Александр II (1855-1881). Реформы 1860-1870-х гг. в России.

Согласно советской историографии «Великие Реформы» Александра II (1855-1881) были вызваны сложившейся в России в конце 1850-х революционной ситуацией, угрозой массового крестьянского восстания. Сегодня преобладает иная трактовка: реформы потребовались, чтобы создать условия для форсированного развития в России тяжелой промышленности и транспорта и преодолеть военно-техническую отста­лость страны, доказанную поражением в Крымской войне. Выход крестьян из крепостной неволи менял социальную структу­ру общества, что вызвало потребность в других «великих» реформах.

1. Отмена крепостного права.Выступая в марте 1856 г. перед предводителями московского дворянства Александр II сам предложил начать уничтожение крепостного права, призывая помещиков начать это делать «сверху» нежели ждать, когда оно начнет само уничтожаться «снизу». После длительной работы, споров и согласований 19 февраля 1861 г. Манифест об отмене крепостного права был подписан императором. Вскоре документ был обнародован. Его текст зачитывали в церквях, а перед войсками его прочитал сам Александр II. Крепостное право в России пало. Отныне крестьяне стали лично свободными гражданами.Они получали ряд гражданских прав – свободу распоряжения своим имуществом, заключения сделок, открытия торговых и промышленных заведений и т.д. Крестьяне каждого помещичьего имения объединялись в сельское общество (общину). Взаимоотношения между сельскими обществами и помещиками регулировались мировыми посредниками, которые назначались Сенатом из местных дворян. Они имели широкие полномочия и руководствовались только положениями закона. Помещики при этом сохраняли право собственности, на все принадлежавшие им земли,однако были обязаны предоставить в постоянное пользование крестьянам «усадебную оседлость», а также полевой надел. За пользование землей крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк. Крестьяне не имели права отказа от полевого надела в течение первых 9 лет. Размеры надела фиксировались в уставных грамотах. Для различных агроклиматических зон были утверждены разные размеры минимального и максимального «душевого надела». Если надел был больше максимума, поме­щик мог настаивать на «отрезке»земли. Отрезки преобладали в Черно­земье. В нечерноземной зоне, где земля стоила меньше, помещики навязы­вали крестьянам «прирезки» земли, претендуя на больший выкуп. Импе­ратор надеялся, что единовременное получение выкупа позволит помещикам вложить эти деньги в развитие экономи­ки страны. Но большинство дворян продавали землю, проматывали деньги, полученные в качестве выкупа.

Крестьянам предоставлялось право выкупа своего надела. 20 % - платили крестьяне, 80 % стоимости земли выплачивало помещику государство. Крестьяне должны были в течение последующих 49 лет выплачивать государству этот кредит под 6 % годовых. Крестьяне, не выкупившие свои наделы, назывались временнообязанными. Остаток суммы считался долгом крестьянина государству и пос­тепенно выплачивался в дальнейшем (выкупные платежи),что истощало и без того небогатые крестьянские хозяйства. Обострилась проблема малоземелья:размеры многих крестьянских над­елов сократились с 4, 4 до 3, 6 десятины.Неудивительно, что разбогатевшие во второй половине XIX в. крестьяне (кулаки) сколачивали капитал чаще всего не за счет аграрного труда, а с доходов от ростовщичества и розничной торговли.

Однако крестьяне так и не стали владельцами земли.Субъектом собственности на землю было определено сельское общество, т.е. община. В целом последствия отмены крепостного права были колоссальными. По выражению А.А. Корнилова, «Положением 19 февраля народ впервые выводился на историческую арену».

2. Зарождение гражданского самоуправления. Важным направлением в проведении реформ в России была земская реформа.Основная идея земской реформы предполагала признание существования человеческого сообщества с его собственными хозяйственными нуждами и потребностями, независимыми от диктата государства. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»вводилось Указом от 1 января 1864 г. Принцип проведенной в 1864 г. земской реформы состоял в выборности и бессословности. Выборы в земские собрания проводились на основе имущественного, возрастного, образовательного и ряда других цензов. Женщины и лица, работающие по найму, были лишены права участвовать в выборах. Это давало преимущество наиболее обеспеченным слоям населения. Земства вводились не везде, а главным образом в губерниях с явным преобладанием помещичьего землевладения. С 1865 г. земства начали действовать в 19 губерниях, в 1866 г. – еще в девяти. За 12 лет земства были созданы в 34 из 78 губерниях России. По своей роли земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительным органом являлось земское собрание гласных, которое заседало один раз в год. Оно решало хозяйственные вопросы, утверждало сметы, земские налоги, а также выбирало исполнительный орган – земскую управу. Основная часть поступлений земства получали от налогов на недвижимое имущество: земли, леса, доходные дома, фабрики, заводы. Земства занимались вопросами местной промышленности, торговли, снабжения. В их компетенцию входило народное образование, здравоохранение, землеустройство, агрономия, ветеринария, статистика и другие вопросы, проводили работу, на которую у госу­дарства не находилось средств. Земства отличались высокой функциональностью, которая обеспечивалась высоким профессионализмом их кадров. Органы местного самоуправления не имели право заниматься политическими вопросами.

