Региональные системы коллективной безопасности
Системы региональной безопасности основаны на международных договорах и характеризуются следующими чертами:
закрепляется обязательство участников договора решать споры между собой исключительно мирными средствами;
предусматривается обязанность участников оказывать индивидуальную или коллективную помощь государству, подвергшемуся вооруженному нападению извне;
о принятых мерах коллективной обороны немедленно извещается Совет Безопасности ООН;
в договоре участвуют, как правило, государства одного региона, а сам договор действует в пределах заранее определенного района, указанного в соглашении сторон;
принятие новых государств в установленную договором систему безопасности возможно лишь с согласия всех ее участников.
Организация американских государств
Организация американских государств (ОАГ) была создана на основании Межамериканского договора о взаимной помощи 1947 г., Устава ОАГ 1948 г. и Межамериканского договора о мирном разрешении международных споров 1948 г. В 60—80-х гг. в Договор 1947 г. и Устав ОАГ были внесены существенные изменения.
Членом ОАГ может быть любое американское государство, ратифицировавшее его Устав. В настоящее время в ОАГ участвуют все американские государства, за исключением Канады и Кубы.
Целями ОАГ являются достижения мира и безопасности на американском континенте, укрепления солидарности и сотрудничества, защиты территориальной целостности, организации совместных выступлений в случае агрессии, мирного разрешения споров.
В соответствии со ст. 25 Устава ОАГ любая агрессия против одного из американских государств рассматривается как агрессия против всех остальных.
Устав дает расширительный перечень случаев, когда государства вправе применять меры «законной коллективной самообороны»: если неприкосновенность или целостность территории, или суверенитет, или политическая независимость любого американского государства будут нарушены посредством вооруженного нападения или акта агрессии, не представляющего собой вооруженного нападения, или внутриконтинентального конфликта между американскими государствами, или в результате ситуации, которые могут поставить под угрозу мир в Америке.
В отличие от других региональных систем коллективной безопасности Устав ОАГ не предусматривает обязанности ОАГ извещать Совет Безопасности ООН о принятых мерах военного характера, что, на мой взгляд, не согласуется с положениями Устава ООН.
Структура ОАГ более сложна, чем у других региональных организаций.
Высшим органом ОАГ является Генеральная ассамблея, в которой представлены все государства — члены ОАГ.
Для рассмотрения проблем срочного характера создано Консультативное совещание министров иностранных дел. При нем учрежден Консультативный комитет обороны для координации деятельности участников по вопросам военного сотрудничества.
В функции Совета ОАГ, состоящего из представителей государств — членов ОАГ, входит ознакомление со всеми межамериканскими договорами, заключаемыми государствами ОАГ, разработка проектов конвенций в рамках ОАГ, обеспечение работы т.н. Панамериканского Союза, оказание содействия связям с ООН и т.д.
Генеральный секретариат ОАГ (ранее — Панамериканский союз) возглавляет Генеральный секретарь ОАГ, избираемый на пять лет.
Помимо главных органов, в ОАГ существуют вспомогательные структуры" специализированные конференции и специализированные организации (Межамериканская комиссия по правам человека, Межамериканский юридический комитет и т д.).
Местопребывание ОАГ — г. Вашингтон.
Организация Североатлантического договора (НАТО)
Североатлантический договор был подписан в 1949 г. Первоначальными участниками НАТО являлись США, Великобритания, Франция, Италия и др., всего 12 государств. В настоящее время количество членов НАТО — 16 Вопрос о том, является ли НАТО региональной международной организацией, достаточно спорен: ведь в ее состав входят государства трех континентов.
Согласно положениям Североатлантического договора (ст. 5 и 7), вооруженное нападение против одного или нескольких государств-участников будет рассматриваться как нападение против всех них, если такое нападение произойдет, каждый участник будет помогать стороне, подвергшейся нападению, всеми средствами, включая применение вооруженной силы. Нападение включает в себя вооруженное нападение как на территории государств-членов, так и на их суда и самолеты в определенном районе.
Обо всяком таком нападении и всех принятых мерах немедленно сообщается Совету Безопасности ООН. Меры прекращаются, когда Совет Безопасности принимает меры для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.
