеристики, обеспечивающие успешность выполнения человеком конкретных видов деятельности. Профессиональные способности формируются на основе общечеловеческих, с опорой на специальные способности, если те возникли раньше.
При анализе ряда профессий с более жесткими требованиями к профессиональным способностям и психологическим качествам человека используют понятие профпригодности. В психологии профпригодность характеризуется как совокупность психических качеств человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности труда.
Профпригодность определяется не только профессиональными способностями, она зависит от склонностей и мотивации, знаний и умений, черт характера (например, трудолюбия, самостоятельности), психических состояний, удовлетворенности процессом и результатом труда. Она требуется в сложных условиях деятельности современного российского государственного и муниципального служащего (быстрая смена задач, высокий темп работы, возможность неожиданного возникновения непредсказуемых ситуаций).
Профпригодность ‒ не врожденное качество, оно формируется в самой трудовой деятельности и зависит от психических качеств человека и от характера профессиональной подготовленности. Причем надо различать роли мотивационной и операциональной сферы профессиональной деятельности. Если готовность к труду‒ это характеристика мотивационной сферы, то подготовленность к труду‒операциональной. Психологическая готовность к труду‒ это установка на труд, состояние мобилизации всех психологических и психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное (и при необходимости экстренное) выполнение определяемых действий. Подготовленность к труду‒ это личностные характеристики, общие и специальные способности, черты характера, наличие умений, знаний, навыков.
Трудолюбие как черта характера сочетает в себе особенности мотивационной и операциональной сферы труда. Трудолюбие состоит в положительном отношении личности к процессу труда, в активности, инициативности, добросовестности, удовлетворенности процессом труда, в отношении к труду как смыслу жизни, в понимании значимости результатов труда.
Состояния мотивационной и операциональной сферы у конкретного человека могут не совпадать. Человек может быть пригоден, подготовлен к труду, но не готов мотивационно. Или наоборот ‒ личностно и мотивационно готов, но не подготовлен, не вооружен средствамии технологиями. Человек может иметь склонность к данному виду труда, а необходимые для этого способности могут отсутствовать и т.д.
По мере роста профессионализма меняется профессиональное самосознание. Оно расширяется за счет включения новых факторов развивающейся профессии, что предъявляет новые требования к человеку-профессионалу; меняются критерии оценивания себя как профессионала, когда человек поднимает выше «планку» оценки своих профессиональных возможностей. На характер профессиональной самооценки влияет и профессиональная среда, профессиональная общность, в которую включается человек. Эта общность своими ответными реакциями на профессиональное поведение человека может побудить человека пересмотреть эталоны своего профессионального самосознания, свою личную профессиональную самооценку.
Профессиональный тип (склад) мышления‒ это преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов решения задач, способов анализа профессиональных ситуаций. Развитие профессионального мышления‒ важная сторона процесса профессионализации человека и предпосылка успешности профессиональной деятельности.
В профессиях, связанных с воздействием на другого человека (а это как раз деятельность госслужащего, менеджера), очень важно, чтобы приемы профессионального мышления складывались не стихийно, путем проб и ошибок, цена которых может быть очень велика, а специально отрабатывались в ходе обучения и целенаправленно шлифовались самим специалистом по мере накопления практического опыта и путем постоянного повышения квалификации, через профессиональное творчество.
Профессиональное творчество‒ это нахождение новых нестандартных способов решения управленческих задач, анализа ситуаций. Оно требует развития у человека ряда новых качеств: видения проблемы там, где другие люди ее еще не видят; способности замечать альтернативы, видеть предмет труда с совершенно новой стороны; способности к быстрому переключению и преодолению барьеров; к субъективному уподоблению ‒ мысленному включению себя в систему предметов и средств труда; способности обращать внимание на необычные, порой кажущиеся незначительными события;готовности критически относиться к установленным общепринятым истинам и к новым идеям; умения создавать новые комбинации из известных сочетаний, осуществлять все эти мысленные преобразования применительно к разным сторонам труда ‒ предмету, средству, результату; готовности работы с новой, например компьютерной, реальностью и т.д. Профессиональное творчество чаще опирается на профессиональноемастерство, опыт специалиста, но бывает, что специалист переходит на уровень профессионального творчества раньше, чем он овладевает мастерством, находя и предлагая новые профессиональные решения, что очень важно поощрять в молодом работнике.