Власть как психологический феномен. Легитимность власти как психологический феномен.
Власть как психологический феномен. Легитимность власти как психологический феномен.
Власть - способность права или возможность одних людей оказывать решающее воздействие на поведение или деятельность других с помощью различных средств: авторитета, воли, принуждения и т.д
Любая власть есть влияние, но не каждое влияние есть проявление власти.
Условия существования власти:
1. обязательно должно быть не менее двух партнеров по отношению к власти: как отдельные лица, так и социальные институты;
2. власть предполагает организацию и субординацию;
3. власть предполагает привилегии.
Интерес психологической науки политической власти обусловлен рядом обстоятельств:
- человек, так или иначе, стремится к власти над другими людьми, т.к. чувствует в себе определенные внутренние силы для этого и очень часто испытывает превосходство над другими людьми;
- люди всегда играют или выполняют в обществе какие то конкретные социальные роли, каждая из которых может быть и как правило является неравнозначной к ролям других людей, следовательно, каждый индивид во всех случаях или властвует, или подчиняется;
3. наличие власти (господство и подчинение) является необходимыми условиями существования самого социума, хотя часто это приводит к конфликтным ситуациям;
Основные принципы власти - принцип сохранения, действенности, легитимности, предусмотрительности, внутренней несвободы, принцип антифортиссимо, принцип скрытности.
Основные подходы:
1. Социобиологический подход
2. Компенсаторная концепция власти
3. Полипотребностный подход
Английский лорд Актон: «Всякая власть разлагает, абсолютная власть разлагает абсолютно».
Став политиком, человек, с определенными психическими особенностями, может привыкнуть получать такую подпитку и после определенного момента садится на «политическую иглу» и для получения удовлетворения ему требуется все больше власти, почитания.
Легитимность- понятие, которое характеризует степень принятия власти широкими народными массами; та поддержка, которую люди готовы оказать власти; степень согласия между управляющими и управляемыми.
Выделяет три типа правомочности Истона:
1) идеологический: гражданин разделяет ценности, которые выражает власть; подчинение власти по существу оказывается реализацией собственных убеждений;
2) структурный: одобрение принципов, норм, механизмов функционирования власти без относительно проводимой ею политики;
личностный (персональный): доверие к политическим лидерам, олицетворяющие власть; высокая оценка их личности и политических качеств; авторитет-основа.
Факторы, снижающие легитимность:
1. несоответствие тому принципу, на котором эта власть базируется - для традиционной власти смертельно опасны любые перемены, а сила и непоколебимость традиции превращается в мину замедленного действия и любые действия власти, не соответствующие заданным рамкам, подрывают основы власти;
2. ценностный диссонанс - различие того, что декларируется как ценность и то, что реально воплощается властью; различие ценностных ориентаций, в том числе менталитета основной массы граждан и власти;
3. легитимность самой правящей элиты как представителя этой власти;
a) нарушение моральных норм представителями власти, по мнению Гоббса «репутация власти есть сама власть»;
b) кризис правящей группы;
4. активизация противостояния и противодействие открытой и латентной оппозиции.
Политический менталитет
Менталитет политический»
(фр. mentalite - склад ума, мироощущение) - единая, синкретическая форма осознания социально-политической системы, которая формируется в результате осмысления политического опыта индивидуальным и коллективным политическим сознанием и выражает актуальные для данного политического коллектива ценности.
Ментальное осознание, в отличие от рационального, не имеет четко выраженных границ; способ его формирования, зачастую, погружен в бессознательное. Создателем его можно считать народ, представление которого осуществляется анонимно в мифологическом сознании, и элиту, осмысливающую политический опыт в форме идеалов, символов, ценностей, стереотипов, и других феноменов политического сознания. Актуальное ментальное сознание возвращается в <народ>, приобретая догматическую укорененность.
Политический менталитет всегда прост и доступен для понимания, если он вырастает на фундаменте естественной культуры. Он погружен в традиции, естествен для понимания, постоянно реализуется в политической практике. Ментальное сознание складывается начиная с рождения человека и формируется всю жизнь. Воспитание, образование, политическая и общественная социализация, политические культура и участие, электоральное поведение, политическая элитаризация - все эти моменты воздействуют на формирование политического менталитета. Входят в менталитет и заимствования из иных политических культур. Подобные заимствования по-разному модифицируют господствующую ментальность.