В соответствии с Договором был создан Совет НАТО (высший политический и военный орган), в котором представлены все члены НАТО на уровне глав государств, правительств и министров иностранных дел. В качестве постоянного органа Совет собирается раз в неделю на уровне постоянных представителей в ранге послов.
Совет учреждает вспомогательные органы, в частности, Военный комитет заседает не реже двух раз в год.
В 1991 г. создан Совет Североатлантического сотрудничества, в котором государства представлены министрами иностранных дел.
Вступить в НАТО согласно положениям Договора может любое европейское государство, которое в состоянии проводить в жизнь принципы этого Договора, с согласия остальных участников.
В начале 90-х гг. НАТО сделала ряд заявлений относительно деятельности этой организации в новых условиях (например, Брюссельское заявление с приглашением о присоединении к программе «Партнерство во имя мира» и др.). Римская декларация сессии Совета НАТО о мире и сотрудничестве 1991 г., в частности, определила новую структуру безопасности, отношения с РФ и странами Восточной и Центральной Европы, проведение Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе, меры по контролю над вооружениями.
Сегодня представители НАТО утверждают, что «Североатлантический союз был создан с двумя целями: для обороны территории стран, являющихся его членами, и для защиты и поощрения ценностей и идеалов, которые они разделяют... наши ценности и идеалы разделяет все большее число стран, мы с радостью воспользуемся возможностью соответственно пересмотреть свою оборону, сотрудничать и консультироваться с нашими новыми партнерами, помочь укрепить уже не разделенный более Европейский континент и внести вклад нашего Союза в новую эру доверия, стабильности и мира». Однако действия НАТО в бывшей Югославии, по моему мнению, представляли серьезное нарушение положений Устава ООН. Существуют также проблемы во взаимоотношениях НАТО и России, особенно в связи с предполагаемым расширением НАТО на восток.
Местопребывание НАТО — г. Брюссель (Бельгия).
Система коллективной безопасности в рамках СНГ
В соответствии с Договором о коллективной безопасности 1992 г. и Соглашением об утверждении Положения о Совете коллективной безопасности 1992 г (участвуют Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан) в рамках СНГ учрежден Совет коллективной безопасности.
В состав Совета входят главы государств-участников и Главнокомандующий ОВСС. Решением Совета назначается Генеральный секретарь Совета, а также Главнокомандующий Вооруженными Силами государств — участников Договора.
Совет, в частности, устанавливает и предпринимает меры, которые он найдет необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности. О таких мерах немедленно извещается Совет Безопасности ООН.
В рамках СНГ созданы также Объединенные Вооруженные Силы Содружества — войска, силы и органы управления ими, выделенные из Вооруженных Сил государств Содружества и оперативно подчиненные Главному командованию ОВСС, остающиеся, однако, в непосредственном подчинении органов военного управления своих государств.
Уставом СНГ предусматривается, что в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности члены Содружества осуществляют взаимные консультации для принятия мер по устранению возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону по ст. 51 Устава ООН.
Решение о совместном использовании вооруженных сил принимается Советом глав государств или заинтересованными членами СНГ.
Место пребывания Совета — г. Москва.
В современном международном праве сложился широкий комплекс норм по ограничению вооружений и разоружению. Основными направлениями международного сотрудничества в сфере являются:
меры по нераспространению ядерного оружия (Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.);
ограничение отдельных видов оружия (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г., Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 г.);
запрещение производства и ликвидация отдельных видов оружия (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г., Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г.);
ограничение территорий размещения некоторых видов оружия (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г., Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. и т.д.);
ограничение и сокращение вооруженных сил (Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г.);
демилитаризация и нейтрализация отдельных территорий (Антарктика — по Договору 1959 г.);
меры общего характера по обеспечению безопасности (Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.).
Рассмотрим некоторые из них.
Нераспространение ядерного оружия
Ядерное оружие запрещено также в Латинской Америке. По Договору о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г. (известен также как Договор Тлателолко) государства обязуются использовать исключительно в мирных целях ядерные материалы и средства, находящиеся под их юрисдикцией, и предотвращать на своей территории испытание, использование, изготовление, производство, приобретение, установку или размещение ядерного оружия. Для обеспечения выполнения обязательств по Договору был создан специальный орган — Агентство по запрещению ядерного оружия в Латинской Америке.
По Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 г. (более 150 участников; Франция и Китай не присоединились к Договору, но соблюдают его положения) государства, обладающим ядерным оружием, обязуются не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над ними.
