Теория и механизмы современного государственного управления
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра государственного и муниципального управления
Теория и механизмы современного государственного управления
Направление подготовки
Государственное и муниципальное управление
Направленность (профиль) подготовки
Современные технологии государственного и муниципального управления
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
Очная, очно-заочная, заочная
Москва 2016
ТЕОРИЯ И МЕХАНИЗМЫ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Рабочая программа дисциплины
Составитель:
доктор филос. наук, проф. А.В. Герасимов
Ответственный редактор
доктор социол. наук, профессор Ю.Е. Зиятдинова
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол заседания кафедры Руководитель ОП ВО
№_____ от_________________ _____________________
(название)
__________
(подпись, ф.и.о.) Герасимов А.В.
___сентября 2015
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой В.Серегин
__сентября 2015
Составитель А. Герасимов
__сентября 2015
Директор Научной библиотеки _____________ Л. Батова
«____»____________2015
© Российский государственный гуманитарный университет, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация…………………………………………………………………………………..4
Рабочая программа дисциплины………………………………………………………. 6
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………6
1.1 Цель и задачи дисциплины……………………………………………………………..6
1.2.Формируемые компетенции, а также перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (знания, умения, владения), сформулированные в компетентностном формате………………………………………………………………………………………6
1.3. Место дисциплины в структуре образовательной программы…………………….7
2. Структура дисциплины……………………………………………………………….8
3. Содержание дисциплины……………………………………………………………..9
4. Информационные и образовательные технологии………………………………..
5. Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины…………………………………………..12
5.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины…………………………………………………………………………………13
5.2. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности…………………………………………………………13
5.3. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания………………………………………………….15
5.4. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности……………………………………………….17
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины………………..25
6.1. Список источников и литературы…………………………………………………… .25
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимый для освоения дисциплины (модуля)…………………………………………26
7. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся………………………………………………………………………………….27
7.1. Планы практических (семинарских) занятий. Методические указания по их организации и проведению. Задания для самостоятельной работы…………………………27
7.2. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины…………………58
7.3. Методические рекомендации по подготовке письменных работ………………………. 59
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………………….. 61
АННОТАЦИЯ
Дисциплина «Теория и механизмы современного государственного управления» является дисциплиной базовой части блока Б1.Б учебного плана по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры). Дисциплина реализуется на факультете управления Института экономики, управления и права кафедрой государственного и муниципального управления.
Цель дисциплины: подготовить выпускника, имеющего систематизированные теоретические знания о сущности и содержании государственного управления, о современной системе государственного управления в России, действующего в этой сфере законодательства и практике его применения, об основных методах и технологиях, используемых в государственном управлении, и максимально интегрировать эти знания в различных областях его профессиональной деятельности.
Задачи:
* анализ природы, сущности, закономерностей и принципов государственно-управленческой деятельности в различных сферах жизнедеятельности общества;
* изучение функций и ресурсного обеспечения управленческих функций государственных структур в соответствии с их компетенцией и полномочиями;
* уяснение особенностей организации и функционирования государственных органов как субъектов государственно-управленческой деятельности;
* изучение целей и основных системных характеристик, форм и методов государственно-управленческого воздействия;
* изучение основных условий и факторов эффективности государственного управления;
*формирование профессионального мышления, умений правильно толковать и применять полученные теоретические знания.
Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:
готовности действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
способности руководить осуществлением профессиональных функций в области рекламы и связей с общественностью в государственных, общественных, коммерческих структурах, средствах массовой информации, в социальной сфере, сфере политики, экономики, производства, торговли, науки, культуры, спорта (ОПК-1);
готовности на практике защитить свои законные права, в том числе права личности, при уважении к соответствующим правам других в многоэтничном и интернациональном окружении (ОПК-8).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
исторические предпосылки возникновения науки публичного управления и основные теоретические концепции современного государственного администрирования;
специфику и задачи административно-управленческой деятельности в политической, экономической, социальной, культурной и оборонно-военной сферах жизнедеятельности российского общества, основные показатели и критерии ее эффективности, взаимосвязь с реальными экономическими и социальными процессами;
структуру и механизм функционирования аппарата государственного управления;
основные тенденции развития и модернизации (реформирования) системы исполнительной власти и государственной службы с учетом мировой административной практики.
