Минають дні, минають ночі а україна, знай, горить...

К волне


Васыль Шахрай

Содержание

1. Pro domo nostra

2. Война и революция

3. Два периода революции

4. Россия и Украина на фоне мировых событий

5. Стратегический план возрождения единой и неделимой России

6. Скоропадский и Деникин

7. Директория

8. Временное рабоче-крестьянское правительство Украины

9. Оккупанты

10. Тенденция украинского движения: независимая Украина

11. Революция в Австрии. Галичина

12. Возможна ли Украина, независимая от России?

13. Как пишут историю?

14. Украинское национальное движение на фоне современного капиталистично-империалистичного хозяйствования

15. Единство или независимость? Две политики

16. Союз пролетариата с мелкой буржуазией против мирового империализма

17. Столыпинщина

18. Украинская коммунистическая партия (большевиков)

19. Мы - «националисты». Мы - «шовинисты»

20. Вопросы т. Ленину.

Pro domo nostra

Лучше поздно, чем никогда - говорит известная русская пословица. Помня это, мы и решаемся обратиться со своими словами к рабочим и крестьянам России и Украины. Мы делаем это не потому, что считаем себя очень образованными людьми, которые могут поучать других. Скорее, наоборот, мы считаем себя обычными людьми. Но сейчас мы переживаем одну из ответственнейших волн в огромной борьбе труда и капитала, старого, буржуазного, построенного на принуждении и угнетении общества - с новым, обществом международной солидарности трудящихся, обществом свободной семьи свободных народов, социалистическим обществом. Каждый человек должен внести свою крупицу помощи, как бы ни были малы его силы, чем только может, как только он поймёт и представит эту огромную волну. Мы твердо убеждены, что современная волна, которую мы переживаем, является лишь одним из звеньев цепи гигантских сражений человечества за свое освобождение от оков капитализма и империализма современности. Мы убеждены, что за этой волной идут новые, и напряженность и трагичность этой борьбы наберет невиданного размаха. И, в зависимости от того, каким путем пойдут события сейчас, будет предрешено и дальнейшее развитие событий. Эти события имеют свою логику, которая, практически каждый раз превосходит человеческую логику. В революционные времена истинная природа общества, отдельных его классов, групп, лиц проступает с непобедимой яркостью, и, так называемая «историческая необходимость», также перестает быть только результатом опыта исторических событий, а набирает наглядности обыденного, ежечасного факта, известного каждому обывателю. Но мы также знаем, что эта «историческая необходимость» состоит из совокупности человеческих личных, групповых, классовых свобод, и если идея, мысль распространяется в массах людей, захватывает, определяет волю большей или меньшей массы людей, она становится тем самым одним из факторов, определяющих направление «исторической необходимости». История является результатом массового действия, а не «великих личностей», «героев», и выковывается она в постоянной и ежедневной борьбе за собственные интересы масс, а не во дворцах, министерских кабинетах, салон-вагонах главковерхов и т. д. История знает примеры, когда обычные люди, которые никогда не думали и не планировали открыть Америку и осчастливить человечество, сумели выразить мнение, которое «витало в воздухе», нащупать пульс исторической волны, - они и «становились капралами», их мысли становились фактором исторической жизни. «Стать капралами» мы не пытаемся, но если бы наш скромный голос нашел отклик в массах, чтобы можно было хоть немного повернуть историю на желаемый для нас путь, - мы были бы довольны: наш труд не пропал бы даром.

Мы осмеливаемся обратиться к рабочим и крестьянам Украины и России еще и потому, что нам пришлось воочию наблюдать развитие событий на Украине во время революции; принимать участие собственными небольшими силами в этих событиях, - и тот исторический опыт, который мы приобрели за это время, должен быть, на наш взгляд, использован не только для нашего личного пользования, а помочь всем, кто борется за счастье и судьбу живых людей, для кого судьба Украины и судьба России не является чем-то абстрактным, кому судьба Украины и судьба России «спать не дает всю ночь».

Мы любим Россию и Украину, любим так, как любят свою мать, - счастье и судьба России и Украины является нашим счастьем, нашей судьбой. В них мы любим всё человечество. Новая Россия и новая Украина - две равноправные сестры, две свободные страны, две независимые, самостоятельные и в то же время объединенные общими интересами, уважением и вежливостью друг к другу, - вот к чему мы стремимся, вот чем мы болеем, к чему мы призываем, вот что дает нам оправдание в том, что мы осмелились обратить внимание рабочих и крестьян на свои мысли, к своим «ума холодным наблюденьям и сердца горестных замет».

Лучше поздно, чем никогда. А то, что поздно, то вина лежит не только на нас, но и на том, что волей исторических судеб нам приходится жить в более или менее «прекрасном далеком», куда вести доходят поздно и не в полном объёме, так что ориентироваться в свое время трудно.

