Внутренний туризм демонстрирует рост
По словам директора Казахстанской туристской ассоциации (КТА) Рашиды ШАЙКЕНОВОЙ, для отечественной туриндустрии минувший год не был легким после того, как начался выход из кризиса, но процесс стабилизации все же наметился – рынок предоставлял услуги, открывались новые туристские направления. В настоящее время ассоциация еще подводит итоги года, но в КТА однозначно констатируют рост выездного и внутреннего туризма: по итогам 9 месяцев данные направления прибавили 24,5%.
Если говорить о выездном туризме, то лидерство в рейтинге популярности на протяжении многих лет неизменно занимает Турция – в 2010 году на побережье Средиземного и Эгейского морей страны отдохнули 125 226 туристов из Казахстана, а по итогам 9 месяцев 2011 года – 153 896. И хотя в прошлом году цены на данном направлении выросли, Турция привлекает наших отпускников возможностью безвизового въезда, достаточно высоким уровнем сервиса, организацией отдыха, рассчитанной не только на взрослых, но и на маленьких, приемлемыми ценами на проживание в отелях. В Китае в 2010 году побывали 28 892 казахстанских туриста, а в январе-сентябре 2011-го – 37 156. Для ОАЭ показатели соответствующих периодов составили 28 194 и 22 638 человек. При этом как в Китае, так и в ОАЭ представлен лечебный, пляжный, познавательный, а также шоп-туризм. В результате политических волнений в прошлом году практически закрылось популярное и недорогое египетское направление – если в 2010 году на тамошних курортах отдохнули 16 464 казахстанца, то по итогам 9 месяцев 2011 года – всего немногим более 1500.
Прошлогодний отпускной сезон принес тем, кто путешествовал к турецким берегам, приятный сюрприз: впервые в истории отечественной туриндустрии можно было отправиться в Анталью по «горячим» путевкам за $200, хотя разброс цен на чартерные рейсы был значительным. «Почему на рынке появились такие доступные с точки зрения цены предложения? Дело в том, что наши участники рынка не учли баланс спроса и предложения. В результате предложение превысило спрос, началась жесткая конкуренция, демпинг. Компаниям, чтобы продать места в самолетах, пришлось выставлять дешевые цены. Так что большими прибылями за 2011 год рынок похвастать не может. Трудно сказать, как в этом году крупные фирмы поработают с чартерными программами, будет ли у туристов возможность покупать билеты за 200 долларов. Скорее всего, игроки будут вести более тщательные подсчеты, прежде чем принять решение по жестким блокам мест и чартерным программам», – считает г-жа Шайкенова.
В прошлогоднем летнем сезоне на турецком направлении высоким спросом пользовались программы раннего бронирования, позволяющие приобрести тур несколько дешевле, чем на стандартных условиях. Прежде туристы с опаской относились к покупке тура по системе раннего бронирования из-за рисков и неустоек, которыми была чревата отмена поездки. Однако после того, как турецкие отели подняли цены, возможность сэкономить перевесила опасения. Уже сегодня почтовые рассылки пестрят предложениями раннего бронирования со скидкой в 40-50%. Однако игроки туристской отрасли советуют тщательно взвешивать все «за» и «против», прежде чем соблазниться низкими ценами. «Не могу припомнить, чтобы Турция давала суперскидки. На самом деле в излишне низких ценах нет ничего хорошего как для рынка, так и в плане оказания услуг туристам. Традиционно туроператор берет сразу большой блок мест, и билет в Анталью, например, явно не может стоить 200 долларов, а стоит 600-700. Но когда начинается демпинг, разницу в 500 долларов из чего-то надо закрывать. Из-за этого происходит провал в бизнесе, ведь речь идет об огромных суммах. В результате происходят ситуации, аналогичные тем, которая недавно имела место в России с компанией «Ланта-тур»: недоплата то в одном месте, то в другом, люди пытаются закрыть финансовые бреши, и из этого ничего не получается», – отметил директор Sanita Tour Тимур БАДИЛЬБЕКОВ.
Что касается других направлений выездного туризма, то в сегменте пляжного отдыха в осенне-зимний период по-прежнему востребованы Малайзия, Таиланд, наши туристы охотно отдыхают и на Хайнане. Болгария пользуется популярностью, с одной стороны, в качестве привлекательного направления для летнего пляжного отдыха, а с другой – привлекает любителей покататься зимой на горных лыжах. Предложения в сфере горнолыжного туризма формируют Швейцария и Австрия. С учетом появления новых направлений в КТА полагают, что интересными для казахстанских туристов странами станут Хорватия, Венгрия, Словакия, активно выходят на наш рынок Литва и Финляндия. Увеличилось число туристов, пользующихся продуктом лечебно-оздоровительного туризма, который предлагает, например, популярная среди казахстанских путешественников Чехия. Отечественные туристы охотно отдыхают и в Италии, Франции, но, во-первых, поездка в европейские государства обходится дороже, чем на курорты той же Турции, а во-вторых, зачастую оказывается сопряжена с визовыми проблемами. Работающим туристам не всегда удается заблаговременно согласовать сроки своего отдыха, а получение Шенгенской визы иногда требует не одной и не двух недель. Кроме того, многие страны Шенгенского соглашения требуют личного присутствия при подаче документов. В результате потенциальным путешественникам приходится тратить деньги на поездку в Астану, проживание там, оплачивать консульские сборы. В итоге даже для семьи из трех человек стоимость отдыха в конечном итоге существенно возрастает. В КТА давно заметили, что, когда посольства начинают проявлять больше либеральности в визовых вопросах, популярность того или иного направления среди туристов возрастает, и наоборот – ужесточение требований оборачивается сокращением туристских потоков.
