Теория и механизмы современного государственного управления

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра государственного и муниципального управления

Теория и механизмы современного государственного управления

Направление подготовки

Государственное и муниципальное управление

Направленность (профиль) подготовки

Современные технологии государственного и муниципального управления

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Форма обучения

Очная, очно-заочная, заочная

Москва 2016

ТЕОРИЯ И МЕХАНИЗМЫ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Рабочая программа дисциплины

Составитель:

доктор филос. наук, проф. А.В. Герасимов

Ответственный редактор

доктор социол. наук, профессор Ю.Е. Зиятдинова

УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол заседания кафедры Руководитель ОП ВО

№_____ от_________________ _____________________

(название)

__________

(подпись, ф.и.о.) Герасимов А.В.

___сентября 2015

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой В.Серегин

__сентября 2015

Составитель А. Герасимов

__сентября 2015

Директор Научной библиотеки _____________ Л. Батова

«____»____________2015

© Российский государственный гуманитарный университет, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Аннотация…………………………………………………………………………………..4

Рабочая программа дисциплины………………………………………………………. 6

1. Пояснительная записка…………………………………………………………………6

1.1 Цель и задачи дисциплины……………………………………………………………..6

1.2.Формируемые компетенции, а также перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (знания, умения, владения), сформулированные в компетентностном формате………………………………………………………………………………………6

1.3. Место дисциплины в структуре образовательной программы…………………….7

2. Структура дисциплины……………………………………………………………….8

3. Содержание дисциплины……………………………………………………………..9

4. Информационные и образовательные технологии………………………………..

5. Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины…………………………………………..12

5.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины…………………………………………………………………………………13

5.2. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности…………………………………………………………13

5.3. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания………………………………………………….15

5.4. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности……………………………………………….17

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины………………..25

6.1. Список источников и литературы…………………………………………………… .25

6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимый для освоения дисциплины (модуля)…………………………………………26

7. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся………………………………………………………………………………….27

7.1. Планы практических (семинарских) занятий. Методические указания по их организации и проведению. Задания для самостоятельной работы…………………………27

7.2. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины…………………58

7.3. Методические рекомендации по подготовке письменных работ………………………. 59

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………………….. 61

АННОТАЦИЯ

Дисциплина «Теория и механизмы современного государственного управления» является дисциплиной базовой части блока Б1.Б учебного плана по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры). Дисциплина реализуется на факультете управления Института экономики, управления и права кафедрой государственного и муниципального управления.

Цель дисциплины: подготовить выпускника, имеющего систематизированные теоретические знания о сущности и содержании государственного управления, о современной системе государственного управления в России, действующего в этой сфере законодательства и практике его применения, об основных методах и технологиях, используемых в государственном управлении, и максимально интегрировать эти знания в различных областях его профессиональной деятельности.

Задачи:

* анализ природы, сущности, закономерностей и принципов государственно-управленческой деятельности в различных сферах жизнедеятельности общества;

* изучение функций и ресурсного обеспечения управленческих функций государственных структур в соответствии с их компетенцией и полномочиями;

* уяснение особенностей организации и функционирования государственных органов как субъектов государственно-управленческой деятельности;

* изучение целей и основных системных характеристик, форм и методов государственно-управленческого воздействия;

* изучение основных условий и факторов эффективности государственного управления;

*формирование профессионального мышления, умений правильно толковать и применять полученные теоретические знания.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

готовности действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

способности руководить осуществлением профессиональных функций в области рекламы и связей с общественностью в государственных, общественных, коммерческих структурах, средствах массовой информации, в социальной сфере, сфере политики, экономики, производства, торговли, науки, культуры, спорта (ОПК-1);

готовности на практике защитить свои законные права, в том числе права личности, при уважении к соответствующим правам других в многоэтничном и интернациональном окружении (ОПК-8).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

исторические предпосылки возникновения науки публичного управления и основные теоретические концепции современного государственного администрирования;

специфику и задачи административно-управленческой деятельности в политической, экономической, социальной, культурной и оборонно-военной сферах жизнедеятельности российского общества, основные показатели и критерии ее эффективности, взаимосвязь с реальными экономическими и социальными процессами;

структуру и механизм функционирования аппарата государственного управления;

основные тенденции развития и модернизации (реформирования) системы исполнительной власти и государственной службы с учетом мировой административной практики.