С земской реформой была тесно связана городская реформа, которая проходила на основе специального Городового положения, принятого в июле 1870 г. В городах были созданы всесословные органы общественного управления, избираемые на основе имущественного ценза. Избирательные права предоставлялись купцам, промышленникам и владельцам недвижимости в пределах данного города. Распорядительным органом самоуправления была Городская дума, исполнительным – Городская управа под руководством городского головы. В компетенцию городского самоуправления входили преимущественно хозяйственные вопросы: благоустройство городов, развитие торговли, промышленности, здравоохранения и народного образования. Городская дума устанавливала и налоги. К 1892 г. городское самоуправление было установлено в 621 городе их 707 имевшихся тогда в России. Создание органов местного самоуправления способствовало развитию в России гражданского общества.

3. Судебная реформа 1864 г. Новые судебные уставы были утверждены 20 ноября 1864 г. Судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной. Вводился бессословный и гласный суд,утверждался принципнесменяемости судей. Было введено два вида суда — общий (коронный) и мировой. Общий суд ведал уголовными делами.Судебный процесссталоткрытым, хотя в ряде случаев дела слушались при «закрытых дверях». Была учреждена состязательность суда, введены должности следователей, учреждена адвокатура. Вопрос о виновности подсудимого решали 12 присяжных заседателей. Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом.

Для разбора гражданских дел был введен институт мировых судей. Апелляционной инстанцией для судов являлись судебные пала­ты. Была вве­дена должность нотариуса. С 1872 г. крупные политические дела рассматривались в Особом присутствии правительствующего Сената, кото­рый стал одновременно высшей кассационной инстанцией.

Важную роль в подготовке и проведении реформы сыграли В.П. Бутков, Н.А. Будковский, С.И.Зарудный, К.П.Победоносцев, Д.А.Ровинский, Н.И.Стояновский и др.

4. Военная реформа. С 1874отменялись рекрутские наборы, для мужчин вводилась всеобщая воинская повинность(6 лет в армии, 7 лет на флоте). Призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21 года (в мирное время тянули жребий). Действовала многообразная система льгот и сокращения срока службы для получающих образование (Для окончивших начальную школу сокращалась до 3-х лет, для окончивших гимназию — до 1,5 лет, университет или институт — до 6 месяцев), оказывающих помощь родителям и т. д.

5. Финан­совая реформа (1860 – 1863 гг.)дала стране единый государственный бюджет, планировани­ем которого ведало Министерство финансов. Государственный контроль сле­дил за правильностью расходования бюджетных средств. Бюджет стал гласным. Была сделана попытка проведения денежной реформы (свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленному курсу).

6. Реформа просвещения. В 1864 г. ликвидирована государственно-церковная монополия на просвещение («Положение о начальных народных училищах»). Теперь открывать и содержать начальные школы разрешалось как общественным учреждениям, так и частным лицам при контроле со стороны уездных и губернских училищных Советов и инспекторов. Устав средней школы вводил принцип равенства всех сословий и вероисповеданий, но вводил плату за обучение. Гимназии разделилина классические и реальные.В классических гимназиях, в основном, преподавались гуманитарные дисциплины, в реальных — естественные. После отставки министра народного просвещения А.В. Головнина (в 1861 г.вместо него был назначен Д.А. Толстой) был принят новый гимназический устав, сохранивший только классические гимназии, реальные гимназии были заменены реальными училищами. Наряду с мужским средним образованием появилась система женских гимназий.

Университетский Устав (1863 г.) предоставил университетам широкую автономию, вводились выборы ректоров и профессоров. Руководство учебным заведением передавалось Совету профессоров, которому подчинялось студенчество. Были открыты университеты в Одессе и Томске, высшие женские курсы в Петербурге, Киеве, Москве, Казани.

В результате издания ряда законов в России была создана стройная система образования, включавшая начальные, средние и высшие учебные заведения.

Реформа цензуры,начавшаяся в 1862 г. привела в 1865 г. к выходу нового цензурного устава, смягчавшего требования к изданиям. По новому уставу отменялась предварительная цензура для книг в 10 и более печатных листов (240 стр.); редакторы и издатели могли быть привлечены к ответственности только по суду. По особым разрешениям и при внесении залога в несколько тысяч рублей освобождались от цензуры и периодические издания, однако они могли быть приостановлены в административном порядке. Без цензуры могли выходить только правительственные и научные издания, а также литература, переведенная с иностранного языка.

Административно реформы были достаточно хорошо под­готовлены, но общественное мнение не всегда успевало за идеями царя-реформатора. Многообразие и быстрота преобразований порождали чувство неуверенности и смуту в мыслях. Люди теряли ориентиры, появились организации, исповедующие экстремистские принципы.

Наши рекомендации