Восстание Степана Разина 1667–1771 гг.

Установление крепостного права, рост налогового бремени, связанный с затянувшейся русско-польской войной, недовольство религиозными реформами вызывали активное бегство людей в казачьи области. В 1660-х гг. это привело к резкому росту количества донских казаков и перенаселению Дона. Усиливающееся государство пыталось распространить свою власть на казаков, урезать и даже уничтожить их вольности. Казачество должно было приносить присягу государю, выдавать царским чиновникам беглых людей, что противоречило одному из главных традиционных принципов – «с Дону выдачи нет». Кроме того, жалование казакам регулярно не доплачивалось, сельским хозяйством им заниматься запрещалось, «дабы воинским промыслам помешки не было», а правительство лишило население Дона и последнего источника доходов, запретив грабить Крымское ханство (чтобы не спровоцировать войну с турецким султаном). Донские казачьи области охватил голод.

В 1666 г. донской атаман Василий Ус собрал голутвенных (бедных) казаков и двинулся в Москву – просить царевой службы. Однако к войску Уса в южных уездах России присоединялись крестьяне, начались погромы помещичьих имений, и этот поход принял черты восстания. Под Тулой казаки построили свою крепость. Тогда царь Алексей Михайлович послал против них войска. Не дожидаясь сражения, казаки, многие местные крестьяне и холопы ушли на Дон.

В 1667–1671 гг. социальное недовольство на Дону вылилось в другое, гораздо более крупное восстание под предводительством атамана Степана Тимофеевича (Стеньки) Разина. С весны 1667 г. – по весну 1668 г., Разин, собравший донскую голытьбу, грабил купеческие караваны в низовьях Волги и захватил Яицкий городок. Весной 1668 г. казачьи лодки вышли в Каспийское море, и до осени 1669 г. разинцы разоряли персидские побережья, разгромив посланный шахом флот. По возвращении, Степан Разин повсеместно воспринимался как герой и «сулил вскоре освободить всех от ярма и рабства боярского».

Весной – летом 1670 г. Разин захватил города среднего и нижнего Поволжья. Он действовал от имени царя Алексея Михайловича, кроме того, на одном из судов разинцев якобы находился царевич Алексей Алексеевич. В «прелестных письмах» атаман призывал всех простых людей присоединиться к нему, обещал установить повсюду свободные казацкие порядки. Наряду с казаками и русскими крестьянами в походе участвовали татары, чуваши, мордва и др. Население городов встречало Разина с триумфом, или хотя бы с дружелюбием, открывая ворота. Сопротивление же оказывали воеводы с небольшими группами стрельцов. Но и над большими отрядами разинцы одерживали победы. Это поднимало их престиж. Восстание ширилось, охватывало огромную территорию, вовлекало новых людей. Поэтому напуганное правительство объявило мобилизацию столичного и провинциального дворянства.

4 октября 1670 г. Стенька Разин осадил Симбирск, он штурмовал крепость в течение месяца, но воевода – боярин И.Б. Милославский, с дворянским ополчением удержали город. 1 октября 1670 г. царский воевода – князь Ю.Н. Барятинский разгромил разинцев под Симбирском. Разин бежал на Дон, чтобы собрать новое войско.

Однако домовитые казаки на Дону опасались, что если бунт не прекратится, царские войска уничтожат донское казачество полностью. Старшина принял решение захватить Разина и его ближайших сторонников. 14 апреля 1671 г. черкасские казаки сожгли Кагальницкий городок, где укрывался атаман. Степан Разин был передан царским войскам и 6 июня 1671 г. казнен на Красной площади.

Очаги восстания были уничтожены только к концу 1671 г.

Культура и быт в ХVII в.

Образование и книгопечатание

Важным условием и показателем развития культуры является распространение грамотности и просвещения. Этот процесс стимулировался ростом городов и количества городского населения, а также усложнением и расширением бюрократического аппарата и активизацией международных связей. По подсчетам отечественных историков, в конце столетия среди купечества грамотных было от 75% до 96%, среди посадских людей – 23%-52%. Овладение грамотой для посадского человека давало возможность поступления на государственную службу и выхода из тягла.