Уметь:

обработать и проанализировать управленческую информацию;

применять современные методики и технологии разработки, реализации и оценки административных решений, программ и планов развития региона, организации, коллектива;

планировать мероприятия, распределять функции, полномочия и ответственность между исполнителями;

Владетьнавыками:

анализа политической, социально-экономической, духовно-нравственной и правовой, среды, в которой действуют органы государственного управления, реализуется государственная политика;

анализа и применения на практике достижений зарубежных стран в области реформирования государственных (административных) структур;

применения современных технологий сбора управленческой информации, методами разработки, реализации и оценки эффективности административных решений.

Рабочей программой предусмотрены следующие виды контроля:

текущий контроль успеваемости в форме экспресс-опроса, выполнение творческих работ (реферат, эссе, анализ статей научных журналов), участие в групповых дискуссиях на практических занятиях по заданным проблемам. В процессе прохождения курса рекомендуется провести 2-3 письменные контрольные работы (тестирования) с выставлением рейтинговых оценок.

промежуточная аттестация в форме экзамена.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Пояснительная записка

1.1. Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины: подготовить выпускника, имеющего систематизированные теоретические знания о системе государственного управления и умеющего максимально интегрировать эти знания в различных областях его профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

- анализ природы, сущности, закономерностей и принципов государственно-управленческой деятельности в различных сферах жизнедеятельности общества;

- изучение функций и ресурсного обеспечения управленческих функций государственных структур в соответствии с их компетенцией и полномочиями;

- уяснение особенностей организации и функционирования государственных органов как субъектов государственно-управленческой деятельности;

- изучение целей и основных системных характеристик, форм и методов государственно-управленческого воздействия;

- изучение основных условий и факторов эффективности государственного управления;

-формирование профессионального мышления, умений правильно толковать и применять полученные теоретические знания.

1.2. Формируемые компетенции, а также перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) (знания, умения владения), сформулированные в компетентностном формате.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

готовности действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

способности руководить осуществлением профессиональных функций в области рекламы и связей с общественностью в государственных, общественных, коммерческих структурах, средствах массовой информации, в социальной сфере, сфере политики, экономики, производства, торговли, науки, культуры, спорта (ОПК-1);

готовности на практике защитить свои законные права, в том числе права личности, при уважении к соответствующим правам других в многоэтничном и интернациональном окружении (ОПК-8).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты обучения:

Коды компетенции Содержание компетенций Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-2 готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения Знать: основные теоретические концепции государственного администрирования; специфику и задачи административно-управленческой деятельности, основные показатели и критерии ее эффективности; Уметь: применять современные методики и технологии разработки, реализации и оценки административных решений; программ и планов развития региона, организации, коллектива; разработать организационную структуру, адекватную новым требованиям; Владеть навыками анализа основных тенденций развития и модернизации системы исполнительной власти и государственной службы с учетом мировой административной практики, анализа и применения на практике достижений зарубежных стран в области реформирования государственных (административных) структур, методами разработки структуры и механизмов функционирования органов исполнительной власти и управления в России.
ОПК-1 способность руководить осуществлением профессиональных функций в области рекламы и связей с общественностью в государственных, общественных, коммерческих структурах, средствах массовой информации, в социальной сфере, сфере политики, экономики, производства, торговли, науки, культуры, спорта Знать: основные принципы анализа и планирования в области государственного и муниципального управления; взаимосвязь административно-управленческой деятельности с реальными экономическими и социальными процессами; Уметь: анализировать политическую, экономическую, правовую, социальную среду, в которой действуют органы государственного и муниципального управления, и реализуется государственная социально-экономическая политика; Владеть макроэкономическими подходами к объяснению функций и деятельности государства.
ОПК-8 готовность на практике защитить свои законные права, в том числе права личности, при уважении к соответствующим правам других в многоэтничном и интернациональном окружении Знать: структуру и механизм функционирования аппарата государственного управления; основные тенденции развития и модернизации (реформирования) системы исполнительной власти и государственной службы с учетом мировой административной практики; Уметь: обработать и проанализировать управленческую информацию; планировать мероприятия, распределять функции, полномочия и ответственность между исполнителями; Владеть навыками применения современных технологий сбора управленческой информации, методами разработки, реализации и оценки эффективности административных решений.

