Формы территориального государственного устройства
По форме территориального государственного устройства современные государства делятся напростые (унитарные) и сложные (федерации).
Первойисторической формой простого государства принято считатьантичные полисы — города с близлежащей округой, которые представляли собой целостные государственные образования, не имевшие даже административно-территориального деления.
Современной формой простого государства являетсяунитарное(лат. unus — один) государство, которое отличается полной централизацией государственной власти, политическим единством и неделимостью. Это означает, что оно включает в себя лишь административно-территориальные (иногда национально-территориальные) образования, которые хотя и отличаются известным своеобразием, но не имеют ни собственного законодательства, ни собственного правительства, ни особого судоустройства, ни собственного аппарата принуждения и подчиняются центральной власти во всех вопросах проводимой ею политики (Болгария, Греция, Польша, Финляндия, Франция).
Унитарные государства бываютпростыми (симметричными) и сложными (асимметричными). Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц, имеющих одинаковый юридический статус (Алжир, Колумбия, Польша). Сложное унитарное государство имеет в своем составе одно или несколько автономных образований, которые обладают некоторыми правами, отличными от других административно-территориальных единиц (Великобритания, Дания, Китай).
3 В качестве примера можно привести бывший СССР, нацистскую Германию, фашистскую Италию и др. В наши дни к такой форме правления приближается ряд стран тропической Африки, получивших название «монократических республик».
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
Возможна также классификация унитарных государств нацентрализованные и относительно децентрализованные, в которых развита система местного самоуправления.
В теории государства выделяют подчас так называемоерегиональное государство, которое рассматривают какпереходное от унитарного государства к федерации. В настоящее время такая форма существует в четырех странах: Италии, Испании, Шри-Ланке и ЮАР. Вся территория регионального государства разделена на политические автономные образования. Эти образования не принимают своих конституций, но имеют местные представительные собрания с законодательными полномочиями и собственную администрацию.4
Современной формой сложного территориального устройства являетсяфедерация (лат. fedus — союз) — союзное государство, включающее в себя несколько государственных образований — субъектов (членов) федерации. В федерации наряду с федеральными органами законодательной и исполнительной власти, представляющими все государство, существуют органы законодательства и управления в субъектах федерации (землях, штатах, кантонах, округах, республиках и т. д.), которые обладают правом принятия собственных конституций. Предметы ведения федерации и ее субъектов разграничиваются союзной конституцией. Государственные образования внутри федерации обладают юридически определенной политической самостоятельностью, в сферу которой не могут вмешиваться федеральные органы. Субъекты федерации могут, например, принимать собственные законы, не противоречащие федеральным законам, иметь денежные средства и расходовать их на собственные нужды и т. д. В федерации параллельно существуют единое союзное гражданство и гражданство союзных единиц.
Вместе с тем субъекты федерации не обладают государственным суверенитетом. В частности, они лишены права на односторонний выход из федерации, не являются самостоятельными субъектами международных отношений (субъектом международного права является федерация в целом), не имеют собственной валюты, собственных вооруженных сил и т. д. В случае нарушения субъектом федеральной
4 ЧиркинВ. Е. Государствоведение. М., 1999. С. 191-192.