Растущее стремление к грамоте вызвало большой спрос на печатные и рукописные пособия. Самыми большими тиражами издавалась с 1634 г. «Азбука» Василия Бурцова-Протопопова. В 1648 г., впервые в России, вышла «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. С 1682 г. распространялось «Считание удобное для купующих или продающих» – таблица умножения. Существовали также и рукописные прописи, азбуковники и пособия по арифметике.

Рост количества грамотных людей породил активизацию книгопечатания. В течение XVII в. было выпущено 483 издания, причем выходили и светские книги – «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», «Грамматика». Невиданным для тогдашней России тиражом было издано «Соборное Уложение». Однако 85% всех изданий являлись религиозными. Именно с последним обстоятельством связано то, что в XVII в. роль рукописных книг не уменьшалась. Они затрагивали те темы, которых не было в печатных изданиях.

О возросшем уровне просвещения свидетельствует открытие учебных заведений. Общеобразовательная школа была учреждена с 1650-х гг. на средства Патриаршего двора в Чудовом монастыре. Действовали школы для подготовки чиновников в Андреевском и Заиконоспасском монастырях. Позже в Москве появились частные училища. Специальные школы готовили служащих для центральных учреждений (для Печатного двора, Аптекарского приказа). В 1687 г. в Москве была открыта первая высшая школа – славяно-греко-латинская Академия для людей «всякого чина, сана и возраста».

Накопление научных знаний

Особенно быстро процесс накопления знаний шел в областях, связанных с решением конкретных задач организации производства, строительства и торговли. Большие успехи были достигнуты в строительном деле, в области медицины, математики. Шло накопление естественнонаучных знаний, выпускались пособия по математике (таблица умножения), химии, медицине, астрономии, географии, сельскому хозяйству. Усилился интерес к истории: появились многочисленные повести, материал которых служил извлечению уроков из исторического прошлого.

XVII век – эпоха географических открытий. Русские землепроходцы составляли карты, обзоры, описания увиденных земель.

Путешественники и послы не только собирали сведения о зарубежных странах, но и способствовали распространению в России научных знаний других народов. В середине столетия известный церковный деятель, дипломат и писатель Арсений Суханов привез по поручению патриарха Никона более 500 греческих рукописей, в том числе сочинения Гомера, Софокла, книги по медицине, истории, риторике.

К XVII в. наблюдается теоретическое осмысление накопленных практических знаний. Составленный в 1621 г. Анисимом Михайловым «Устав ратных, пушечных и других дел» заключает в себе сведения по математике, механике, физике и химии.

Интенсивный процесс накопления знаний и первые попытки их теоретического осмысления создали благоприятные условия для становления российской науки в последующий период.

Литература и общественно-политическая мысль в ХVII в.

Доминирующим явлением, характерным для русской культуры XVII в., был процесс секуляризации (обмирщения) общественной жизни. Это в полной мере проявилось в развитии литературы и социальной мысли. При неуклонном сокращении сферы клерикального (церковного) происходило укрепление мирского (светского) начала.

Последнее летописное сочинение «Новый летописец» рассказывало о событиях со смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени.

Появляется жанр автобиографии: «Житие протопопа Авакума, им самим написанное». Духовный лидер старообрядчества также прославился своими полемическими «челобитными» царям Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу, и «посланиями» к разным людям. В исторических повестях героями становятся обычные люди, описываются реальные события: повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков. Многие произведения рассказывали о событиях смутного времени. Патриотический пафос и мысль о национальном единении в борьбе с оккупантами характерны для «Новой повести о преславном Российском царстве и великом государстве Московском», написанной в 1610–1611 гг.

