Результаты модернизационного процесса
В период довоенных пятилеток (1929–1941 гг.) СССР совершил такой рывок в создании тяжелой промышленности, который позволил создать потенциал одного уровня с самыми развитыми странами по отраслевой структуре, техническому оснащению, возможностям производства всех видов продукции. СССР обеспечил свою экономическую самостоятельность, заложил основу для победы в экономическом противоборстве с фашистской Германией в годы Второй мировой войны.
В 1930-е гг. страна много строила, готовила кадры, вкладывала средства в развитие фундаментальной науки. Благодаря трудовому энтузиазму народа, жесткой репрессивной политике и бесплатному труду миллионов заключенных были быстро спроектированы и построены такие гиганты, как Днепрогэс, Магнитогорский, Запорожский и Кузнецкий угольно-металлургические комбинаты, «Азовсталь», Московский метрополитен, признанный лучшим в мире и др. В 1932 г. в СССР началось крупномасштабное производство синтетического каучука – на 6 лет раньше, чем в Германии, опережавшей в этом направлении другие страны. Был налажен массовый выпуск самолетов, грузовых и легковых автомобилей, тракторов, комбайнов.
В конце 30-х гг. СССР занимал по абсолютным объемам промышленного производства второе место в мире, уступая лишь США. Значительно сократилось отставание от индустриальных стран по производству промышленной продукции на душу населения. Более однородной стала социальная структура общества. В 1928–1940 гг. были достаточно высокими по сравнению с другими странами мира реальные темпы развития промышленности, хотя они оказались ниже, чем в годы нэпа. В то же время не получили должного развития легкая и пищевая отрасли. Индустриализация достигалась высокой ценой – уровень жизни населения оставался низким в сравнении с развитыми странами, хотя и несколько вырос к концу 1930-х гг. Все более жестким становился политический режим.
Задачи культурного строительства
Большевики, пришедшие к власти в 1917 г., стремились контролировать все сферы жизни общества, в том числе и культуру.
Основными задачами в области культурной революции являлись: создание новой, «социалистической», культуры, которая должна выражать интересы трудящихся и служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм; подъем общего культурного уровня народа.
Для формирования нового, коммунистического, сознания использовались партийный аппарат и средства государственной власти, а также общественные объединения. Развернулась пропаганда коммунистических идей (агитационно-пропагандистский отдел Агитпроп). В 1922 г. были созданы Главлит и Главрепертком, осуществлявшие предварительную цензуру в отношении печатных изданий и театральных постановок. Руководство государственной пропагандой коммунизма было возложено на Главполитпросвет во главе с Н.К. Крупской. Главным художественным методом советского искусства к концу 1920-х гг. был признан социалистический реализм.
Власть поддерживала тех представителей науки и искусства, кто принял революцию (К.А. Тимирязев, И.П. Павлов, Н.Е. Жуковский, В.М. Бехтерев, А.Ф. Кони, И.В. Мичурин, А.Н. Бах, В.Я. Брюсов и др.).
Против открыто вставших на антисоветские позиции развернулись репрессии. Были высланы многие выдающиеся философы («философский пароход»), художники и литераторы.
Главной задачей в отношении церкви было содействие «фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков». Велась активная борьба с «религиозными пережитками». Прошли аресты религиозной интеллигенции (в эти годы погибло более 8 тыс. человек из духовенства и монашествующих).
Ликвидация неграмотности
Массовая неграмотность являлась тяжелым наследием дореволюционной России, особенно в национальных районах (так, среди таджиков неграмотность составляла – 99,5%, якутов – 99,3%, узбеков – 98,4%). Вопросы культурной жизни страны находились в ведении Государственной комиссии по просвещению и Наркомата просвещения во главе с А. В. Луначарским, которому на местах подчинялись отделы народного образования.
Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» от 26 декабря 1919 г. обязывал всех детей и взрослых от 8 до 50 лет учиться читать и писать. Создавалась широкая сеть просветительских учреждений: школы грамоты, избы-читальни, кружки. В июле 1920 г. была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, а осенью 1923 г. – массовое добровольное общество «Долой неграмотность».
