III – продвижение на Кавказе.
Продолжалась длительная Кавказская война (1817 – 1864). Присоединение Закавказья к России могло стать полным лишь в том случае, если бы в состав империи вошли бы территории Северного Кавказа. Главным препятствием для утверждения России в этом регионе стал мюридизм – исламское религиозное течение, ставившее себе целью создания на Кавказе мусульманского теократического государства. Оно призывало к священной войне против неверных. В наибольшей степени это движение охватило Дагестан и Чечню. Оно оценивается по-разному: то как борьба горцев за свободу и независимость, то как реакционное религиозное учение, служащее интересам верхушки горцев.
В 1820 – 30 –е годы на территории Чечни и Дагестана создано государство Имамат. Имамами были Гази – Магомед, Гамзат – Бек и Шамиль (1834 – 1859). Шамиль обладал выдающимися организаторскими способностями. Он объединил племена, ввел шариат, объявил свою власть наследственной. Его главная задача – борьба с Россией. Использовал партизанскую борьбу, террор, набеги. В начале 1850 – х был взят последний оплот Шамиля – аул Гуниб, сам он был плене, но борьба продолжалась до 1864 года.
Таким образом, Кавказ был присоединен полностью. Это стоило многочисленных жертв и жестоких мер. Кавказская война более 30 лет изматывала силы империи. Кавказский фронт стал местом ссылки прогрессивных деятелей, находившихся на военной службе.
IV – присоединение Казахстана.Еще в 30-40-е годы XVIII века был присоединен Младший и Средний Жузы – политические объединения кочевников под властью ханов и аристократии. 1840 -50-е годы XIX века был присоединен Старший Жуз. Воссоединение казахского народа завершено.
Таким образом, внешняя политика России в период правления Николая I была активной.
Общественное движение 40-х годов.
Западники и славянофилы.
Царствование Николая I стало эпохой напряженных размышлений о судьбах России. После разгрома декабристов центр общественного движения из армии переместился в студенческие кружки, в редакции газет и мелких журналов. Участниками этих кружков были в основном выходцы из мещан, мелких чиновников, низшего духовенства. Их стали называть разночинцами. В тайные организации эти кружки не сложились, были разгромлены, но они подготовили новые поколения борцов против самодержавия.
В 30-40-е годы существовали кружки Веневитинова, Станкевича, Герцена, Белинского, Петрашевского. В силу своей немногочисленности опасности для правящего режима они не представляли.
Основными направлениями в общественном движении стали западничество и славянофильство. В ходе спора об историческом пути России общественные деятели и учения разделились.
Славянофилы (Хомяков, братья Кириевские, Кошелев, Самарин, братья Аксановы) считали, что Россия идет своим собственным путем, отличным от Западной Европы с ее революциями. Развития капитализма она не сможет избежать. Славянофилы идеализировали допетровскую Русь, мечтали восстановить древнерусский быт, традиции, нравы. Процветание отечества связывали с православием и существованием общины.
Западники (Грановский, Боткин, Соловьев, Кавелин, Герцен) считали, что Россия и Запад имеет одинаковые пути развития в рамках единого исторического процесса. В России так же, как и на Западе должен утвердиться капитализм. Этот строй они идеализировали, видели его положительные черты и старались не замечать негативные. Положительно оценивали деятельность Петра I, который много сделал для того, чтобы Россия пошла по западному пути. По их мнению, в России должна быть введена конституция, демократические свободы.
Западников и славянофилов объединяло то, что они выступали против революций и крепостного права. Они вошли в историю как «люди сороковых годов» - люди, осмелившиеся на поиск истины в условиях николаевского царствования. Они многое сделали для изучения истории России, так как аргументы для своих споров искали в архивах, в прошлом страны.
В 40-х годах у Белинского, Герцена, Огарева окончательно сформировались идеи социализма. Основной заслугой революционеров была критика современного положения Отечества в журнальных статьях (особенно в «Отечественных записках») и отдельных произведениях. Большое развитие идеи социализма нашли в кружке Буташевича-Петрашевского, который возник в 1845 году. На своих собраниях они говорили о необходимости отмены крепостного права, введении свободы печати, преобразовании суда, знакомились с произведениями французских социалистов. В 1849 году кружок был разгромлен и приговор был поразительно жесток. Суд приговорил к расстрелу 24 человека, в последний момент его заменили каторгой.
Таким образом, в 40-е годы общественное движение, несмотря на реакцию николаевского времени, продолжает развиваться. Идет активный спор между западниками и славянофилами об историческом пути развития России.