Humanization of myth in drama by Sophocles.
Гуманизация мифа в драматургии Софокла
Скрябин Алексей Олегович
специальность «Культурология», 3 курс
Научный руководитель -
к. фил. н., доцент Темненко Г.М.
Гуманизация мифа в драматургии Софокла.
Аннотация:
В своей работе я рассмотрел античный гуманизм сквозь призму греческой культуры периода классики. Исследовал творчество великого драматурга Софокла и постарался разобраться в социо-культурных предпосылках гуманизации мифа в его драматургии.
Ключевые слова: Софокл, гуманизм, трагедия, Греция;
Гуманізація міфу в драматургії Софокла.
Анотація:
У своїй роботі я розглянув античний гуманізм крізь призму грецької культури періоду класики. Досліджував творчість великого драматурга Софокла й спробуваврозібратися в соціо-культурних передумовах гуманізації міфу в його драматургії.
Ключові слова: Софокл, гуманізм, трагедія, Греція;
Humanization of myth in drama by Sophocles.
Abstract:
In my work I considered the humanism of the ancient Greek culture through the prism of time classics. Investigated the works of the great dramatist Sophocles, and tried to understand the socio-cultural assumptions humanizing the myth in his drama.
Keywords: Sophocles, Humanism, Tragedy, Greece;
Цель:
Анализ гуманизации мифологических сюжетов в произведениях Софокла, её связь с процессами, происходящими на тот момент в греческой культуре; понять сущность античного гуманизма, его отражение в драматургии и влияние на развитие античной культуры;
Задачи:
1) Рассмотрение античного гуманизма сквозь призму греческой культуры периода классики, выявить его особенности;
2) Изучение драматургического наследия Софокла;
3) Исследование мифологических сюжетов в драматургии Софокла;
4) Поиск корреляции между социо-культурными явлениями и изменениями мифологических сюжетов;
Актуальность:
Современная европейская цивилизация, распространяющая свои ценностные идеалы по всему миру, в большой степени сформировалась на базе древнегреческой. Таким образом, для адекватной оценки всех современных процессов мировых и европейских масштабов исследования становления древнегреческой цивилизации являются актуальными.
Предмет и объект исследования:
Драматургическое наследие Софокла, гуманизация мифологических сюжетов в нём;
Методы исследования:
Сравнительный анализ, анализ текстового материала;
Античная Греция не была отягощена азиатской традицией, хотя древним грекам и были знакомы достижения культуры народов Востока. Усвоив культурный опыт Египта и Вавилона, они определили свой собственный путь социально-политического развития, в философских поисках и в художественно-эстетическом осмыслении мира.
Античная литература сформировала духовные ценности, которые стали базовыми для всей европейской культуры. Распространенные во времена самой античности, они полтора тысячелетия претерпевали гонения в Европе, но потом вернулись. К таким ценностям относятся, прежде всего идеал активного, деятельного, влюбленного в жизнь, одержимого жаждой знания и творчества человека, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Античность считала высшим смыслом жизни счастье на земле.
«Греческая трагедия – это познание человеческой жизни и мира» - писал швейцарский филолог-эллинист Андре Боннар– «Трагедия в такой же мере, как наука и философия, предоставляет возможность объяснения и познания мира. Она давала эту возможность в ту еще целиком религиозную пору греческой мысли, какой была вторая половина V века до н. э.». [1;57] Редкими исключениями в те времена были поэты и мыслители, которые для разрешения проблем человеческой жизни не обращались бы к небу и не полагались бы на безусловную волю его обитателей.
Среди всех них самым верующим был Софокл — наперекор стихиям, всем явным аргументам морали и двусмысленности рока.
Софокл один из тёх великих трагиков античной Греции. Его принято считать вторым поэтом Афин V в. до н.э. Вторым он был не потому, что его трагедии были недостаточно хороши для греческого полиса, срединное место, которое Софокл занимал в «трёхзвездии аттических трагиков» [5;126], отмечено старинным рассказом, сопоставляющим трёх поэтов путём соотнесения их биографий с Саламинской битвой (480 г. до н.э.): «сорокапятилетний Эсхил принимал личное участие в решительном бою с персами, утвердив морское могущество Афин, Софокл праздновал эту победу в хоре мальчиков, а Еврипид в этом году родился». [5;126]
Софокл являлся новатором в области драматургии, он «нарушил традицию Эсхила предоставлять три связанные между собой трагедии за один раз и вместо этого предоставлял каждую из пьес, созданную по какому-либо особому случаю, как самостоятельное художественное произведение». [3;129] Так же его заслуга состоит в введении третьего актёра, что разнообразило драматическое действие, он усовершенствовал маски, ввёл расписные декорации. Все перемены имели целью сообщить ходу драмы на сцене больше движения, усилить иллюзию зрителей и впечатление, получаемое от трагедии.
В чём же суть трагедий Софокла? Если у Эсхила воля богов, как правило, справедлива, то у «Софокла она прежде всего всесильна, этический же смысл её скрыт от смертных. Конфликт его трагедий – в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока. Но так как воля богов всесильна, то и люди, осмелившиеся противостоять ей, ярки и необычны». [4;111]
На первом плане у Софокла стоит интерес к человеку с миром его душевных переживаний — его мыслей, страстей, чувств, возникающих у него в той борьбе, которую он ведет за осуществление поставленных целей. «Настоящей основой действия в трагедии для Софокла является воля человека. Твердое решение героя, опирающегося на совершенно ясные мотивы и действия, предпринимаемые для осуществления этого решения через ряд препятствий,— вот в чем состоит существо драмы у Софокла». [2;134]
В образах героев трагедии Софокла (Эдип, Аякс, Филоктет, Антигона и другие) со всей полнотой выразились гражданские и нравственные идеалы античной рабовладельческой демократии эпохи ее расцвета. Этими идеалами были — любовь к родине, почитание богов отеческой религии, высокие моральные качества, соединяющиеся с прекрасным внешним обликов, а у мужчин, кроме того, с большой физической силой и ловкостью воина и атлета. «По свидетельству Аристотеля, Софокл сам говорил, что он изображает людей такими, какими они должны быть. При этом он умеет индивидуализировать рисуемые им характеры, придавая каждому своеобразные черты». [2;134]
Это возрастающее внимание к отдельной личности, самостоятельно делающей свой жизненный выбор, отражало, несомненно, всё большее значение индивидуального начала в общественном строе и культуре классических Афин. О тесной связи творчества Софокла с кругом идей и умственных интересов, господствовавших тогда в его родном городе, говорит также хотя бы то, что многие «диалоги его героев выстроены по всем правилам софистического спора (например, диалог Антигоны с Креонтом, трагедия «Антигона»). Яркие, насыщенные драматизмом трагедии Софокла не раз приносили ему награды в театральных состязаниях того времени». [4;111]
Список литературы:
1) Боннар Андре Греческая цивилизация / Т. 2. От Антигоны до Сократа /
Пер. Волкова О.В. / предисл. Ф. А. Петровского / М.: Искусство, 1991 г.
2) Головня В. В. История античного театра / М.: Искусство, 1972 г.
3) Гранд Майкл Золотая эра Греции / Пер. М.О. Яценко / Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2006 г.
4) Казимеж Куманецкий История культуры Древней Греции и Рима / Пер. В.К. Ронина / М.: Высшая школа, 1990 г.
5) Тронский И. М. История античной литературы /5-е издание / М.: Высшая школа, 1988 г.