Появляются новые жанры: драматургия и поэзия – Симеон Полоцкий написал первые оригинальные стихотворные пьесы на русском языке – «О Навуходоносоре царе» и «Притча о блудном сыне». Он же переложил на стихи псалтырь, написал два стихотворных сборника «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион»; демократическая сатира – отражала народное настроение. «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде» обличают социальную несправедливость. Объектом критики стала даже церковь («Сказание о куре и лисице»); бытовая повесть: «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе-Злосчастии» (купеческий быт, взаимоотношения отцов и детей).

В XVII в. были составлены: первый библиографический труд «Оглавление книг, кто их сложил» (С. Медведев), книга энциклопедического содержания «Полис» (К. Истомин).

Публицистика: Авраамий Палицын и Иван Тимофеев в своих сочинениях стремились обосновать законность власти Михаила Романова. Под влиянием «смутного времени» формируется оппозиционная публицистика: Юрий Крижанич во время тобольской ссылки написал «Думы политичны», проповедуя, что предназначение самодержавного монарха состоит в том, чтобы установить социальный мир и смягчить угнетение низших высшими. Похожие идеи высказывал С. Полоцкий. Талантливым публицистом был царь Алексей Михайлович. Его перу принадлежит замечательная «Повесть о преставлении патриарха Иосифа», «Послание Никону на Соловки» и др. Будучи заядлым охотником, «Тишайший» государь даже составил «Урядник сокольничего пути».

С восшествием на патриарший престол Никона (1652 г.) возобновились споры о «священстве» и «царстве». Идеи о превосходстве церковной власти излагал патриарх Никон в «Посланиях» 1650-х гг., в предисловии к «Служебнику», 1655 г. и в сочинении «Возражение», 1663 г. Обратная мысль – о величии царской власти – развивается в «посланиях» самого царя Алексея Михайловича, и по поручению его – в составленном иеромонахом Епифанием Славинецким труде «Деяние московского собора».

Большую популярность приобрела переводная литература (проникающая из Польши и Чехии): поучительные рассказы «Великое зерцало» и «Римские деяния». Переводились рыцарские романы, бытовые новеллы, юмористические рассказы и анекдоты. Была популярна «Повесть о Бове Королевиче», «Повесть об Оттоне цесаре Римском и о супруге его цесаревне Олунде», «Повесть о Еруслане Лазаревиче».

В устном народном творчестве по-прежнему преобладала героическая тематика – события Смуты и борьбы с интервентами. Исторические песни о разбойниках «Разбойничий дуван», о Степане Разине «Смерть Разина».

Архитектура

В XVII в. происходило постепенное сближение культового и гражданского каменного зодчества. Церкви становились похожи на светские хоромы.

Появилось большое количество каменных общественных зданий: Печатный и Монетный дворы, а также частные владения: палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, дом боярина Троекурова. Активное строительство началось в 20-е гг., был создан «Приказ каменных дел», объединявший лучших мастеров.

Нарядное шатровое строительство (атер над Спасской башней Московского Кремля, церковь Рождества в Путинках) было запрещено патриархом Никоном в 1652 г. Образцом он провозгласил храм гроба Господня в Иерусалиме. Но шатер не исчез, его широко использовали вдали от Москвы.

Здания отличались изобилием декоративности, мелких деталей, рельефных многоцветных украшений: изразцы и украшения из резного камня и кирпича («каменное узорочье»). В этом стиле выдержаны Теремной дворец царя Алексея Михайловича, каменные палаты бояр, церковь Троицы в Никитниках, посадские церкви Николы в Пыжах и Хамовниках, собор Вознесения в Устюге, церкви в Зарядье, Муроме, Ярославле. В 40–70-е гг. зародился новый стиль московское, или нарышкинское барокко: симметрия, многоярусность, резьба по белому камню, сочетание белого и красного цветов (церковь Покрова в Филях – усадебный храм Л.К. Нарышкина).

Великолепным образцом деревянного зодчества стал дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (русские мастера Семен Петров и Иван Михайлов).

