Петр I: личность и государственный деятель

В исторической литературе обсуждается вопрос, какие обстоятельства повлияли на становление Петра как реформатора? Историки высказали следующие суждения по этой проблеме:

1. – Петр обладал здравым смыслом, был мужественным, эрудированным, любознательным, интересовался всем новым.

2. Петр в отличие от брата Федора не получил глубокого богословского образования.

3. семья Натальи Кирилловны при Федоре и Софье была отстранена от царского двора, жила в подмосковных царских резиденциях - селах Преображенском, Коломенском и других. Петр жил свободно, редко участвовал в придворных церемониях. Он не интересовался внешними формами власти. Не любил торжественные приемы. В Преображенском он занимался любимым делом. Создал потешные полки, занимался военным делом.

4. - интерес к военному делу заставил его обратиться к немецкому опыту. В Немецкой слободе Петр познакомился со знатоками военного дела, в частности, морского. Его немецкая образованность больше соответствовала политическим и экономическим интересам России, чем богословско-греческое воспитание Федора.

5. - необычное образование и воспитание

6. - знакомство с немцами и голландцами в Немецкой слободе. Анисимов назвал Немецкую слободу «своеобразной моделью Европы». Немцы и голландцы ценили личную инициативу, здравый смыл, разумность в принятии решений, рационально-практическое отношение к жизни. Петр воспитывал в себе эти качества. Петр познакомился с образом жизни европейцев, с типом взаимоотношений европейцев.

7. В Преображенском довольно резко отзывались о политике Софьи и ее министрах.

8. Летом 1693 года Петр уехал в Архангельск - единственный морской порт России. Он заложил новый корабль. При этом сам работал топором, учился корабельному делу. С этого времени море и корабли, корабельное дело стали самой большой любовью Петра на всю жизнь. (весной 1689 г. Петр тайно от матери уехал в Переславль, где по его приказу началось строительство новых кораблей). Петр искренно стремился научиться военному и морскому делу.

9. Интерес к европейской цивилизации, западной культуре у многих представителей правящей элиты. Если русский народ воспринимал Запад как мир антихриста, то многие государственные деятели проявляли интерес к западному опыту: науке, культуре, языкам, литературе, моде, формам досуга.

10. К началу 90-х гг. вокруг Петра сложился круг лиц, ставших позднее его сподвижниками. Это швейцарец Франц Лефорт, шотландец Патрик Гордон, Александр Меншиков, представители знатных русских семейств – князь Б.А. Голицын, Б.П. Шереметев, Ф.М. Апраксин, П.А. Толстой, Ф.Ю. Ромодановский, Т.Н. Стрешнев и другие. Они стали его главной опорой, вошло в правящую элиту. Они были энергичными, деятельными, преданы царю. Они вовремя поняли выгоду близости к молодому царю, заняли при нем положение ближайших советников и сподвижников.

11. Осознание превосходства Запада.

12. Идеи преобразований обсуждались правящей элитой при Алексее Михайловиче, Федоре Алексеевиче, Софье.

13. Знакомство с европейской цивилизацией во время Великого посольства в Европу в 1697 – 1698 гг.

Идеи Петра:

1. - идеи рационализма:Петр основывал свою политику на идеях рационализма. Люди могут сами творить свою судьбу, имеют право на счастье на земле, могут руководствоваться земными интересами, идеей своего блага.

2. идея прогресса через насилие. Эта идея вошла в сознание европейцев в 17 в. Она влияла на политику государств.

3. идея обязанности монарха перед подданными. Бог обязал царя владеть землями, управлять государством, заботиться о подданных. Петр считал своим долгом заботиться о безопасности государства, расширении торговли.

4. - У Петра сложилась собственная геополитическая картина мира. Он понимал, что быстро развиваются прежде всего морские страны. Россия же заперта в огромном евразийском пространстве. Если Россия не добьется выхода к морям, она станет жертвой европейских стран. Запад в то время проявлял интерес ко всем регионам мира. В Европе сложились традиции колонизации чужих земель. Петр воспринимал Запад не только как учителя русского общества, но и как угрозу России. Свою политику он строил, исходя из представления о возможной колонизации западных и северных территорий России. Он опасался, что европейские страны могут ограничить суверенитет России, эти опасения были не мифическими, а вполне реальными. В 1670 г. немецкий философ Лейбниц предсказывал, что в будущем Россия станет колонией Швеции. Этот прогноз разделяли многие в Западной Европе. Европейцы воспринимали Россию как азиатскую, варварскую страну, лежащую за пределами европейской цивилизации. Лейбниц считал, что русским мешают нетерпимость, излишняя религиозность, невежество. В Европе считали, что власть царя в России жестокая, деспотичная, тираническая. Петр и его соратники знали, что русских называли варварами и невеждами, знали, что русских презирали в Европе, а Россию считали лакомой добычей. Петр понял, что Россию надо вывести из изоляции, она должна быть открыта для общения со всеми странами мира. Одна из основных идей Петра – идея взаимодействия России с Западом.

