Проблема политической истории Киевской Руси
сер 19в оксаков щалов-русь сообщество самоуправляемых общин .князь избирается обществом оно его контролирует новгород ситуац показат.с 12в переход к семейному владению..кажд отдел обл яв владением отдельной семьй.1169 боголюбскии взял киев для князя важны сообствен земли чем вся русьДля Татищева и Карамзина Русь является самодержавной монархией.период упадка смуты Соловьев – родовые связи. Вся земля принадлежит роду Рюриковичей. Дальше род дробится на семьи. Ключевский – родовые владения. Пер-воначально это союз во главе с кн. Киевским. Затем с 11 в. участником становится город с его вече. Гос-во не было монархией. Не было и федерации, поскольку объединялись родо-выми связями. Ключевский назвал это генеа-логической федерацией. 12В ключ больш знач происходит массовое переселение с юга на север.Существовала и система родового старшинства. Лестничное восхождение: все князья на своей ступени. Престол – совокупность всех братьев. Уми-рает один – его место занимает его брат, а не сын. Сергиевич – единого гос-ва не было, было множ-во небольших образований со смешанной формой правления. Общего родового правила нет, т.к. и нет опред-го правила наследования. Греков- сродни франкской династии Миравингов. Рыбаков – ранняя феодальная монархия, но автократи-ческая империя. В 12 в. на смену приходят феодальные княж-ва-королевства. Фроянов – никакого гос-ва до 11в нет. Это был великий союз союзов племен. Дальше в 12в города на старой базе племенных объединений .границы те же. Проч-ным оно не было, летопись описывает неко-торые самостоятельные племена. В договоре 911 г. Упоминается Олег, а под его рукой светлые и великие князья. Летопись упоминает то, что некоторые племена становятся самостоятельными. До середины 10 в . пле-менные княжения сохраняются. Полюдья - каждый год кн. с дружиной объезжал столицы племенных центров.(Рыбаков) Князь сам выбивает дань в кажд земле отдельно формируется гос-ть.для рыбокова раскол руси произошел власть киева номинальна.
Особнякомстойт фроянов .возвращался к идее славянофилов родоплеменные отношения сущ оч долго.не было классовых отношении.отриц сущ гос вана руси до 12в.был союз союзов племенв 12в возникает нов гос-во .раздроблености нет .нач формироваться нов полит форма-город-государство.первич форма государственности как у греков
Ю.М. Кобищанов – глава гос-ва ведет практ-ки кочевой образ жизни. Первоночально столицы нет гл гос качует по центрам страны собирает дань полюдье компенсировала отсутствие правит аппаратаОн сам с дружинниками объезжает центр. 1. Эконом. Функция – регулярное изъятие излишков продукции, первые налоги. 2. изымались в качестве дани товары редкие, предназначен-ные для продажи. 3. Полит. Значение: князь подтверждал свою власть здесь. 4. Соц. Значение. – в ходе общения укреплял личные связи, к тому же пополнял свое войско мест-ными лучшими 5. Выполнял роль судьи. 6. Религиозная функция – мог выполнять функ-ции жреца.
