Гл. IV. - О письмянном свидетельстве или о доказах
1. Третий образ доказания бывает чрез грамотки1 и письмянное свидетельство в сих писмах находится, что друг другу обязан, и по силе оных един из них имеет право от другаго что нибудь претендовать.
2. И сие суть либо явныя писма и свидетельства, которые со известия су-дейскаго учинены и находятся записаны, яко в городовых книгах, судейских книгах и протчих таких свидетелствующих, чрез которыя судья может доказать, что такое дело при нем таким образом случилось и протчее, или такия писма, которые без судьи между собою постановлены бывают, яко купецкие писма, духовные2, мирные писма и рукописание, реверзы3 и протчая.
3. В сих явное самое дело содержало и ознаймено есть, и ежели оный, против которого сии писма докажутся, за правомерные признает, тогда судья, ус-мотря такое доказание, может на оное дело приговор учинить.
Письменные документы.
Духовная - завещание.
Реверс - письменное обязательство.
Б* 163
4. Буде же писма или грамотки, которые объявлены будут, на другие ссылаются, то оные прежде, пока досталные не объявятся, за правые признаны не будут, разве все обстоятельства во оных равным образом содержаны явятся, и дело из оных доволно доказать мочно.
5. Купецкие книги, из которых видимо, что тот и тот толикое число винен, могут токмо вместо половины доказания служить. А ежели доказанию быть совершенну, и купец оную свою книгу во исполнение присягою утвердит, то надлежит смотреть: 1) чтоб оный купец был честный человек, которого непристойным поступком опорочить не мочно; 2) и книги таким образом учреждены, в которых его долги и что на нем чужаго есть, взнесены б были; 3) в каждой почтовой день число записано.
6. А ежели должник под купецким щетом подписался, то уже совершенный есть доказ, и оное дело в равной силе яко духовная или реверс содерживается.
Гл. V. - О присяге
1. Четвертый образ доказывания бывает чрез присягу, которая присяга очи-' стительная называется и при оной следующие находятся обстоятельства.
2. Когда челобитчик ответчика некоторою притчиною обвинит, которую он токмо полуявным основанием доказать может, или ответчик в явных собраниях таким же образом обнесет, а иных доказов иметь не может, то повинен он свое дело присягою удостоверить.
3. Токмо чтоб голос, который в народе о обвиненном произойдет, не вымышленный бы от злых людей был, которое почасту вражды ради происходящей или ненависти от злых людей вымышляется, но буде во всем народе под-твержение свое имеет и достоверности подобно есть. А оному, которой огласит, надлежит всеконечно доказать, инако бо наказан будет.
4. Сию присягу очистительную надлежит всегда ответчику, а не челобитчику чинить. А ежели челобитчик к челобитью своему никакова иного свидетельства обресть не может и похощет на то присягать, то не надлежит ево к тому допущать, но в том ему отказать.
5. Также ответчика к такой присяге принуждать не надлежит, разве притчи-» на ево одним свидетелем уже очищена или имеется еще в полуподозрении.
6. Между протчим последующие притчины, когда злое действо учинено, в| подозрении имеются:
(1) Когда ответчик бежать вознамерится;
(2) Когда с другими злодеями в компании был;
(3) Ежели он напред сего равные же чинил злыя действа;
(4) Когда на оных, которых прежде того обидел, грозился;
(5) Ежели он пред судом двоякое учинил доношение и будет свои слов толковать инако;
(6) Буде он в других местах признает нечто из своих действ или тем похвалится;
(7) Или когда достоверный свидетель при том присудствен был.
7. Токмо судьям не надлежит вскоре оного к присяге принуждать, но прежде всемерно трудитися чрез иные способы правду изведать, понеже сия присяга призираема и осторожности достойна есть.
8. Когда ответчик присягу учинить может и оную учинит, тогда судья довольное имеет основание приговор учинить и его от наказания освободить, по-
неже в сей присяге сия сила есть, что когда ответчик оную учинил, то уже от наказания и дальнаго обвинения освобожден быть может.
9. Буде же ответчик оной присяги учинить не может, то правда, что за винного содержал будет. Но понеже к свидетельствованию явные и довольные требуются доказы, того ради судье надлежит в смертных делах пристойным наказанием его наказать опасатся, но толь паче чреззвычайно наказать, понеже лучше есть 10 винных освободить, нежели одного невинного к смерти приговорить.
10. Ежели судья усмотрит, что ответчик преступление клятвы учинить намерен, а совершеннаго основания не имеет оную подозрителную особу тем доказать, тогда пристойнее есть оное дело предать воли божией и положитися в том веема на бога, пока впредь само объявится. Но понеже во многих местах, когда важные происходят злодейства, и ответчик подозрением или полудоказа-нием отягчен есть, отставя присягу к пытке приводят, того ради за потребно изобретаю об оной здесь упомянуть.