Введение в Российскую историю
Русь и Кочевники Евразии
Кочевники – это особая форма хозяйст-венной деятельности в следствии особого образа жизни. Производство излишков здесь не велико и не постоянно. Если они есть, то сохранить их трудно. Кочевое хозяйство зависит от природы (степь может покрыться коркой льда, что приведет к падежу скота). Обмен с ремесленными и земледельческими народами на протяжении веков проходил в приблизительно одинаковых масштабах. Есть ли стимулы развития социализма в таком обществе? Владимиров еще в 30-х годах ответил утвердительно: монгольское общест-во с 11 по 20 века находилось на стадии феодализма. Главное средство производства, жалование за службу либо скот, либо распо-ряжение землей как пастбищем. Только в 50-60-х годах стали возникать сомнения в уни-версальности такого подхода. Так, казахский историк Толыбеков: о развитии феодализма у кочевников говорить нельзя. Марков выделил специфические черты кочевого общества: 1. частная собственность на скот существует рано, сочетается с общинной собственностью на землю; 2. поголовное вооружение народа препятствует установлению классовых отно-шений; 3. личная свобода и хозяйственная самостоятельность рядовых кочевников; 4. племенная структура общества.
Федоров-Давыдов:сторонник класси-ческого подхода, то есть у золотоордынских монголов существовали феодальные отноше-ния. Их основа – через распределение паст-бищ. «общ строй зол орды»
Плетнева выделила стадии развития ко-чевого общества: 1. таборное кочевание (все население передвигается в след за стадом) – это начальный этап (печенеги, гунны, авары, половцы). Отличительной особенностью является повышение агрессивности (борьба за территорию); 2. закрепление территории за отдельными родами и племенами. Появляют-ся более или менее постоянные зимовки или летовки. Старики. Дети, женщины остаются на стойбищах. Цель военных походов – не территория, а добыча, доход. Формируется относительно единая культура, язык, религия. Складываются крупные объединения во главе с постоянными вождями (союзы племен, иногда государства – империя гуннов, Аттилы); 3. полуоседлость: стойбища стано-вятся подобием городов, население которых занимается торговлей, ремеслом и не участ-вует в походах. Утверждается государствен-ность. Войны этого времени – война за поли-тическое господство. Вокруг городов – нача-ло земледелия. Знать проводит основное время в городах отказываясь от кочевок.
Причины гибели подобных государств по Плетневой:
1. захват соседями; 2. междоусобицы; 3. неблагоприятные климатические условия или слишком благоприятные, что вообще ведет к демографическому взрыву. По Плетневой, кочевое общество на своей собственной основе может достичь стадии государствен-ности.
Хазанов: роль завоевания – главная и единственная в формировании государства у кочевников. Варианты: 1. покорение земле-дельческого населения, которое эксплуатиру-ется на основе дани, а сами кочевники не смешиваются с покоренным населени-ем(интеграции в одно общество не происхо-дит). Земледельческие области в этом случае начинают опережать кочевые, в следствии власть кочевников рушится; 2. завоеватели и побежденные существуют в рамках одной социально-экономической структуре. В результате происходит синтез, в следствии кочевники фактически перестают быть ко-чевниками. Иногда происходит полная инте-грация с потерей языка кочевников.
Гунны: на рубеже 4-5 веков в степной зоне восточной Европы происходит смена населения, сарматы сменяются гуннами. Их прародина не ясна. Они считаются частью хунну, ушедших на запад после поражения от Китая. Археологическая культура гуннов – сплав различных культур. В последней чет-верти 4 века они достигают Европы. В начале 5 века они начинают движение на среднее течение Дуная. Определенная часть гуннов оставалась в степях восточной Европы. В середине 5 века гунны были разбиты в галлии римлянами и германцами. После смерти Аттилы их держава распалась.
Авары: это следующая крупная группа в восточной Европе (с середины 6 века), тюркоязычные племена. Включавшие в себя различные племена по маршруту их движе-ния. Сначала они попадают в северное При-черноморье, а затем в Паннонии складывается Аварский каганат. Авары воюют с Византией. В 626 году, авары разгромлены под Константинополем и вытеснены с Балкан и севера Причерноморья. Но в Паннонии они остаются долго. Окончательно разбиты в 8 веке Карлом Великим.
Венгры: в отличие от предыдущих – угорская группа уральской языковой семьи. В середине первого тысячелетия они двинулись из Зауралья на запад, через южный Урал, левобережье Волги, в северное При-черноморье. В конце 9 века венгерские пле-мена проходят через южнорусские степи (по ПВЛ в 896 году), а в начале 10 века прибы-вают в Паннонию.