За первое десятилетие Советской власти обучено около 10 млн. взрослых. Доля грамотных в населении, начиная со школьного возраста, выросла с 40% в 1917 г. до 51% в 1926 г. В то же время СССР продолжал оставаться по уровню грамотности лишь на 19-м месте в Европе.
В рамках кампании борьбы с неграмотностью проводилась реформа языка (унификация графики). Вместо принятой арабской графики вводилась латинская, а затем русская основа (с 1922 г. – у тюркских народов, с 1930 г. – северокавказских, угро-финских народов Сибири). Противники данной реформы (деятели культуры Татарской АССР) были обвинены в «национал-уклонизме» и репрессированы.
Реформирование системы образования
Новая власть поставила задачу коренного преобразования всей системы народного образования в целях создания единой трудовой школы, важнейшими принципами которой являлись: связь обучения с производством, преемственность в воспитании и образовании, совместное обучение.
Первым шагом в этом направлении стал Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Отменялось преподавание в школах Закона Божьего. Конституция РСФСР закрепила право на «полное, всестороннее и бесплатное образование». Специальным Постановлением Наркомпроса «О школах национальных меньшинств» устанавливались равные права всех нерусских школ в системе просвещения. На основе положения ВЦИК «О единой трудовой школе» (16 октября 1918 г.) создавалась двухступенчатая школа (I ступень – 5-летнее обучение; школы II ступени создавались на базе 4–7 классов гимназий и коммерческих училищ). В конце 1920 г. появились отмененные было учебные планы и программы, включавшие обязательное изучение русского языка, физики, химии, математики и литературы. При этом помимо Закона Божьего из учебных программ изымалась история. В 1925 г. был принят декрет о введении в РСФСР всеобщего начального обучения, рассчитанный на 10 лет.
При этом затраты на развитие образования были крайне недостаточны, средств выделялось меньше, чем в предреволюционный период.
Декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР» предоставил каждому человеку в возрасте от 16 лет (независимо от гражданства, пола, вероисповедания) право поступления в вузы без экзаменов. Плата за обучение отменялась. Упразднялись все ученые степени и звания преподавательского состава. При приеме соблюдался классовый принцип, обеспечивающий преимущество выходцам из трудового народа. Для тех молодых людей, которые не происходили из рабочих или беднейшего крестьянства, путь к высшему образованию фактически оставался один – идти на заводы зарабатывать «трудовой стаж», который давал возможность поступить в университет или институт. Так как рабоче-крестьянская молодежь, поступавшая в высшие учебные заведения, часто не просто была не готова к восприятию материала, но и просто неграмотна, создавались рабфаки – курсы, на которых молодые люди в сжатые сроки должны были одолеть программу 4–6 классов школы.
Наука
Перед руководителями Советской власти стояла задача восстановить научный потенциал страны и поставить его на службу социалистическому строительству. После революции была сохранена сеть научных учреждений – Российская академия наук (с 1925 г. – Академия наук СССР), университетские кафедры, одновременно учреждались новые научно-исследовательские институты и общества, большинство из которых носило прикладной характер.
С целью объединить научные и технические силы страны для решения неотложных экономических задач в феврале 1918 г. при ВСНХ был учрежден Центральный совет экспертов, в августе – научно-технический отдел (НТО). К сотрудничеству было привлечено около 800 ученых и специалистов, в том числе академики А.Н. Бах, А.Н. Крылов, А.Е. Ферсман, Н.Д. Зелинский, А.Ф. Иоффе, И.М. Губкин и др.
В 1920 г. около 200 ученых приняли участие в разработке плана ГОЭЛРО. В связи с потребностями производства началась разведка нефти в районе между Волгой и Уралом, изучение недр Курской магнитной аномалии (под руководством И. М. Губкина), геологические изыскания на Урале, Дальнем Востоке, Кольском полуострове (возглавляемые А.Е. Ферсманом). Успешно трудились в эти годы А.Ф. Иоффе и Д.С. Рождественский (в области расщепления атома лития), Н.Е. Жуковский и С.А. Чаплыгин (аэродинамика), Н.Ф. Гамалея (микробиология), В.И. Вернадский (биохимия и учение о биосфере) и др.
