Разложение крепостнической системы
В первой половине XIX в. крепостническая система переживала последнюю стадию кризиса, начавшегося еще в середине XVIII в. Ее очевидное разложение проявилось в: 1) постепенном вовлечении помещичьих и крестьянских хозяйств в сферу товарно-денежных отношений, что нанесло мощный удар по господству натурального хозяйства – основе крепостнической системы. В соответствии с данными Министерства государственных имуществ, в середине XIX в. на внутренний рынок ежегодно поставлялось 45 млн. четвертей зерна, а 5 млн. четвертей вывозилось за рубеж. При этом помещики производили 90% товарного хлеба, крестьяне соответственно 10%; 2) ухудшении экономического положения крупных землевладельцев. Труд крестьян на барщине уже не мог удовлетворить постоянно растущие потребности помещиков. С развитием товарного производства падали закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, что привело к сокращению доходов помещиков и от оброка. Подавляющее большинство владельцев имений не занимались интенсификацией своих хозяйств. В итоге, по данным исследователей, к 1859 г. 66% поместий оказались заложенными. Общая сумма дворянского долга достигла 425 млн. рублей; 3) имущественном расслоении крестьянства и активизации применения наемного труда. Получив в декабре 1801 г. право покупать ненаселенные земли, верхушка деревни стала прикупать у казны или частных владельцев землю к наделам. В 50-х гг. в России насчитывалось 270 тыс. крестьян-землевладельцев, которым принадлежало свыше 1 млн. десятин земли. Среди них были и сравнительно крупные земельные собственники, имевшие по 100–200 десятин. Данные о крестьянах-землевладельцах, однако, занижены, так как официально купить землю мог лишь государственный крестьянин, а крепостной вынужден был покупать ее на имя барина. Наряду с покупкой земли распространилась и ее аренда. Арендаторами выступали как целые деревни, так и отдельные богатые крестьяне. Известны случаи, когда крестьянин арендовал до 5 тыс. десятин. Такие крупные арендаторы становились сельскохозяйственными предпринимателями, поставляя на рынок лен, шерсть, масло, зерно и т.п.
Не имея возможности применять крепостной труд, богатые крестьяне широко нанимали батраков и поденщиков из числа обедневших односельчан, которым не хватало хлеба, полученного со своего надела, до нового урожая. Характерно, что к найму работников прибегали и помещики, причем известны случаи, когда нанимались чужие крепостные.
Таким образом, в деревне формировались три основные социальные категории крестьян: зажиточные (кулаки), середняки и бедняки (безлошадные). Большинство составляли середняки. Помещик с одной стороны, а община с другой, препятствовали как чрезмерному обогащению крестьян, делавшему их слишком независимыми, так и их окончательному разорению, не позволявшему взимать с них повинности.
Развитие промышленности
Несмотря на то что Россия в первой половине XIX в. являлась аграрной страной, данный период отмечен серьезными позитивными (количественными и качественными) изменениями в развитии промышленности.
Вотчинные мануфактуры постепенно приходили в упадок из-за низкой производительности подневольного труда. Мелкие и средние вотчинные мануфактуры разорялись. Сохранялись за счет дешевизны крепостного труда лишь самые крупные. К 1860 г. в обрабатывающей промышленности на вотчинных мануфактурах было занято лишь 11% рабочих. Разложение коснулось и посессионной мануфактуры. Численность посессионных работников постоянно падала. Особенно резко она сократилась в 1840–1850-х гг., когда правительство удовлетворило просьбы владельцев заводов (ходатайство купцов Хлебниковых) о разрешении увольнять посессионных работников.
Одновременно с этим продолжается рост мануфактур, основанных на вольнонаемном труде. Особенно эффективно развивается текстильное производство, сосредоточившее 75% рабочих. Оно быстрее других отраслей перешло на использование свободного труда. Так, например, в хлопчатобумажной промышленности уже к 1825 г. более 90% рабочих были вольнонаемными. По тому же пути, но гораздо медленнее развивались сукноделие, металлообработка (машиностроение), сахарная промышленность.