В начале 10 века появляются Печенеги– Тюркские племена. К границам Руси они подходят в 915 году. Они занимают весь север Причерноморья до Дуная. Постоянная территория кочевания у них еще не было (т.к. не было родовых могильников).единственный могильник у хазарской крепости Саркел. Особенность погребения в том, что они впускные, захоронение головы и ног коня, отсутствие женских погребений. Печенеги воюют с Византией и Русью. Владимир строит линию укреплений от них по всей южной границе. В 10 веке печенеги делятся на 8 племен, каждое из которых делится на 8 родов (по сведениям Константина Богрянородского). ПВЛ в 1036 году говорит о том, что Ярослав Мудрый разгромил пече-негов у стен Киева. Основная масса печенегов откочевал к границам Византии.
После них – тюрки. Их погребения редки, но встречаются и женские. В южно-русских степях они были не долго, около 20 лет. Дальше уходят на Балканы. С начала 10 века оставшиеся роды тюрок получили земли на пограничных территориях на реке Рось – город Торческ.
С середины 11 века (1055 по летописи) – на границах Руси появляются половцы. Это представители кыпчакских племен, зани-мающих территорию от Балхаша до Дуная. Самоназвание половцев – команы. Террито-рия расселения половцев – от Дуная до Волги. Характерная черта культуры – каменная баба (каменное изваяние). Картографированы: основная часть статуй – междуречье Днепра и северного Донца. Плетнева: отсюда шло их расселение. Статуи – изображение основателя рода. Этапы развития половецкого общества по Плетневой: 1. начальный (до 20-х годов 12 века) – период таборного кочевания, повышенная агрессивность. В конце этого периода Владимир Мономах наносит серию мощных ударов; 2. 20-60-е годы 12 века – военная активность не велика, так как происходит внутреннее политико-административное деление половецкой зем-ли; 3. 60-90-е годы 12 века – постоянное, интенсивное взаимодействие половцев с Русью. Это набеги половцев, походы русских князей в степь. Это время заключения союзов, начало участия половцев в междоусобной борьбе. Внутри половецкой земли выделение крупных племенных объединений с постоянными вождями. Обычными становятся междинастические браки русских с полов-цами, практика обмена детьми в качестве заложников. Часть половецкой знати прини-мает православие; 4. первая треть 13 столетия: почти отсутствуют вторжения половцев. Преобладала торговля. Хозяйство полукоче-вое, начинает складываться государствен-ность. В результате монгольского нашествия некоторые группы половцев были уничтоже-ны. Остальные же воины вошли в состав складывающейся Золотой Орды
Золотая Орда в 13-15 вв.
Собственные ордынские источники почти отсутствуют, есть только ханские ярлыки, изложенные в русских летописях, или найденные в султанском дворце Кон-стантинополя. Источник по ранней истории монголов – «сокровенное сказание» («тайная история монголов»).он появился после завое-вания Чингисхана. Эпос о Едыгее: здесь масса хронологических наложений. В начале завоевания монголов туда отправлено по-сольство из западной Европы. Посол папы Иннокентия 4 - Плана Карпине, проделал путь в Монголию в ставку Батыя и Чингиз Хана.
Гильен Рубрук – посол Людовика 9, Марко Поло – долгое время провел в ставке хана.
Григорий Похимер и Поляк Ян Блугож – пишут об орде мало.
В русских источниках речь идет в ос-новном об отношениях между русскими князьями и ордынскими.
Много внимания уделялось орде до се-редины 14 века.