Горский – князь не один, а везде с дружиной. Он с ней советуется. Это княже-дружинная власть. Скрыльников – отрицает наличие государственности до середины 10 в. это объединение во главе с норманнским вождем. Дружинная форма правления заканчивается в 10 в. и венчается реформами Ольги. Она упорядочила формы сбора и нормы взимания дани. Для каждой земли своя форма дани. Если раньше была полюдья – то теперь в каждой земле княжеские опорные пункты. Вместо разовых объездов в каждой земле крепость. Второе – ликвидация племенных княжений. Происходит огосударствление земель племенных княжений. Вследствие – административная и судебная система распро-страняются. Те самые крепости становятся центрами, а их служащие – местной админи-страцией. Процесс этот проходил по-разному. С рубежа 9-10 вв. у древлян с 10 в., на северо-востоке (вятичи, родимичи) с конца 10 в. Эти крепости как центр экономики, торговли и управл-я. Появляется понятие «волость» , в ее центре крепость, с появлением которых функции стали выполняться постоянно. Есть письменные источники, говорящие о такого рода событиях. Уже во времена Святослава племенные княжения ликвидированы. Институты власти: князь, за ним дружина делятся на младшую (отроки) не имеют пожалований и старшую (более привилегированные бояре). Из числа дру-жинников все должности – посадник – воз-главляет город и назначен князем из числа старшей дружины. В его руках все формы власти. Воеводы – предводители войск. Послы в др. страны. Эти должности не по-стоянны и сочетаются гражданская и военная связь. Русская правда называет должности средние и низкие: вирник – сборник судебных пошлин. Ямец – тоже сборщик. Мечник – исполняет должности в суде. Ябедник – то же самое. Данники – сборник дани и пошлин. Городники и мостники – отвечают за строи-тельство. Метельник связан с судом. Все эти должности из дружины. Этот этап заканчива-ется в конце 10в. Для времени Ярослава можно говорить как о наследственной мо-нархии. Для этого периода Русь единая . однако и в этот период кризис , связанный с гибелью князя. После смерти Ярослава – третий этап – борьба центробежных тенден-ций. По завещанию власть передавалась на одному князю, а всем сыновьям. Старший должен стать главным – «в отца место», каждый из них суверенен, но не должен переходить пределов и должны считается со старшим. Карамзин считал это губительным, Назаренко – о полит. строе др. Руси – идея родового совладения. По наблюдениям его у германцев было такое же. «КОРПУС ФРАТ-РУМ» - братское совладение – пережиток варварских королевств. Братья были равными правителями. Функция старшего брата – это попытка избежать междоусобиц. Признак распада позволяет соотнести Русь и Европу с отставанием первой на 200 – 250 лет, только на Руси это еще и затянулось. Этот этап шел до 30гг. 12 в. Гос-во едино существует лишь в некоторые периоды: Святополк 1093-1113, Вл-Мономах – 1113-1125, Мстислав – 1125-1132гг. После распад Руси – ее раздроблен-ность
коромзин обвиняет ярослава в раздробленности..распред землю между 5 сыновьями .любеч сьезд-князья поклялись как ярослав разделил так и их дети должны только на этих землях
Проблема политического строя киевской Руси
Татищев, Карамзин: древняя Русь = са-модержавной монархии. Соловьев: межкня-жеские отношения были пронизаны родовы-ми связями. Говорить о настоящем государ-стве еще рано. С 12 века род дробится на семьи, каждая из которых владеет частью русской земли. Ключевский: воспринял идею Соловьева о родовом владении князей Русью. Этапы развития русской государственности: 1. союз славян и финских племен во главе с великим князем киевским; 2. с конца 11 века участник межкняжеских отношений – город с вечем. Древнерусское государство не было монархией, но не было и федерацией земель, так как объединились они родственным правом. Русь 12 – 13 веков – генеалогическая федерация. По Ключевскому. Существовала и определенная система родового старшинства – лестничное восхождение(большие города – старшие братья и так далее). Пока на престоле не перебывают все братья, он не достанется детям (ступенчатая система).
Сергеевич: единого государства на Руси не было, было множество не больших обра-зований, где существовала смешанная форма правления – монарх в лице князя, народ – в лице вече. Общеродового владения князьями Русью не было.
Князья занимали престол не по стар-шинству, а по народному избранию, либо по воле старшего князя, либо по межкняжескому договору. В советское время вопрос о политическом строе приобрел марксистскую окраску. Греков: киевская Русь – раннефео-дальное государство, имеющее сходство с государствами Меровингов и Каролингов. Киевский князь – «первый среди равных», вечевые собрания – отживающий элемент. В 50-е годы Тихомиров: доказывал, что вече в городах продолжало играть большое значе-ние. В вече принимали участие простые люди. Киев 12 века отличается развитой самостоятельностью городской общины. Рыбаков: раннефеодальная монархия, авто-кратическая империя – такова была и древняя Русь. Это начальная форма содействовала первичным процессам феодализации. В 12 веке на смену этой организации приходит феодальное княжество-королевство, то есть вполне сложившиеся суверенные государства. Фроянов: вплоть до 11 века Русь – союз союзов племен. Дальше начинают формиро-ваться государства на старой племенной основе.
