Внешняя политика при Иване IV

Казанское, Астраханское и Крымское ханства – осколки Золотой Орды, распавшейся в середине XV в. Отношения с Казанью и Астраханью, расположенными на восточных рубежах Московского государства, до середины 1550-х гг. оставались основным направлением российской внешней политики. Контролируя территорию среднего и нижнего Поволжья, эти государства не допускали русских купцов к активному использованию волжского торгового пути. Кроме того, татары были беспокойными соседями. Они совершали частые внезапные грабительские набеги на приграничные российские земли. Очевидно, что разгром Казани и Астрахани, а также включение их территорий в состав Московского государства было важнейшей внешнеполитической задачей правительства Ивана IV.

Походы русских войск на Казань 1547–1548 гг. и 1549–1550 гг. закончились неудачей, однако путем дипломатических усилий удалось посадить на ханский престол склонного к союзу с Москвой Шейх-Али (Шигалея). В 1551 г. казанцы свергли неугодного им Шигалея и объявили ханом Ядигар-Мухаммеда, выступавшего за союз с Крымом и Турцией. В ответ на это русское правительство в 1552 г. организовало новый (третий) поход на Казань.

В отличие от двух предыдущих, поход 1552 г. был хорошо подготовлен. В нем приняли участие стрелецкие полки, созданные в 1550 г. по решению Избранной рады. Все московское войско насчитывало около 150 тысяч человек при 150 пушках. Оперативной базой стала крепость Свияжск (место впадения р. Свияги в Волгу), построенная в 1551 г. под руководством дьяка Ивана Выродкова. Возглавлял русскую армию сам царь, что придавало походу не только военно-политическое, но и религиозное значение.

23 августа 1552 г. войска Ивана IV окружили город. Были построены мощные осадные и штурмовые сооружения, с помощью которых обстреливался центр города. Тридцатитысячный гарнизон Казани защищался отчаянно, отразив более десяти попыток штурма. По выражению летописца, «они насмерть в городе затворилися». Часть татарской конницы осталась вне стен города и нападала на русский лагерь из окрестных лесов.

В день Покрова Пресвятой Богородицы (2 октября) литовский мастер Размысл взорвал порох в подкопах, проведенных под стены Казани. Часть укрепления рухнула. Начался мощный штурм, которым командовали князь А.М. Курбский, князь М.И. Воротынский, боярин А.Д. Басманов. В результате многочасового боя Казань пала. «Государевы ратные люди… во граде биюще татар по улицам, мужей и жен по дворам, а иных выволачиваюче… из палат, и секуще их без милости и одираху до последней наготы», – читаем мы в Разрядных книгах того времени.

Хан Ядигар-Мухаммед был захвачен в плен, вся территория Казанского ханства вошла в состав Московского государства, народы, ранее подчинявшиеся Казани, стали платить ясак (дань) русскому царю.

Присоединение Астрахани было вполне логичным шагом после завоевания Казани. Захвату Нижнего Поволжья предшествовали дипломатические шаги российского правительства. В 1554 г. астраханским престолом завладел ставленник Москвы Дербыш-Али. Однако он начал переговоры с Крымом и Турцией за спиной у Ивана IV. Это был повод к войне. В августе 1556 г. московское войско отправилось в поход на Астрахань. Узнав об этом, Дербыш-Али бежал в Азов, а жители Астрахани вынуждены были «поклониться» русскому царю.

Вскоре свою зависимость от Московского государства признала и Ногайская Орда в Северном Прикаспии. Новые плодородные земли и весь Волжский торговый путь оказались в составе России.

Присоединение Казани, Астрахани и ногайских земель воспринималось в России как своеобразный реванш за 240-летнее монголо-татарское владычество. Важным последствием этих побед стал значительный рост авторитета и усиление власти молодого царя.

С освоением в XVI в. территории Дикого поля, плодородных земель нынешнего Центрального Черноземья, были укреплены южные границы государства. От набегов Крымского хана Россию защищали сооруженные во второй половине XVI в. Тульская и Белогородская оборонительные черты. Среди возведенных крепостей был Воронеж.

Культура и быт в XVI веке.

Грамотность и образование. Книгопечатание

В XVI в. образование централизованного государства, развитие аппарата власти и активизация международных отношений создали потребность в увеличении количества грамотных людей. Однако образование в России в этот период по-прежнему было только начальным, носило религиозный характер и оставалось доступным очень немногим. Центрами просвещения в России были монастыри, да и в домашних условиях, и в частных школах преподавали обычно люди духовного сословия. Обучали прежде всего богословским дисциплинам, а также чтению, письму, иногда началам арифметики. В качестве учебных пособий использовались богослужебные книги. Возникали училища, в которых готовили духовенство.

Характерными новшествами этого периода было то, что основным материалом для письма стала бумага, а кроме того, господствующим типом письма можно признать скоропись, появившуюся в XV в. Оба эти факта связаны именно с увеличением письменного оборота и необходимостью его удешевления и ускорения.

Рукописные книги стоили дорого, и требовали долгой работы по их созданию. Появление книгопечатания было неизбежно. Первые печатные издания в России относят к 1553 г., но поскольку они были анонимными и не датировались, началом книгопечатания считают 1563 г., когда по распоряжению Ивана Грозного недалеко от Кремля был построен Печатный Двор. В 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили первую книгу «Апостол», в 1565 г. – сборник ежедневных молитв «Часослов», а в 1574 г. был напечатан первый русский букварь.

Литература

Русская литература XVI в. уделяет пристальное внимание проблемам самодержавия, месту церкви в жизни государства, положению России в мире Острая политическая борьба обуславливала падение интересов к повествовательной, беллетристической литературе и большое развитие публицистики. Важнейшие вопросы жизни общества стали предметом обсуждения не только церковных, но и светских авторов. В то же время сохранили свое и значение и традиционные жанры.

По-прежнему развивалось летописание. «Летописец начала царства» описывал первые годы правления Ивана Грозного. «Степенная книга» содержит жизнеописания князей (начиная с Владимира Святославовича) и митрополитов. «Лицевой летописный свод» – это изложение всемирной истории от сотворения мира до середины XVI в.

Сохранились исторические повести. Примерами этого жанра могут служить произведения, описывающие военную деятельность Ивана Грозного: «Казанское взятие», «О хождении Стефана Батория на град Псков» и др.

Продолжала в XVI в. развиваться литература путешествий. В ней все яснее звучали светские мотивы и включались вымышленные сюжеты. Новым в литературе путешествий XVI в. можно считать появление своеобразных путевых заметок: «повести» («статейные списки», «росписи») русских послов за границей и «отписки» (отчеты) землепроходцев.

Большое распространение в России получил – «Домострой» – книга поучительного содержания, учебник нравственности, определяющий поведение человека в семье и обществе, которую написал священник Сильвестр, духовник Ивана IV.

«Великие Четьи-Минеи», составленные митрополитом Макарием, – это 12-ти томное (по числу месяцев) собрание житий святых и всей одобренной церковью литературы, как-либо связанной с этими святыми. Практически, это регламентация «душеполезного» круга чтения русского человека середины XVI в.

Наши рекомендации