В то же время значительное количество ученых, представлявших собой цвет российской науки, оказалось в эмиграции. Те же, кто остался в России, подвергались репрессиям, лишались возможности заниматься научной деятельностью, уничтожались.
Литература
В соответствии с концепцией революционного искусства литература была призвана «служить трудовому народу». Главным героем литературы и искусства стал «человек труда» с новыми моральными устоями. Революция нашла отражение в произведениях А.А. Блока («Двенадцать»), А. Белого («Христос воскрес»), В.В. Маяковского («Мистерия-буфф») и др.
В августе 1918 г. был создан Всероссийский союз пролетарских писателей. Влиятельной творческой группой был РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), организационно оформленный в октябре 1920 г. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л.Л. Авербах, Ф. В. Гладков, А.С. Серафимович, А.А. Фадеев и др. В первые годы нэпа возникли литературно-художественные группы: «Октябрь» (1922 г.), «Левый фронт искусств» (ЛЕФ, 1922 г.). В 1923 г. была создана Московская ассоциация пролетарских писателей (МАПП).
Но далеко не все организации стояли на позиции пролетарской культуры. Литературные общества «Серапионовы братья» (создано в 1921 г.), «Перевал» и другие также искали пути к новому искусству, но занимали позицию, вызвавшую со стороны рапповцев и лефовцев резкую критику их как «попутчиков».
В 1922 г. был создан Главлит, осуществлявший предварительную цензуру в отношении печатных изданий. Руководство государственной пропагандой коммунизма было возложено на Главполитпросвет во главе с Н. К. Крупской. Окончательно «социалистический реализм» в литературе восторжествовал в 1934 г., когда был образован Союз писателей СССР.
Однако безусловный приоритет общечеловеческого начала над классовым отстаивали в своем творчестве А.П. Платонов, Е.И. Замятин, М.А. Булгаков, М.И. Цветаева, О.Э. Мандельштам, М.М. Пришвин, И.Э. Бабель, Б.Л. Пастернак. Но эти авторы лишены были возможности публиковать свои произведения, «писали в стол», преследовались и истреблялись властями.
Изобразительное искусство
Многие участники существовавших ранее авангардистских групп встали на сторону революционных преобразований в искусстве (В.В. Кандинский, М.З. Шагал, А.В. Лентулов, К.С. Малевич, К.С. Петров-Водкин и др.). Художники-авангардисты поддержали идею служения искусства государству и революции, государственного управления искусством и идеологического контроля над ним. Они обосновывали концепцию массового искусства как инструмента «конструирования психики».
Впервые в послереволюционные годы в живописи широкое распространение получили агитационно-пропагандистские формы (как, например, агитплакаты художников из «Окон сатиры РОСТА»).
Подготовкой художников занимался первый советский художественный вуз ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), основанный в 1920 г. В том же году был создан Институт художественной культуры, занимавшийся разработкой вопросов теории и методологии искусства и художественного образования (первый председатель – В.В. Кандинский; директор ленинградского отделения – К.С. Малевич).
Среди живописцев и графиков в 20-е годы развернулась борьба, аналогичная происходившей в литературе. Возникли такие творческие группы, как Ассоциация художников революционной России (АХРР – С.В. Малютин, Г.Г. Ряжский, М.Б. Греков), «Четыре искусства» (К.С. Петров-Водкин, М.С. Сарьян, В.А. Фаворский), Общество московских художников (ОМХ – Я.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и др.), общество художников-станковистов (ОСТ – А.А. Дейнека, Ю.И. Пименов и др.). Ахрровцы и остовцы, сочетая традиции реализма передвижников с новым идеологическим содержанием, заложили своими произведениями основы социалистического реализма в живописи. В творчестве И.И. Броского (полотна, посвященные Ленину), Дейнеки («Оборона Петрограда»), Грекова («Тачанка»), Пименова («Тяжелая индустрия») доминируют темы революции и начавшегося создания социалистического хозяйства.