В этом отношении можно говорить о дифференциации ментальности, которая в своей реальности воспроизводит структуру политической культуры. Элитные субкультуры могут иметь ментальность, далекую от материковой. В этом случае политическая ментальность будет основана на заимствованиях. Превращенная ментальность свойственна и для политических маргиналов, ее особенность может быть самой удивительной, воспроизводя социокультурную феноменологию той или иной маргинальности. В обществе, где осуществляется политическое и социальное конструирование, в особенности в эпоху кризисного воспроизводства, менталитет неустойчив, носит внешний характер, дезориентирует людей. Старые привычные ценности разрушаются, новые ценности находятся либо в стадии становления, либо иллюзорны.
Состояние российского менталитета к концу XX в. можно считать трагичным, парадоксальным и кризисным. За семьдесят лет Советской власти возникла новая ментальность, затем она была разрушена. Новые ценности являются предметом спекуляции. Народ дезориентирован. Ясность внесет реальная жизнь.
Власть как психологический феномен. Легитимность власти как психологический феномен.
Власть - способность права или возможность одних людей оказывать решающее воздействие на поведение или деятельность других с помощью различных средств: авторитета, воли, принуждения и т.д
Любая власть есть влияние, но не каждое влияние есть проявление власти.
Условия существования власти:
1. обязательно должно быть не менее двух партнеров по отношению к власти: как отдельные лица, так и социальные институты;
2. власть предполагает организацию и субординацию;
3. власть предполагает привилегии.
Интерес психологической науки политической власти обусловлен рядом обстоятельств:
- человек, так или иначе, стремится к власти над другими людьми, т.к. чувствует в себе определенные внутренние силы для этого и очень часто испытывает превосходство над другими людьми;
- люди всегда играют или выполняют в обществе какие то конкретные социальные роли, каждая из которых может быть и как правило является неравнозначной к ролям других людей, следовательно, каждый индивид во всех случаях или властвует, или подчиняется;
3. наличие власти (господство и подчинение) является необходимыми условиями существования самого социума, хотя часто это приводит к конфликтным ситуациям;
Основные принципы власти - принцип сохранения, действенности, легитимности, предусмотрительности, внутренней несвободы, принцип антифортиссимо, принцип скрытности.
Основные подходы:
1. Социобиологический подход
2. Компенсаторная концепция власти
3. Полипотребностный подход
Английский лорд Актон: «Всякая власть разлагает, абсолютная власть разлагает абсолютно».
Став политиком, человек, с определенными психическими особенностями, может привыкнуть получать такую подпитку и после определенного момента садится на «политическую иглу» и для получения удовлетворения ему требуется все больше власти, почитания.
Легитимность- понятие, которое характеризует степень принятия власти широкими народными массами; та поддержка, которую люди готовы оказать власти; степень согласия между управляющими и управляемыми.
Выделяет три типа правомочности Истона:
1) идеологический: гражданин разделяет ценности, которые выражает власть; подчинение власти по существу оказывается реализацией собственных убеждений;
2) структурный: одобрение принципов, норм, механизмов функционирования власти без относительно проводимой ею политики;
личностный (персональный): доверие к политическим лидерам, олицетворяющие власть; высокая оценка их личности и политических качеств; авторитет-основа.
Факторы, снижающие легитимность:
1. несоответствие тому принципу, на котором эта власть базируется - для традиционной власти смертельно опасны любые перемены, а сила и непоколебимость традиции превращается в мину замедленного действия и любые действия власти, не соответствующие заданным рамкам, подрывают основы власти;
2. ценностный диссонанс - различие того, что декларируется как ценность и то, что реально воплощается властью; различие ценностных ориентаций, в том числе менталитета основной массы граждан и власти;
3. легитимность самой правящей элиты как представителя этой власти;
a) нарушение моральных норм представителями власти, по мнению Гоббса «репутация власти есть сама власть»;
b) кризис правящей группы;
4. активизация противостояния и противодействие открытой и латентной оппозиции.