В результате изучения философии студенты должны

Обнаружить следующие знания и интеллектуальные навыки

Ключевые компетентности).

Знать:

· основные понятия геополитики;

· специфику геополитических проблем в контексте актуального политологического знания;

· основные этапы развития геополитической мысли;

· геополитический аспект национальных интересов;

· военные аспекты безопасности государства и роль ядерных сил:

· влияние демографических закономерностей на положение государств;

· климатические закономерности внешней и внутренней политики;

· основные направления глобализации и ее воздействие на российское общество и государство;

· ключевые геоэкономические зоны мировой экономики и место России в глобальном разделении труда;

· характер взаимоотношений России с крупными мировыми игроками (странами, международными организациями, ТНК);

Уметь:

· применять основные геополитические категории и законы для анализа международного положения России;

· анализировать те или иные факты внешней и внутренней политики на предмет их соответствия национальным интересам российского народа;

· применять полученные знания для осознания геополитических вызовов и угроз безопасности российского государства;

· самостоятельно работать с литературой, содержащей геополитическую проблематику.

Тематический план проведения занятий

Наименование раздела лекции семинары с.р.
1. ВВЕДЕНИЕ В ГЕОПОЛИТИКУ. Геополитика как наука      
2. РАЗВИТИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ. Классические школы геополитики
3. Современные геополитические теории и школы
4. Геополитические закономерности. Геостратегический анализ государств
5. Геополитический конфликт  
6. Геополитическая карта СОВРЕМЕННого МИРа. Геоэкономика и глобализация
7. Главные геополитические тренды 21 века
8. Внешняя и внутренняя геополитика России на современном этапе. Россия и пространство  
9. Геостратегия России в глобальном мире

Формы и методы изучения курса

При изучении курса применяются традиционные для гуманитарной подготовки в российской высшей школе виды учебных занятий:

· лекции (включающие мультимедийное сопровождение);

· семинарские занятия (включающие в себя ответы преподавателя на вопросы студентов, беседы студентов и преподавателя, ответы студентов по вопросам плана занятия, решение проблемных задач, письменные контрольные работы, промежуточное тестирование знаний студентов по разделам учебного курса, зачетное собеседование);

· самостоятельную работу студентов под контролем преподавателя.

Формы самостоятельной работы студентов

· Эссе на предложенную преподавателем тему (варианты: «Национальные интересы России: как я их понимаю»; «Конкуренты, враги и союзники России»»; «Плюсы и минусы географического положения России»; «Быть ли России империей?»);

· Составление «геополитического портрета» современного российского политика (любого по выбору) на материалах публикаций и открытых выступлений в СМИ.

· Подготовка доклада и выступление с ним на семинарском занятии по вопросам выносимым для самостоятельного изучения студентами;

· Написание реферата по темам учебного курса, предусмотренным для самостоятельного изучения студентами (См. тематический план курса).

Содержание курса

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ГЕОПОЛИТИКУ

Занятие 1. ГЕОПОЛИТИКА КАК НАУКА

1. Общее понятие геополитики. Геополитология и геостратегия.

2. Зарождение геополитических идей (античность и Новое время).

3. Влияние на политику географических и климатических факторов.

4. Характер геополитических закономерностей.

5. Геополитика как инструмент национальной политики.

Наши рекомендации