Живопись

В иконописи в то время господствовали два стиля: годуновский (по заказам царя Бориса Годунова) – строгое следование канону, и строгановский (купеческий род Строгановых) – искусство иконной миниатюры: тщательное мелкое письмо, изысканность и богатство орнамента (художник Прокопий Чирин).

Произведения мастеров Оружейной палаты (Семен Федорович Ушаков и его ученики: Г.Зиновьев, И.Максимов, Т.Филатьев, К.Уланов) сочетали в себе традиционные приемы и новаторские идеи (перспектива, объемность).

Необходимость восстановить внутреннее убранство церквей после интервенции и Смуты привела к последнему взлету фресковой живописи, которая стала наиболее декоративна. Наиболее известны: артель Гурия Никитина – церковь Ильи пророка и артель Дмитрия Григорьева – храм Иоанна Предтечи в Толчкове.

В конце XVII в. появились первые парсуны (портреты), написанные маслом на холсте. Меняется манера письма: если раньше техника была иконописной (изображения царя Федора Ивановича и князя М.В. Скопина-Шуйского), то теперь более пристальное внимание уделяется человеку, реалистичности мира, естественным пропорциям тела (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, дяди Петра I – Л.К. Нарышкина, Г.П. Годунова).

Прикладное искусство

Главным центром расцвета прикладного искусства являлись мастерские Московского Кремля (Оружейная, Золотая, Серебряная, Царицына и другие). В них работали собранные со всей Руси талантливые оружейники, ювелиры, мастерицы плетения кружев, золотого шитья. Помимо московских мастеров широкую известность приобрели ярославские серебряники, усольские эмальеры, холмогорские и устюжские мастера художественной росписи.

Театр

В 1672 г. в Москве впервые был создан придворный театр. В нем играли приглашенные немецкие актеры, все роли исполнялись мужчинами. Репертуар состоял из пьес на библейские или легендарно-исторические сюжеты. Этот придворный театр просуществовал всего лишь четыре года. При славяно-греко-латинской Академии сложился школьный театр. Пьесы писались преподавателями, сюжеты были как евангельские, так и житийные. Все роли исполняли учащиеся, представления давали по праздникам.

Широкое распространение получил бродячий театр, продолжавший национальные традиции: народные обряды, колядование с участием ряженных, праздники (проводы Масленницы), выступления скоморохов.

Основные даты

Даты Сущность
Смута в начале ХVII в.
1598–1605 гг. Правление Б. Годунова.
1605–1606 гг. Правление Лжедмитрия I.
1598–1613 гг. Смутное время.
1606–1607 гг. Восстание под предводительством Ивана Болотникова.
1609–1611 гг. Оборона Смоленска.
1608–1609 гг. Оборона Троице-Сергиева монастыря.
1609 г. Начало польской интервенции.
1610–1612 гг. Семибоярщина.
1611 г. Создание первого народного ополчения.
1612 г. Второе народное ополчение, освобождение Москвы.
1613 г. Воцарение династии Романовых.
1617 г. Столбовской мир со Швецией.
1618 г. Деулинское перемирие с Речью Посполитой.
Новые черты в развитии России ХVII в.
1645–1676 гг. Правление Алексея Михайловича.
1649 г. Соборное уложение.
1667 г. Новоторговый устав.
1676–1682 гг. Правление Федора Алексеевича.
1682 г. Отмена местничества.
Социальные движения ХVII в
1648 г. Соляной бунт.
1649 г. Соборное уложение.
1653 г. Начало реформы Никона.
1662 г. Медный бунт.
1670–1671 гг. Восстание под предводительством Степана Разина.
1668–1676 гг. Восстание Соловецкого монастыря.
1653 г. Последний Земский собор.
Внешняя политика России в ХVII в.
1632–1634 гг. Смоленская война.
1634 г. Полянский мир с Речью Посполитой.
1637–1642 гг. «Азовское сидение».
1649 г. Зборовский мир.
1651 г. Белоцерковский мирный договор.
1654–1667 гг. Русско-польская война.
1654 г. Провозглашение вхождения Левобережной Украины в состав России (Переяславская Рада).
1661 г. Кардисский мир со Швецией.
1667 г. Андрусовское перемирие с Речью Посполитой.
1686 г. «Вечный мир» с Польшей.
1676–1681 гг. Русско-турецкая война (чигиринские походы).
Культура России ХVII в.
1672 г. Первый придворный театр.
1687 г. Славяно-греко-латинская академия.
1694 г. Букварь московского просветителя Кариона Истомина.
1653–1636 гг. Теремной дворец.
1667–1681 гг. Дворец в селе Коломенском.
1655 г. С. Ушаков. Икона «Спас Нерукотворный».
1668 г. С. Ушаков. Богоматерь Владимирская и древо государства Российского.

