Национальная политика царизма в первой половине ХIХ в.
Этноконфессиональное многообразие Российской империи порождало массу серьезных проблем, требующих от властей незамедлительного решения.
Особую сложность национальному вопросу придавало то обстоятельство, что народы, входящие в состав Империи, находились на разных уровнях экономического, общественно-политического и культурного развития. Если некоторые регионы (Сибирь, Север, Закавказье) заметно уступали Великороссии и нуждались в ее помощи, то другие (Польша, Прибалтика, Украина) не отставали, а в чем-то даже опережали «метрополию» и поэтому тяготились своим пребыванием в составе Российской империи.
Основным принципом национальной политики Николая I было всемерное утверждение приоритета царской власти, укрепление авторитета Русской православной церкви и распространение русского культурного влияния.
Когда сын Николая I, Александр (будущий император Александр II) заявил, что «многоязыкая семья народов» Российской империи держится «самодержавием и законами», царь бурно отреагировал: «Законами – нет! Только самодержавием и вот чем, вот чем, вот чем!» (Николай трижды взмахнул кулаком).
Особенно остро стоял польский вопрос. Поляки были, пожалуй, самым беспокойным народом в составе Российской империи, так как не могли смириться с потерей государственности. Конституция Царства Польского, дарованная Александром I (1815 г.), часто нарушалась императором Николаем I и его наместником – великим князем Константином Павловичем. Еще в царствование Александра I в Польше создавались тайные организации, ставившие перед собой задачу возвращения национальной независимости и воссоздания Великой Польши (в границах до 1772 г.). Среди таких обществ следует отметить «Национальное масонство» (1819–1820 гг.), «Патриотическое общество» (1821–1826 гг.), поддерживавшее тесные контакты с декабристами.
В 1828 г. в Варшаве возникла тайная организация в школе подхорунжих (младших офицеров), которую возглавил подпоручик П. Высоцкий. Цели этого общества практически полностью совпадали с программой «Национального масонства». Началась подготовка восстания. Поводом к выступлению послужило известие о намерении Николая I отправить русский экспедиционный корпус на подавление Французской революции 1830 г.
17 ноября 1830 г. отряд подхорунжих захватил Бельведерский замок – резиденцию царского наместника. Восставшие хотели поймать и убить Константина Павловича, но ему удалось скрыться. На следующий день к повстанцам присоединились жители Варшавы. Были открыты тюрьмы, захвачен арсенал, началось создание национальной армии. Мятеж разрастался. Российские войска сдали крепости Модлин и Замостье. В Польше образовалось Временное правительство, а 13 января 1831 г. сейм провозгласил детронизацию (низложение) Николая I и всей династии Романовых в Польше. Здесь же было объявлено о создании независимого польского государства. Национальное правительство возглавил князь А.А. Чарторыйский, бывший соратник императора Александра I.
В конце января 1831 г. русские войска (115 тыс. человек) под командованием И.И. Дибича вторглись на территорию Польши. 13 февраля произошло первое крупное сражение под Гроховом. Поляки понесли тяжелые потери, но Дибич не решился сразу идти на Варшаву. 14 мая, при Остроленке, повстанцы потерпели крупное поражение. Дорога на Варшаву была открыта, однако, в конце мая И.И. Дибич умер от холеры. Новый главнокомандующий, И.Ф. Паскевич 6 августа установил осаду польской столицы, а 27 августа захватил город. Осенью того же года остатки национальной армии были разгромлены.
Николай I воспользовался подходящим случаем для укрепления своей власти в Польше. Конституция 1815 г. аннулировалась. В феврале 1832 г. был принят Органический статут, в соответствии с которым сейм упразднялся, а управление Польшей осуществлял Административный совет во главе с императорским наместником (И.Ф. Паскевичем). В добавление к этому Николай I приказал построить рядом с Варшавой крепость, орудия которой были направлены в сторону города. Однако поляки не отказались от идеи борьбы за национальную независимость. В 1863–1864 гг. вспыхнуло новое восстание, впрочем, также подавленное российской армией.
Важное значение в царствовании Николая I имел и еврейский вопрос. Напомним, что массовые поселения евреев на территории Российской империи появились в результате присоединения Польши, Западной Украины и Западной Белоруссии (вторая половина XVIII – начало XIX вв.). В середине XIX в. евреи составляли 2,5% всего населения. В отличие от поляков, евреи не строили планов создания независимого национального государства на территории России, но своеобразная историческая судьба этого народа, особенности национального мировоззрения, упорная приверженность древним традициям и активное неприятие политики русификации – все это толкало царское правительство к дискриминационным действиям в отношении евреев.
В 1835 г. закончилось формирование «черты оседлости» (создана в 1791 г.). Евреи имели право компактно селиться и заниматься своими промыслами (торговля, ремесло) только в западных губерниях (Польша, Западная Украина, Западная Белоруссия, Крым).
26 августа 1827 г. был отменен денежный налог, дававший евреям право не служить в российской армии.
В середине 1840-х гг. юридические функции кагала (еврейской общины) перешли к соответствующим государственным органам.
Правительство активно поощряло переход евреев в православие, предоставляя принявшим крещение всевозможные льготы. Они, к примеру, имели право жить вне «черты оседлости».