История золотой орды.историография общирна.Татищев и Карамзин интересовали только отношения.Центром востоковедения казанскии универ.греков якубовскии.звоевания не принесли ни чего хоршего и для самих монголов и для казанских татар...сафаргалиев-распад зол орды.единая зол орда существует 2 века..период нашествия ставка хана качует.столицы нет.плано карпини рассказывает о целом городе из кибиток.в 50-60гг насчитывается создание основ ордынской государственности.,т.к завоевания заканчиваются ,начинается создание основ ордынской го-ти .начин строит нов городских центров,прежде всего возрождаются булгарские города.интересен нумизматическии материал .чеканятся монеты болгарского типа .монеты этого времени оч хорошо показывают двойственный характер зол орды.на одной стороне имя мест хана на другой имя великого хана...поже монеты чеканятся в сараеЕгоров:на верху вел хан рядом с ним курултай .значение этого органа постаянно падает.гос власть разделяется.фигура визаря-глава гражданской администрации.Диван-ведомство управляло финансами.сбор налогов-дарут.беклярибек-главнокамандующии войском проф воен.вся тер делилась на улусыво главе с улус беками -родственики хана.ответствен за сбор дани.улус делился на тысячи во главе с тысячниками.в 90-ых гг 13 в первая междоусобица.тохта победель начелся период рассвета-пер пол14в.при узбеке идет найвысшая централизация пик зол орды.возникает новая сталица царевское городище прежняя тоже.рост городов.город-центр ремесла-сарай-центр евразийской торговли.1312 узбек вводит ислам как гос рел.расцвет архитектуры.сдания среднеазиатского типа.кади-верховный судья.пер рассцвета заканчивается в самом конце 50гг14в.начинается великая заметня.орда раскалывается на 2 части.улус-класич феод собственность-к этому времени превращается в суюргал- част собствен.донской наносит удар мамаю.тохтамыш обьединяет снова орду.тамерлан громит ордынские 8города.гор уклад постепенно отмирает.послед события распад орды в 15в.от нее откалывается сибирское ханство ногайская орда казанск крым астрах.казах узбекскоесостается только большая орда.ахмат-послед кто пытался обьеденить зол орду .больш орда ликвидирована крымским ханством.
Само название спорно, до 16 века назы-валась просто ордой. Ордой у монголов называлось кочевая ставка хана и эквивалент русскому термину «…..». в зарубежной лите-ратуре – это безличное название «государст-во монголов». Золотая Орда относится к определенной территории. По мнению со-временных историков Улук Джучи был больше, чем в последствии. Это государство пережило эволюцию и постоянно находилось в развитии первым этапом считают 30-50 года 13 века – время завоеваний. Эпоха походов и установление зависимости. После возвращения из похода на Европу Батый переносит ставку на среднюю Волгу. В этот момент подчинение центральной власти существенно. Монеты носят двусмысленный характер. Это период становления государст-венности. Целый ряд городов восстанавли-ваются и строятся. С 60-х годов – новый этап – по начало 14 века. Достижение самостоя-тельности, она становится независимой. Формируется культура. На монетах имя велико хана не употребляется, они отличают-ся от прежних и чеканятся на месте. Распро-страняются разные религии. Формируется и государственный аппарат:
Федоров-Давыдов: в это время формируется общественная структура, кочевой феодализм. Улусы – кочевые лены. Ордынский феода-лизм был особенным. Нет развитой системы иммунитетов. Великий хан имел полную власть над всеми держаниями улусов. Нет устойчивых границ улусов. Сами владельцы могли менять свои улусы. Т.е. нет самостоя-тельности у феодалов. Этот этап завершается кризисом и междоусобной борьбой. За власть борются сарайские ханы и хан Нагай. Закан-чивается победой хана Тохта. (середина 90-х гг).
С начала 14 в до конца 50 гг – наивысший расцвет орды, при правлении хана Узбека , расцвет в торговле и ремесле. При нем воз-никают около 110 городов. Большинство – небольшие поселения для обслуживания торговых путей. В основном – города для обслуги купцов. Но главные города носили иной характер. Сарай - на первом этапе возводились дворцы ханов. Вокруг - дома строителей, ремесленников, рабов. Затем усадьбы администрации, т.е. аристократии, а дома строителей превращаются в кварталы полусвободного населения. Отсутствуют городские укрепления. Значительная часть населения – все еще кочевники. К концу правления Узбека – новая тенденция – рост иммунитетов, граница устойчивая, раздача тарханов. Улузные держатели экономически независимы от центральной власти. 1359 – новый этап до 1380 г. – кризис – распад Орды. 1359г- прекратилась прямая линия правления, Улус переходит в Суюргал (без-условное владение) роль хана ослабевает и гос-вом управляет бекларыбек. После делится на 2 части – граница – волга. В это время города обрастают укреплениями. В зап. части хан Мамай. В период междоусобиц. 1380 г. – Мамай погибает при неудачном походе и к власти приходит Тахтамыш. (1380-1395) объединяет территорию и укрепляет власть. Тахтамыш ввязывается в борьбу с Тамерланом. 1395 г. Тимур громит орду под корень. Уничтожены города, знать, население. Орда не возродилась. В 15 в. дробление орды, в 20гг. отделяется сибирское ханство -1438г. Самостоятельность приобретает казанское ханство. 1443г - крымское, ногайская орда, 1460гг. – астраханское ханство. Остался осколок без городов – кочевники в степях Причерноморья. Самый серьезный ее представитель – хан Ахмад. Окончательно добита в 1502г
Первый московскии князь-Даниил Александрович(сын невского)ведет оч осторож политику.в 90 ых он ориентируется на ногая а его противник на тохту..все заканчивается в пользу тохты.но на москве это ни как не отразилось.
