Ответственность за ущерб, причиненный иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности.
Любое лицо, которому причинен ущерб на поверхности, имеет право на возмещение, предусмотренное Конвенцией об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, 1952 г. (РФ участвует).
Конвенция применяется к случаям причинения ущерба на территории участника Конвенции воздушным судном, зарегистрированным в другом государстве-участнике.
Право на возмещение ущерба возникает только при условии доказательства, что этот ущерб причинен воздушным судном, находившимся в полете, либо лицом или предметом, выпавшим из него.
Однако право на возмещение отпадает, если ущерб не является прямым следствием происшествия, в результате которого причинен ущерб, или если ущерб является результатом простого факта пролета воздушного судна через воздушное пространство в соответствии с существующими правилами воздушного движения.
Обязанность возместить ущерб, возлагается на эксплуатанта воздушного судна — лицо, которое использует воздушное судно в момент причинения ущерба, причем, если контроль над навигацией воздушного судна сохраняет за собой лицо, от которого прямо или косвенно исходит право пользования воздушным судном, такое лицо считается эксплуатантом.
Зарегистрированный собственник воздушного судна считается эксплуатантом и как таковой несет ответственность, если только в процессе установления ответственности он не докажет, что эксплуатантом являлось другое лицо, и не примет соответствующие меры к тому, чтобы это лицо выступило в качестве стороны в процессе.
Лицо не несет ответственности, если:
а) ущерб является прямым следствием вооруженного конфликта или гражданских волнений либо если такое лицо было лишено возможности использовать воздушное судно в силу акта государственной власти;
б) докажет, что данный ущерб был причинен исключительно в результате вины лица, которому причинен ущерб, либо его служащих или агентов.
Если лицо, которое несет ответственность, докажет, что причинению ущерба способствовала вина лица, которому причинен ущерб, либо его служащих или агентов, то возмещение уменьшается в той степени, в какой такая вина способствовала причинению ущерба. Однако такое освобождение от ответственности или ее уменьшение не применяется, если в случае вины служащего или агента лицо, которому причинен ущерб, докажет, что его служащий или агент действовали вне пределов своих полномочий.
Если лицо, которому причинен ущерб, докажет, что он был причинен в результате преднамеренного действия или бездействия эксплуатанта или его агентов, совершенных с целью причинения ущерба, ответственность эксплуатанта является неограниченной при условии, что служащий или агент действовал при исполнении своих служебных обязанностей и в пределах своих полномочий.
Если какое-либо лицо незаконно завладевает воздушным судном и использует его, не имея на то согласия лица, обладающего правом пользования этим воздушным судном, его ответственность также является неограниченной.
Под международными воздушными сообщениями понимается воздушные передвижения летательных аппаратов с пересечением государственных границ более чем одного государства. Лежащий в основе правового режима воздушной навигации принцип полного и исключительного суверенитета государств над их воздушной территорией предполагает, что пересечение иностранным летательным аппаратом государственной границы какой-либо страны может быть совершено только при получении от ее компетентных властей разрешения, испрашиваемого в надлежащем порядке.
Правовой статус воздушного судна. Воздушное судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту регистрации его в том или ином государстве. Принцип национальной принадлежности создает непосредственную (публично-правовую) связь между государством регистрации и воздушным судном, которое таким образом пользуется защитой этого государства.
Правовой статус воздушного экипажа. Действуя в пределах своих служебных полномочий, члены экипажа являются представителями эксплуатанта (владельца) судна, который отвечает за их действия.
Оказание помощи посредством воздушных судов регламентируется ст. 25 Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации, где сказано, что «каждое договаривающееся государство обязуется принимать такие меры по оказанию помощи воздушным судам, терпящим бедствие на его территории, какие оно сочтет возможными, и при условии осуществления контроля со стороны своих властей, разрешать собственникам воздушных судов или властям государства, в котором эти воздушные суда зарегистрированы, оказывать такие меры помощи, какие могут диктоваться данными обстоятельствами».
Задания для самоконтроля
Контрольные вопросы:
1. Раскройте понятие, принципы и источники международного воздушного права.
2. Расскажите о полетах над государственной территорией.
3. Расскажите о полетах над открытым морем, международными проливами и архипелажными водами.
4. Расскажите о правовом регулировании международных воздушных сообщений.
5. Охарактеризуйте правовой статус воздушного судна и экипажа.
Основная литература:
1. Бархатова Е. Ю. Международное публичное право в вопросах и ответах.- М.2004
2. Международное публичное право: Учебник.-/ Под ред. К. А. Бекяшева.- М, 2003
3. Международное право: Учебник / Отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. М., 2002.
4. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов.- М., 1994.
5. Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. М., 1996
6. Сарсембаев М. А. Международное право. Особенная часть. Алматы, 1999
Дополнительная литература:
1.Бордунов В.Д., Котов А.И., Милеев С.Н. Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов. М.. 1988.
2. Курс международного права. В 7 т. Т.5. М. , 1992.
3. Малеев Ю.Н. Международное воздушное право. Вопросы теории и практики, М., 1986.
4. Словарь международного воздушного права. М., 1988.
5. Дежкин В.Н. Правовое регулирование международных воздушных сообщений. М.,1987.