Катализатором развития въездного туризма по-прежнему остается деловой – число иностранных гостей, приезжающих в Казахстан собственно в качестве туристов, составляет 18-20% от общего количества тех, кто посещает страну. Но и в этом плане нет худа без добра, ведь не исключено, что люди, побывавшие у нас по служебной необходимости, когда-нибудь захотят вернуться сюда уже в качестве путешественников. Большинство приезжающих с деловой целью останавливаются в Астане, Алматы, Атырау, Карагандинской и Южно-Казахстанской областях. Туристов, не связанных деловыми обязательствами, привлекают достопримечательности ЮКО и Акмолинской области, Алматы.
Несмотря на то, что в бытность Министерства туризма и спорта много говорилось о необходимости развития въездного туризма, в этом направлении еще предстоит сделать очень много. «Программа кластерного развития, которая в свое время была принята правительством, а потом тихо умерла, на самом деле была очень важна для казахстанского рынка. Каждый регион Казахстана обладает уникальными природными возможностями для развития туризма, и очень важно определить эти точки роста, причем не просто так, наощупь, а с научным подходом. Важно провести анализ, оценить ресурсы, посмотреть, какие деньги нужно вложить, чтобы развить эти ресурсы, параллельно подключая рынок. Ассоциация в этом направлении работает совместно с областными акиматами над созданием мастер-планов по развитию туризма в регионах. Такие планы есть в Жамбылской области, ведется работа в Актюбинской, в других регионах», – отметила г-жа Шайкенова.
Другой аспект развития въездного туризма связан с экологическим направлением. Не секрет, что уникальные природные ландшафты Джунгарского и Заилийского Алатау, маршруты древнего Шелкового пути являются тем самым продуктом, который может привлечь в Казахстан зарубежных гостей. С 2005 года КТА совместно с партнерами в лице донорских организаций открыла 88 гостевых домов. Это самая дешевая инфраструктура размещения, которая как раз наиболее востребована ценителями экологического туризма.
Однако когда речь идет о гостиничной инфраструктуре, неизменно встает вопрос сочетания цены и качества. К сожалению, Казахстан пока не может похвастать качественными и в то же время доступными в ценовом плане туристскими услугами, и это одна из причин, по которой наши путешественники чаще стремятся отдохнуть на дальних берегах.
Впрочем, в последнее время в статистике внутреннего туризма наметились позитивные тренды. Современный мир сотрясают политические и природные катаклизмы, и заграничные путешествия нередко становятся рискованным предприятием. Для наших отдыхающих в течение двух лет оставалось практически закрытым популярное и недорогое иссык-кульское направление; как отмечалось выше, почти полностью «отпавшим» оказался Египет. Словом, мир становится небезопасным, и этот фактор работает на развитие внутреннего туризма. Во второй половине 2010 года его цифры впервые показали рост. Увеличилось число казахстанцев, отправляющихся в так называемые туры выходного дня. С одной стороны, эта тенденция отражает социальный аспект – граждане уделяют отдыху больше времени и внимания и в то же время находят средства, чтобы провести выходные на природе, а не перед телевизором. Вместе с тем развитие внутреннего туризма дает толчок созданию туристской инфраструктуры на местах, стимулирует предпринимателей к дальнейшей работе в этом направлении.
«Глава государства неоднократно говорил о приоритетности туризма, из бюджета выделяются значительные средства на становление отрасли в регионах, где важно развивать туристские услуги, создавать новые рабочие места. Без поддержки государства в этом деле не обойтись – необходимо финансирование, микрокредитование для предпринимателей. С учетом того, что в туриндустрии работают главным образом игроки сегмента малого и среднего бизнеса, условия поддержки должны быть ориентированы именно на эту категорию. Казахстан, рекламируя свой турпродукт, должен вкладывать соответствующие средства в развитие инфраструктуры», – констатирует г-жа Шайкенова.
Все так же остро, как раньше, стоит вопрос подготовки специалистов для отрасли. Для того, чтобы усилить взаимодействие туристского рынка и рынка образования, КТА в прошлом году создала профессиональные стандарты в сфере индустрии туризма. Представители ассоциации надеются, что преобразования, произошедшие в профильном ведомстве, пойдут на пользу индустрии, поскольку это прежде всего экономическая отрасль, а значит, в ее регулировании должны быть задействованы рычаги экономики