Мы сделали, как сумели. Пусть кто сможет, сделает лучше!

Война и революция

Минають дні, минають ночі А Україна, знай, горить...

Горит не одна Украина. Горит весь мир. Горит уже пятый год. Вспыхнувший в 1914 году мировой пожар невиданной в истории человечества войны превращается в новый революционный пожар. В ответ на империалистическую войну в пользу «своих» и «чужих» капиталистов, помещиков, банкиров, войну за новые рынки, за новый передел мира, за передел «малых угнетенных народов», - разгорается и распространяется революционный пожар, который «очищает», выжигает все, что осталось после руины 1914-1918 годов, превращает в пепел труп старого буржуазного общества.

Украина имеет несчастье входить в ряд стран, таких как Бельгия, Польша, Сербия, Армения и др., где происходили кровавые события современной войны, где решались вопросы мировых хищников. За честь быть свидетелем и ареной мировых событий, стоять «на аванпосте» мирового движения, Украина дорого заплатила кровью и потом своих сыновей. И заплатить еще предстоит, - об этом уже позаботится новый мировой победитель, новый гегемон империалистической буржуазии, апостол «самоопределения малых народов», президент Северо-Американских Соединенных Штатов Вудро Вильсон.

Мировая война и мировая революция - вот два наглядных факта современности переживаемой эпохи.

Война и революция являюся кризисом социума, гражданского общества.

«Всякий кризис отбрасывает условное, срывает внешнюю оболочку, уничтожает отжившее, раскрывает более глубокие пружины и силы».

Что продемонстрировал кризис в современной волне? Мировая война явно продемонстрировала противоречия современного буржуазного, капиталистического, империалистического общества, построенного на отчуждении средств производства и обмена - земли, фабрик, заводов, железных дорог и т. д. - от производителя; на частной собственности на средства и орудия производства и обмена и экспроприации и пролетаризации широких трудящихся масс. На противопоставлении мертвых вещей, продуктов человеческого труда, живым производителям, рабочей силе, как капитал и труд; общество, где движущей силой общественного производства и социальной жизни является не удовлетворение человеческих, общественных потребностей, а непрерывная жажда наживы, прибыли, барыша; общество, которое в каждой приобретенной или завоеванной стране или области общественного производства находит лишь новую грань и этим только распаляет жгучее желание все забрать себе, все захватить, все прибрать к рукам, - это общество выработало такие гигантские производительные силы, которые могут за короткое время наводнить мир своими продуктами и капиталами, и в то же время не способно удовлетворить потребности своей массы населения, чтобы оградить его от опасности и ужаса голода, холода, нищеты, болезней. Мир поделен между отдельными мировыми хищниками, «большими» государствами, в то время как каждому из них нужен целый мир. Производительные силы не могут не у дел, капиталы должны любой ценой найти себе поле деятельности, капитал должен приносить прибыль, а ко всему прочему нам - нет дела.

Vivat profit, pereat mundus! Apres nous le deluge! Да здравствует прибыль, пусть погибнет мир! После нас хоть потоп!

«Война есть продолжение политики другим способом». Это крылатое высказывание немецкого империалиста Кляузевица раскрывает истинный смысл целей современной империалистской войны. Война должна была доделать то, чего нельзя было достичь «мирной» конкуренцией, «мирными» договорами, таможенной политикой и т.д.

Война вышла из сущности современного общества, из необходимости естественного закона, - и поэтому никак не найдут причину войны, кто виноват в ней.

Виновным является современное устройство общества.

Война, далее, явно доказала и свою неспособность решить те вопросы, которые она должна была решить. Она должна была устранить противоречие между огромными производительными силами общества и его общественными отношениями, построенными на собственности, на эксплуатации живой рабочей силы капиталом, на неутолимой жажде новых рынков и прибыли.

Война не только не устранила данного противоречия, но и углубила его, ввергла общество в пропасть общей нищеты, одичания, гибели. Чтобы не погибнуть, общество напрягает свои силы в другом направлении, пытается решить «другими средствами» вопрос, который не способен решить война.

Революция является продолжением предыдущей политики и войны, только «другими средствами».

Подобно римским "аристократам", которые обжирались вкусной и сытной едой, потом шли и блевали, чтобы можно было, снова удовлетворять своё обжорство, - так и предыдущая политика и война предполагали устранить противоречия между устройством общественных отношений и собственными производительными силами путем раздела и передела «по справедливости» или по принципу: «Кто проиграл, тот и платит!» - «свободных» земель и народов, путем безоглядной растраты и разрушения человеческого труда, произведенных продуктов и производительных сил.