Государства, не обладающие ядерным оружием, обязались не принимать ядерного оружия или других взрывных устройств, а также контроля над ними, не принимать помощи в производстве такого оружия или устройств. Указанные государства обязались принять гарантии МАГАТЭ с целью проверки выполнения обязательств по данному Договору с тем, чтобы не допустить переключения ядерной энергии с применения на ядерное оружие или ядерные взрывные устройства.
Государства приняли обязательство не предоставлять (если на это не распространяются гарантии МАГАТЭ) исходного или специального расщепляющегося материала, а также оборудования или материала, приготовленного для производства расщепляющегося материала. Особо в Договоре оговариваются методы контроля за нераспространением ядерного оружия.
В 1995 г. Договор о нераспространении ядерного оружия решено было продлить на неопределенный срок.
На основании Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. государства обязались не устанавливать и не размещать на дне морей и океанов и в его недрах за внешним пределом территориальных вод ядерное оружие или другое оружие массового уничтожения, а также сооружения, пусковые установки и другие устройства, предназначенные для хранения, испытания или применения такого оружия.
В целях обеспечения проверки соблюдения Договора государства имеют право проверки деятельности государств за пределами территориальных вод при условии, что это наблюдение не будет мешать такой деятельности.
Ядерное оружие запрещено и в южной части Тихого океана. По Договору о безъядерной зоне южной части Тихого океана 1985 г. (Договор Раратонга) стороны обязуются не допускать испытания, использования, изготовления, производства, приобретения, установки или размещения ядерного оружия на этой территории, захоронения радиоактивных отходов. Система контроля по Договору включает в себя доклады государств и обмен информацией, консультации, применение гарантий МАГАТЭ. Согласно Протоколу 2 к Договору ядерные страны обязались не применять и не угрожать применением ядерного оружия против государств — участников Договора.
Запрещение ядерных испытаний.
Нынешняя международная ситуация предоставляет возможность для принятия дальнейших эффективных мер по ядерному разоружению и против распространения ядерного оружия во всех его аспектах. Прекращение всех испытательных взрывов ядерного оружия и всех других ядерных взрывов посредством ограничения разработки и качественного совершенствования ядерного оружия и прекращения разработки усовершенствованных новых типов ядерного оружия представляет собой эффективную меру ядерного разоружения и нераспространения. В этих целях заключено несколько международных договоров.
По Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. (ратифицирован СССР в 1963 г.) государства обязались запретить и не производить ядерных взрывов в атмосфере, за ее пределами (включая космическое пространство), под водой, а также в любой другой среде, если взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территории государства. Данный Договор является бессрочным.
В 1974 г. между СССР и США был заключен Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия, по которому мощность производимых подземных испытаний ядерного оружия ограничивалась 150 килотоннами.
В 1996 г. был подписан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Участники Договора обязались не производить любой испытательный взрыв ядерного оружия и любой другой ядерный взрыв, а также запретить и предотвращать любой такой ядерный взрыв в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем. В мае 1998 г. Индия, а затем Пакистан провели подземные ядерные взрывы. Эта акция вызвала осуждение со стороны государств, Генерального секретаря ООН, мировой общественности. Осудив взрывы на индийском и пакистанском полигонах, министры иностранных дел России, Великобритании, Франции, США и Китая (постоянных членов Совета Безопасности ООН) заявили, что, несмотря на эти ядерные испытания, Индия и Пакистан не имеют статуса государств, обладающих ядерными оружием в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия. (Независимая газета. 1998. 6 июня).
Каждое государство обязуется также запретить физическим и юридическим лицам на его территории или в другом месте, находящемся под его юрисдикцией, заниматься деятельностью, указанной в Договоре.
Государства сотрудничают с другими государствами и предоставляют в соответствующей форме правовую помощь, с тем чтобы содействовать осуществлению обязательств.
Для обеспечения осуществления положений Договора учреждается Организация по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
В целях контроля за соблюдением Договора учреждается режим контроля (международная система мониторинга; консультации и разъяснения; инспекции на месте; меры укрепления доверия), подробно урегулированный Протоколом к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г.
Ограничение стратегических наступательных вооружении
Ограничение стратегических наступательных вооружений (СНВ) предусматривается несколькими международными договорами, заключенными главным образом между СССР (РФ) и США.