Основные понятия

Воевода – военачальник, нередко как правитель совмещающий административную и военную функции. Термин появился в Х в. и часто упоминался в летописях.

Гражданская война – вооруженное столкновение противоборствующих сил внутри той или иной страны. В ходе войны решается проблема власти, которая, в свою очередь, должна обеспечить решение основных жизненных вопросов, стоящих перед противоборствующими сторонами. Характерными чертами гражданской войны является ее всеобщность, непримиримость противников, вовлечение в военные действия помимо регулярных войск больших групп гражданского населения.

Интервенция(от лат. вторжение) – вмешательство одного государства на внутренние дела другого. Современное международное право рассматривает интервенцию в качестве правонарушения. Интервенция может быть как военной, так и экономической, идеологической, осуществляться в других формах.

Казачество –(оттюрк. «удалые, вольные люди») – военное сословие, в котором числилось население ряда районов России. Казачество складывалось с ХIV в., когда на окраинах княжеств стали селиться люди с целью охраны границ. «Устав сторожевой службы» (1571 г.) организационно оформил служилое казачество.

Колонизация– внутренняя, направленная на освоение окраинных земель своего государства, и внешняя – на создание поселений за пределами страны. За счет колонизации Россия решала проблему малоземелья, превращала окраины в рынки сбыта и источники сырья.

Конфессия– вероисповедание, религиозная система, а также официальная принадлежность к одной из ее разновидностей.

Мануфактура – (от лат. – «рука + изготовление») – капиталистическое крупное предприятие, основанное на разделении труда и ручной технике.

Мелкотоварное производство– когда произведенные изделия через скупщиков реализовывались на рынке.

Народное ополчение – военное формирование в помощь регулярной армии во время войны. В России формировалось из свободных крестьян, горожан, дворян и др.

Протекционизм – экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции.

Самодержавие – монархическая форма правления в России, при которой носителю верховной власти – царю, императору – принадлежали верховные права в законодательстве, в верховном управлении и увольнение высших чиновников, верховное руководство центральными и местными учреждениями и органами управления, верховное командование и флотом, заведование финансами, в высшем суде. В истории самодержавия прослеживается два периода: ХVI–ХVII вв., когда монарх осуществлял свои права вместе с Боярской думой и боярской аристократией; ХVIII в. – абсолютная монархия.

Самозванство – присвоение чужого имени и звания в корыстных целях. Самозванство стало для России типичным явлением с момента установления царской власти, предания ей сакрального смысла. Династические кризисы порождали претендентов на власть.

Семибоярщина («Седьмочисленные бояре») – правительство в России, образовавшееся после свержения в июне 1630 г. царя В. Шуйского (1606–1610 гг.). В состав семибоящины вошли бояре: Ф.И. Мстиславский, И.В. Воротынский, А.В. Трубецкой, А.В. Голицын, Б.М. Лыков, А.В. Романов, Ф.И. Шереметов. Одним из первых решений «Седьмочисленных бояр» было постановление не избирать царем представителей русских знатных родов. Они заключили с поляками, которые стояли под Москвой, договор, признававший русским царем сына польского короля Сигизмунда III Владислава. Ограждая свои привилегии, члены «семибоярщины» добились включения статей, ограничивающих права Владислава (обязательство жениться на русской, ограничение количества приближенных лиц из Польши и т.д.).

