Тема 7. Управление по результатам – 2 часа
Цель занятия – закрепить знания концепции управления по результатам, изучить опыт внедрения управления по результатам в Российской Федерации, уяснить необходимость государственного планирования.
Форма проведения – дискуссия, отчет о выполнении практических заданий.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие управления по результатам. Задачи государства при управлении по результатам.
2. Планирование деятельности в органах исполнительной власти. Типы планов и их особенности.
3. Проблема интеграции планов с бюджетным процессом. Взаимосвязь планов федерального и регионального уровней.
4. Бюджет, ориентированный на результат и практика его внедрения в России. Оценки эффективности бюджетных расходов и факторы их потенциальной неэффективности.
Контрольные вопросы
1. Перечислите основные недостатки, существующие в действующей сегодня в регионах России системе принятия управленческих решений в области социально-экономического развития, которая в большей степени ориентирована на управление затратами.
2. Какую проблему, по Вашему мнению, решает внедрение новых принципов управления по результатам и, соответственно, осуществления бюджетного процесса, ориентированного на результат, в деятельности государственных органов власти?
3. Как Вы понимаете термин «управление по результатам»?
3 Сформулируйте задачи, которые ставит государство при внедрении управления по результатам.
4 Перечислите взаимосвязанные направления, охватывающие практически все аспекты государственного управления, которые включает в себя управление по результатам.
5 Перечислите ключевые факторы успешной системы управления по результатам.
6 Какие позиции должны быть представлены в стратегическом плане развития регионов, чтобы они были ориентированы на управление по результатам?
7 Каким образом должна быть выстроена структура органов исполнительной власти для реализации государственной (региональной) политики в условиях управления по результатам?
8 Каким требованиям должна удовлетворять разработанная система показателей (индикаторов) для оценки эффективности работы органов исполнительной власти и достижения стратегических целей развития регионов, в условиях управления по результатам?
9 Какую роль в условиях реализации управления по результатам играет отлаженная система информационных потоков?
10 Сформулируйте основные требования, которым должна удовлетворять методология, используемая при управлении, ориентированном на результат.
11 Как Вы понимаете термин «бюджетирование, ориентированное на результат»?
12 В соответствии с какими нормативно-правовыми актами управление по результатам получило официальный статус в России?
13 Оцените уровень внедрения принципов и процедур управления по результатам в России на современном этапе. Аргументируйте свое мнение.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Анализ содержания бюджетной реформы в Российской Федерации в области внедрения управления по результатам
1. Цель: проанализировать содержание бюджетной реформы в Российской Федерации в области внедрения управления по результатам.
2. Сопоставить изменения в подходах к формированию бюджета при переходе от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» к«управлению результатами», заполнив таблицу 10.
Таблица 10. Сопоставление подходов к формированию бюджета при переходе от «управления затратами» к «управлению результатами»
|
3. Ответить на вопрос:
• в чем отличие программно-целевого бюджетного планирования от сметного планирования?
• в чем вы видите основные проблемы при реализации реформы бюджетного процесса в Российской Федерации?
Задание 2. Анализ проблем внедрения управления по результатам в органах государственной власти
Проанализировать информацию: «Аналитики отмечают целый спектр проблем, в том числе фундаментальных, связанных с результатами и продолжением политики на основе управления по результатам[3]. Итоги опроса, проведенного специалистами Центра стратегических разработок в 2010 году среди экспертов, показывают, что только 35% экспертов признают факт продвижения в деле управления по результатам, а внедрение механизма управления по результатам в органах исполнительной власти было оценено в 1,6 балла из 4, внедрение результативных принципов управления подведомственными организациями - 1,2 балла из 4[4].
Анализ имеющегося опыта проведения реформы также показывает неудовлетворительные результаты. Так, анализ внедрения концепции управления по результатам в Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости свидетельствует, что «внедрение реформирования бюджетного процесса не принесло каких-либо значимых результатов».
Ответить на вопрос: В чем Вы видите проблемы реализации в России управления по результатам?
Задание 3. Влияние переноса моделей управления, свойственных крупным корпорациям, на государственное управление при реализации внедрения управления по результатам в органах государственной власти
Проанализировать информацию[5]: «Второй институциональный ограничитель связан с переносом моделей управления, свойственных крупным корпорациям, на государственное управление. Механический перенос данных управленческих моделей не может быть корректным, так как принципиально изменяются внешняя и внутренняя среда управления, целевые установки, средства достижения цели и сами управленческие технологии. Отождествление гражданина с потребителем государственных (муниципальных) услуг или отождествление государства с большой корпорацией приводит к серьезным политическим издержкам, а с управленческой точки зрения существенно обедняет целевой спектр государственного (муниципального) управления.
Неразвитость рыночной среды, наличие сильных монопольно-политических и клиентельных влияний, не позволяющих рыночной среде эффективно функционировать, довольно часто превращают государственный аппарат в инструмент реализации частно-групповых интересов. Поэтому формирование политического курса на внедрение управления по результатам превращается в разновидность корпоративного управления, что существенно подрывает публично-государственный характер власти. При этом дальнейшая приватизация государственной и муниципальной собственности принципиально не меняет дела, так как собственность приватизируется по принципу "раздач-для-своих", что не превращает ее (по крайней мере, в настоящий момент) в полноправный элемент рынка».