В н 14 в на первое место выходит тверь.недостаток-князья перечили орде.1317 г женидьба Юрия даниловича на кыпчаке. Событ 1327г -востание в твери круп ордынскии отряд направлен в тверь.ив данил выступ как союзник орды.главная заслуга калиты -мир-достигнуто своевременой уплатой дани.отношение с церквью .ив данил стройт в москве храмы.москва-становится духовным центром.не желеет денег выкупает несчастных русских пленников.карамзин-восторг.но и экономич +.междуусобиц при нем нет он признаный лидер.
Напористость и настойчивость москов-ских князей сыграла не маловажную роль.
Черепнин – прослеживаются тенденции к возвышению владимирской земли еще в до монгольское время. Москва – это центр складывающий великорусскую народность.
Любавский – Москва кК торговый центр становится торговым центром после того, как стала центром Руси.
Борисов – оспорил союз московских князей с церковью. Для первой половины 14 века никаких общих дел правительство с церковью не имело.
Зимин – оспорил все тезисы Карамзина и подтвердил Любавского. Московские князья применяли систему войска.
Горский – сопоставляется с Зиминым, но полагает, что это долгий процесс, нок этому периоду земли уже пали под властью Москвы.
Захватив в 1300 году у рязанского кня-жества Коломны. В ходе этого похода Даниил побеждает каких-то татар. Теперь у москвы есть свободный выход в оку.1302-даниил занимает переяславль залецкии.умер бездетным.к концу жизни данила тер московского княжества увеличилась в 2 р.москва выходит на 2ое место.Захват Переславля. Их князь 1302 году умирает бездетным. Даниил захватывает владения, объясняя это завещанием. Эти меры позволяют увеличить территорию в два раза. Спокойная, выдержанная политика»тихой экспан-сии».1303году Даниил умирает. Княжить остается его сын Юрий.
1304 году умирает князь владимирский. Начинается тяжба между Михаилом Тверским и Юрием московским. Михаил пытается произвести централизацию, опираясь на венную силу. Захватывает Новгород. Юрий был вызван в орду и прожил там несколько лет до 1317 года. Это помогло ему. За это врем он понравился всем в орде, затем он женился на сестре хана Узбека – Камчат-ке.(1317) но между Москвой и Тверью возник спор за Новгород. Закончилось это военными действиями и разгромом московск-татарского войска. Жена Юрия попала в плен к Тверичам. Вследствие этого Михаил был вызван в орду и там казнен. Камчатка в плену умерла.
1322 – ярлык снова попадает к Твер-скому князю Дмитрию Михайловичу. 1324 – Дмитрий убивает в орде Юрия. Его казнят, а ярлык отдают его брату Александру. В Мо-скве Иван Колита. 1327 – в Тверь едет Чолк хан, с отрядом. Закончилось это тверским восстанием, при котором Чолк хана и его отряд перебили.
Иван Колита использовал это в своих целях. Татары разбили Тверь, но не тронули Москву. Затем дележ владимирского княжества. Одна часть досталась московскому князю, другая Суздальскому. 1332 – суздальский князь умирает и его владение переходит Калите. Следовательно Узбек доверяет ему собирать дань со всех русских земель для отправки ее в орду. При Иване население растет, а следо-вательно и сила и экономика.
Развитие Феодализма
Образование Московского царства (спорные вопросы). Татищев – на осн. «естественного права» и добровольного договора, рассматривал эту пробл. в контексте восстановл. в Сев.-вост. Р. самодержавия..//Карамзин-создание единого гос. это рез-т деятельности отдельных князей и царей.. восстановлением гос-ти Р. обязана монарх уст-ву. // историки бурж. направ-я - процесс централизации - это борьба разл общ.-полит. форм. С.М.Соловьев развил эту схему.// Ключевский В.О.- рус. гос-во выросло из «удельного порядка», из «вотчинных» князей-потомков Даниила Московского.
Классы и сословия в Московском государстве.