5. Прошлое означало для Петра невежество, предрассудки, лень, коррупцию, безответственность, недеятельность, уклонение от службы, праздность. Петр не презирал русскую культуру, а боролся с праздностью и невежеством.

6. Идея необходимости заимствования европейского опыта. Запад, считал он, представлял собой знание, разум, порядок. Западничество Петра означало не преклонение перед Западом, а стремление заимствовать лучший западный опыт. Он оставался убежденным русским патриотом.

7. патриотизм, любовь к России. Из любви к России Петр много трудился, заставлял всех служить родине, воспитывал чувство патриотизма. Петр накануне Полтавы, обращаясь к солдатам, сказал: «Пришел час, когда будет решена судьба нашей страны. Именно о ней вы должны думать, именно за нее вы должны сражаться… что касается Петра, знайте, что он не цепляется за свою жизнь, лишь бы Россия жила во славе и процветании». (Уткин. С. 110).

8. идея сильной самодержавной власти. Петр опирался на традицию сильной монархической власти. Был заинтересован в неограниченной деспотической власти, позволявшей ему использовал ресурсы страны. Он ввел новую формулу служения служение царю и отечеству, государству и родине.

9. идея сильного государства. Для Петра было характерно государственное мышление. Был убежден, что во имя государства можно пренебречь моральными нормами. Государство самоценно, интересы государства выше интересов человека и общества. Все обязаны служить государству. Сам считал себя первым слугой государства.

10. идея служения всех сословий и каждого подданного государю и государству. Служба должна быть осознанной обязанностью каждого подданного. На службе нужно проявлять ответственность, инициативность, самостоятельность, трудолюбие, знание дела, дисциплинированность. Для подданных служба государству не зависит от их желания.

11. Петр разделял идеи меркантилизма. Согласно этой экономической теории, главным источником доходов государства является торговля, особенно внешняя. Капитал создается в сфере обращения. Богатство нации заключается в деньгах. Государство должно содействовать развитию торговли.

12. Идея патернализма. Отношения монарха с подданными должны походить на отношения отца с детьми. Царь – отец своих подданных. Почему идея патернализма была обязательным элементом политического мышления монарха? Он единственный, кто знает, что нужно нарожу, его указы содержат в себе добро. Они обязательны к исполнению всеми подданными.

13. идея законности. Петр занимался законотворчеством. Стремился все общественные отношения регулировать указами. Чтобы приучить людей соблюдать законы, он издавал указы с «гневом», которые содержали угрозы, указания на возможные репрессии. Например. «истязаны будете».

14. Петр был религиозным человеком. Известны слова Петра: «Кто не верует в бога, тот либо сумасшедший или с природы безумный». Его отличала веротерпимость. Интересовался мировыми религиями, отрицательно относился к суевериям. Подозрительно относился к чудесам, поскольку он был прагматиком, рационалистом по мировоззрению. Презирал монахов. Дружил с иноверцами. В отличие от отца и брата, не ездил по монастырям. Петр имел репутацию безбожника, но в действительности, он верил в бога, носил крест, знал религиозные обряды. Его антицерковная политика никогда не была антирелигиозной.

15. Петр воспринимал себя и учеником, и учителем. Он всю свою жизнь учился у тех людей, которые ему были интересны. Считал себя обязанным воспитывать русских людей. Учил не красть, не брать взятки, много работать, работать на совесть, не лгать, любить Россию. В указах он объяснял цели государства, что он делает, для чего издается указ. Воспитывал у подданных государственное сознание.

16. Петр ценил умных, инициативных, энергичных, работоспособных, знающих. Уважал независимость мнений. Разрешал спорить с собой, высказывать свою точку зрения. Он по всей России искал талантливых людей, приглашал их на службу. Он сформировал новую плеяду государственных деятелей.

Наши рекомендации