Гражданское общество и правовое государство

Правовое государство, как вы знаете, тесно связано с гражданским обществом. В нем граждане, обладая естест& венными и неотчуждаемыми правами, реализуют свои частO ные интересы и цели, например в материальном благополу& чии, семейной жизни и пр.

Удовлетворение частных интересов приводит к возникно& вению связей и взаимодействий между индивидами и соци& альными группами, порождая определенные институты, на& пример семью, творческие союзы, потребительские органи& зации и пр. Так складывается гражданское общество — совокупность негосударственных общественных отношений, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и групповые) интересы и потребности граждан в различных сферах жизни.

Напомним, что здесь, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные (соподчиненные), а горизонтальные связи и отношения между людьми. Они взаимодействуют как свободные и ответственные друг перед другом, обществом и государством равноправные партнеры.

Рассматривая гражданское общество как систему, его от& ношения и институты можно представить в виде подсистем: социальной, экономико&хозяйственной, духовно&культурной,

 
политической. Они характеризуют сферы его жизнедеятель&

ности.

Социальная подсистема — это первичный, основополага& ющий пласт гражданского общества. Она охватывает сово& купность объективно сформировавшихся общностей людей и их взаимоотношений, которые представлены двумя крупны& ми блоками.

Первый блок обусловлен удовлетворением потребностей граждан в семейно&родственных связях, воспитании детей, здоровье, общении. В рамках этого блока действуют первич& ные социальные группы: семьи, группы друзей, сподвижни& ков. Между ними складываются более или менее глубокие эмоциональные отношения.

Во втором блоке представлены вторичные социальные группы. Их нередко именуют группами интересов. Люди объединяются в эти группы для совместного проведения свободного времени (скажем, группы занятий спортом, шах& матами), совместного решения определенных проблем (например , группы взаимопомощи), выражения и защиты профессиональных, демографических и других интересов.

Подчеркнем, что группы интересов могут иметь органи& зационную структуру и правовой статус. В этом случае они выступают как общественные объединения граждан, напри& мер общества рыболовов, филателистов, защитников живот& ных, профессиональные союзы, молодежные организации и т. д. Другие заинтересованные группы возникают стихий& но — как реакция на то или иное событие. Они не имеют правового статуса и организационного оформления, а высту& пают как гражданские инициативы (например, «Каждому двору — детская площадка»). Инициативные группы граж& дан используют такие средства, как собрания, демонстра& ции, пикетирования и пр. Следует отметить, что вторичные группы интересов действуют в различных сферах граждан& ского общества, оказывая на них большое влияние.

ЭкономикоOхозяйственная подсистема возникает для удовлетворения главным образом материальных потребнос& тей людей. Здесь действуют частные, муниципальные, акци& онерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйст& ва, частные банки. Основой этой подсистемы выступают собственность, свободный труд, частное предпринимательст& во. (Объясните почему.) В ней создаются также торговые и другие организации. Однако отношения распределения, об& мена и потребления, являясь составной частью экономико& хозяйственной подсистемы, функционируют и в рамках со& циальной подсистемы (например, союзы потребителей).

ДуховноOкультурная подсистема призвана удовлетворять потребности людей в образовании, духовном самосовершен& ствовании, вере, творчестве. Реализация этих потребностей

 

в гражданском обществе осуществляется через негосударст& венные институты: образовательные, воспитательные, науч& ные, культурные, конфессиональные учреждения. Консоли& дирующим фактором в духовно&культурной сфере выступают исторический опыт, традиции и обычаи народа, нравствен& ные ценности.

Многие ученые относят к духовно&культурной подсисте& ме и негосударственные средства массовой информации: ра& дио, телевидение, видео, периодические издания (журналы, газеты). Среди политологов все чаще высказывается мнение, что СМИ следует рассматривать как отдельную информациO онную подсистему гражданского общества, имея в виду ее сквозной характер.

