Б.1.Б.1.3.История. Ч.3.История государственного управления

Направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Профиль

Организация работы органов государственного и муниципального управления

Квалификация: бакалавр

Очная, заочная, очно-заочная формы обучения

Год набора - 2016

Екатеринбург, 2016 г.

Автор–составитель:

К.и.н., доцент кафедры государственного управления и политических технологий

И.В.Жукова

Заведующий кафедрой государственного управления и политических технологий, д.п.н., доцент

И.Б.Фан

СОДЕРЖАНИЕ

1.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4

2.Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО.. 6

3. Содержание и структура дисциплины.. 7

3.2. Содержание лекций. 11

3.2. Содержание практических занятий. 15

4.Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 20

4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 20

4.2. Материалы текущего контроля успеваемости. 21

5.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 25

5.1. Методические указания для обучающихся по подготовке к текущему контролю успеваемости. 25

5.2. Методические указания для обучающихся по подготовке к итоговому контролю успеваемости. 27

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 29

6.1.Основная литература. 29

6.2.Дополнительная литература. 29

6.3.Нормативные правовые документы.. 30

6.4. Интернет-ресурсы, справочные системы.. 30

6.5.Литература для саморазвития. 30

7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 33

7.1 Материально-техническое обеспечение. 33

7.2. Программное обеспечение. 34

1.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

История государственного управления является очень важной дисциплиной при подготовке будущих государственных и муниципальных служащих. Данная дисциплина позволяет увидеть глубокие исторические корни нашей модели государственного управления, особенности процесса становления и развития нашей государственности. В рамках данной дисциплины проводится сравнительно-исторический анализ развития государственности в России и зарубежных странах. Именно история государственного управления способна дать ответ на вопросы: «Почему в нашей стране одинаковые с другими методы государственного управления дают совершенно другой результат? Почему у нашего народа именно так складывается отношение с государством?».

Государственное управление современной России имеет ряд специфических характеристик и отличительных особенностей по сравнению с другими государствами. В результате длительного периода исторического развития нашей государственности сложилась особая система государственного управления. Становление особых характеристик данной модели управления закладывалось в различные исторические периоды.

В данном учебном курсе дается представление о том, какие именно черты нашей системы государственного управления являются особенными по сравнению с системой государственного управления западных государств, исторические предпосылки формирования этих особенностей и их развитие в разные периоды. Данный курс построен на сравнительном анализе исторического развития государ­ст­венности России и стран Востока и Западной Европы.

Современным государственным служащим и всем, кто интересуется системой государственного управления, предложенный курс позволит увидеть логику развития этой системы и даст возможность прогнозировать ее дальнейшее развитие.

В ходе изучения курса решаются познавательные задачи в отношении следующих вопросов:

- особенности развития общественных отношений в догосударственный период развития восточных славян и народов Востока и Западной Европы.

- история становления основных институты государственного управления

- особенности исторического развития моделей государственного управления соответствующих различным формам государственного устройства

- основные принципы рекрутирования управленческих кадров в разные исторические периоды

- основные механизмы взаимодействия органов государственного управления при различных формах правления

- исторические закономерности реформирования органов центрального и местного управления

- влияние идеологий на становление различных моделей государственного управления

Дисциплина «История. Ч.3 История государственного управления» обеспечивает овладение следующими компетенцией:

-способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (УК ОС-5)

1.1. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть:

– сформированы знания:

Об основных тенденции развития государственного и муниципального управления России на разных исторических этапах;

Об особенностях исторического развития государственности России по сравнению с зарубежной государственностью.

– сформированы умения:

ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

подбирать необходимые источники информации, критически их оценивать

– сформированы навыки:

целостного подхода к анализу проблем общества;

работы с историческими источниками и литературой;

критического анализа исторической литературы

1.2. Студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

Код Компетенции Содержание компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
УК ОС-5 Данная профессиональная компетенция состоит в способности проявлять толерантность в условиях межкультурного разнообразия общества Знания: З.1.закономерностей развития и функционирования системы властных отношений, государственно-политической организации общества, механизмов поддержки и насилия; З.2.институтов, принципов, норм, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом, государством; З.3.основных тенденций развития государственного и муниципального управления, в т.ч. в решении вопросов дискриминации и насилия Умения: У.1.применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы социальных наук в профессиональной деятельности, корректно использовать в своей деятельности профессиональную лексику; У.2.анализировать политические процессы и оценивать эффективность политического управления; У.3.осуществлять сравнительный анализ современного и исторического опыта государственного управления У.4.различать потенциально уязвимые по отношению к дискриминации группы, требующие государственной и/или общественной защиты (поддержки) Владения: В.1. навыками системного и комплексного подхода к анализу проблем общества, в т.ч. проблемам неравенства В.2.навыками ретроспективного анализа.  