Феодалы. - группы: служилых князей, бояр, слуги вольных и детей боярских.//Служилые князья сост. верхушку класса феодалов, занимали руковод. посты и явл. на войну со своей дружиной.//Бояре, эконом господ-ую групп, занимали командные посты в гос-ве.//Средними и мелкими феодалами были слуги вольные и дети боярские - несли служ-бу великому князю.//Низшую группу - "слуги под дворским", к-рые набирались из княже-ских холопов. Они получ. от князя.//В XV в. в положении феод. происходят сдвиги - измен состав и положение боярства. /// Крестьяне. делилось на 2 категории - чернотяглых и владельческих. Владельческие крестьяне жили на землях, принадлеж помещикам и вотчинникам, чернотяглые - на остальных, не отданных какому-нибудь феодалу. =>, черно-тяглые крестьяне жили в домениальных владениях. XV в. прикрепление черносошных крест. к земле. Старожильцы - это в основном люди, исстари живущие у того или иного феод. и несшие в его пользу обычные феод. повинности, а также тягло гос-ву. Им противопоставлялись новопорядчи-ки.//Следующую группу зависимых людей составляли серебряники. - люди, взявшие у феод. деньги в долг. Серебряник до уплаты долга не мог уйти от хозяина.//Одной из групп завис. людей - половники. Они пахали господскую землю на своих лошадях, отдавая половину урожая хозяину. (бедняки, не имевшие земли.).//В конце XV в. Появ. бобы-ли. - получали у феод. жилище, иногда и землю.//Холопы:. Большие холопы - верхуш-ка холопства, княжеские и боярские слуги, иногда занимавшие высокие посты. Полные и докладные холопы работали в хоз-ве феод. в качестве прислуги, ремесленников, земле-пашцев.// Городское население. В крепости - детинце - жили в мирное время преимущест-венно представители княжеской власти, гарни-зон и слуги местных феодалов. На посаде селились ремесленники и торговцы. Первая часть гор. населения была свободна от налогов и государственных повинностей, вторая относилась к тяглому "чёрному" люду.
Землевладение в моск. гос-ве (проблемы, поиски, решения) Происхож. и развитие феод-ма –процесс образ. Феод. земельной собств. и зависимого крест-ва. Проследить этот процесс в 15-16в, нам помогают Судебники 15-16вв. Средством укрепления центр. власти было распростр. поместного землевладения, в Судебнике 1497г были заложены новые правовые нормы относит. этой категории землевладения. XVI в усилилось поместное землевлад. в общей структуре феод. земельной собственности. К сер. 16 сократился фонд черносошных земель, т.к. в поместную раздачу шли земли конфискованные или черносошные. Судебник 1550 года лишает крупных феод. иммунитетных прав. Получили подтверждение и развитие нормы еще сохраненного в Юрьев день крест. выхода. При этом упрочивалась власть феод. над населением поместий и вотчин: первые по аналогии с холопьим правом были названы «государями» крестьян, что свидетельствова-ло о сближении в правосознании положения бесправного холопа с крестьянином. Подоб-ные нормы прогнозировали крепостническую будущность землевладельца. В конце XVI в. поместная земельная собственность стала доминирующей формой. Земли приобрета-лись посредством купли, выслуги, наследо-вания и захвата. Но великокняжеская власть стремится ограничить последний источник приобретения земельной собственности, так как в данном случае при захвате земли у черных крестьян ущемлялись интересы великого князя. В области наследственного права Судебники расширяют круг наследни-ков, но это также зависит от характера при-обретения землевладения. Также в середине XVI века серьезным ударом по вотчинному землевладению было ограничение родового выкупа. Что способствовало становлению нового слоя собственников, приобретавших землю. Также законодат. были установлены разрешения законом сделки и существовав-шие в то время операции с землей: обмен, купля, залог. Что в достаточной мере свиде-тельствует о возросшей мобилизации земли. А.Я. Дегтярёв показал, что на раннем этапе основная масса поместий переходила от отца к сыну. Ю.Г. Алексеев и А.И. Копанев счи-тают, что на раннем этапе развития поместной системы элементы условности владения поместьем сказывались сильнее, чем на последующих. Дискус. вопросы закрепощ. Кр-ян в Рос. Сторонники «указной» теории считали, что указ о закрепощении крестьян был со временем утерян. Теорию «указного» прикрепления разделяли - Н.М. Карамзин, C.М. Соловьев, Н.И. Костомаров, В.И. Сер-геевич. Законодательное прикрепление кре-стьян к земле, по мнению С.М. Соловьева, было проведено ради общегосударственной пользы ввиду обширности и малона-селенности территории России, недостатка рабочих рук на землях помещиков, обеспечи-вавших оборону страны.