Революция является попыткой завоевания этих производительных сил для удовлетворения человеческих потребностей, для улучшения жизни трудящихся масс, для устранения противоречий между капиталом и трудом путем уничтожения капитала.

Революция - это война со старым обществом за новое общество, социалистическое, - в противовес империалистической войне в пределах старого капиталистического общества и за продление жизнеспособности капиталистического общества.

Война между империалистами разных наций породила революцию, войну пролетариата и крестьянства против всех империалистов: и «своих» и «чужих».

И, чем далее, тем всё больше исчезает борьба между империалистами и растет в силе революционная борьба широких трудящихся масс, с пролетариатом во главе, против империалистов всех мастей. На смену империалистической войне приходит гражданская война.

Это и есть основные факты современности.

3. Два периода революции

Русская революция в марте 1917 года является «критической» точкой преобразования империалистической войны в социальную революцию, в гражданскую войну.

К ноябрю 1918 года русская революция была только одиноким костром, островком между империалистическими держателями, среди бурного моря империалистической войны. Она происходила на фоне мировой вражды двух империалистических лагерей: англо-франко-итало-американской союза (Антанта) и четвертного союза Центральных держав во главе с Германией.

Начиная с октября-ноября 1918 года, международная ситуация меняется в двух направлениях. С одной стороны, Германия на Западном фронте была разгромлена Антантой, что послужило толчком к революционному движению в самой Германии, и цитадель центральноевропейского империализма рухнула под натиском революционной волны. Русская революция перестала быть одиноким островком и нашла себе сообщника в революционной Германии. С другой стороны, этот разгром немецкого империализма и революция в Германии уничтожили два империалистических лагеря и оставили только один, к которому, с каждым часом, с каждым днем присоединяются обломки разбитого российского, немецкого, австрийского империализма.

Ранее одинокая революция должна была отстаивать себя против хищнических посягательств двух империалистических лагерей, которые нейтрализовали друг друга и тем помогли революционной России.

Теперь революционная волна перекинулась на северо-восток и в Центральную Европу. Но революционная борьба в них еще не закончилась победой пролетариата, и, поэтому, ожидать от них прямой помощи нельзя, наоборот, им самим нужна помощь и против «своей» империалистической буржуазии и против англо-американского капитала. И в то же время уже нельзя «лавировать», используя вражду империалистов, опираясь то на одного, то на другого, потому что сейчас существует только один лагерь империалистов.

Ранее каждая из империалистических групп напрягала свои силы для победы врага, считая революцию только результатом военного разгрома. Победная Германия даже «благосклонно» относилась к русской революции не только потому, что революция выводила Россию из рядов врагов Германии, но и потому, что она переключала на себя часть сил и внимания Антанты. Империалисты Германии, захватив добрый кусок бывшей Российской империи, о котором они и мечтать не смели, - ничего не имели против того, чтобы установить «добрососедские» отношения с Россией, поиграть с ней, как играет сытый кот с мышью, будучи уверенным, что мышь не убежит.

Теперь победителем и гегемоном в империалистическом лагере являлась Антанта, во главе которой встала новая страна, Соединенные Штаты Северной Америки. Эта страна отличилась за последнее время, вместе с Германией, прытким и буйным развитием капитализма. Наряду со старыми капиталистическими государствами, Англией и Францией, интенсивное развитие которых приходится на первую половину прошлого XIX века, которые потребляли в последнее время то, что нажили в прежние времена, которые употребляли старые методы производства и организации хозяйства, где энергия, инициатива и непрерывное движение вперед уступали рутине, шаблону, «дедовским» способам, механизации труда старыми привычными способами - рядом с ними страны молодой капиталистической культуры, Америка и Германия, должны были еще «завоевать себе место под солнцем», и поэтому они обязаны были напрягать все свои силы, используя как можно лучше человеческую энергию и богатства своей страны, использовать самые передовые методы производства, новые машины и т.д., поддерживать дух инициативы и изобретательности, производить дешевые и качественные товары, заботиться о более удобной и полезной организации хозяйства. Франции и Англии предстояло пережить почти год войны, чтобы сравниться с Германией в качестве своей техники.

Германия не выдержала страшного напряжения и пала. Но Соединенные Штаты такого напряжения не ощутили. Напротив, первые три года войны они пользовались ею, завершали организацию своих экономических и военных сил, могли делать все, не спеша, потому что почти все их конкуренты были втянуты в войну. Мало того, Соединенные Штаты оказались в роли третьего радующегося, который грел руки на чужой беде, ловил рыбку во взбаламученной воде, стриг оба враждующих лагеря. Известно всем, что Соединенные Штаты получали прибыль, будучи поставщиками и Антанты, и четвертного союза Центральных держав. Это дало им возможность завершить свою организацию производства и подготовиться к войне, закрепить за собой всю Америку, воплотить в жизнь лозунг «Америка для американцев», то есть для американского капитала, нажиться на заказах и займах воюющих и не воюющих государств. Соединенные Штаты буквально загребали жар чужими руками. Потоки крови из Европы и Азии переливались через Атлантический океан блестящим и звонким потоком золотых монет.