Политическая подсистема включает, прежде всего, му& ниципальные коммуны (от лат. municipium — самоуправля& ющаяся община). Это власть на местах, или местное само& управление. К политической подсистеме относятся также политические партии и общественноOполитические движеO ния, которые, будучи группами интересов, перекидывают мостик между гражданским обществом и государством. Вме& сте с тем связь между государственной властью и обществом может осуществляться и через многие другие указанные выше группы интересов. Это происходит в том случае, если заинтересованные группы добиваются решения вопроса на политическом, в том числе государственном, уровне. Напри& мер, если профсоюзы требуют от государства своевременно выплачивать зарплату рабочим и служащим госпредприятий и учреждений, то они вступают в политические отношения с государственной властью. Другой пример: общество люби& телей животных требует от местной власти (самоуправле& ния) построить питомник для бездомных собак, вступая с ней тем самым в политические отношения.

Подчеркнем, что рассмотренные нами подсистемы граж& данского общества являются условными, ибо в реальной жизни они переплетаются в один целостный и динамичный организм.

В России гражданское общество находится в стадии ста& новления. Ускорению этого процесса призвана способство& вать реформа местного самоуправления.

Напомним, что под местным самоуправлением понима& ется негосударственная форма выражения народовластия, осуществляемого определенным территориальным сообще& ством при самостоятельном решении населением вопросов местного значения.

Согласно новому законодательству, органы местного са& моуправления формируются на двух уровнях. Во&первых, на уровне городов (городских округов — городов регионального значения) и районов (муниципальные районы). Во&вторых,

 

на уровне единиц, входящих в состав районов (городские и сельские поселения). В этой связи все территории субъектов РФ разграничиваются между городскими и сельскими посе& лениями. Из групп поселений формируются муниципальные районы. Для поселений и муниципальных районов устанав& ливаются отдельные перечни вопросов местного значения. Так, полномочия поселенческого уровня — благоустройство территории, уборка мусора, озеленение, сохранность почто& вых ящиков в домах и пр.

Органы местного самоуправления муниципального района решают задачи межпоселенческого характера. Их полномочия разграничиваются с полномочиями органов государственной власти. Например, федеральный центр и субъекты РФ обес& печивают муниципальные районы медицинскими и образова& тельными услугами. Но на самих муниципальных районах ле& жит ответственность за ремонт школы или поликлиники.

Города, являющиеся самостоятельными муниципальны& ми образованиями (т. е. не входящие в состав других муни& ципальных образований), наделяются статусом городского округа. Они исполняют одновременно полномочия как посе& ления, так и муниципального района. Таким образом, раз& ные уровни местного самоуправления с учетом их реальных возможностей наделяются разным объемом компетенций.

Новые муниципальные образования должны иметь свои бюджеты, которые формируются из средств налоговых по& ступлений. Распределение этих средств ориентировано на со& здание условий для успешного решения местным самоуправ& лением своих задач, на поддержание наиболее депрессивных территорий.

Вводится также новая концессиональная модель муници& пального хозяйства. Суть ее в том, что органы местного самоуправления предоставляют инвесторам возможность вкладывать средства, но оставляют муниципальную собствен& ность (например, ЖКХ) у себя. Такая модель называется ин& вестиционным соглашением. Инвестор вкладывает средства, получает прибыль, но с истечением срока договора собствен& ность остается муниципалитету.

Подчеркнем, что эффективная деятельность местного са& моуправления, разнообразных добровольных объединений характеризует гражданское общество как саморазвивающее& ся плюралистическое общество. Оно является следствием интеллектуального и нравственно&правового развития каж& дого гражданина, осознания им своей принадлежности к той или иной группе, общих с ней интересов. Отсюда и возни& кает социальная активность, стремление совместными уси& лиями делать жизнь комфортнее, ярче, богаче, а значит, и счастливее. В развитых гражданских обществах люди редко обращаются к государственным органам. Англичане шутят,

 

что они имеют дело с государством дважды: когда вынима& ют почту из ящика и когда нарушают правила уличного движения. Государство прямо не вмешивается в дела граж& данского общества, а обеспечивает условия для его нормаль& ной жизнедеятельности, закрепляет в своих нормативных актах естественно сложившиеся отношения между людьми.

Наши рекомендации