Так, в соответствии с Договором об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. (ПРО) было установлено по два района размещения систем ПРО для СССР и США, в каждом из которых могло быть размещено ограниченное число ракет и радиолокационных станций (РЛС). Протокол 1974 г. к Договору ограничил количество районов размещения систем ПРО одним.
Подписанный в 1979 г. Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2) устанавливает ограничения стратегических ракет, пусковых установок и тяжелых бомбардировщиков. Однако этот Договор до сих пор не ратифицирован Российской Федерацией (США ратифицировали Договор в январе 1997 г.).
В 1987 г. был заключен Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности, предусматривающий ликвидацию целого класса СНВ. В Договоре были закреплены меры контроля и проверки, включая инспекции на местах.
По Договору между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 г. стороны сокращают и ограничивают свои СНВ, а именно: межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводных лодок, тяжелые бомбардировщики, боезаряды ракет таким образом, чтобы через семь лет после вступления Договора в силу суммарные количества СНВ не превышали указанного в договоре числа. Запрещены также модернизация и замена СНВ. Ограничены районы базирования мобильных пусковых установок МБР. Стороны обязались не применять маскировки для осуществления контроля за соблюдением положений Договора. Контроль включает в себя как проведение инспекций на местах, так и обеспечение возможности непрерывного наблюдения за сокращением СНВ. Для разрешения вопросов по Договору учреждается также Совместная комиссия по инспекциям и соблюдению.
К Договору прилагаются Протокол об инспекциях, Протокол о переоборудовании и ликвидации, Протокол об уведомлениях и др.
Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г. (в силу пока не вступил) устанавливает дальнейшие ограничения СНВ и их сокращение до более низкого уровня, чем по Договору 1991 г., и, более жесткие меры контроля.
Запрещение разработки, производства, применения химического и бактериологического оружия и их уничтожение
В соответствии с Конвенцией о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. государства обязались ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать и не сохранять:
биологические агенты или токсины, не предназначенные для профилактических, защитных или других мирных целей;
оружие или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или вооруженных конфликтов.
Государства также приняли обязательство уничтожить или переключить на мирные цели все агенты, токсины, оружие, оборудование или средства доставки, находящиеся в их распоряжении.
Любое государство — участник Конвенции может подать жалобу в Совет Безопасности ООН на то, что какое-либо государство-участник нарушает свои обязательства по Конвенции. Совет Безопасности проводит расследование по жалобе и информирует о его результатах.
Таким образом, Конвенция дополняет Женевский протокол 1925 г.
Согласно Конвенции о запрещении производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. государства обязуются ни при каких обстоятельствах:
не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать или не сохранять химическое оружие или не передавать прямо или косвенно химическое оружие кому бы то ни было;
не применять химическое оружие;
не проводить любых военных приготовлений к применению химического оружия;
не помогать, не поощрять или не побуждать каким-либо образом кого бы то ни было к проведению любой деятельности, запрещаемой по Конвенции.
Под химическим оружием понимаются:
токсичные химикаты и реагенты, участвующие в производстве таких химикатов;
боеприпасы и устройства, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсичных свойств токсичных химикатов, высвобождаемых в результате применения таких боеприпасов и устройств;
любое оборудование, специально предназначенное для использования непосредственно в связи с применением боеприпасов и устройств.
Каждое государство обязуется уничтожить химическое оружие, которое находится в его собственности или владении или которое размещено в любом месте под его юрисдикцией или контролем, в соответствии с положениями Конвенции.
Каждое государство обязуется также уничтожить все химическое оружие, оставленное им на территории другого государства-участника, и любые объекты по производству химического оружия, которые находятся в его собственности или владении или которые размещены в любом месте под его юрисдикцией или контролем.
Каждое государство-участник обязуется не использовать химические средства борьбы с беспорядками в качестве средства ведения войны.
Меры доверия
Важную роль в предотвращении угрозы войны играет институт мер доверия. Меры доверия представляют собой систему организационно-правовых мероприятий, осуществляемых в целях снижения военной опасности и обеспечения доверия между государствами.
Начало развития институту мер доверия было положено Соглашением междуСССР и США о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны 1971 г. и Соглашением о предотвращении ядерной войны 1973 г., по которым устранение опасности ядерной войны было объявлено целью политики двух великих держав и в случае риска возникновения ядерного конфликта стороны обязались приступать к немедленным консультациям.
