Тема 7. Управление по результатам – 2 часа

Цель занятия – закрепить знания концепции управления по результатам, изучить опыт внедрения управления по результатам в Российской Федерации, уяснить необходимость государственного планирования.

Форма проведения – дискуссия, отчет о выполнении практических заданий.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие управления по результатам. Задачи государства при управлении по результатам.

2. Планирование деятельности в органах исполнительной власти. Типы планов и их особенности.

3. Проблема интеграции планов с бюджетным процессом. Взаимосвязь планов федерального и регионального уровней.

4. Бюджет, ориентированный на результат и практика его внедрения в России. Оценки эффективности бюджетных расходов и факторы их потенциальной неэффективности.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные недостатки, существующие в действующей сегодня в регионах России системе принятия управленческих решений в области социально-экономического развития, которая в большей степени ориентирована на управление затратами.

2. Какую проблему, по Вашему мнению, решает внедрение новых принципов управления по результатам и, соответственно, осуществле­ния бюджетного процесса, ориентированного на результат, в деятельности государственных органов власти?

3. Как Вы понимаете термин «управление по результатам»?

3 Сформулируйте задачи, которые ставит государство при внедрении управления по результатам.

4 Перечислите взаимосвязанные направления, охватывающие практически все аспекты государственного управления, которые включает в себя управление по результатам.

5 Перечислите ключевые факторы успешной системы управления по результатам.

6 Какие позиции должны быть представлены в стратегическом пла­не развития регионов, чтобы они были ориентированы на управление по результатам?

7 Каким образом должна быть выстроена структура органов исполнительной власти для реализации государственной (региональной) политики в условиях управления по результатам?

8 Каким требованиям должна удовлетворять разработанная система показателей (индикаторов) для оценки эффективности работы органов исполнительной власти и достижения стратегических целей развития регионов, в условиях управления по результатам?

9 Какую роль в условиях реализации управления по результатам играет отлаженная система информационных потоков?

10 Сформулируйте основные требования, которым должна удо­влетворять методология, используемая при управлении, ориентиро­ванном на результат.

11 Как Вы понимаете термин «бюджетирование, ориентированное на результат»?

12 В соответствии с какими нормативно-правовыми актами управ­ление по результатам получило официальный статус в России?

13 Оцените уровень внедрения принципов и процедур управления по результатам в России на современном этапе. Аргументируйте свое мнение.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Анализ содержания бюджетной реформы в Россий­ской Федерации в области внедрения управления по результатам

1. Цель: проанализировать содержание бюджетной реформы в Рос­сийской Федерации в области внедрения управления по результатам.

2. Сопоставить изменения в подходах к формированию бюджета при переходе от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» к«управлению результатами», заполнив таблицу 10.

Таблица 10. Сопоставление подходов к формированию бюджета при переходе от «управления затратами» к «управлению результатами»
Управление затратами Управление результатами
Годовой бюджет  
«Финансирование расходов»  
Индексация прошлых расходов, планирование от достигнутого  
Программы как способ дополнительного финансирования расходов  
Целевое использование — соответствие плану  
Ограниченность возможностей распорядителей бюджетных средств  
Отчетность об «использовании» средств  

3. Ответить на вопрос:

• в чем отличие программно-целевого бюджетного планирования от сметного планирования?

• в чем вы видите основные проблемы при реализации реформы бюджетного процесса в Российской Федерации?

Задание 2. Анализ проблем внедрения управления по результа­там в органах государственной власти

Проанализировать информацию: «Аналитики отмечают целый спектр проблем, в том числе фунда­ментальных, связанных с результатами и продолжением политики на основе управления по результатам[3]. Итоги опроса, проведенного специалистами Центра стратегических разработок в 2010 году среди экспертов, показывают, что только 35% экспертов признают факт про­движения в деле управления по результатам, а внедрение механизма управления по результатам в органах исполнительной власти было оценено в 1,6 балла из 4, внедрение результативных принципов управ­ления подведомственными организациями - 1,2 балла из 4[4].

Анализ имеющегося опыта проведения реформы также показы­вает неудовлетворительные результаты. Так, анализ внедрения концепции управления по результатам в Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости свидетельствует, что «внедрение реформирования бюджетного процесса не принесло каких-либо значимых результатов».

Ответить на вопрос: В чем Вы видите проблемы реализации в России управления по результатам?

Задание 3. Влияние переноса моделей управления, свойственных крупным корпорациям, на государственное управление при реализации внедрения управления по результатам в органах государственной власти

Проанализировать информацию[5]: «Второй институциональный ограничитель связан с переносом моделей управления, свойственных крупным корпорациям, на госу­дарственное управление. Механический перенос данных управлен­ческих моделей не может быть корректным, так как принципиально изменяются внешняя и внутренняя среда управления, целевые уста­новки, средства достижения цели и сами управленческие техноло­гии. Отождествление гражданина с потребителем государственных (муниципальных) услуг или отождествление государства с большой корпорацией приводит к серьезным политическим издержкам, а с управленческой точки зрения существенно обедняет целевой спектр государственного (муниципального) управления.

Неразвитость рыночной среды, наличие сильных монопольно-политических и клиентельных влияний, не позволяющих рыночной среде эффективно функционировать, довольно часто превращают государственный аппарат в инструмент реализации частно-группо­вых интересов. Поэтому формирование политического курса на внедрение управления по результатам превращается в разновид­ность корпоративного управления, что существенно подрывает публично-государственный характер власти. При этом дальней­шая приватизация государственной и муниципальной собствен­ности принципиально не меняет дела, так как собственность приватизируется по принципу "раздач-для-своих", что не превращает ее (по крайней мере, в настоящий момент) в полноправный эле­мент рынка».

