Язычество и православие древней Руси

Язычество. Древнерусские летописи, а так же в других церковных сборниках поуче-ния против язычества. Но пишутся они ду-ховными людьми которые к язычеству отно-сились отрицательно. Записи позднего сред-невековья 15-17 веков. Донесения католиче-ских миссионеров. Данные топонимики. Материальные достижения. Археология. Свидетельства восточных авторов (Ибн Фадлан).

Поучения Григория богослова. Он вы-делял четыре периода: 1. поклонения двум началам. Упырям и берегини. 2. культ рода и рожениц. 3. культ Перуна. 4. молились всем и вся.

Ключевский разделил божества на два типа – отражавших природу и душу предков. Только в 60 годы 19 века Афанасьев, Потебня, Щапов – это были первые исследователи – все верования восходят к олицетворению сил и явлений природы. Есть антропоморфные и зооморфные.

Космологический подход – Знойко А.П. – отражал структуру вселенной. Источ-ником было знание их о небе, цикле природы и т.д. Отождествляли божеств с небесными объектами.

Заимствование. В 1914 году вышла ра-бота Аничкова «язычество древней Руси». Верования из материальных условий потреб-ностей реальной жизни. Культ великих богов заимствован.

Наиболее полные труды у Рыбакова. Он вводит понятия «эволюция» - добавление нового к существующему старому. Пытается проследить язычество славян еще с каменного века. На этой стадии верования у большинства народов были схожими. Охотничьи культы медведей и оленей эпохи мезолита. Это подтверждается вышивкой. Древнейший из богов – это «Велес» - он полагает, что это медвежий культ, начинающийся еще у неан-дертальцев. Энеолит связан с приходом земледелия и культ рода и роженицы. Культ матери. Культ матери природы рождающей что-то. Можно проследить: 1. культ предков. 2. аграрные обряды. 3. скотоводческие куль-ты. 4. культ домашнего очага. Представления о матери природе выражается в двух божест-вах. В скифскую эпоху (эра железа) – это начало Сворога. Имя это он сравнивает с индийским Сварго (небо) – от этого и трупо-сожжение – существование души на верху. Он пытается проследить персональных божеств. Начинает с женского рода и делит их на несколько групп: 1. жива, подача. 2. желя, морена, купала. 3. макошь – богиня удачи, судьбы, урожая. 4. лада –брака и благополу-чия. Мужские: 1. Перун. 2. волас или Велес. 3. хорс – бог солнца как светила. 4. дажбог – солнца как податель благ. 5. стрибог – ветра, неба. 6. симарги.

Языческие святилища хорошо освещены археологами. Святилища 8-9 века – это круглая площадка окруженная валом, вокруг которой ров. Под насыпью следы костра.

Седов исследовал святилище Перуна, центр – горизонтальная площадка с кругом по середине с диаметром в 21 метр. Окружена валом и рвом. Вал напоминает цветок с лепестками. Их 8 штук, на каждом следы костра. В центре яма для костра. Жертвенник из камня.

Христианство. – это религия феодаль-ного общества. Покровский признал церковь как продукт разложения общества, но эти изменения внешние. Крещение Руси – это случайный эпизод. В 36 году специальным постановлением «о несе Демьяна бедного «богатыри» зазвучали слова о том, что хри-стианство сыграло положительную роль в истории Руси, дало толчок культуре и сбли-зила с развитыми народами. Бакрушин в 37 году отмечает, что христианство как свиде-тельство феодализации Руси. Но оказало влияние на развитие культуры. В 67 году вышла обобщающая работа – церковь в истории Руси. Монографии стали выходить только во время перестройки.

Христианство существовало на Руси еще до крещения. Греков считал, что христи-анство начинает проникать уже в 5 веке. Крещение княгини Ольги тому свидетельство. Назаренко обращает внимание на то, что сведения о крещении Ольги есть и в ино-странной литературе.

Крещение Руси носило скорее полити-ческий характер. Вершинство князя и его приближенных над всеми славянами. Никаких классовых причин нет. (т. зр. Фроянова) Христианство привлекалось для сохранения старых родоплеменных отношений. Спорным является вопрос, откуда воспринято христи-анство. По источникам, оно пришло из Ви-зантии по инициативе кн. Владимира. Но проблема в следующем: почему пришлось Владимиру сговориться с Византией, в даль-нейшем с боем требовать этого. ……..Владимир помогал Византии подавить восстание, а после этого Анна выходит замуж за Владимира , а он принимает новую веру. Но … почем3 неизвестны первые метрополи-ты на Руси. Преселков предполагал др. вари-ант. Первые века Русь находилась под юрис-дикцией болгарской патриархии, В это время Болгария независима и воевала с Византией. Принятие же Христианства из Византии Владимир бы обрек себя вассалом византий-ским. В Болгарии были уже готовые священ-ники говорившие на славянском языке. Ни-кольский: основным источником христ-ва являются зап. славяне. А.Г. Кузьмин: ирланд-ские миссионеры.