Летопись постоянно упоминает отдель-ные племена, следовательно, они во многом самостоятельны. В договоре 911 года упоми-нается великий князь русский Олег, но под его рукою «светлые и великие князья» - возможно, представители племен. Трактат Константина Багрянородного так же упоми-нает о племенах, которые являются данниками россов. Каждому из новых князей приходится снова подчинять себе племена, следовательно, до середины 10 века племенные княжения на местах сохраняются. В сообщении летописи о походе Игоря на Византию 944 года количество племен уменьшается, князья упоминаются без приписки «великий». Это говорит о усилении великокняжеской власти.
В чем выражена зависимость? Констан-тин Багрянородный как только реки замерза-ют, великий киевский князь с дружиной объезжает племенные центры – погодье. Полюдье – круговой объезд киевским князем столиц важных племенных центров. Горский, Свердлов – разъезд (киевский князь посылает своих дружинников). На этом уровне у князя нет бюрократического аппарата на местах. Ю. Кобищанов: похожие события происходят почти у всех народов на стадии перехода к государственности. Глава государства перио-дически объезжает всех подданных, то есть сам он вместе с дружинниками заменяет государственный аппарат. Функции полюдье: 1. экономическая – регулярное изъятие при-бавочного продукта – примитивная форма взимания налогов; 2. изымались экзотические товары, необходимые как средство торговли с развитыми государствами; 3. политическая – глава государства подтверждал свою власть периодически объезжая территории, усили-вал авторитет власти; 4. социальная – в ходе общения глава государства укреплял свои личные связи. Почти везде он пополнял свое войско за счет лучших из местного населения, следовательно, надплеменная структура власти; 5 судебные функции; 6. религиозные – глава государства мог выступать как вер-ховный жрец.
Горский предлагает назвать такое госу-дарство «дружинным», где дружина – сово-купный правящий слой. Скрынников: отри-цает наличие государственности до середины 10 века, до этого – недолговечные образова-ния во главе с норманнскими вождями. Пер-вый из норманнских князей, - не Рюрик, а Игорь. После ликвидации древлянского восстания Ольга провела ряд реформ: 1. упорядочивание способов и норм взимания дани (для каждой земли установлен свой урок); 2. вместо системы полюдья – новая система княжеских опорных пунктов (крепо-сти - погосты), куда население свозит дань княжеским представителям; 3. ликвидация племенных княжений («огосударствление» земель племенных княжений), следовательно административный и судебная системы Киева распространяются повсеместно. По археологическим данным, возведение княже-ской крепости в окрестностях Киева, по Тимощуку с рубежа 9 – 10 веков – строитель-ство крепостей. В землях древлян – середина 10 века, на северо-востоке Руси – конец 10 века. Крепости – это центры сбора дани и торговли. Вводится новое административное деление, появляется понятие «волость», в центре которой княжеская крепость. Госу-дарственные функции стали выполняться не периодически. А систематически. Крепости строились как на месте старого племенного центра, если разрушен, или рядом. При рас-сказе о походе Святослава представители различных племен не употребляются вообще, это свидетельствует о ликвидации племенных княжений. Формируется аппарат власти: князь, дружина. Она делится на старшую и младшую. По отношению к старшей дружине летопись упоминает термин «бояре», а к младшей – «отроки». Данный этап заканчи-вается правлением Владимира. На место посадников и наместников он сажает своих сыновей. Тогда можно говорить о государст-венности: есть налоговая система, бюрокра-тический аппарат. Территориальное деление. Появляется представление о наследственной монархии, начиная с Ярослава Мудрого.
В это время говорят о единой Руси, но и кризися имели место. Посли смерти Ярослава Мудрого начинается третий этап в развитии государственности. В этот период продолжа-ется борьба за власть, момент относительного единства. С другой стороны княжение сильных князей – Святополк, Владимир Мономах, Мстислав. После смерти последне-го – эпоха феодальной раздробленности