Уметь:
обработать и проанализировать управленческую информацию;
применять современные методики и технологии разработки, реализации и оценки административных решений, программ и планов развития региона, организации, коллектива;
планировать мероприятия, распределять функции, полномочия и ответственность между исполнителями;
Владетьнавыками:
анализа политической, социально-экономической, духовно-нравственной и правовой, среды, в которой действуют органы государственного управления, реализуется государственная политика;
анализа и применения на практике достижений зарубежных стран в области реформирования государственных (административных) структур;
применения современных технологий сбора управленческой информации, методами разработки, реализации и оценки эффективности административных решений.
Рабочей программой предусмотрены следующие виды контроля:
текущий контроль успеваемости в форме экспресс-опроса, выполнение творческих работ (реферат, эссе, анализ статей научных журналов), участие в групповых дискуссиях на практических занятиях по заданным проблемам. В процессе прохождения курса рекомендуется провести 2-3 письменные контрольные работы (тестирования) с выставлением рейтинговых оценок.
промежуточная аттестация в форме экзамена.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Пояснительная записка
1.1. Цель и задачи дисциплины
Цель дисциплины: подготовить выпускника, имеющего систематизированные теоретические знания о системе государственного управления и умеющего максимально интегрировать эти знания в различных областях его профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины:
- анализ природы, сущности, закономерностей и принципов государственно-управленческой деятельности в различных сферах жизнедеятельности общества;
- изучение функций и ресурсного обеспечения управленческих функций государственных структур в соответствии с их компетенцией и полномочиями;
- уяснение особенностей организации и функционирования государственных органов как субъектов государственно-управленческой деятельности;
- изучение целей и основных системных характеристик, форм и методов государственно-управленческого воздействия;
- изучение основных условий и факторов эффективности государственного управления;
-формирование профессионального мышления, умений правильно толковать и применять полученные теоретические знания.
1.2. Формируемые компетенции, а также перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) (знания, умения владения), сформулированные в компетентностном формате.
Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:
готовности действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
способности руководить осуществлением профессиональных функций в области рекламы и связей с общественностью в государственных, общественных, коммерческих структурах, средствах массовой информации, в социальной сфере, сфере политики, экономики, производства, торговли, науки, культуры, спорта (ОПК-1);
готовности на практике защитить свои законные права, в том числе права личности, при уважении к соответствующим правам других в многоэтничном и интернациональном окружении (ОПК-8).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты обучения:
Коды компетенции | Содержание компетенций | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-2 | готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения | Знать: основные теоретические концепции государственного администрирования; специфику и задачи административно-управленческой деятельности, основные показатели и критерии ее эффективности; Уметь: применять современные методики и технологии разработки, реализации и оценки административных решений; программ и планов развития региона, организации, коллектива; разработать организационную структуру, адекватную новым требованиям; Владеть навыками анализа основных тенденций развития и модернизации системы исполнительной власти и государственной службы с учетом мировой административной практики, анализа и применения на практике достижений зарубежных стран в области реформирования государственных (административных) структур, методами разработки структуры и механизмов функционирования органов исполнительной власти и управления в России. |
ОПК-1 | способность руководить осуществлением профессиональных функций в области рекламы и связей с общественностью в государственных, общественных, коммерческих структурах, средствах массовой информации, в социальной сфере, сфере политики, экономики, производства, торговли, науки, культуры, спорта | Знать: основные принципы анализа и планирования в области государственного и муниципального управления; взаимосвязь административно-управленческой деятельности с реальными экономическими и социальными процессами; Уметь: анализировать политическую, экономическую, правовую, социальную среду, в которой действуют органы государственного и муниципального управления, и реализуется государственная социально-экономическая политика; Владеть макроэкономическими подходами к объяснению функций и деятельности государства. |
ОПК-8 | готовность на практике защитить свои законные права, в том числе права личности, при уважении к соответствующим правам других в многоэтничном и интернациональном окружении | Знать: структуру и механизм функционирования аппарата государственного управления; основные тенденции развития и модернизации (реформирования) системы исполнительной власти и государственной службы с учетом мировой административной практики; Уметь: обработать и проанализировать управленческую информацию; планировать мероприятия, распределять функции, полномочия и ответственность между исполнителями; Владеть навыками применения современных технологий сбора управленческой информации, методами разработки, реализации и оценки эффективности административных решений. |
1.3. Место дисциплины в структуре программы магистратуры
Дисциплина «Теория и механизмы современного государственного управления» является дисциплиной базовой части Б1.Б учебного плана по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры).