Ответить на вопрос: Согласны ли Вы с данным утверждением? Аргументируйте свой ответ.

Задание 4. Роль функционирующего механизма определения целей управления при реализации внедрения управления по результатам в органах государственной власти

1. Проанализировать информацию: «Третий институциональный ограничитель политики управления по результатам связан с функционированием механизма определения це­лей управления. Его вряд ли стоит рассматривать как сугубо корпора­тивный (например, формирующийся внутри государственного (муници­пального) аппарата) или технический (вспомогательный), это именно политический механизм, поскольку стратегическое определение целей не может быть делом одного лица ("главного менеджера") или группы лиц (узкой элитной группы), а является продуктом общественной дис­куссии, реализованной в воле главных политических сил общества.

Методологически и политически важной становится технология определения необходимого результата и средств его достижения: кто определяет, каким образом, кто контролирует и корректирует данный результат и др. В России управление по результатам стало внедряться в условиях ограничения политической и экономической конкуренции, так называемой "вертикали власти", которая существенно сузила коридор возможностей для выбора целей и методов развития. Для России технология формирования целей становится существенной и в связи с особенностями политического устройства, поскольку федеральный и региональный уровни государственной власти обладают определенной автономией, своими предметами ве­дения.

Поскольку социальный и политический консенсус по поводу целей развития и методов их достижения отсутствует, постольку управление по результатам становится дисбалансирующим элементом управления».

2. Ответить на вопрос: Согласны ли Вы с данным утверждением? Аргументируйте свой ответ.

Задание 5. Тенденции развития управления по результатам

1. Проанализировать информацию[6]:

«Зарубежный опыт демонстрирует тенденцию к опережающему развитию управления и бюджетирования исполнения на уровне ре­гионов и муниципалитетов, по сравнению с общенациональным уровнем. Это объяснимо: во-первых, "исполнение" обретает четкий смысл лишь в свете конкретной политики, которую на локальном уровне легче охватить индикаторами, чем на федеральном, во-вторых, позитивно сказывается сама компактность объектов управ­ления. Ведь при использовании оценок "с возрастанием иерархии стремительно растет количество стимулов, ведущих к искажению си­стемы". Сказанное не противоречит ... полезности комплексных оце­нок конечных результатов для целей стратегического планирования на федеральном уровне. Послед­нее не столь просто: само по себе регулярное оперирование индика­торами в официальных документах, на заседаниях правительства и т.п., неявно придает им стимулирующее значение. А это чревато пе­реориентацией работы на улучшение значений не всегда совершен­ных показателей. Такая опасность отмечается даже наиболее актив­ными сторонниками управления по результатам».

2. Ответить на вопрос: Согласны ли Вы с данным утверждением? Аргументируйте свой ответ. Какие еще тенденции и проблемы можно отметить при реализации управления по результатам в органах государственной власти?

Задание 6. Итоги реализации административной реформы Рос­сийской Федерациии в 2006-2010 гг. по направлению внедрения управления по результатам и проектного управления

1. Изучить раздел 2 «Цели и задачи административной реформы. Сроки и этапы ее реализации» Концепции проведения административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р, в области задач, поставленных по реализации направления, ка­сающегося управления по результатам и проектного управления. Полученную информацию представить в таблице 12.

2. Изучить раздел 1 «Основные итоги административной реформы в Российской Федерации, проведенной в 2006-2010 годах» Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности госу­дарственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1021-р, в части реализации направления, касающегося управления по результатам и проектного управления.

3. Полученную информацию представить в таблице 11.

4. Ознакомиться с содержанием направления «Управление по ре­зультатам» в разделе 3 «Система мероприятий по проведению админи­стративной реформы» в Концепции проведения административной ре­формы в Российской федерации в 2006-2010 годах, утвержденной рас­поряжением Правительства Российской федерации от 25 октября 2005г. № 1789-р.

Таблица 11. Анализ итогов реализации административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах (управление по результатам и проектное управление)
Цели и задачи[7] Итоги реализации[8]
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009-2010 гг. 2011 г.
         

5.Проанализировать изученную информацию и ответить на вопрос: Выполнены ли поставленные в Концепции проведения админи­стративной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах задачи по реализации направления, касающегося управления по результатам и проектного управления? Аргументируйте свой ответ.

Основная литература

1. Брюйн Х. Управление по результатам в государственном секторе. М.: ИКСИ, 2005.

2. Добролюбова Е.И. Внедрение принципов и процедур управления по результатам в РФ: промежуточные итоги и направления развития // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008.

3. Митькин А.Н. Тенденции развития методологии государственно­го стратегического планирования в России // Вопросы государственно­го и муниципального управления. 2008. № 1.

4. Основные направления деятельности правительства Российской Федерации на период до 2012 года (Распоряжение Правительства Рос­сийской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р). Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Прави­тельства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р).

Дополнительная литература

1. Найговзина Н.Б., Флек В.О. Программно-целевой подход к управлению здравоохранением // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 1.

2. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособ. для вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. М.: Юнити-Дана, 2000.

3. Кларк Ян Д., Суэйн Гарри. Внедрение принципов управления по ре­зультатам в секторе государственного управления: граница между реальным и сюрреальным.

Наши рекомендации