Их противники из «Четырех искусств» и ОМХ, развивая направление русского художественного авангарда, считали необходимым воплощать новую идеологию в новых формах.
Расцвет художественных стилей прекратился в 1932 г., когда образовался Союз художников СССР. Официальным, «единственно верным» стилем властью провозглашался «социалистический реализм». Остальные художественные мастерские были разогнаны. Живописцы и графики, пытавшиеся найти свой путь в искусстве, не признавались художниками, лишались возможности творить и выставлять свои произведения, подвергались репрессиям. На долгие годы развитие изобразительного искусства в СССР замерло.
Скульптура
Новым направлением в художественной жизни советской России стала монументальная пропаганда. В соответствии с ленинским планом (весна 1918 г.) в первые годы после революции развернулось создание памятников известным мыслителям, революционерам, деятелям культуры (за этим последовало разрушение памятников дореволюционной эпохи как «не имевших художественного значения»). В осуществлении этой программы приняли участие Н.А. Андреев, Л.В. Шервуд, С.Д. Меркуров, В.И. Мухина и другие скульпторы, приобретшие известность до революции. В 20-е гг. они создавали новые произведения, проникнутые революционным романтизмом и характеризовавшиеся монументализмом.
В духе «героического реализма» (ставшего позже основой социалистического реализма) в скульптуре работал также И.Д. Шадр («Булыжник – оружие пролетариата», «Рабочий», «Крестьянин») и др.
Архитектура
Градостроительство. В первой половине 20-х гг. составлялись планы упорядоченного развития больших городов – Москвы, Ленинграда, Баку, Еревана и др. Работавшие над этими проектами архитекторы являлись представителями дореволюционной архитектурной школы (И.В. Жолтовский, А.В. Щусев, А.И. Таманян и др.). В эти годы начал осуществляться план реконструкции Москвы (под руководством Жолтовского и Щусева).
Ведущим направлением советской архитектуры стал конструктивизм. Братья Веснины, М.Я. Гинзбург, П.А. Логосов, И.И. Леонидов и др., продолжая традиции русского модерна, видели свою задачу в разработке художественных форм на основе функционального назначения вещей, зданий, применяемых материалов, технических конструкций.
Конструктивисты выдвинули лозунг производственного общественно полезного искусства. Создавались новые функциональные типы зданий, созвучные эпохе, в частности, фабрики-кухни, дома культуры и т. д. Конструктивистские идеи были использованы при разработке теории и практики дизайна, проявились в живописи, графике, театре. В 20-е гг. ведущие архитекторы в той или иной степени использовали конструктивистские принципы, в том числе А.В. Щусев. Идеи конструктивизма развивали и члены объединения АСНОВА, называвшие себя рационалистами (К.С. Мельников, Н.А. Ладовский). Стремясь к простоте, геометрическим формам, сочетанию образности и функциональности эстетических форм, они искали творческую выразительность в новых конструкциях и материалах.
Театр и кинематограф
Декретом СНК от 26 августа 1919 г. все театры страны были объявлены национальной собственностью, 27 августа национализирована киноиндустрия. Театр являлся важным участком «борьбы за народное искусство». Здесь произошли самые решительные перемены. Революция способствовала развитию нового режиссерского театра. Важную роль в развитии театрального искусства в послереволюционные годы сыграли московские театры им. Е.Б. Вахтангова и Моссовета, Большой драматический театр в Ленинграде. Среди театральных деятелей, работавших в эти годы, – А.В. Нежданова, Л.В. Собинов, А.И. Южин, М.Н. Ермолова, В.П. Качалов и др.