Церковный устав Владимира документ, который говорит о том, что церковь получает большую юрисдикцию над христианами (брачные отношения, убийства, преступления против нравственности) выделяется группа лиц – церковный люд. Кроме этого миряне , которые работают в церкви и наконец, люди бесприютные. На содержание церкви гос-во выделяет 1/10 от всех своих доходов.

Устав Ярослава Мудрого – фактически это судебник. Разграничение дел на церков-ные и гос-ные делится: а) греховные – суд церкви, б) греховно-преступные – совместная компетенция, в) дела духовных лиц – церковный суд, но в особо тяжких совместно с княжеским судом.

В самой Византии подразделения церкви: 80 метрополий, и несколько сот епископов. На Руси метрополит один , епархии стали появ-ляться на протяжении 12 в. , а к 13 в. их 15. Такое положение вплоть до монгольского нашествия, но все еще сохранилось язычество , которое в некотором роде вошло в христ-во. Археологи фиксируют в отдельных местах языческие святилища до 12 в.

Славяне были язычниками, т.е. поклонялись различным природным стихиям. Известно несколько крупных божеств: Перун, бог грозы, позднее покровитель войны, князя и дружины; Велес – покровитель скота и скотоводов, бог богатства; Дажьбог и Хорс – божества солнца; Сварог – бог огня; Стрибог – ветра и неба, Лада – богиня любви и красоты. Однако цельной системы язычество восточных славян не представляло. В каждом племени почитался свой набор божеств. Святилища славян находились под открытым небом и представляли собой огороженные площадки, на которых стояли деревянные или каменные идолы (болваны). Языческие обряды и жертвоприношения (требы) производились жрецами (волхвами).

В целях идеологического обоснования своей власти Владимир решил заменить язычество религией, где имелся единственный бог. Поскольку Русь испытывала сильное культурное, экономическое и политическое влияние Византийской империи, в качестве такой религии было выбрано христианство. Оно было хорошо известно на Руси – княгиня Ольга крестилась в конце жизни, христианами были многие княжеские дружинники-варяги. По летописи крещение Владимира и его дружины произошло в Крыму в 988 г. Затем были крещены жители Киева и других городов Руси. Принятие христианства повысило международный престиж русского государства, усилило связь между различными землями Руси, подняло авторитет киевского князя. Оно имело огромное значение для развития культуры.Особое значение для развития Древнерусского государства, а в дальнейшем и России, имело принятие христианства, осуществлённое великим киевским князем Владимиром Святославичем.

В начале, в целях укрепления великокняжеской власти Владимир Святославич пытается сделать язычество государственной религией. В 980 году он ставит в Киеве шесть деревянных идолов. Во главе их стоит бог войны, молнии и грома Перун с серебряной головой и золотыми усами. Кроме него были ещё Семаргл, Даждьбог, Мокошь, Хорс, Стрибог. В святилище проводили пышные богослужения. Перуну иногда приносили человеческие жертвы.

Однако языческая религия не удовлетворила Владимира Святославича. Дело в том, что международные отношения зависят от принадлежности народа к определённому субэтносу. Определяющую роль в нём играла монотеистическая религия. Пока в Киевской Руси было язычество, то в соседних государствах притесняли русских купцов, короли и императоры спокойно нарушали клятвы данные князю – язычнику. В целом, Древнерусское государство не рассматривалось в качестве равноправного партнёра. Поэтому, Владимир Святославич, разочаровавшись в язычестве, решает обратиться к монотеистической религии.

Из таких мировых религий, как ислам и христианство, Владимир Святославич выбирает последнее, причём в его восточном варианте – православии. На выбор повлиял ряд факторов объективного характера. Католичество не подходило киевскому князю тем, что власть римского папы была очень велика и являла собой угрозу светскому правлению. Ислам, по летописи, не понравился Владимиру запретом на употребление вина. По мнению Л. Н. Гумилёва, общение князя с дружиной происходило на трапезе и тризне, где традиционно употребляли вино. Нарушение данного обычая могло привести к непониманию между дружиной и князем. По всей видимости, наличие такого крупного соседа, как Византия, давние устойчивые связи с ней, веротерпимость православия к другим конфессиям, наличие христианской общины в Киеве, тот факт, что великая княгиня Ольга была христианкой, в конечном счете привел князя Владимира Святославича к православию.