И, в тот момент, когда оба воюющие лагеря были наполовину истощены, Соединенные Штаты выступили вооруженной силой, чтобы стать «миротворцем» не только путем «посланий» своего первоапостольного и прославленного «миротворца» президента Вудро Вильсона, но и на деле, как победитель на поле брани. И Соединенные Штаты выбрали очень подходящий момент, когда Германия достигла высшей ступени своего развития и когда силы Антанты и Германии были почти уравновешены, а оба лагеря уже были настолько истощены, что достаточно было даже небольшой силы, чтобы весы склонись на ту, или иную сторону. Стать на сторону Германии означало для Штатов закрепить гегемонию Германии в Европе, создать собственными руками сильнейшего конкурента, с которым вскоре Америка должна была бы вступить в откровенную и «мирную» и «военную» борьбу. Напротив, Франция и Англия были не такими страшными, и положение их было такое, что с выступлением на их стороне Соединенных Штатов их победа означала бы фактически победу Америки.

И действительно, мы видели, что достаточно было лишь незначительной военной победы Антанты, и Германия бы покатилась, как снег с горы, что свидетельствует не о силе военной победы, а о силе истощения Германии. Далее, мы были свидетелями телеграфного диалога между разбитой Германией и победной Америкой. О перемирии и о мире договаривались Берлин и Нью-Йорк, а о Париже и Лондоне, как и о Вене, не было слышно.

Сейчас Соединенные Штаты находятся в аналогичном состоянии, как и Германия в начале этого года, - но в намного лучшем. За исключением разве что Японии, все «большие» государства лежат в полном истощении, разрушены и обессиленны, в то время как Соединенные Штаты только успели развернуть свои силы и свою мощь. За исключением той же Японии, все «большие» государства напуганы призраком революционной заразы коммунизма. Призрак коммунизма облачился в плоть и кровь русской, австрийской, германской революции. Все силы старой Европы - Милюковы, Родзянки, Деникины, Карлы, Вильгельмы, Гинденбурги, Ллойд-Джорджи, Пуанкаре, Клемансо и tuti quanti, - ужасно испуганы этим призраком, они готовы броситься в объятия хоть самого черта, не то, чтобы к "миротворцу" Вудро Вильсону. И Вудро Вильсон один управляет всеми делами, один взял на себя роль мирового жандарма и палача мировой революции.

Вчерашний «революционер» и «освободитель» всех обездоленных и угнетенных народов, он вступает в разрушенную и разоренную Европу, чтобы закрепить за американским капиталом и в дальнейшем возможность диктовать свою волю европейским народам. Революция объединила вокруг него черную стаю «обиженных» революцией империалистов разных мастей, вчерашних врагов. Всех соединила, всех собрала в «небольшую, но честную» компанию ненависть к пролетариату. Честь, стыд, любовь к родине - все, чем гордилась и хвасталась еще вчера вся эта братия, все забыто и продано за то, чтобы вернуть себе свои классовые позиции, свои «гнезда», свои фабрики, заводы, акции, ренту ...

Российская черносотенно-кадетская братия в первые сутки бросалась то на сторону Антанты, то на сторону Германии. Тысячи мыслей, тысячи мнений носились у нее в голове, она все искала соответствующую «ориентацию». Ничего определенного достичь тогда она не смогла, кроме дискредитации собственных действий. Теперь у нее одна мысль, одна воля, одна ориентация, одно направлениесил - мудрый и добрый американский дядя Вудро Вильсон.

Австрийская и германская империалистическая буржуазия была лишена мучений российской черносотенной братии, ее история не поставила перед «выбором», перед ней был только один путь - и германская и австрийская империалистическая буржуазия безоглядно бросилась в объятия вчерашних врагов, лишь бы получить помощь против своих «взбунтовавшихся рабов», против собственной революции. Гамлетизировать ей было некогда.

Так вокруг апостола «нового мира» Вудро Вильсона собралась разнообразная империалистическая братия, объединенная страшной ненавистью к революции, к призраку коммунизма. Вудро Вильсон имеет верных "не за страх, а за совесть» слуг и не имеет сейчас соперников, кроме разве что Японии. У него есть все данные - и материальные и моральные, - чтобы действительно стать мировым жандармом и мировым палачом мировой революции.

Наши рекомендации