Ответить на вопрос: Согласны ли Вы с данным утверждением? Аргументируйте свой ответ.
Задание 4. Роль функционирующего механизма определения целей управления при реализации внедрения управления по результатам в органах государственной власти
1. Проанализировать информацию: «Третий институциональный ограничитель политики управления по результатам связан с функционированием механизма определения целей управления. Его вряд ли стоит рассматривать как сугубо корпоративный (например, формирующийся внутри государственного (муниципального) аппарата) или технический (вспомогательный), это именно политический механизм, поскольку стратегическое определение целей не может быть делом одного лица ("главного менеджера") или группы лиц (узкой элитной группы), а является продуктом общественной дискуссии, реализованной в воле главных политических сил общества.
Методологически и политически важной становится технология определения необходимого результата и средств его достижения: кто определяет, каким образом, кто контролирует и корректирует данный результат и др. В России управление по результатам стало внедряться в условиях ограничения политической и экономической конкуренции, так называемой "вертикали власти", которая существенно сузила коридор возможностей для выбора целей и методов развития. Для России технология формирования целей становится существенной и в связи с особенностями политического устройства, поскольку федеральный и региональный уровни государственной власти обладают определенной автономией, своими предметами ведения.
Поскольку социальный и политический консенсус по поводу целей развития и методов их достижения отсутствует, постольку управление по результатам становится дисбалансирующим элементом управления».
2. Ответить на вопрос: Согласны ли Вы с данным утверждением? Аргументируйте свой ответ.
Задание 5. Тенденции развития управления по результатам
1. Проанализировать информацию[6]:
«Зарубежный опыт демонстрирует тенденцию к опережающему развитию управления и бюджетирования исполнения на уровне регионов и муниципалитетов, по сравнению с общенациональным уровнем. Это объяснимо: во-первых, "исполнение" обретает четкий смысл лишь в свете конкретной политики, которую на локальном уровне легче охватить индикаторами, чем на федеральном, во-вторых, позитивно сказывается сама компактность объектов управления. Ведь при использовании оценок "с возрастанием иерархии стремительно растет количество стимулов, ведущих к искажению системы". Сказанное не противоречит ... полезности комплексных оценок конечных результатов для целей стратегического планирования на федеральном уровне. Последнее не столь просто: само по себе регулярное оперирование индикаторами в официальных документах, на заседаниях правительства и т.п., неявно придает им стимулирующее значение. А это чревато переориентацией работы на улучшение значений не всегда совершенных показателей. Такая опасность отмечается даже наиболее активными сторонниками управления по результатам».
2. Ответить на вопрос: Согласны ли Вы с данным утверждением? Аргументируйте свой ответ. Какие еще тенденции и проблемы можно отметить при реализации управления по результатам в органах государственной власти?
Задание 6. Итоги реализации административной реформы Российской Федерациии в 2006-2010 гг. по направлению внедрения управления по результатам и проектного управления
1. Изучить раздел 2 «Цели и задачи административной реформы. Сроки и этапы ее реализации» Концепции проведения административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р, в области задач, поставленных по реализации направления, касающегося управления по результатам и проектного управления. Полученную информацию представить в таблице 12.
2. Изучить раздел 1 «Основные итоги административной реформы в Российской Федерации, проведенной в 2006-2010 годах» Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1021-р, в части реализации направления, касающегося управления по результатам и проектного управления.
3. Полученную информацию представить в таблице 11.
4. Ознакомиться с содержанием направления «Управление по результатам» в разделе 3 «Система мероприятий по проведению административной реформы» в Концепции проведения административной реформы в Российской федерации в 2006-2010 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской федерации от 25 октября 2005г. № 1789-р.
Таблица 11. Анализ итогов реализации административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах (управление по результатам и проектное управление)
|
5.Проанализировать изученную информацию и ответить на вопрос: Выполнены ли поставленные в Концепции проведения административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах задачи по реализации направления, касающегося управления по результатам и проектного управления? Аргументируйте свой ответ.
Основная литература
1. Брюйн Х. Управление по результатам в государственном секторе. М.: ИКСИ, 2005.
2. Добролюбова Е.И. Внедрение принципов и процедур управления по результатам в РФ: промежуточные итоги и направления развития // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008.
3. Митькин А.Н. Тенденции развития методологии государственного стратегического планирования в России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 1.
4. Основные направления деятельности правительства Российской Федерации на период до 2012 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р). Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р).
Дополнительная литература
1. Найговзина Н.Б., Флек В.О. Программно-целевой подход к управлению здравоохранением // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 1.
2. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособ. для вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. М.: Юнити-Дана, 2000.
3. Кларк Ян Д., Суэйн Гарри. Внедрение принципов управления по результатам в секторе государственного управления: граница между реальным и сюрреальным.