Конкретная история принятия христианства обращает внимание на ловкость, с которой Владимир Святославич преодолевает трудности, встающие на его пути. Дело в том, что крещение от Константинопольского патриарха означало религиозную зависимость от Византии. Поэтому, Владимир Святославич завоёвывает византийский город Корсунь и уже на равных условиях договаривается о принятии христианства. Вначале, Владимир Святославич крестился сам с дружинниками. В дальнейшем, он крестил киевлян, новгородцев и т. д. Официальная дата принятия христианства – 988 год. Крещение народа проводилось насильственными методами, т. к. язычество глубоко укоренилось в сознании людей. Постепенно языческие представления ушли в сказки и суеверия, которые сохранились до наших дней.

Наибольший урон от принятия христианства потерпели языческие священники – волхвы. Они потеряли экономическую нишу, которая обеспечивала им привилегированное положение. Православные священнослужители заняли их место. Волхвы поднимали народ в отдалённых племенах на бунты, которые с особой жестокостью подавлялись киевским князям. Постепенно волхвы, которых также звали колдунами, ведьмами, потеряли ореол святости, были вынуждены скрываться в глухих чащобах, передавая своё эзотерическое знание по наследству. Церковь обвинила их в связи с дьяволом и в использовании ими чёрной магии.

Православная церковь, кроме даров, подносимых народом, получила официальное право на десятую часть княжеских доходов, так называемую десятину. Кроме того, она обогащалась, получая вклады от князей и бояр, особенно от богомольных княгинь и боярынь. Пожертвования были не только денежными или в форме натурального продукта, но и земельными, часто с зависимым населением прикреплённым к этому участку земли.

Духовенство делилось на белое и чёрное. Белое духовенство – это священники, дьяконы, проводившие в церквях торжественные богослужения. Им позволялось один раз выбрать жену на всю жизнь. Чёрное духовенство целиком и полностью посвятило себя служению богу. Это монахи и монахини, проживающие в монастырях. Образованные вначале как духовные братства, монастыри впоследствии становятся крупным феодальным собственником, на землях которого трудились подневольные крестьяне. Руководство монастырями осуществляли игумены. Высшим лицом в церковной организации был митрополит, резиденция которого находилась в Киеве.

Последствия принятия христианства, в целом, были положительные. Упрочились международные связи, возрос авторитет Киевской Руси; с усилением великокняжеской власти происходило и укрепление государственности; наконец, население Древнерусского государства приобщилось к сокровищнице мировой культуры.

Ольга одна из первых приняла православие, но не решилась распространить его на всю страну.

Сын Ольги великий князь Святослав Игоревич (957 – 972 гг.) резко отличался от своей матери – христианки. Он поклонялся богу воинов Перуну, любил оружие и всю свою жизнь провел в сражениях. Направляясь на юго-восток, он покорил славянское племя вятичей, которые жили в лесах и славились своей дикостью. Святослав стремительным ударом разгромил могущественный Хазарский каганат, собиравший дань со многих славянских племен. Хазарский каганат сильно отличался от соседних государств своей иудейской религией. В 965 году Святослав разгромил столицу Хазарского каганата город Итиль. По мнению Л.Н. Гумилева, обломки Итиля должны быть под водой, т. к. уровень воды Каспия повысился.

Святославу было неуютно в Киеве, где велико было влияние его матери – христианки. Поэтому он решает создать для себя собственное славяно-болгарское государство в низовьях Дуная. Столицей своего княжества Святослав хотел сделать город Переяславец. Для реализации поставленных планов Святослав начал войну с Византией в 968 году. Включившись в междоусобную борьбу, проходившую в империи, Святослав завоевал Болгарию. Однако впоследствии военное счастье перешло на сторону императора Византии. После серии поражений Святослав в 971 году покинул Болгарию. На пути домой в 972 году у днепровских порогов его подстерегли и убили печенеги. Традиционная версия обвиняет императора Византии в смерти Святослава. Однако существует и другое мнение. Л.Н. Гумилёв считает, что печенегов наняла христианская партия в Киеве, которая боялась возвращения князя – язычника.