Критиками теории «указного» закрепощ. кр-ян выступили М. П. Погодин, В. О. Ключев-ский, М. А. Дьяконов, П. М. Милюков. На-званные историки отрицали значение прави-тельственных распоряжений в деле установ. Крепост. права и сформулировали теорию «безуказного» закрепощ. рус. кр-ва. B.О. Ключевский усматривал эконом. истоки закрёпощ. в крестьянской задолженности, чрезвычайно усилившейся во второй полови-не XVI в. По мнению В.О. Ключевского, долговая зависимость сближала великорус-ского крестьянина с кабальным холопом и лишала его права выхода в Юрьев день. Крестьянин прикреплялся не к земле, а к личности землевладельца. М.А. Дьяконов, исследуя положение различных категорий сельского населения Моск. Р., уделил особое внимание категории «старожильцев» в воз-никн. к-рой, по его мнению, сущ-ю роль сыграла задолжность крестьян. Теория «без указного» закрепощения обрела закончен-ность, когда П.М. Милюков сформулировал три основных фактора закрепощения: при-крепление крестьян к тяглу, «старожильство» и рост крестьянской задолженности. В совет. Ист-фии проблема заповедных лет была детально исследована в трудах Б. Д. Грекова, С.Б. Веселовского, В.И. Корецкого.
20. Политический строй Руси. 14-15вв.
Кривошеев «Русь и монголы» - ломка отно-шений после нашествия не произошла. В конце 15в. Увеличивается роль князей. Не-большая плотность населения. Начинается формирование сословий. Падение первичной государственности. Возникновение государ-ства нового типа.
Кобрин и Юрганов: Зависимость от Орды – коренные изменения. В домонгольской Руси 2 типа взаимоотношений: вассальные – от-ношения подданства, нет договоров и княже-ские. Начинается преобладание подданских отношений, т.к. князья получали власть из рук хана. Новая волна боярства не обладала прежней самостоятельностью. Боярские фамилии по имени отца, а не по месту про-живания. Боярство – служилые люди князя, получали поместья. Города во время Орды защищались князьями – подчинение городов князю. Вассальные отношения сохранились среди киевских князей. Удельные князья имели территориальную самостоятедбность и самостоятельную внешнюю политику. Младшие братья во время похода могли подчиняться боярам великого князя. «Дого-вор Дмитрия Донского с Владимиром Ста-рицким» - обязательная служба удельного князя. «Завещание Дмитрия Донского» - завещает своё владение как вотчину своему сыну Василию. «Договор Василия 2 и Суз-дальско-Нижегородского князя Ивана Ва-сильевича» - появление термина господарь великий князь. Если князь отступается от господаря, лишается вотчины. Суздальский князь обязывался служить великому князю и его сыну.
Введение в Российскую историю
источники:письмен,летопись,Нестор: «ПВЛ».эпатьевская,законодат акты,рус правда-стар законодат памят киевс руси,судебник 1497,договоры новгорода,литер пр-извед.ин автор.веществ исочники ,лингвист.этнограф.степенная кига16в хронограф о князьях,в конце 17в первая печат книга Синопсис
Субъективистская методология: историч. процесс объяснялся действием великих людей (правителей, полководцев и др.)-приверж.-Карамзин, Соловьев, Ключевский. Карамзин говорил, что власть - самое главное для развития гос-ва. Соловьев: «История Р-и есть ист. страны, к-рая колонизируется», вел хронологию «от царя до царя»
Ключевск. - внимание развитию Р-и в кон-тексте мировой истории, но большую роль он отводил не власти, а народу.
Два осн. подхода к изуч. Истории – цивили-зац. и формац.
Формац. Подход(Маркс, Энгельс)-материалистич. Объяснение истории Согл. Марксистско-Ленинск. Точки зр-я, Россия шла по формац. Коридору, но с отставанием от зап. Европы. Несмотря на существ. Недос-татки, эта теория была единственно прием-лимой т. зрения в истор. Науке СССР
Цивилизац. подход (школа «Анналов»- Блок, Февр, Бродель Тойнби, Шпенглер, Данилев-ский, Леонтьев, Сорокин)-осн. структурной единицей историч. Процесса явл. Цивилиза-ция.
Цивилизац. и формац. Подходы имеют как преимущ-ва, так и недостатки.
Основные исследователи и их подходы.
