В результате изучения философии студенты должны
Обнаружить следующие знания и интеллектуальные навыки
Ключевые компетентности).
Знать:
· основные понятия геополитики;
· специфику геополитических проблем в контексте актуального политологического знания;
· основные этапы развития геополитической мысли;
· геополитический аспект национальных интересов;
· военные аспекты безопасности государства и роль ядерных сил:
· влияние демографических закономерностей на положение государств;
· климатические закономерности внешней и внутренней политики;
· основные направления глобализации и ее воздействие на российское общество и государство;
· ключевые геоэкономические зоны мировой экономики и место России в глобальном разделении труда;
· характер взаимоотношений России с крупными мировыми игроками (странами, международными организациями, ТНК);
Уметь:
· применять основные геополитические категории и законы для анализа международного положения России;
· анализировать те или иные факты внешней и внутренней политики на предмет их соответствия национальным интересам российского народа;
· применять полученные знания для осознания геополитических вызовов и угроз безопасности российского государства;
· самостоятельно работать с литературой, содержащей геополитическую проблематику.
Тематический план проведения занятий
№ | Наименование раздела | лекции | семинары | с.р. |
1. | ВВЕДЕНИЕ В ГЕОПОЛИТИКУ. Геополитика как наука | |||
2. | РАЗВИТИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ. Классические школы геополитики | |||
3. | Современные геополитические теории и школы | |||
4. | Геополитические закономерности. Геостратегический анализ государств | |||
5. | Геополитический конфликт | |||
6. | Геополитическая карта СОВРЕМЕННого МИРа. Геоэкономика и глобализация | |||
7. | Главные геополитические тренды 21 века | |||
8. | Внешняя и внутренняя геополитика России на современном этапе. Россия и пространство | |||
9. | Геостратегия России в глобальном мире |
Формы и методы изучения курса
При изучении курса применяются традиционные для гуманитарной подготовки в российской высшей школе виды учебных занятий:
· лекции (включающие мультимедийное сопровождение);
· семинарские занятия (включающие в себя ответы преподавателя на вопросы студентов, беседы студентов и преподавателя, ответы студентов по вопросам плана занятия, решение проблемных задач, письменные контрольные работы, промежуточное тестирование знаний студентов по разделам учебного курса, зачетное собеседование);
· самостоятельную работу студентов под контролем преподавателя.
Формы самостоятельной работы студентов
· Эссе на предложенную преподавателем тему (варианты: «Национальные интересы России: как я их понимаю»; «Конкуренты, враги и союзники России»»; «Плюсы и минусы географического положения России»; «Быть ли России империей?»);
· Составление «геополитического портрета» современного российского политика (любого по выбору) на материалах публикаций и открытых выступлений в СМИ.
· Подготовка доклада и выступление с ним на семинарском занятии по вопросам выносимым для самостоятельного изучения студентами;
· Написание реферата по темам учебного курса, предусмотренным для самостоятельного изучения студентами (См. тематический план курса).
Содержание курса
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ГЕОПОЛИТИКУ
Занятие 1. ГЕОПОЛИТИКА КАК НАУКА
1. Общее понятие геополитики. Геополитология и геостратегия.
2. Зарождение геополитических идей (античность и Новое время).
3. Влияние на политику географических и климатических факторов.
4. Характер геополитических закономерностей.
5. Геополитика как инструмент национальной политики.