Действующая в Европе система мер доверия основана прежде всего на положениях документов СБСЕ и включает в себя широкий комплекс мероприятий — меры по обеспечению взаимодействия и связи между государствами, уведомления о военной деятельности и направление наблюдателей на военные учения и т.д.
Заключительный акт 1975 г., в частности, предусматривает осуществление следующих мер доверия между государствами СБСЕ:
предварительное (за 21 день) уведомление о крупных военных учениях, в которых участвуют свыше 25 тыс. чел.;
обмен наблюдателями на военных учениях;
предварительное уведомление о крупных передвижениях войск.
Меры доверия, зафиксированные в Заключительном акте, были усовершенствованы Итоговым документом Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружения в Европе 1986 г., устанавливающим:
предварительное (за 42 дня) уведомление об определенных видах военной деятельности (например, уведомлению подлежит военная деятельность, в которой участвуют свыше 13 тыс. чел. или 300 танков или 3 тыс. десантников);
осуществление наблюдения и контроля за определенными видами военной деятельности. Государства приглашают наблюдателей из всех других участников за деятельностью, в которой участвуют свыше 17 тыс. военнослужащих или 5 тыс. десантников. При этом наблюдателям во время выполнения их функций предоставляются дипломатические привилегии и иммунитета;
обязательный обмен ежегодными планами военной деятельности, подлежащей уведомлению;
запрет проводить деятельность, подлежащую уведомлению, но не включенную в соответствующие планы,
обеспечение проверки соблюдения мер доверия Государства СБСЕ вправе проводить по запросу инспекции в зоне применения мер доверия (но не более трех в год и не более одной от каждого участника).
Венские документы СБСЕ 1990 и 1992 гг. существенно расширили как перечень мер доверия, так сферу их применения, и в настоящее время система мер доверия включает в себя новые институты (инспекции на месте, технический контроль и т.д.).
Новым направлением в развитии института мер доверия является концепция открытого неба.
В соответствии с Договором по открытому небу 1992 г. (в силу пока не вступил) государства обязались содействовать большей открытости в их военной деятельности, для чего предоставили друг другу право проводить определенное число наблюдательных полетов невооруженных самолетов над своей территорией. Учреждается также Консультативная комиссия по открытому небу, рассматривающая вопросы по соблюдению Договора.
Задания для самоконтроля
Контрольные вопросы:
1. Сформулируйте понятие права международной безопасности.
2. Расскажите о всеобщей безопасности
3. Расскажите о региональной безопасности
4. Раскройте содержание мер, касающихся разоружения, сокращения вооруженных сил и вооружений.
5. Охарактеризуйте меры по укреплению доверия, международный контроль.
Основная литература:
1.Бархатова Е. Ю. Международное публичное право в вопросах и ответах.- М.2004
2.Международное публичное право: Учебник.-/ Под ред. К. А. Бекяшева.- М, 2003
3.Международное право: Учебник / Отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. М., 2002.
4.Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов.- М., 1994.
5.Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. М., 1996
6.Сарсембаев М. А. Международное право. Особенная часть. Алматы, 1999
Дополнительная литература:
1.Багданов О.В. Запрещение оружия массового уничтожения. М., 1985.
2.Денисов В.Н. Правовые аспекты разоружения в ракетно - ядерную эру. Киев, 1990.
3.Малинин С.А. Право международной безопасности. В кн.: «Курс международного права». В 7т. Т.4. М., 1990. С. 156 – 210.
4. Арцибасов И.Н., Жданов Ю.Н. Правовой аспект формирования военной доктрины России//ГиП. 1993. №4. С. 3—9.
5. Всеобъемлющая международная безопасность Международно-правовые принципы и нормы / Отв. ред. Б. М. Клименко. М., 1990.
6. Курс международного права. В 7 т. Т. 4. М., 1991, Т. 7. М., 1993.
7. Лазутин Л. А. Меры укрепления доверия и разоружения//Правоведение. 1991. №6.
8. Малинин С. А. Человеческое измерение как обязательный элемент всеобъемлющего подхода к международной безопасности // Правоведение. 1994. №2. С. 40—46.
9. Международное право и международная безопасность. М., 1991.