Наибольшее отставание наблюдалось в развитии стратегически важного горно-металлургического комплекса. С 1820 по 1860 гг. производство чугуна и стали в России выросло в два раза и достигло 18 млн. пудов, а в Великобритании за тот же период оно увеличилось в 24 раза (242 млн. пудов). Именно в горнодобывающей промышленности и металлургии использовались преимущественно старые технологии, а главное – на три четверти эти отрасли базировались на крепостном труде. От разорения предприятие спасало только отсутствие конкуренции и систематические государственные заказы.
К середине XIX в. уже четко определились основные промышленные центры. 70% предприятий горно-металлургического комплекса были расположены на Урале. Обрабатывающая промышленность (текстильная, пищевая, машиностроение) сосредоточилась преимущественно в Центральном, Северо-западном районах и на Украине. При этом Москва и окружающие губернии стали основным центром текстиля, Санкт-Петербург – металлообработки, а Украина – сахарной промышленности.
В 1830-е гг. в России начался промышленный переворот – процесс перехода от ручного труда на мануфактурах к машинному – на фабриках и заводах. Этот качественный скачок завершится лишь в 1880-х гг. (для сравнения: в Англии промышленный переворот завершился в 1820–1830-е гг.). В России промышленный переворот тормозился целым комплексом важных обстоятельств: неразвитостью транспортной сети при огромных размерах страны, недостаточностью промышленного кредитования, засильем государства в экономической сфере, отсутствием из-за сохранения крепостного права рынка свободной рабочей силы.
Процесс перехода от мануфактуры к заводу и фабрике наиболее заметен в тех отраслях, которые активно использовали наемный труд. В 1830–1850-х гг. возникает несколько хлопчатобумажных фабрик в Московской губернии (Серпухов, Егорьевск, Иваново, Орехово). Ряд крупных текстильных предприятий был построен в Ярославле, Владимире и Санкт-Петербурге (Невская бумагопрядильня, Сампсоньевская мануфактура). Петербург также стал центром заводского машиностроения. К 1860 г. здесь находилось более 10 крупных предприятий: Александровская мануфактура, заводы Берда, Огарева и др. На средней Волге был построен Сормовский машиностроительный завод, в Москве – завод сельскохозяйственных машин Бутенопов. На Украине купцы Яхненко и Симиренко построили крупный сахарный завод.
Важно заметить, что промышленный переворот имел не только техническую, но и социальную сторону. Именно со второй четверти XIX в. в России начинают формироваться два класса капиталистического общества: буржуазия (владельцы предприятий) и пролетариат (наемные рабочие).
Несмотря на очевидный прогресс, Россия сильно уступала в промышленном развитии передовым европейским странам (Великобритании и Франции), что особенно ярко проявилось в ходе Крымской войны 1853–1856 гг.
Транспорт
Гармоничное и быстрое развитие любой страны возможно лишь при соответствующем состоянии ее транспортной системы. Транспортные артерии обеспечивают не только экономическую жизнь, но и военно-стратегическую безопасность государства. Для России с ее огромными расстояниями это особенно важно. Между тем неудовлетворительное состояние дорог традиционно является одной из двух главных проблем нашей страны.
В первой половине XIX в. основными видами транспорта в России оставались – гужевой (конный) и водный (речной).
Гужевой транспорт особенно активно использовался в зимнее время, так как замерзали реки, и устанавливался санный путь. Для облегчения передвижения строились шоссейные дороги (Москва – Петербург – Варшава – Москва, Москва – Ярославль, Москва – Нижний Новгород).
Главной водной артерией являлась Волга. Большое транспортное значение имели также Москва-река, Ока, Днепр, Дон, Северная и Западная Двина, Неман и др. В дополнение к существующим каналам строились новые (Мариинский, Тихвинский, Днепро-Бугскиий и др.). На реках и каналах использовались различные типы судов. В середине XIX в. в России насчитывалось более 300 пароходов разного класса. Однако самым распространенным речным транспортным средством оставались баржи. На них трудились ватаги бурлаков, артели грузчиков, коноводов и т.д.
Гужевой и речной транспорт не могли удовлетворить возрастающие экономические и государственные потребности. В 1837 г. в России была построена первая железная дорога, связавшая Петербург и Царское Село (25 верст).
С середины XIX в. начинается массовое железнодорожное строительство. В 1851 г. открыто сообщение между Петербургом и Москвой. Эта дорога сооружалась в течение 8 лет. В 1859 г. началась эксплуатация железной дороги Петербург – Варшава. В это же время строились пути от Москвы к Нижнему Новгороду, Ярославлю и другим городам. Всего к 1861 г. железнодорожная сеть России составляла примерно 1500 верст. Для сравнения: в Великобритании в это же время было уже 15 тыс. верст железных дорог.