Служилые люди – общее название лиц, находившихся на государственной службе в Русском государстве ХV–ХVII вв. Большинство служилых людей состояло из дворян и владело землей при условии несения службы. К служилым относилась и боярско-княжеская феодальная знать. По прибору – стрельцы, казаки, пушкари. По отечеству – думные, московские чины, городовые дворяне.

Смута – период с 1598 по 1613 гг. (смерть царя Федора Иоанновича, последнего представителя династии Рюриковичей на Московском престоле, а в феврале 1613 г. произошло воцарение Михаила Федоровича Романова, представителя новой династии). В советской историографии это период «крестьянской войны начала ХVII в. и польско-шведской интервенции», была подчеркнута роль крестьянских выступлений. Современные историки характеризуют Смуту как первую гражданскую войну в России начала ХVII в.

Соборность – понятие русской общественной и философской мысли, выработанное А.С. Хомяковым. Выражает идею «единства во множестве». Православная церковь, по Хомякову, органично сочетает два принципа – свободу и единство, она противоположна католической церкви, где есть единство без свободы, где есть свобода без единства. Идея соборности стала основной идеей всего славянофильства. Дальнейшее развитие она получила у В. Соловьева. Писали о соборности С.Н. Трубецкой, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский.

Старообрядцы – староверы, выступали против нововведений, за сохранение старых обрядов. Сторонниками старой веры были протопоп Аввакум, И.Неронов, Ф.Морозова. Староверы бежали от преследователей в глухие леса и нередко во имя старой веры шли на самосожжение.

Тягло – подати, натуральные налоги или повинности крестьян и посадских людей в ХV–ХVIII вв. Среди тягловых повинностей самыми тяжелыми были стрелецкий хлеб (на содержание стрельцов) и ямские. Тягловые повинности зачастую переводились в денежный побор.

Церковный раскол – отделение от Русской православной церкви части верующих, не признававших церковно-обрядовой реформы Никона (1653–1656 гг.)

Ярмарка– (от нем. – «ежегодный рынок») – регулярный торг, организуемый в традиционно определенном месте.

Ясак – натуральный налог (в основном пушниной, иногда скотом), которым облагались некоторые коренные народы царской России. Уплата ясака служила внешним выражением подданства. Ясак назначался для каждого племени или рода в отдельности. У кунгурских татар и башкир ясак был поземельным сбором, у некоторых народов Сибири – поголовным, у якутов – по количеству принадлежащего скота.