2.Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО

Дисциплина История. Ч.3.История государственного управления на очной форме обучения осваивается на 2 курсе в 3 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа.

Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области гуманитарных наук.

Дисциплина реализуется после изучения следующих дисциплин: История. Ч.1. История России.; История.Ч.2. История мировых цивилизаций.

Количество академических часов, выделенных на контактную работу с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся:

Часов  
Всего Контактная работа (по видам уч. зан.) СРС Контроль ЗЕТ
Всего Лек. Лабор. Практ. КСР
   

3. Содержание и структура дисциплины

3.1. Структура и объем дисциплины

№ п/п Наименование тем (разделов), Объем дисциплины, час. Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л/ЭО ЛР/ ЭО ПЗ/ ЭО КСР
Очная форма обучения
Введение 1 i   2 i     Участие в дискуссии на семинаре  
Становление древней государственности 2 i   2 i   Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа  
Система управления в период феодальной раздробленности 2 i   4 i   Участие в дискуссии на семинаре. Экспертная база данных 1. Тестирование 1  
Становление сословно-представительной монархии 4 i   6 i   Участие в дискуссии на семинаре. Экспертная база данных 1. Тестирование 1  
Становление и развитие абсолютистской формы правления 4 i   6 i   Участие в дискуссии на семинаре. Экспертная база данных 1. Тестирование 1  
Эволюция государственного управления России в XIX веке 2 i   4 i   Участие в дискуссии на семинаре. Экспертная база данных 1. Тестирование 2  
Развитие российской государственности в начале ХХ века 9,5 0,5 i   2 i   Участие в дискуссии на семинаре. Экспертная база данных 1. Тестирование 2  
Становление Советского государства 8,5   0,5 i   2 i   Участие в дискуссии на семинаре. Экспертная база данных 2. Тестирование 2  
Тоталитарная система управления 2 i   2 i   Участие в дискуссии на семинаре. Экспертная база данных 2. Тестирование 2  
Эволюция системы государственного управления 1950 – н.1990-х гг. 2 i   2 i   Участие в дискуссии на семинаре. Экспертная база данных 2. Тестирование 2  
Итоговая аттестация, контроль текущей работы         Экзамен – эссе  
Итого 20 i   32 i      
Очно-заочная форма обучения
Введение 1 i       Участие в дискуссии на семинаре  
Становление древней государственности 2 i   2 i   Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа  
Система управления в период феодальной раздробленности 1 i   2 i   Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа Тестирование  
Становление сословно-представительной монархии 2 i   2 i   Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа Тестирование  
Становление и развитие абсолютистской формы правления 2 i   4 i   Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа Тестирование  
Эволюция государственного управления России в XIX веке 2 i   4 i   Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа Тестирование  
Развитие российской государственности в начале ХХ века 9,5 1 i   2 i   6,5 Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа. Тестирование  
Становление Советского государства 8,5   1 i   1 i   6,5 Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа Тестирование  
Тоталитарная система управления 1 i   2 i   Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа Тестирование  
Эволюция системы государственного управления 1950 – н.1990-х гг. 1 i   1 i   Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа Тестирование  
Итоговая аттестация, контроль текущей работы         Экзамен - эссе  
Итого 14 i   20 i      
Заочная форма обучения
Введение 0,5 i       2,5 Участие в дискуссии на семинаре  
Становление древней государственности 1 i   2 i   Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа  
Система управления в период феодальной раздробленности 1 i   2 i   Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа Тестирование  
Становление сословно-представительной монархии 1 i   2 i   Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа Тестирование  
Становление и развитие абсолютистской формы правления 1 i   2 i   Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа Тестирование  
Эволюция государственного управления России в XIX веке 2 i   2 i   Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа Тестирование  
Развитие российской государственности в начале ХХ века 9,5 0,25 i   0,5 i   8,75 Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа. Тестирование  
Становление Советского государства 8,5   0,25 i   0,5 i   7,75 Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа Тестирование  
Тоталитарная система управления 0,5 i   0,5 i   Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа Тестирование  
Эволюция системы государственного управления 1950 – н.1990-х гг. 0,5 i   0,5 i   Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа Тестирование  
Итоговая аттестация, контроль текущей работы         Экзамен - эссе  
Итого 8 i   12 i      
                                     

Содержание лекций

Введение

История государственного управления как научная дисциплина. Предмет, объект, методы исследования истории государственного управления России. Цели изучаемого курса. Роль изучаемого курса в подготовки государственных и муниципальных служащих.

Наши рекомендации