В конце 1920 г. В.Э. Мейерхольдом была выдвинута программа «Театральный Октябрь», воплощенная на сцене 7-го театра РСФСР. Эта программа, близкая идеям Пролеткульта, была направлена на создание театра массового, агитационного, в котором зритель становился участником спектакля (однако это направление не получило поддержки). В середине 20-х гг. были поставлены первые советские пьесы, написанные в реалистической традиции: «Шторм» В.Н. Билъ-Белоцерковского (1925); «Любовь Яровая» К.А. Тренева (1926), «Бронепоезд 14–69» Вс.В. Иванова (1927), «Разлом» Б. А. Лавренева (1928), «Клоп» и «Баня» В.В. Маяковского (1928–1929).
В.И. Ленин говорил, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Его воздействие на массы было важнейшим рычагом государственной пропаганды. Уже в 1919 г. в Москве была открыта первая киношкола. С 1918 по 1921 гг. в прокат вышли 13 художественных, 35 агитационных и более 100 документальных лент. С.М. Эйзенштейн (автор фильмов «Броненосец «Потемкин», «Октябрь») положил начало развитию революционной тематики в художественном кинематографе. В 1923–1927 гг. были сняты «Красные дьяволята» И. Перестиани, «Мать» и «Конец Санкт-Петербурга» В. Пудовкина, «Аэлита» Я. Протазанова и др.
Музыка
В первые годы Советской власти развитие музыки было тесно связано с песенным творчеством. Звучали как старые (гимн «Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка»), так и новые пролетарские песни («Марш Буденного», «Проводы», «Песня о Красной Армии»), созданные молодыми композиторами – участниками Гражданской войны Д.Я. Покрассом, А.В. Александровым и др. Подчас популярность приобретали старые песни с новым текстом, такие, как «За власть советов», переделанная из гимна юнкеров.
Среди первых музыкальных сочинений, написанных в эти годы и посвященных революции, 3-я симфония Н.Я. Мясковского, балет «Красный мак» Р.М. Глиэра, оперетта «Свадьба в Малиновке» О.П. Рябова и др. У истоков развития советского музыкального искусства стояли А. К. Глазунов, К.Н. Игумнов, М.М. Ипполитов-Иванов.
Здесь также шла борьба сторонников массового пролетарского искусства (Российская ассоциация пролетарских музыкантов – РАПМ) и тех композиторов, дирижеров и исполнителей, кто отстаивал необходимость популяризации русской и зарубежной музыкальной классики.
Русское зарубежье
В разные годы за рубежом оказалась большая группа деятелей русской культуры – мастера оперы и балета – Ф.И. Шаляпин, С.М. Лифарь (30 лет руководивший французским балетом), А.П. Павлова, композиторы – И.Ф. Стравинский, С.В. Рахманинов, А.Т. Гречанинов, художники – П.К. Рерих, А.Н. Бенуа, К.А. Коровин, писатели и поэты – И.А. Бунин, И.С. Шмелев, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский, А.И. Куприн, К.Д. Бальмонт, М.И. Цветаева и др.
Центрами русского зарубежья в Западной Европе были, прежде всего, Берлин, Париж, Прага, а также Белград, Рига, София. За пределами Европы центрами расселения русской эмиграции стали Китай (особенно Харбин), США, Канада, страны Латинской Америки, Африки. В результате эмиграции и высылки из советской России сотен и тысяч выдающихся представителей интеллигенции и ученых, за рубежом оказались люди, чьи научные достижения имели мировое значение.
Естественные и технические науки в эмиграции представляли авиа- и вертолетоконструктор И.И. Сикорский, крупнейший ученый-механик С.П. Тимошенко, один из создателей телевидения, видный специалист по электронной физике В.К. Зворыкин, кораблестроитель В.И. Юркевич и др.
Гуманитарные науки – историки П.Н. Милюков, Г.В. Вернадский, С.С. Ольденбург, социолог П.А. Сорокин. П.А. Бердяев, организовавший в Берлине Свободное религиозно-философское общество, редактировал главный религиозный журнал эмиграции «Путь», сыгравший чрезвычайно важную роль в развитии русского богословия.