Культура Московского царства в XVI–XVII вв.
Отрасли культуры | Характерные черты | Творения, творцы |
Образование | Слабое распространение грамотности, Церковный контроль | Книгопечатание (Иван Федоров, 1564). Букварь Василия Бурцева (1634). Славяно-греко-латинская академия братьев Лихудов с 1687 г. |
Литература | Преобладание церковной литературы. Развитие светской литературы (сатирические повести) | Великие четьи (митрополит Макарий), «Домострой» (Сильвестр). «Повесть о Горе-Злосчастии», «Повесть о Шемякином суде» и др. |
Архитектура | Развитие каменного зодчества строительства крепостей, храмов, частных домов. Возникновение московского шатрового стиля. Нарышкинское (московское) барокко | Покровский собор на Красной площади (Постник Яковлев и Бирма, 1554–1561). «Белый город», Смоленский кремль (Федор Конь, конец XVI в.). Церковь в Коломенском, монастыри |
Живопись | Жесткая регламентация со стороны церкви (Стоглав 1551). Возникновение портретной живописи | Галерея портретов русских царей, членов их семей и других современников (Симон Ушаков XVII в.). |
Ремесло | Развитие ремесла. Появление первых мануфактур. Привлечение иностранных специалистов | «Царь пушка» (А. Чохов, 1586). «Царь колокол», Тульский оружейный завод (А. Виниус 1632) |
Повседневный быт | Господство главы семьи | Регулирование быта (Стоглав, «Домострой») |
Право | Дальнейшее ужесточение законодательства | Судебник Ивана IV (1550). Соборное уложение Алексея Михайловича (1649) |
Философия, идеология | Обоснование неограниченного самодержавия исторической преемственности Московского царства и Древней Руси. Критика тирании, произвола, террора | «Сказание о князьях Владимирских», переписка Ивана Грозного с А. Курбским, «Политика» Юрия Крижанича, «Житие» протопопа Аввакума |
Комментарии
В Московский период заметны несколько тенденций в развитии культуры:
1. Происходит дифференциация культуры – появляются новые отрасли, жанры, формы, произведения.
2. Огромное значение для развития просвещения имело книгопечатание. (В Европе первую книгу в 1450 г. отпечатал Иоганн Гуттенберг). Появились первые учебники. Грамотность была распространена среди духовенства, дворянства, купечества, горожан вообще. В литературе появился новый жанр – сатирическая светская повесть о жизни и быте общества («Повесть о Шемякиной суде» и др.). В XVII в. в русской живописи появляется такой жанр, как портрет. Родоначальником портрета стал Симон Ушаков, талантливый иконописец. В XVII в. в архитектуре утвердился русский национальный стиль – московский шатровый. Характерным для этого стиля считается царский дворец в селе Коломенском под Москвой.
3. При сохранении ведущей роли церкви нарастает процесс обмирщения культуры, усиления в ней светских элементов.
4. Наряду с храмовым зодчеством получило распространение частное каменное строительство, которое могли себе позволить князья, купцы, бояре. В частных и монастырских школах изучали грамматику, арифметику, церковные книги.
5. Появляется и усиливается западное влияние, вестернизация в культурной сфере.
6. В 1687 г. в Москве появилось первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. (В Европе университеты появились в XI–XIII вв.). Белорус Симеон Полоцкий, воспитатель детей царя Алексея Михайловича, наряду с богословскими сочинениями, писал светские стихотворения и пьесы, которые ставились в придворном театре.
7. Сохраняется и усиливается огосударствление культуры, подчинение ее государству, в том числе и через церковь, также подконтрольную государству.
Официальной идеологией стала апология самодержавного правления. Московские правители, начиная с Ивана IV, считали себя помазанниками Бога, выступали за жесткое централизованное управление, неограниченный характер царской власти, требовали безоговорочного подчинения себе, включая церковь. Бунт, крамола, богохульство, ересь и т. д. осуждались церковью и жестоко наказывались. Универсальное руководство для организации семейной, повседневной жизни – «Домострой» – составил в середине XVI в. духовник Ивана Грозного Сильвестр, член Избранной рады.
Развивается народная культура – фольклор (предания, песни, сказки), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), танцы, изобразительное и декоративное искусство, праздники годового цикла, обычаи.
Опричнина (1565–1572 гг.)
Этимологияот древнерусск. – опричь – кроме | ||
Форму «оприча» как обособленной территории использовал Иван IV Грозный для осуществления особой политики – опричнины | В средневековой Руси – земельный удел, выделявшийся княжеской вдове | |
Суть опричнины | ||
3 февраля 1565 г. принят указ о введении опричнины, в соответствии с которым страна была разделена на две части. | ||
«ОПРИЧНИНА» во главе с Иваном IV | «ЗЕМЩИНА» во главе с Боярской думой | |
Царь организовал опричное войско и террор по всей стране | ||