Для освоения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: «Философия», «Экономическая теория», «Основы теории государственного и муниципального управления», «Государственная и муниципальная служба», «Государственное регулирование экономики», а также умениями и навыками аналитической, исследовательской и проектной работы, сформированными при подготовке выпускных квалификационных работ на предыдущей ступени профессиональной подготовки.
В результате освоения дисциплины формируются компетенции, необходимые для последующего изучения дисциплин «Государственное управление и инновационное развитие», «Государственное стратегическое управление», «Государственный и муниципальный контроль» и прохождения производственной и преддипломной практик, в том числе научно-исследовательской работы.
2. Структура дисциплины
2.1. Структура дисциплины для очной и очно-заочной формы обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 з. е., 108 ч., в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 36 ч., самостоятельная работа обучающихся 72 ч.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||
Лек | ПЗ | СРС | |||||
Теоретические основы государственного управления | 1-4 | Опрос Реферат монографических работ и статей | |||||
Система государственного управления | 5-10 | Опрос Тестирование Написание эссе | |||||
Обеспечение и эффективность государственного управления | 11-16 | Опрос Написание контрольной работы | |||||
Промежуточная аттестация | экзамен | ||||||
Всего часов |
2.2. Структура дисциплины для заочной формы обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 з. е., 108 ч., в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 18 ч., самостоятельная работа обучающихся 90 ч.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||
Лек | ПЗ | СРС | |||||
Теоретические основы государственного управления | Устан сессия | Опрос Реферат монографических работ и статей | |||||
Система государственного управления | Опрос Тестирование Написание эссе | ||||||
Обеспечение и эффективность государственного управления | - | Опрос Написание контрольной работы | |||||
Промежуточная аттестация | экзамен | ||||||
Всего часов |
3. Содержание дисциплины
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Государственное управление: понятие, функции, методы, особенности.
2. Государственное управление и менеджмент: общее и различия.
3. «Классическая дихотомия» В.Вильсона и Ф.Гуднау. Современные подходы к решению вопроса.
4. «Идеальная бюрократия» М.Вебера. Концепция и основные направления критики.
5. Школа человеческих отношений (Мак-Грегор, Фоллет, Мэйо, Маслоу) и ее вклад в развитие теории государственного управления.
6. Концепция «максимизирующего бюрократа» В.Нисканена и ее влияние на понимание
проблем государственного управления. Способы противодействия.
7. «Новое государственное управление»: проблемы и перспективы использования в России.
8. Общие принципы организации государственного управления.
9. Система государственного управления.
10. Правовое регулирование государственного управления
11. Основные типы органов исполнительной власти, их характеристики.
12. Функции органов государственного управления, их классификация
13. В чем состоит процесс разграничения полномочий? Особенности его реализации в современной России.
14. Глава государства и государственное управление.