Основные схемы

1. Царь Федор Иванович
Тихий и богобоязненный монарх, неспособный к государственному управлению. Реальная власть у Бориса Годунова, шурина царя
Внешняя политика 1591 г. – отбит набег на Москву крымского хана. 1590 – 1593 гг. – русско-шведская война. Россия вернула ранее утраченные земли и города Ям, Ивангород, Копорье, Корелла Внутренняя политика 1589 г. – учреждение патриаршества. Автокефалия (независимость) Русской православной церкви от константинопольской. Иов – первый патриарх Русской православной церкви
2. Царь Борис Годунов. 1598–1605 гг.
Избран царем на Земском соборе
Основные события в правление Бориса Годунова
Расправа с боярской оппозицией. Ссылка бояр Романовых (1600) Частичное разрешение крестьянских переходов. Бесплатная раздача хлеба из царских закромов Голод 1601–1603 гг. Начало Смуты. Борьба с самозванцем Лжедмитрием I, вторгшимся в пределы России из Польши в октябре 1604 г. Восстание под предводительством Хлопка Косолопа (1603–1604). Подавлено с большим трудом
13 апреля 1605 г. внезапная смерть Бориса Годунова
Престол наследует Федор Борисович Годунов (апрель – июнь 1605). Убит сторонниками Лжедмитрия I
Переход царского войска на сторону самозванца
3. Отечественные историки о причинах и сущности Смутного времени в России на рубеже XVI–XVII вв.
Карамзин Н.М. Разврат всех сфер русского общества
Соловьев С.М. Нравственное и моральное разложение общества
Костомаров Н.И. Следствие католической интриги
Ключевский В.О. Платонов С.Ф. Смута – социальное движение, зародившееся в верхах русского общества и постепенно втянувшее в свою орбиту широкие слои населения
Советская историография (Смирнов И.И., Буганов В.И., Корецкий В.И. и др.) Смута – высшая форма борьбы угнетенных против эксплуататоров
Современная историография (Скрынников Р.Г., Станиславский А.Л.) Смута – это гражданская война в России
4. Причины, ход и результаты Смуты в Московском государстве
Причины Экономический кризис. Династический кризис. Экспансия соседних государств. Борьба за власть между боярскими группировками. Социальный протест тяглого сословия против закрепощения
Этапы Династический (1598–1605). Социальный (1605–1610). Национально-освободительный (1610–1613)
Последствия Страшное разорение и запустение страны. Потеря выхода к Балтийскому морю, Смоленской земли. Дальнейшее ослабление силы и влияния старого родового боярства, усиление позиций дворянства. Дальнейшее закрепощение тяглого населения. Осознание центром и регионами необходимости сильной государственности. Подъем национального самосознания

Комментарии

Причинами Смуты историки считают династический, хозяйственный, политический кризисы. Напряженность в русском государстве была выгодна соседям, Швеции и Польше, которые хотели захватить русские земли.

На первом – династическом – этапе (1598–1605) Смуты Борис Году­нов стал первым в истории России выборным царем. Недолгое правление Бориса I носило противоречивый характер. От голода в 1600–1603 гг. умер­ли сотни тысяч людей. Русский народ считал, что Бог наказал страну непо­годой и голодом за приход к власти Бориса Годунова, которого обвиняли в убийстве третьего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия. Простые люди ждали чуда, появления доброго царя.

На втором – социальном – этапе (1605–1610) оказалось, что русским царем может стать настоящий проходимец – самозванец Лжедмитрий I.

Григорий Отрепьев, выдававший себя за спасшегося сына Ивана Грозного, растратил казну и показал себя как ставленник Польши. После свержения и убийства Лжедмитрия I опытный политик из знатного княжеского рода Василий IV Шуйский смог подавить восстание под предводительством И. Болотникова, но был свергнут собственным окружением. Борьба княжеских и боярским амбиций привела к приглашению «человека со стороны»: «велика страна наша, а порядка в ней нет». Новым Рюриком в российской истории мог стать сын польского короля Владислав. Но польский король Сигизмунд III хотел уничтожить русское государство, включить его в состав Речи Посполитой, начал оккупацию русских земель.

На третьем – национально-освободительном – этапе (1610–1613) сам русский народ, опираясь на опыт самоорганизации, самоуправления, следуя традициям, ополчился против интервентов, поляков и шведов. Весной 1611 г. произошло неудачное народное выступление в Москве, которое считается первым ополчением. Инициатором создания второго народного ополчения стал земский староста Нижнего Новгорода Кузьма Минин. Возглавил народную армию умелый военачальник князь Дмитрий Пожарский. Многие русские люди внесли значительные средства на вооружение ополчения. Второе ополчение 25 октября (7 ноября) 1612 г. освободило Москву от поляков. Новому царю – Михаилу Федоровичу Романову (избран на царство в 1613 г.) – пришлось пойти на подписание крайне невыгодных Столбовского мира со шведами (1617) и Деулинского перемирия с поляками (1619).

Последствия Смуты оказались тяжелыми: огромные людские потери, хозяйственная разруха, потеря важных территорий, которые удалось вернуть лишь через сто лет.


Наши рекомендации