В XVI-XVII веках – первые попытки автор-ского подхода («хронографы», летописи). Первый – Вас Ник Татищев, собиравший памятники ру. ист. и написавший «историю российскую». Пользовался источниками, к-рые до нас не дошли. В XVIII век появляется академия наук: Байер и Миллер (впервые поставили варяжский вопрос)спасали летописи. «Древняя российская история» - М.В. Ломоносов. В XVIII веке история – занятие высокообразо-ванных. Н.М. Карамзин в 1818 году опубли-ковал «историю государства российского» (до царствования В. Шуйского). Она была написана современным языком и люди впер-вые заинтересовались собственной историей. Особенности: главный двигатель истории – князья и цари, объяснялись поступки прави-телей их характерами. В 1804 году при МГУ создано общество истории и древностей российских. Основано оно Шлетцером. С 1834 года – археограф-ая комиссия при ака-демии наук. Ее члены ездили по монастырям для сбора рукописей. С.М. Соловьев 29 лет подряд выпускал по тому «русской истории с древних времен»(до конца XVIII века). Его подход – школа родового быта: главный стержень истории – формирование и рост государства, вырастание из родового строя. Этапы: 1. этап родового быта (все князья родственники); 2. победа семейного права(с Ивана Колиты); 3. уничтожение уделов (с Ивана III), победа государственного начала. Соловьев первым заговорил о неблагоприят-ном воздействии географического фактора. Вас. Осипович Ключевский: «курс русской истории».он занял место Соловьева в МГУ. Согласно ему, вся русская история – резуль-тат взаимодействия личности, общества и природы. Огромное значение он отдал фак-тору колонизации: огромная территория поглощала все ресурсы, из-за этого хозяйство носило экстенсивный характер. Этапы: Русь днепровская (с древности до XIII): экономи-ческие факторы – торговля и лесные промыс-лы; политические особенности дробление шло под руководством городов. Верхневолж-ский период (XIII – середины XV века): экономика – с\х, вольный крестьянский труд, политика – дробление земель под властью князей. Московское царство (середина XV – начало XVII века), экономика – вотчинное земледелие, закабаление крестьян; политиче-ский строй – государственное объединение страны.
Н.П. Павлов-Сельванский: «феодализм в России» - заявил о тождестве феодальных институтов в западной Европе и России. После октябрьской революции – приходит марксиский подход: в основе общественного строя – способ производства. Экономика – базис. М.Н. Покровский – один из первых историков –марксистов. «Русская история в самом сжатом очерке»: развитие государства, нарастание капитализма в производстве. В начале 30-х годов – ликвидация исторических факультетов. В 1930 году – «академическое дело»: арест ведущих академиков. Воз-рождение в эти годы переживает археология. Б.Д. Греков археолог, занимавшийся киевской Русью. Он считал, что киевская Русь было единым государством. В 1946-47-х годах – интерес к русской истории в связи с возрождением патриотизма. 50-е годы – созвездие историков: Греков («киевская Русь»), Рыбаков, Черепнин, Зимин.
50, 60, 70-е годы – бурное изучение отечест-венной истории.
Периодизация по Черепнину: до IX века феодальный период; с IX – по конец XI – раннефеодальный период; период развитого феодализма XII – начало XVII века: феодаль-ная раздробленность и феодальная монархия.
Теория большой феодальной формации появилась в 80-е годы: Поршнев, Илюшич-кин, Кобещанов.
Теория цивилизационного подхода (Дани-левский «Россия и Европа») была принята на западе. Вся история человечества – история локальных цивилизаций (А. Тойнби). В основе не экономика, а культура. 80-е годы – теория модернизма (А.С. Ахиезер): признает различие цивилизаций, но все они могут быть разделены на два типа: архаические (тради-ционные) и современные (либеральные).
Скрынников «история Российская»: 1. начальный период (до IX) – время вызревания элементов государственности и становления древнерусской народности; 2. IX – XI века – начальный этап становления государ-ственности на всей территории страны, раз-ложение родоплеменного строя; 3. XII – XIII века – раздробленность, зарождение фео-дальных отношений; 4. XIII – XV века – потеря самостоятельности, русские земли под властью орды, в экономике – победа фео-дальных отношений, обособление северо-восточной Руси, возвышение Москвы – в политическом строе; 5. с конца XV века – создание московского государства, деспоти-ческаявласть великого князя, военно-служилая основа государства. Экономика – начало закрепощения крестьян.
Л.В. Милов «великорусский пахарь» (попытка объяснения русской истории через сельское хозяйство).