1.3. Место дисциплины в структуре программы магистратуры

Дисциплина «Теория и механизмы современного государственного управления» является дисциплиной базовой части Б1.Б учебного плана по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры).

Для освоения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: «Философия», «Экономическая теория», «Основы теории государственного и муниципального управления», «Государственная и муниципальная служба», «Государственное регулирование экономики», а также умениями и навыками аналитической, исследовательской и проектной работы, сформированными при подготовке выпускных квалификационных работ на предыдущей ступени профессиональной подготовки.

В результате освоения дисциплины формируются компетенции, необходимые для последующего изучения дисциплин «Государственное управление и инновационное развитие», «Государственное стратегическое управление», «Государственный и муниципальный контроль» и прохождения производственной и преддипломной практик, в том числе научно-исследовательской работы.

2. Структура дисциплины

2.1. Структура дисциплины для очной и очно-заочной формы обучения

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 з. е., 108 ч., в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 36 ч., самостоятельная работа обучающихся 72 ч.

    № п/п   Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лек ПЗ СРС
Теоретические основы государственного управления 1-4 Опрос Реферат монографических работ и статей
Система государственного управления 5-10 Опрос Тестирование Написание эссе  
Обеспечение и эффективность государственного управления 11-16 Опрос Написание контрольной работы
Промежуточная аттестация       экзамен
  Всего часов      

2.2. Структура дисциплины для заочной формы обучения

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 з. е., 108 ч., в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 18 ч., самостоятельная работа обучающихся 90 ч.

    № п/п   Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лек ПЗ СРС
Теоретические основы государственного управления Устан сессия Опрос Реферат монографических работ и статей
Система государственного управления   Опрос Тестирование Написание эссе  
Обеспечение и эффективность государственного управления   - Опрос Написание контрольной работы
Промежуточная аттестация         экзамен
  Всего часов      

3. Содержание дисциплины

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Государственное управление: понятие, функции, методы, особенности.

2. Государственное управление и менеджмент: общее и различия.

3. «Классическая дихотомия» В.Вильсона и Ф.Гуднау. Современные подходы к решению вопроса.

4. «Идеальная бюрократия» М.Вебера. Концепция и основные направления критики.

5. Школа человеческих отношений (Мак-Грегор, Фоллет, Мэйо, Маслоу) и ее вклад в развитие теории государственного управления.

6. Концепция «максимизирующего бюрократа» В.Нисканена и ее влияние на понимание

проблем государственного управления. Способы противодействия.

7. «Новое государственное управление»: проблемы и перспективы использования в России.

8. Общие принципы организации государственного управления.

9. Система государственного управления.

10. Правовое регулирование государственного управления

11. Основные типы органов исполнительной власти, их характеристики.

12. Функции органов государственного управления, их классификация

13. В чем состоит процесс разграничения полномочий? Особенности его реализации в современной России.

14. Глава государства и государственное управление.

15. Центральные органы государственного управления.

16. Региональный уровень государственного управления.

17. Система и структура управления регионом.

18. Местное управление и самоуправление.

19. Общие принципы организации местного самоуправления.

20. Правовые формы взаимодействия органов государственной власти и местного

самоуправления.

21. Реформы государственного управления: опыт России и зарубежных стран.

22. Стандартизация государственных услуг

23. Концепция управления по результатам: содержание и опыт внедрения.

