Б.1.Б.1.3.История. Ч.3.История государственного управления
Направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
Профиль
Организация работы органов государственного и муниципального управления
Квалификация: бакалавр
Очная, заочная, очно-заочная формы обучения
Год набора - 2016
Екатеринбург, 2016 г.
Автор–составитель:
К.и.н., доцент кафедры государственного управления и политических технологий
И.В.Жукова
Заведующий кафедрой государственного управления и политических технологий, д.п.н., доцент
И.Б.Фан
СОДЕРЖАНИЕ
1.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4
2.Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО.. 6
3. Содержание и структура дисциплины.. 7
3.2. Содержание лекций. 11
3.2. Содержание практических занятий. 15
4.Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 20
4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 20
4.2. Материалы текущего контроля успеваемости. 21
5.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 25
5.1. Методические указания для обучающихся по подготовке к текущему контролю успеваемости. 25
5.2. Методические указания для обучающихся по подготовке к итоговому контролю успеваемости. 27
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 29
6.1.Основная литература. 29
6.2.Дополнительная литература. 29
6.3.Нормативные правовые документы.. 30
6.4. Интернет-ресурсы, справочные системы.. 30
6.5.Литература для саморазвития. 30
7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 33
7.1 Материально-техническое обеспечение. 33
7.2. Программное обеспечение. 34
1.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
История государственного управления является очень важной дисциплиной при подготовке будущих государственных и муниципальных служащих. Данная дисциплина позволяет увидеть глубокие исторические корни нашей модели государственного управления, особенности процесса становления и развития нашей государственности. В рамках данной дисциплины проводится сравнительно-исторический анализ развития государственности в России и зарубежных странах. Именно история государственного управления способна дать ответ на вопросы: «Почему в нашей стране одинаковые с другими методы государственного управления дают совершенно другой результат? Почему у нашего народа именно так складывается отношение с государством?».
Государственное управление современной России имеет ряд специфических характеристик и отличительных особенностей по сравнению с другими государствами. В результате длительного периода исторического развития нашей государственности сложилась особая система государственного управления. Становление особых характеристик данной модели управления закладывалось в различные исторические периоды.
В данном учебном курсе дается представление о том, какие именно черты нашей системы государственного управления являются особенными по сравнению с системой государственного управления западных государств, исторические предпосылки формирования этих особенностей и их развитие в разные периоды. Данный курс построен на сравнительном анализе исторического развития государственности России и стран Востока и Западной Европы.
Современным государственным служащим и всем, кто интересуется системой государственного управления, предложенный курс позволит увидеть логику развития этой системы и даст возможность прогнозировать ее дальнейшее развитие.
В ходе изучения курса решаются познавательные задачи в отношении следующих вопросов:
- особенности развития общественных отношений в догосударственный период развития восточных славян и народов Востока и Западной Европы.
- история становления основных институты государственного управления
- особенности исторического развития моделей государственного управления соответствующих различным формам государственного устройства
- основные принципы рекрутирования управленческих кадров в разные исторические периоды
- основные механизмы взаимодействия органов государственного управления при различных формах правления
- исторические закономерности реформирования органов центрального и местного управления
- влияние идеологий на становление различных моделей государственного управления
Дисциплина «История. Ч.3 История государственного управления» обеспечивает овладение следующими компетенцией:
-способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (УК ОС-5)
1.1. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть:
– сформированы знания:
Об основных тенденции развития государственного и муниципального управления России на разных исторических этапах;
Об особенностях исторического развития государственности России по сравнению с зарубежной государственностью.
– сформированы умения:
ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
подбирать необходимые источники информации, критически их оценивать
– сформированы навыки:
целостного подхода к анализу проблем общества;
работы с историческими источниками и литературой;
критического анализа исторической литературы
1.2. Студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
Код Компетенции | Содержание компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) |
УК ОС-5 | Данная профессиональная компетенция состоит в способности проявлять толерантность в условиях межкультурного разнообразия общества | Знания: З.1.закономерностей развития и функционирования системы властных отношений, государственно-политической организации общества, механизмов поддержки и насилия; З.2.институтов, принципов, норм, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом, государством; З.3.основных тенденций развития государственного и муниципального управления, в т.ч. в решении вопросов дискриминации и насилия Умения: У.1.применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы социальных наук в профессиональной деятельности, корректно использовать в своей деятельности профессиональную лексику; У.2.анализировать политические процессы и оценивать эффективность политического управления; У.3.осуществлять сравнительный анализ современного и исторического опыта государственного управления У.4.различать потенциально уязвимые по отношению к дискриминации группы, требующие государственной и/или общественной защиты (поддержки) Владения: В.1. навыками системного и комплексного подхода к анализу проблем общества, в т.ч. проблемам неравенства В.2.навыками ретроспективного анализа. |
2.Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО
Дисциплина История. Ч.3.История государственного управления на очной форме обучения осваивается на 2 курсе в 3 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа.
Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области гуманитарных наук.
Дисциплина реализуется после изучения следующих дисциплин: История. Ч.1. История России.; История.Ч.2. История мировых цивилизаций.