2. Проблема славянского этногенеза. У славян письменность отсутствует. Появляется к 8-9 вв. В основном источники иностранного происхождения. Прежде всего это Геродот (под скифами Геродот понимал всех жите-лей). В римское время уже более четко про-слеживаются упоминания. Римляне ввели термин «венеды». Плиний старший, Тацет, Клавдий Птоломей. В этих источниках гово-рится , что на берегах Балтийского моря, за рекой Вислой обитают венеды. Возможно, римляне слышали о них от германцев. В «певтенгеровой карте» говорится о двух племенах венедов – на юге в междуречье Дуная и Днестра. Античный мир закончился вместе с великим переселением. Есть источ-ник 6 в – Иордан (готский историк), упоми-нает многочисленные племена венедов, с которыми готы воевали в 4 веке. Качественные данные могут дать лингвистические исследования. В 50х гг. Филин провел иссле-дования и сделал вывод, что славяне стали славянами в лесной части с умеренным кли-матом. Это равнина с лиственными лесами, изобилующая водой, но далеко от морей.ценрральная польша Выделение праславянского от индоевропей-ского языка произошло во 2 тыс до н.э. это могло произойти от реки Одер и до Днепровского этапа развития языка. 1. сер 2ого тыс по конец 1 тысячелетия до н.э. – основа обще-славянской языковой системы. 2. по 3-5 вв. – серьезные изменения в диалектной диффе-ренциации (связано с расселением и контак-тами с соседями). 3. 5-7 вв. – распад на от-дельные языки. Академик Трубачев призывал более осторожно подходить к исследованию. Он считал, что нет единого праславянского языка, были только близкие диалекты. Можно предположительно выделить этапы: 1. 3 тыс. до н.э. – предки на среднем Дунае. 2. 2тыс. до н.э. – расселение их до среднего Днепра. 3. первая половина 1 тыс. до н.э. – миграция на север и слияние с Балтами, а на юге контакты и слияние с иранскими племенами. 4. вторая половина 1 тыс. до н.э. – под натиском Кельтов уходят со среднего Дуная на север и на восток – Днепр. По мнению историков, первой попыткой была «повесть временных лет». Она ведет историю Руси с неудачной постройки Вавилонской башни. Первая, четкая запись у Нестора, спустя много времени сели славяне на Дунае. (причем не Дунай, а средний Дунай). Дунайской версии придерживались и многие видные историки, даже Соловьев и Ключевский. Ломоносов пытается удревнить происхождение славян. По его мнению славяне, это древние сарматы. Славяне принимали участие в троянской войне и вообще везде, а с этого момента расселились. С момента римской экспансии ушли на Днепр. Теорию восточного, азиатского происхождения славян придерживались Татищев и Карамзин. Чешский историк Нидерли и Шахматов провели исследование и сделали вывод, что славяне все в древности были одним народом с единым языком, имеющим индоевропей-скую основу. Он заявил, что северная прародина – между Вислой и Днепром, к северу от Карпат. Шахматов издал книгу «древнейшие судьбы русского племени». Славяне – это индоевропейская языковая семья, прародина северная конечность Немана и Днепра, то есть современная Беларусия. Затем под давлением соседей ушли на северный Дунай. После 6 века начинается заселение восточной Европы. Он говорил, что славянине были едины, поскольку, контактируя с соседями смеши-вались с ними, а прядя на территорию Дунайскую смешались с Балтами и Финнами. В 30-е гг. 20 вв. Греков объявил славян корен-ным населением Европы, жившим здесь с каменного века. В настоящее время наука сделала шаг вперед по сравнению с Нидерли и Шахматовым. Спасибо археологии. В археологии есть проблема, она дает множест-во данных, кроме языка и названий. Поэтому, имея материал нельзя ничего сказать точно. Рыбаков в ряде работ изложил свою концеп-цию. Ее основа – это совпадение археологи-ческих площадей. «Если археологические культуры имеют одну территорию и одина-ковые признаки, лишь изменения во времени, то это один народ». Первой культурой Рыба-ков назвал «тшиненско-комаровскую» куль-туру 15-12 вв. до н.э. Затем «пражская» - 6-7 вв. н.э. «Чернолесскую» культуру Рыбаков считает геродотовскими «скифами пахаря-ми». Все было хорошо, пока не пришли сарматы, после чего они уходят на север, где появляется бедная зарубинецкая культура. Второй подъем после ухода сарматов 2-4 вв.н.э.). Рим завоевывает Дунай. Снова развитое хозяйство – «Черниховская культура (средний Днепр) им известен был тяжелый плуг, гончарство и т.д. В 4 в нашествие Гуннов, падение Рима , славяне уходят на север. И только в 6 в. Славяне возвращаются, укре-пляются и создают государство.
Восточ слав переж неск подьем и упадков ,а зап нет.гл враг кочевники.на зап их небыло.1ый подьем-7-3вв.участ в торговле.возможно рабовлад строй.пер подьема заканчивается из за прихода сарматов.население уходит на северна верх днепр .упадок в соц отношении.2-ой подьем 2-4вв н эразвит культур.плуж земледел.гончар круг..зол век врагов нет.выделяются вожди жрецы.нашествие гунов в 4в назад в дикость.С6в новый подьем на среднем днепре
Наиболее привлекательна концепция Седого. Седов сторонник западного происхождения – это от Вислы до Одера. В середин 1 тысячелетия до н.э. начинает<