После смерти Святослава началась междоусобная борьба между его сыновьями. В конце – концов, победу одержал Владимир Святославич (980 – 1015 гг.), посаженный отцом в далёкий Новгород. Именно новгородская варяжская дружина привела Владимира на великокняжеский киевский престол. Владимир Святославич сделал много полезного для борьбы с воинственными соседями. Он создал линию укреплений по южной границе Киевской Руси, построил крепости, заселил их выходцами из северной Руси. Народ в былинах назвал их “заставами богатырскими”, а великого князя – Владимиром “Красное Солнышко”.

Особое значение для развития Древнерусского государства, а в дальнейшем и России, имело принятие христианства, осуществлённое великим киевским князем Владимиром Святославичем.

В начале, в целях укрепления великокняжеской власти Владимир Святославич пытается сделать язычество государственной религией. В 980 году он ставит в Киеве шесть деревянных идолов. Во главе их стоит бог войны, молнии и грома Перун с серебряной головой и золотыми усами. Кроме него были ещё Семаргл, Даждьбог, Мокошь, Хорс, Стрибог. В святилище проводили пышные богослужения. Перуну иногда приносили человеческие жертвы.

Однако языческая религия не удовлетворила Владимира Святославича. Дело в том, что международные отношения зависят от принадлежности народа к определённому субэтносу. Определяющую роль в нём играла монотеистическая религия. Пока в Киевской Руси было язычество, то в соседних государствах притесняли русских купцов, короли и императоры спокойно нарушали клятвы данные князю – язычнику. В целом, Древнерусское государство не рассматривалось в качестве равноправного партнёра. Поэтому, Владимир Святославич, разочаровавшись в язычестве, решает обратиться к монотеистической религии.

Из таких мировых религий, как ислам и христианство, Владимир Святославич выбирает последнее, причём в его восточном варианте – православии. На выбор повлиял ряд факторов объективного характера. Католичество не подходило киевскому князю тем, что власть римского папы была очень велика и являла собой угрозу светскому правлению. Ислам, по летописи, не понравился Владимиру запретом на употребление вина. По мнению Л. Н. Гумилёва, общение князя с дружиной происходило на трапезе и тризне, где традиционно употребляли вино. Нарушение данного обычая могло привести к непониманию между дружиной и князем. По всей видимости, наличие такого крупного соседа, как Византия, давние устойчивые связи с ней, веротерпимость православия к другим конфессиям, наличие христианской общины в Киеве, тот факт, что великая княгиня Ольга была христианкой, в конечном счете привел князя Владимира Святославича к православию.

Конкретная история принятия христианства обращает внимание на ловкость, с которой Владимир Святославич преодолевает трудности, встающие на его пути. Дело в том, что крещение от Константинопольского патриарха означало религиозную зависимость от Византии. Поэтому, Владимир Святославич завоёвывает византийский город Корсунь и уже на равных условиях договаривается о принятии христианства. Вначале, Владимир Святославич крестился сам с дружинниками. В дальнейшем, он крестил киевлян, новгородцев и т. д. Официальная дата принятия христианства – 988 год. Крещение народа проводилось насильственными методами, т. к. язычество глубоко укоренилось в сознании людей. Постепенно языческие представления ушли в сказки и суеверия, которые сохранились до наших дней.

Наибольший урон от принятия христианства потерпели языческие священники – волхвы. Они потеряли экономическую нишу, которая обеспечивала им привилегированное положение. Православные священнослужители заняли их место. Волхвы поднимали народ в отдалённых племенах на бунты, которые с особой жестокостью подавлялись киевским князям. Постепенно волхвы, которых также звали колдунами, ведьмами, потеряли ореол святости, были вынуждены скрываться в глухих чащобах, передавая своё эзотерическое знание по наследству. Церковь обвинила их в связи с дьяволом и в использовании ими чёрной магии.

Православная церковь, кроме даров, подносимых народом, получила официальное право на десятую часть княжеских доходов, так называемую десятину. Кроме того, она обогащалась, получая вклады от князей и бояр, особенно от богомольных княгинь и боярынь. Пожертвования были не только денежными или в форме натурального продукта, но и земельными, часто с зависимым населением прикреплённым к этому участку земли.

Последствия принятия христианства, в целом, были положительные. Упрочились международные связи, возрос авторитет Киевской Руси; с усилением великокняжеской власти происходило и укрепление государственности; наконец, население Древнерусского государства приобщилось к сокровищнице мировой культуры.

Наши рекомендации