Количество академических часов, выделенных на контактную работу с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся:
Часов | ||||||||
Всего | Контактная работа (по видам уч. зан.) | СРС | Контроль | ЗЕТ | ||||
Всего | Лек. | Лабор. | Практ. | КСР | ||||
3. Содержание и структура дисциплины
3.1. Структура и объем дисциплины
№ п/п | Наименование тем (разделов), | Объем дисциплины, час. | Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации | |||||||||||||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СР | ||||||||||||||||
Л/ЭО | ЛР/ ЭО | ПЗ/ ЭО | КСР | |||||||||||||||
Очная форма обучения | ||||||||||||||||||
Введение | 1 i | 2 i | Участие в дискуссии на семинаре | |||||||||||||||
Становление древней государственности | 2 i | 2 i | Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа | |||||||||||||||
Система управления в период феодальной раздробленности | 2 i | 4 i | Участие в дискуссии на семинаре. Экспертная база данных 1. Тестирование 1 | |||||||||||||||
Становление сословно-представительной монархии | 4 i | 6 i | Участие в дискуссии на семинаре. Экспертная база данных 1. Тестирование 1 | |||||||||||||||
Становление и развитие абсолютистской формы правления | 4 i | 6 i | Участие в дискуссии на семинаре. Экспертная база данных 1. Тестирование 1 | |||||||||||||||
Эволюция государственного управления России в XIX веке | 2 i | 4 i | Участие в дискуссии на семинаре. Экспертная база данных 1. Тестирование 2 | |||||||||||||||
Развитие российской государственности в начале ХХ века | 9,5 | 0,5 i | 2 i | Участие в дискуссии на семинаре. Экспертная база данных 1. Тестирование 2 | ||||||||||||||
Становление Советского государства | 8,5 | 0,5 i | 2 i | Участие в дискуссии на семинаре. Экспертная база данных 2. Тестирование 2 | ||||||||||||||
Тоталитарная система управления | 2 i | 2 i | Участие в дискуссии на семинаре. Экспертная база данных 2. Тестирование 2 | |||||||||||||||
Эволюция системы государственного управления 1950 – н.1990-х гг. | 2 i | 2 i | Участие в дискуссии на семинаре. Экспертная база данных 2. Тестирование 2 | |||||||||||||||
Итоговая аттестация, контроль текущей работы | Экзамен – эссе | |||||||||||||||||
Итого | 20 i | 32 i | ||||||||||||||||
Очно-заочная форма обучения | ||||||||||||||||||
Введение | 1 i | Участие в дискуссии на семинаре | ||||||||||||||||
Становление древней государственности | 2 i | 2 i | Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа | |||||||||||||||
Система управления в период феодальной раздробленности | 1 i | 2 i | Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа Тестирование | |||||||||||||||
Становление сословно-представительной монархии | 2 i | 2 i | Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа Тестирование | |||||||||||||||
Становление и развитие абсолютистской формы правления | 2 i | 4 i | Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа Тестирование | |||||||||||||||
Эволюция государственного управления России в XIX веке | 2 i | 4 i | Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа Тестирование | |||||||||||||||
Развитие российской государственности в начале ХХ века | 9,5 | 1 i | 2 i | 6,5 | Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа. Тестирование | |||||||||||||
Становление Советского государства | 8,5 | 1 i | 1 i | 6,5 | Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа Тестирование | |||||||||||||
Тоталитарная система управления | 1 i | 2 i | Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа Тестирование | |||||||||||||||
Эволюция системы государственного управления 1950 – н.1990-х гг. | 1 i | 1 i | Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа Тестирование | |||||||||||||||
Итоговая аттестация, контроль текущей работы | Экзамен - эссе | |||||||||||||||||
Итого | 14 i | 20 i | ||||||||||||||||
Заочная форма обучения | ||||||||||||||||||
Введение | 0,5 i | 2,5 | Участие в дискуссии на семинаре | |||||||||||||||
Становление древней государственности | 1 i | 2 i | Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа | |||||||||||||||
Система управления в период феодальной раздробленности | 1 i | 2 i | Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа Тестирование | |||||||||||||||
Становление сословно-представительной монархии | 1 i | 2 i | Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа Тестирование | |||||||||||||||
Становление и развитие абсолютистской формы правления | 1 i | 2 i | Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа Тестирование | |||||||||||||||
Эволюция государственного управления России в XIX веке | 2 i | 2 i | Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа Тестирование | |||||||||||||||
Развитие российской государственности в начале ХХ века | 9,5 | 0,25 i | 0,5 i | 8,75 | Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа. Тестирование | |||||||||||||
Становление Советского государства | 8,5 | 0,25 i | 0,5 i | 7,75 | Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа Тестирование | |||||||||||||
Тоталитарная система управления | 0,5 i | 0,5 i | Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа Тестирование | |||||||||||||||
Эволюция системы государственного управления 1950 – н.1990-х гг. | 0,5 i | 0,5 i | Участие в дискуссии на семинаре. Домашняя контрольная работа Тестирование | |||||||||||||||
Итоговая аттестация, контроль текущей работы | Экзамен - эссе | |||||||||||||||||
Итого | 8 i | 12 i | ||||||||||||||||
Содержание лекций
Введение
История государственного управления как научная дисциплина. Предмет, объект, методы исследования истории государственного управления России. Цели изучаемого курса. Роль изучаемого курса в подготовки государственных и муниципальных служащих.