24. Понятие, категории и виды государственной службы.

25. Нормы, правила, традиции, определяющие поведение сотрудников и взаимоотношения в государственных организациях.

26. Споры и конфликты на государственной службе.

27. Оценки результативности деятельности государственных служащих и возможности их использования в управлении кадрами.

28. Определение коррупции, оценки ее распространения в России и других странах.

29. Структура типовых антикоррупционных программ в России.

30. Экономическое содержание и сущность государственно-частного партнерства.

32. Стадии «зрелости» электронных услуг.

33. Основные типы взаимодействий в рамках электронного правительства и их характеристики.

34. Многофункциональные центры – основные элементы и порядок организации.

35. Основные индексы оценки качества государственного управления и их относительная динамика применительно к России.

36. Основные риски, связанные с инновациями в сфере государственного управления.

37. Основные проблемы современного государственного управления в мире.

38. Измерение эффективности государственного и муниципального управления: процедуры и показатели.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Официальные сайты и серверы

1. Конституция РФ. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.constitution.ru;

2. Официальная Россия. Сервер органов государственной власти РФ [Электронный ресурс]. –URL: http://gov.ru;

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочей программе (модуле) дисциплины_________________________

(название дисциплины)

по направлению подготовки (специальности)__________________________________

на 20__/20__ учебный год

1. В ____________________ вносятся следующие изменения:

(элемент рабочей программы)

1.1. .…………………………………..;

1.2. …………………………………...;

1.9. …………………………………… .

2. В ____________________ вносятся следующие изменения:

(элемент рабочей программы)

2.1. .…………………………………..;

2.2. …………………………………...;

2.9. …………………………………… .

3. В ____________________ вносятся следующие изменения:

(элемент рабочей программы)

3.1. .…………………………………..;

3.2. …………………………………...;

3.9. …………………………………… .

Составитель подпись расшифровка подписи

дата

[1] Концепция проведения административной реформы в Российской Феде­рации в 2006-2010 годах, утвержденной распоряжением Правительства Рос­сийской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р.

[2] Концепция снижения административных барьеров и повышения доступ­ности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, утвержден­ной распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1021-р.

[3] Управление по результатам — итоги и новые возможности: круглый стол //Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 2. С. 102-124.

[4]Административная реформа в России: нужна ли перезагрузка?: круглый стол //Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4. C. 175.

[5] Мохов В.П. Управление по результатам в России: ограничения переходно­го периода. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамо­та, 2012. № 4. Ч. 1. С. 131.

[6] ЯкобсонЛ.И. Бюджетная реформа: федерализм или управление по резуль­татам? Препринт WP8/2006/03. М.: ГУ ВШЭ, 2006. С. 18.

[7] Концепция проведения административной реформы в Российской Фе­дерации в 2006-2010 годах, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р.

[8] Концепция снижения административных барьеров и повышения доступно­сти государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1021-р.

[9] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 1555-р«План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государ­ственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти».

[10] Концепция проведения административной реформы в Российской Фе­дерации в 2006-2010 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р.

[11] Концепция снижения административных барьеров и повышения доступно­сти государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1021-р.

[12] Ирхин Ю.В. «Электронное правительство» и общество: мировые реалии и Россия (сравнительный анализ). URL: http://www.isras.ru/files/File/Socis/1-6-2006/irxin.pdf.

[13] Петрова Н. Неграждане электронной России. // Business Guide (доступныйинтернет). Приложение. №15 (146). 15.05.2012. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1930918.

[14] Кимлацкий О.А., Мачульская И.Г. О состоянии борьбы с коррупцией в Россий­ской Федерации. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Проблемы противодействия коррупции в Российской Федерации. Серия: Проблемы нацио­нальной безопасности. № 16 (361), 2008. URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2008/VSF_NEW20081 1191216/VSF_NEW20081 1191216_p_011.htm.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра государственного и муниципального управления

Теория и механизмы современного государственного управления

Направление подготовки

Наши рекомендации