Пути решения мировыми странами проблемы гендерного неравенства
Так как гендерное неравенство до сих пор сохраняется,мировое сообщество пытается преодолеть его. Так в 2010 году Секретариатом Всемирного экономического форума в Женеве был представлен индекс гендерного неравенства – интегральный показатель, который отражает неравенство в возможностях между мужчинами и женщинами. Он стал ежегодно использоваться Организацией Объединённых наций в докладе о человеческом развитии с 2010 года, что наглядно показало о наличии данной проблемы и заставило некоторые страны задуматься над решением данной проблемы.
Среднее значение индекса гендерного неравенства в мире составляет 0,56, что говорит о 56 процентах потерь вследствие неравенства мужчин и женщин по всем трём измерения интегрального индекса. Наилучшее значение этого индекса составляет 0,17 для Нидерландов. В пятёрке стран-лидеров по этому показателю находятся также Дания, Швеция, Швейцария и Норвегия. Наихудшие значения (с точки зрения неравенства возможностей для женщин по сравнению с мужчинами) — 0,85 для Йемена. Для развитых стран-членов ОЭСР среднее значение индекса 0,32, для стран Южной Азии — 0,74[8].
Также гендерное неравенство в современном мире решается путём создания различных структур. Например, в 2010 году была создана структура в Организации Объединённых Наций по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин, более известная как «ООН-Женщины» (англ. UN Women), исполнительный совет которой на 2013 год состоит из представителей государств:
· Африка: Алжир, Габон, Гамбия, Джибути, Малави, Сенегал, Сомали, Того, Экваториальная Гвинея, Южная Африка;
· Азия — Тихий океан: Бангладеш, Индия, Китай, Мальдивы, Республика Корея, Объединённые Арабские Эмираты, Соломоновы острова, Таиланд, Филиппины, Япония;
· Восточная Европа: Босния и Герцеговина, Латвия, Польша, Россия;
· Латинская Америка и Карибский бассейн: Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Куба, Суринам, Уругвай;
· Западная Европа и другие государства: Австралия, Исландия, Лихтенштейн, Новая Зеландия, Испания;
· Страны, предоставляющие ресурсы: Великобритания, Мексика, Норвегия, Саудовская Аравия, Соединённые Штаты Америки, Швеция.
Один из ключевых аспектов мандата «ООН-женщины» заключается в осуществлении координации действий в области гендерной проблематики и поддержка деятельности по всестороннему учёту гендерного фактора в рамках всей системы ООН. 13 апреля 2012 года на совещании Координационного совета руководителей системы ООН был принят общесистемный план действий ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин.
Также в конце 2013 года «ООН-Женщины» запустила конституционную базу данных, в которой конституции 195 государств-членов и наблюдателей ООН рассматриваются с точки зрения гендерного равенства — иными словами, эта информация даёт представление о том, в какой степени основные законодательные акты различных государств гарантируют и защищают — либо, наоборот, игнорируют — права женщин и девочек. Предполагается, что информация в базе данных будет обновляться ежегодно
«ООН-Женщины» уполномочена:
Поддерживать межгосударственные структуры, такие, как Комиссия по положению женщин, в их работе по формулированию правил, глобальных стандартов и норм.
Помогать странам-членам ООН внедрять вышеуказанные стандарты, будучи готовой предоставить необходимую техническую и финансовую поддержку тем странам, что просят её, и формировать эффективные партнёрства с гражданским обществом.
Обеспечить условия странам-членам для того, чтобы система ООН была подотчётной относительно своего вклада в гендерное равенство, учитывая регулярный мониторинг системных процессов [6].
В мае 2006 годасоветом европейских муниципалитетов и регионовбыла внедренаЕвропейская хартия по вопросам равенства между женщинами и мужчинами в общественной жизни. Этот документ предназначен для региональных и муниципальных властей Европы. Властям предложено было подписать хартию и обязаться ввести в силу положения документа на локальных территориях.
Шесть основных принципов:
· Равенство женщин и мужчин является основным правом человека;
· Устойчивое участие женщин и мужчин в процессе принятия решений для демократичного общества;
· Исключение всякого рода стереотипов и вытекающих из них мнений;
· Учтение локальными и муниципальными властями нужд женщин и мужчин в равной степени;
· Тщательное планирование использования средств.
Теория гендерного равенства
Теория гендерного равенства – это концепция, подразумевающая собой достижение равенства в правах между мужчинами и женщинами в семейных и других правовых отношениях.
Равенство полов, как принцип, состоит в том, чтобы изучить и устранить все социальные барьеры, мешающие человеку проявиться как личности, а также создать равные социальные возможности для реализации личности мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности в зависимости от предпочтений автономной личности.
Сильные стороны теории
Одной из сильных сторон теории гендерного равенства является то, что при её осуществлении будет достигнута гендерная справедливость - процесс одинакового отношения к женщинам и мужчинам, осуществление специальных мер для компенсации исторических и социальных упущений, мешающих женщинам и мужчинам занимать равные позиции.
По мнению некоторых исследователей, равенство полов является следующей ступенью социо-половых отношений после патриархальной системы и является таким же логичным шагом как отказ от рабства, ущемлений по цвету кожи, национальности и религии.
Слабые стороны теории
Критики данной концепции, утверждают, что понятие равенства есть предоставление каждому равных возможностей. Они считают это фактически невозможным, поскольку мужчина и женщина устроены отлично друг от друга, причём не только физиологически, но и ментально, и поэтому нельзя говорить о «равноправии», поскольку мужчина не может быть счастлив, если общество принудит его делать то, что любят женщины, а женщина, в свою очередь не будет счастлива, если общество принудит её выполнять сугубо мужскую работу.
Также критики, отвечая на требования сторонников феминизма предоставить женщинам равные с мужчинами права, возражают, что человеку инициативному и уверенному в себе не свойственно сидеть сложа руки и твердить, что его ущемили в правах. Хотя такой человек и будет осознавать, что политическое, профессиональное и экономическое разделение всегда было, есть и будет, поскольку такова суть человеческой цивилизации, он вряд ли будет зацикливаться на этом неравенстве, а будет добиваться поставленных перед собой целей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя вышесказанное можно сделать вывод, что гендерное неравенство практически изжило себя, но его «пережитки» будет довольно сложно искоренить до конца, так как гендерные стереотипы формировались на протяжении нескольких веков и очень прочно «въелись» в сознание людей.
Также при борьбе с гендерным неравенством нужно учитывать не только ущемление прав женщин, рассмотрение которого сейчас очень популярно, но и ущемление прав мужчин, так как лишь рассмотрение картины в целом, а не какого-то аспекта отдельно, поможет решить проблему.
Если говорить о возможности полного гендерного равенства, то стоит отметить, чтооно может не быть до конца достигнутым, по причине объективных различий в ментальности и поведении мужчин и женщин, т.е. их нужно не пытаться уравнять, а предоставить равные возможности для собственной реализации.