15. Центральные органы государственного управления.
16. Региональный уровень государственного управления.
17. Система и структура управления регионом.
18. Местное управление и самоуправление.
19. Общие принципы организации местного самоуправления.
20. Правовые формы взаимодействия органов государственной власти и местного
самоуправления.
21. Реформы государственного управления: опыт России и зарубежных стран.
22. Стандартизация государственных услуг
23. Концепция управления по результатам: содержание и опыт внедрения.
24. Понятие, категории и виды государственной службы.
25. Нормы, правила, традиции, определяющие поведение сотрудников и взаимоотношения в государственных организациях.
26. Споры и конфликты на государственной службе.
27. Оценки результативности деятельности государственных служащих и возможности их использования в управлении кадрами.
28. Определение коррупции, оценки ее распространения в России и других странах.
29. Структура типовых антикоррупционных программ в России.
30. Экономическое содержание и сущность государственно-частного партнерства.
32. Стадии «зрелости» электронных услуг.
33. Основные типы взаимодействий в рамках электронного правительства и их характеристики.
34. Многофункциональные центры – основные элементы и порядок организации.
35. Основные индексы оценки качества государственного управления и их относительная динамика применительно к России.
36. Основные риски, связанные с инновациями в сфере государственного управления.
37. Основные проблемы современного государственного управления в мире.
38. Измерение эффективности государственного и муниципального управления: процедуры и показатели.
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Официальные сайты и серверы
1. Конституция РФ. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.constitution.ru;
2. Официальная Россия. Сервер органов государственной власти РФ [Электронный ресурс]. –URL: http://gov.ru;
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ
в рабочей программе (модуле) дисциплины_________________________
(название дисциплины)
по направлению подготовки (специальности)__________________________________
на 20__/20__ учебный год
1. В ____________________ вносятся следующие изменения:
(элемент рабочей программы)
1.1. .…………………………………..;
1.2. …………………………………...;
…
1.9. …………………………………… .
2. В ____________________ вносятся следующие изменения:
(элемент рабочей программы)
2.1. .…………………………………..;
2.2. …………………………………...;
…
2.9. …………………………………… .
3. В ____________________ вносятся следующие изменения:
(элемент рабочей программы)
3.1. .…………………………………..;
3.2. …………………………………...;
…
3.9. …………………………………… .
Составитель подпись расшифровка подписи
дата
[1] Концепция проведения административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р.
[2] Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1021-р.
[3] Управление по результатам — итоги и новые возможности: круглый стол //Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 2. С. 102-124.
[4]Административная реформа в России: нужна ли перезагрузка?: круглый стол //Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4. C. 175.
[5] Мохов В.П. Управление по результатам в России: ограничения переходного периода. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 4. Ч. 1. С. 131.
[6] ЯкобсонЛ.И. Бюджетная реформа: федерализм или управление по результатам? Препринт WP8/2006/03. М.: ГУ ВШЭ, 2006. С. 18.
[7] Концепция проведения административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р.
[8] Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1021-р.
[9] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 1555-р«План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти».
[10] Концепция проведения административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р.
[11] Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1021-р.
[12] Ирхин Ю.В. «Электронное правительство» и общество: мировые реалии и Россия (сравнительный анализ). URL: http://www.isras.ru/files/File/Socis/1-6-2006/irxin.pdf.
[13] Петрова Н. Неграждане электронной России. // Business Guide (доступныйинтернет). Приложение. №15 (146). 15.05.2012. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1930918.
[14] Кимлацкий О.А., Мачульская И.Г. О состоянии борьбы с коррупцией в Российской Федерации. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Проблемы противодействия коррупции в Российской Федерации. Серия: Проблемы национальной безопасности. № 16 (361), 2008. URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2008/VSF_NEW20081 1191216/VSF_NEW20081 1191216_p_011.htm.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра государственного и муниципального управления
Теория и механизмы современного государственного управления
Направление подготовки