Торговля
Внутренний товарооборот в России первой половины XIX в. в несколько раз превышал внешний. Основным источником увеличения внутренней торговли стал рост некоторых отраслей отечественной промышленности (в первую очередь, текстильной и сахарной), а также повышение спроса на сельскохозяйственную продукцию.
В крупных городах развивалась постоянная магазинная торговля, увеличивалось число гостиных дворов, лавок, торговых рядов. Все активнее работают биржи (Петербургская, Московская, Варшавская и Одесская). Однако наиболее всего была распространена торговля. К середине века количество ярмарок достигло 4 тыс. В дополнение к традиционным появился и ряд новых (Кишиневская, Тифлисская, Аккерманская, Тюменская и др.), но самой крупной по товарообороту оставалась Макарьевская (Нижегородская) ярмарка, оборот которой в середине XIX в. доходил до 57 млн. рублей, что сопоставимо с годовым торговым оборотом Москвы. Заслуживают упоминания также Коренная ярмарка (Курск), Контрактовая (Киев), Ирбитская (Сибирь). В ассортименте ярмарок все большее значение приобретает продукция развивающейся российской промышленности, а также сырье. Любопытным явлением стала конкуренция между гильдейским купечеством и торгующими крестьянами, резко обострившаяся в середине XIX в.
Внешняя торговля составляла лишь 20% внутреннего товарооборота, и ее уровень рос медленно. Основными предметами экспорта являлись хлеб, лес, пенька, кожа и лен. Среди вывозимых товаров было только 10% промышленной продукции. В основном она направлялась в страны Азии, отстававшие от России в промышленном развитии – Иран (Персию), Китай, Турцию. В середине века вывоз промышленных товаров в страны Азии составлял 12% всего экспорта.
Неуклонно увеличивалось значение черноморской торговли. Этим путем осуществлялась большая часть хлебного экспорта. В 1819 г. в Одессе начал действовать режим порто-франко (свободный вывоз отечественных и ввоз иностранных товаров). Благодаря беспошлинной торговле, продолжавшейся до 1859 г., Одесса превратилась в крупнейший экономический центр юга России.
Российский импорт составляли, в первую очередь, машины, хлопок, шелк-сырец. Главным торговым партнером России в данный период была Великобритания (70% всего внешнего товарооборота).
Чтобы защитить российских предпринимателей от иностранной конкуренции, правительство использовало таможенный протекционизм. В первой половине XIX в. он имел запретительный характер по отношению к ввозу многих товаров.
Реформа денежной системы
Главными статьями государственного дохода в первой половине XIX в. являлись подушная подать и питейные сборы, а основные расходы казны шли на оборону.
В начале XIX в. бумажный рубль серьезно обесценился. После «наполеоновских» войн и вынужденного участия России в «континентальной блокаде» Англии, 1 рубль ассигнациями стоил в среднем 19 копеек серебром. Бумажный рубль имел разную цену в различных регионах страны, его курс колебался также в зависимости от времени года.
В правление Александра I министр финансов – Д.А. Гурьев наметил реформу денежной системы. Было запрещено хождение в стране иностранной разменной монеты, подать собиралась в реальных ценах, увеличились таможенные тарифы, но все это не принесло значительных результатов.
Только в 1839–1843 гг. министру финансов – генералу Е.Ф. Канкрину удалось стабилизировать ситуацию. С 1839 г. главной платежной единицей стал серебряный рубль. Все типы ассигнаций изымались из обращения и обменивались на серебро в пропорции 3,5 к 1. В июле 1841 г. начался выпуск кредитных билетов, имеющих серебряное обеспечение, гарантированное государством. «Кредитки» обменивались на серебро в соотношении 1 к 1. Изъятие ассигнаций из обращения продолжалось до 1853 г.
В результате реформы Е.Ф. Канкрина был установлен единый тип бумажной валюты, стабилизировалось денежное обращение, укрепился государственный кредит, что способствовало экономическому развитию страны, которое, впрочем, будет подорвано Крымской войной 1853–1856 гг.
Общественная мысль